"Актёр не попал в один слог - и вся работа насмарку": как озвучивают кино на Свердловской киностудии

Цикл рассказов из жизни Свердловской киностудии

Часть 1 - Звукорежиссер

"Актёр не попал в один слог - и вся работа насмарку": как озвучивают кино на Свердловской киностудии Работа, Свердловск, Киностудия, Фильмы, Россия, Екатеринбург, Длиннопост

Стены комнаты, в которой озвучивается кино, обиты мягкими "иглами", чтобы глушить лишний звук.


– Рома, ты "съел" первую букву, – мужчина в кресле хмурится и перекидывает ногу на ногу. – Давай ещё раз.


В пятницу днём на студии звукозаписи кипит работа – команда из трёх человек трудится над очередным проектом. Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в небольшое помещение, – множество аппаратуры и "мягкие" иглы на стенах.


Мужчина в толстовке и потёртых джинсах, сидящий за компьютером, – звукорежиссёр Владислав Головков. Быстро щёлкая по клавишам, он то и дело произносит: "Ещё раз". За плечами Влада 5 лет обучения в РГППУ на отделении музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения, а также гигантский опыт работы в студии и на съёмочной площадке. Начинал он свою карьеру непосредственно в Свердловской киностудии, некоторое время даже работал в штате, сейчас – её ведущий специалист по звуку. Также он проводит занятия для студентов школы кино по специальности "Звукорежиссура" и студентов смежных профессий: кинооператоров, кинорежиссёров и актёров. В данный момент он работает над очередным рекламным проектом.

"Актёр не попал в один слог - и вся работа насмарку": как озвучивают кино на Свердловской киностудии Работа, Свердловск, Киностудия, Фильмы, Россия, Екатеринбург, Длиннопост

В небольшой комнате есть дверь, ведущая в ещё одну, уже совсем крохотную, комнатушку – тон-бокс. Она совсем маленькая: комфортно там может поместиться один, максимум два человека. Сейчас там актёр Роман, который озвучивает рекламу. Внутри комнаты – большой микрофон, видеоэкран. Стены, потолок, даже кое-где пол – всё обшито теми самыми "мягкими" иглами. Как говорит Влад, они необходимы для звукопоглощения, чтобы не читалась акустика помещения.

"Актёр не попал в один слог - и вся работа насмарку": как озвучивают кино на Свердловской киностудии Работа, Свердловск, Киностудия, Фильмы, Россия, Екатеринбург, Длиннопост

Фразу, которая звучит пару секунд, актёру приходится читать по 20 раз, пока всё не будет идеально.


Несколькими этажами ниже находится ещё одно помещение – тонателье, в котором протекает запись всевозможных шумов. Здесь – всевозможные микрофоны, подушки, есть такая же будка для записи, а ещё деревянная скрипучая дверь, тоже для записи. Когда тонателье не занято под переозвучку, сюда водят экскурсии, и дети могут сами попробовать озвучить мультфильм, который им показывается на экране.

"Актёр не попал в один слог - и вся работа насмарку": как озвучивают кино на Свердловской киностудии Работа, Свердловск, Киностудия, Фильмы, Россия, Екатеринбург, Длиннопост

Это не детские игрушки, а инструменты для записи шумов и спецэффектов.


Работа над проектами может варьироваться от нескольких часов до нескольких месяцев. Если это реклама, то может хватить и пары часов. Это не так быстро и просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы записать фразу, длящуюся 1-2 секунды, может понадобиться много дублей. Если же идёт работа над полнометражным фильмом, то тут, конечно, дольше – от нескольких месяцев до года. Опять же в зависимости от уровня сложности звуковой картинки того или иного фильма.


После 20 минут чтения одной и той же фразы Романа, наконец, отпускают. Работа над записью подходит к концу, и тогда мы начинаем расспрашивать Влада о тонкостях его специальности.


– И как же вы отличаете записи друг от друга и выбираете лучшую? Они же все похожи! – удивляемся мы. И правда, если не вслушиваться в каждый звук и выдох, каждый дубль будет очень похож на другие. Пожалуй, только специалист может увидеть разницу в них.


– Исходить надо из того, что мы видим на экране, – отвечает Влад. – Нужно попасть в настроение, в эмоции, произнести чётко, правильно. Осмыслить каждую фразу. Также нужно ещё и в артикуляцию попасть, что иногда бывает очень сложно. Даже если человек не попал хотя бы в один слог, надо сразу же переписывать. Если есть брак по звуку (например, если актёр, озвучивающий запись, чуть-чуть притопнул), его слышно. И когда такая бракованная запись выйдет в эфир, зритель, даже если не поймёт, в чем дело, услышит, что что-то не так. И потеряет всякий интерес. И вся работа насмарку. Поэтому к звуку мы очень трепетно относимся.


