Серия «Всратые сказки»

Книжная лига
Серия Всратые сказки

Как мифы и народные сказки превратились в Звёздные войны

Вы когда-нибудь задумывались о том, откуда вообще берутся подобные истории и сюжеты? Какие идеи взяты за основу, что послужило вдохновением и вообще? Ну вот, возьмем молодого ещё Лукаса его Новую надежду из 1977 года, которая тогда называлась ещё просто “Звездные войны” без номеров, приквелов и компьютерных жоп тягловых животных на весь экран. Что если я скажу, что мотивы этой истории пришли из мифов и сказаний, которые старше человеческой письменности?

Как мифы и народные сказки превратились в Звёздные войны Мифология, Star Wars, Звездные войны IV: Новая надежда, Сказка, Мифы, Мат, Длиннопост

Но давайте обо всём по порядку. Что у нас в сюжете? Молодой вьюноша, который живет с родней, пашет у земли, всё такое, но тут ему приходится отправляться в путешествие, в котором он находит наставника, новых друзей, врагов, а в финале сражается с антагонистом и озалупливает последнего, возвращаясь обратно героем. Ничего не напоминает? Я вот как человек необразованный, долгое время смеялся над тем, что Эрагон, всякие там игры Эндера, и даже ДУМ с его сюжетом на салфетке буквально слизали костяк сюжет с Звездных войн.

Вот только это совсем не так. Точнее, ЗВ тут не является первоисточником от слова совсем. Есть такое популярное понятие, как мономиф. Оно счас в мейнстриме, его пихают куда попало, тут мономиф, там мономиф, и аниме про киберпанк мономиф, и приключения попаданца в 1941 год мономиф, и вообще мой поход за хлебом тоже мономиф. Это здорово, это элитарно звучит, вот его и тянут везде, где только можно. Но это скорее мода, ведь чуть ранее фанаты сериала Сообщество форсили так называемый Круг истории Дэна Хармона из восьми частей, созданный фактически для написания сценариев к ситкомам (привет Рику и Морти с его отсылочками на этот круг в седьмой серии шестого сезона). И если так копать, можно дойти до античных деятелей, которые делили сюжеты по типам, но тут уже кажется, что копаем мы не в ту сторону.

Сам Лукас неоднократно говорил, что вдохновлялся книгой ученого Джозефа Кэмпбелла “Герой с тысячью лиц”. Это такой ядреный труд на тему мифов народов мира, который как раз вводит в оборот понятие мономифа. Согласно ему, все мифы народов мира похожи между собой, и имеют общую структуру, которая характеризуется следующими тремя стадиями:

  • Герой получает призыв. Понятно, что тут в силу определённых причин человек получает мотивацию, чтобы двигаться по сюжету. Это могут быть репрессии имперских штурмовиков, расстрел царской семьи, шило в жопе, что угодно. Короче, сепарация, где человек отрывают от привычного образа жизни и перемещается в другой мир (сверхъестественный для себя).

  • Прохождение испытаний, где герой проходит через ряд приключений, встречается с наставником и/или друзьями, и получает награду, перерождаясь в героя под песню Queen — Prinses of the Universe.

  • Возвращение домой, где герой либо получает награду и сидит как царь во дворца, либо меняет мир ко всеобщему удовольствию.

Как мифы и народные сказки превратились в Звёздные войны Мифология, Star Wars, Звездные войны IV: Новая надежда, Сказка, Мифы, Мат, Длиннопост

И если рассматривать Новую Надежду с такой стороны, то сюжет Лукаса следует этому построению сюжета чуть более, чем полностью. Это прям более чем очевидный мономиф, созданный буквально по теории. И именно по этой причине очень многие произведения, похожие структурно на Новую Надежду от Хоббита до Дума 2016 года, на самом деле растут ногами не из Люка Скайволкера, а из теории мифов.

Вроде бы просто. Но какой-то червячок сомнения меня грыз. Несмотря на то, что труд Кэмпбелла лег в основу голливудской методички про трёхактную структуру произведений, внутри этих актов получается так много свободы действий, что структура начинает теряться, а понятие мономифа размывается до практически неосознаваемого. Но ведь сюжет Новой Надежды до боли похож на обычную волшебную сказку! А кроме того, вряд ли в Древней Греции кто-то просто взял и написал с нуля свою историю - назвал это мифом и с тех пор на него дрочат все культуры. Поэтому ничего не мешает мне включить СПГС и спуститься ниже по истории.

Как мифы и народные сказки превратились в Звёздные войны Мифология, Star Wars, Звездные войны IV: Новая надежда, Сказка, Мифы, Мат, Длиннопост

Я обратился к Проппу. Звучит как спиритический сеанс с древним греком, но нет, это советский ученый Владимир Пропп, который съел собаку на волшебных сказках. Метафорически, конечно, но при этом в 1928 году он выпустил книгу “Морфология сказки”, где собрал и обобщил структуру сказок народов мира на примере русских народных сказок. Знаю, знаю, в моем исполнении это звучит очень сомнительно, однако сам ученый ссылается на строение полинезийских, сибирских, американских (индейских), индийских, греческих и многих других сказок, которые, несмотря на разницу персонажей, обладают схожими элементами.