– Можно снять просто замечательную картинку, но, если она не будет озвучена должным образом, ей не будет цены, – добавляет Роман. – Поэтому звук – это почти что 50% всего фильма.

"Актёр не попал в один слог - и вся работа насмарку": как озвучивают кино на Свердловской киностудии Работа, Свердловск, Киностудия, Фильмы, Россия, Екатеринбург, Длиннопост

Сегодня за дверями звукозаписывающей студии работа протекает в основном над рекламой. На вопрос "почему?" ответ простой: заказов на неё больше. Да и времени уходит значительно меньше. К тому же именно на рекламе можно подточить своё мастерство и, как говорится, набить руку.


– Однако сейчас мы заканчиваем полнометражный фильм. Не наш, не Свердловский. На постпродакшн его отдали нам, – добавляет Влад. – Вот, работаем параллельно.


Фильм, которым сейчас занимается Влад и его команда, "Загадай желание" режиссёра Евгения Кравченко и производства Москвы, Челябинска, Ульяновска и Екатеринбурга.


– Нас посоветовали хорошие друзья из Челябинска, они снимали и монтировали фильм. Чистый звук на площадке не писали, поэтому всё собирали с нуля. Трёх главных героев озвучили в Москве, голоса остальных подобрали из наших местных актёров, даже целый кастинг устроили. Потом озвучили диалоги, записали синхронные шумы, подобрали фоны, написали музыку, свели фонограмму в стерео и в 5.1 для кинотеатров. В общем, полный цикл.

"Актёр не попал в один слог - и вся работа насмарку": как озвучивают кино на Свердловской киностудии Работа, Свердловск, Киностудия, Фильмы, Россия, Екатеринбург, Длиннопост

Озвучивание фильмов – ещё более сложный процесс. Перед тем как приступить к работе в студии, на съёмочной площадке набирается чистовой и черновой звук. Если на площадке записан чистовой звук (голоса, шумы и т. п.), то он входит в конечный продукт – в киноленту. С точки зрения съёмочного процесса чистовой звук всегда сложнее. Если нет возможности записать чистовой звук, записывают черновой, а потом все реплики переозвучиваются в студии. В таких случаях актёр заходит в тон-бокс, встаёт перед экраном, на котором высвечено изображение ленты, надевает наушники, слышит черновой звук с площадки, видит сам себя. Его задача – попасть в артикуляцию, произнести всё интонационно правильно, отыграть сцену с нужным посылом и нужной подачей. А дальше задача для звукорежиссёра – обработать запись на уже смонтированном видео до такой степени, чтобы все голоса на нём звучали естественно.


Звукорежиссёр – это такая связующая нить между зрителями и фонограммой фильма. Именно его ушами зритель слушает то, что происходит на экране. На площадке звукорежиссёр всегда требует полнейшей тишины.



На каждом этапе создания фильма для звукорежиссёра есть свои сложности, рассказывает Влад. В съёмочном периоде самая большая проблема возникает при записи чистового звука – посторонние шумы. За соблюдением режима тишины со стороны съёмочной группы бывает трудно уследить, иногда шумы появляются по независящим от звукорежиссёра причинам: самолёт пролетел, перфоратор заработал в соседнем помещении, кто-то музыку включил – всё что угодно.


На этапе студийной записи тоже свои проблемы: довольно часто озвучивать фильмы приходят актёры, не имеющие в этом никакого опыта. Поэтому звукорежиссёр тратит время на то, чтобы обучить их. А в крайних случаях приходится записывать другие голоса. Если же на съёмочной площадке не записали достаточное количество фоновых шумов, у звукорежиссёра новая задачка: придумать, как воссоздать атмосферу фильма. Если нужного материала в фонотеках нет, он вместе со своей командой, вооружившись микрофонами, идёт искать место для новой записи.


– Не зря же за звукорежиссуру "Оскара" дают, правильно? – смеётся Влад.

"Актёр не попал в один слог - и вся работа насмарку": как озвучивают кино на Свердловской киностудии Работа, Свердловск, Киностудия, Фильмы, Россия, Екатеринбург, Длиннопост

На сегодняшний день звукорежиссёр довольно часто сталкивается с режиссёрами и продюсерами, которые рассчитывают на то, что работа со звуком пройдёт довольно быстро.


– Они думают: сейчас всё снимем, а звук на посте доделаем, – делится с нами Влад. – Потом возникает много вопросов, например: как актёр должен попадать в артикуляцию, когда чернового звука не слышно? Текст даже не везде удалось расшифровать... Приходится тратить время не на творчество, а на реставрацию звука с площадки. Если человек адекватный, ему просто достаточно один раз указать на ошибки, они обычно сразу понимают. А те, кто не понимает, недолго остаются в профессии. Эпоха немого кино прошла.


Звук в кино можно разделить на 5 компонентов: речь, музыка, синхронные шумы (то, что мы видим в кадре), фоновые шумы (так сказать, атмосфера) и саунд-дизайн – это эффекты, которые создаются благодаря техническим средствам. Задача звукорежиссёра – собрать все эти компоненты воедино и создать полноценную картину.


– Сейчас у меня примерно 36 дорожек, – добавляет Влад, пролистывая на мониторе цветные полоски. – Но это только рекламный ролик. Если это полнометражный фильм, эти дорожки просто не кончаются! И звукорежиссёр собирает их все. Так, из 128 выходит 6 (для многоканального звука в кинотеатрах). И за всё это отвечает один человек.


Каждый новый проект Влада проходит на разных площадках. Иногда, чтобы набрать чистый звук, он вместе со своей командой ассистентов выезжает в деревню, чтобы записать, например, цоканье лошадиных копыт. Или рано утром, когда дороги ещё не заполнены машинами (а это где-то около 5 часов утра), вооружившись "пушками" и "удочками" – микрофонами с пушистыми наконечниками на длинной "ноге" – записывают звук проезжающего трамвая. Порой это занимает много времени, но зачастую результат оправдывает потраченные часы.

"Актёр не попал в один слог - и вся работа насмарку": как озвучивают кино на Свердловской киностудии Работа, Свердловск, Киностудия, Фильмы, Россия, Екатеринбург, Длиннопост

Скрипучая дверь в тонателье – тоже важный инструмент для звукорежиссёра.


– Потом, когда твой продукт уже выходит на экран, – восторженно произносит Влад, размахивая руками, – ты понимаешь: да, я остался за кадром, да, звукорежиссёра никто не вспомнит. Но тебе будет просто очень хорошо от того, что ты сидишь и слушаешь чистый звук и думаешь: "Класс, это моя победа".


Для человека, занимающегося тем, что ему нравится, Влад не выглядит уставшим, разве что чуть-чуть. Для него 10-часовая работа каждый день только в радость.


– Я не завидую людям, которые целыми днями работают в офисе, – делится с нами звукорежиссёр. – Не понимаю, как им не надоедает? Мне кажется, я бы не выдержал. Я завидую сам себе: такая работа! Это же постоянная смена обстановки, знакомства с новыми людьми, да и просто занятие для души.


Сразу спрашиваем: сколько же Влад получает за такую работу?


– А нет зарплаты у нас, за еду мы работаем, – отшучивается он, но потом добавляет:

– Вообще, на жизнь вполне себе хватает.


За Фото чпасибо  Маргарите ВЛАСКИНОЙ / E1.RU

1
Автор поста оценил этот комментарий
Вот фиг знает как он 10 часам на студии радуется. Я нифига не спец, но так уж вышло что бесплатно доступна реп-точка/студия. Помимо того что за два часа мы записываем одну партию инструмента, перезаписывая ее раз по дцать, так еще и обработка занимает полчаса если ее больше. Компрессор, эквалайзер, всякие эффекты, где-то включить, где-то выключить...
Один раз я школьников выпускников записывал, для уровня выступить на выпускном - они были норм. Но записывал я из два дня по три чааа. Два трека. Еще неделю я чистил, выравнивал, делал партию барбанов.... А уж тюн вокалиста....
Короче, видать любит он свое дело. Я больше трех часов выдержать не могу))
раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Работал в 1990ых в пермской телекомпании "Ветта" помошником оператора. Однажды наш невзъебенный звукорежиссёр проебался в ебенях. Говоря "Невзъебенный, я нисколько не утрирую, это был специалист. Что он делал в ебучем клоповнике "Ветта", непонятно. В общем в этой днищенской компании не нашлось специалиста ему на замену, и так получилось, что я стал выстраивать звук на микшере. Там было два ведущих диктора: мужчина и женщина, и приходящие, для погоды и прочего скама.

Я нарисовал себе график, и выстраивал микшерский пульт визуально, чтобы время не тратить. Т.е. 1 раз подобрал настройки без громыхания по частотной под диктора, а потом тупо рисовал график из сопротивлений на микшере. Сейчас насколько я понимаю, всё проще. Этот график даже не надо набирать, достаточно сохранить в памяти микшера. Выебоны ТС мне непонятны, даже насчёт звукопоглощающей поверхности.  Я снимал звук в бетоной комнате, он там реально летал, создавал эхо, я умудрялся убрать этот шум только настройкой микшера.

раскрыть ветку
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Вот прикольно будет, если это группа саншайн, колдфильм или хамстер)
Автор поста оценил этот комментарий
Я постоянно практикующий концертный звукач с 18-летним трудовым опытом в индустрии и мне пи3дец как непонятно, дико подгорает, почему такой кривой баланс речи к остальным звукам в русских современных лентах, вот нихера иногда слов не разобрать! Из шалманов звукачей в рускино чтоли набирают?