Ну то есть как это выглядит. Индеец Длинное Перышко отправляется на поиски жены, унесённой каким-нибудь белым оленем, и находит пещеру с духом, который потчует героя, после чего тот отправляется на поиски жены со всяким волшебным стаффом. Это точь в точь повторяет сюжет сказки про Ивана-царевича, который отправляется за невестой, спижженой Кощеем бессмертным. Пропп сделал то, что не смогли сделать многие исследователи до него, которые делили сказки на персонажей — потому как можно заменить бабу ягу на какого-нибудь Вишнапутну, и сказка останется сказкой. Пропп поделил весь объем сказок (а их сотни) на тридцать функциональных элементов, из которых, как из кирпичиков, можно собрать буквально любую классическую историю:

I. Один из членов семьи отлучается из дома;
II. К герою обращаются с запретом;
III. Запрет нарушается;
IV. Вредитель пытается произвести разведку;
V. Вредителю даются сведения о его жертве;
VI. Вредитель пытается обмануть свою жертву;
VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу;
VIII. Вредитель наносит одному из членов семьи вред или ущерб;
VIII-a. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо;
IX. К герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают;
X. Искатель соглашается или решается на противодействие;
XI. Герой покидает дом;
XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр.;
XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя;
XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство;
XV. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;
XVI. Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу;
XVII. Героя метят;
XVIII. Вредитель побеждается;
XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется;
XX. Герой возвращается;
XXI. Герой подвергается преследованию;
XXII. Герой спасается от преследования;
XXIII. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну;
XXIV. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания;
XXV. Герою предлагается трудная задача;
XXVI. Задача решается;
XXVII. Героя узнают;
XXVIII. Ложный герой или вредитель изобличается;
XXIX. Герою дается новый облик;
XXX. Враг наказывается;
XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется.
Промотал сюда? Молодец, это я чисто для информации приложил!

Как мифы и народные сказки превратились в Звёздные войны Мифология, Star Wars, Звездные войны IV: Новая надежда, Сказка, Мифы, Мат, Длиннопост

А вот и сам Владимир Яковлевич

Мощно, да? Выглядит жутко, однако это куда как более подробно, чем у Кэмпбелла, а главное — это то, что объединяет Звездные войны и сказку про Ивана-царевича, потому что, как мы понимаем, растут они из одной культурной базы. Не верите? Давайте разберем сюжет Новой надежды по функциональным элементам:

  1. К герою обращаются с запретом (Запрет на покидание фермы);

  2. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо (пропажа дроида);

  3. Вредитель пытается произвести разведку (поиски дроидов штурмовиками);

  4. Вредителю даются сведения о его жертве (находят семью Люка);

  5. Запрет нарушается (Люк отправляется за дроидов в опасную пустыню);

  6. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника (нападение на Люка, встреча с Беном Кеноби, который вводит Люка в курс дела);

  7. В распоряжение героя попадает волшебное средство (световая шашка);

  8. Вредитель наносит одному из членов семьи вред или ущерб (убийство семьи Люка);

  9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают (пересекается сразу два варианта — сначала Бен Кеноби уговаривает Люка полететь к Лее (мотивация недостачи царевны тоже присутствует), затем Люк узнает о смерти семьи);

  10. Искатель соглашается или решается на противодействие (Люк соглашается сопровождать Кеноби);

  11. Герой покидает дом (Люк летит на Альдераан);

  12. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;

  13. Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу (штурм звезды смерти);

  14. Начальная беда или недостача ликвидируется (освобождается принцесса, она буквально принцесса, карл, герои съебывают);

  15. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну (Люк прилетает на базу повстанцев на Явине);

  16. Герою предлагается трудная задача (уничтожить Звезду Смерти через погружение торпеды в двухметровую форточку);

  17. Задача решается (Звезда озалупливается);

  18. Герой вступает в брак и воцаряется (не совсем корректно, по классификации это подпункт с3 — денежное и прочее обогащение при развязке, награждение всех причастными золотыми звездами героя).

Как мифы и народные сказки превратились в Звёздные войны Мифология, Star Wars, Звездные войны IV: Новая надежда, Сказка, Мифы, Мат, Длиннопост

Примерно 100%, что Лукас НЕ знал о работе Проппа, когда создавал Новую Надежду, но это в принципе ничего и не поменяло бы. Однако чем мне нравится такой функциональный анализ — мы же получили буквально волшебную сказку! То есть теперь мы можем заменить героев на других, место действия, декорации — но при этом структура сохранится от и до. Замени Люка на Ивана-царевича, Дарта Вейдера — на Кощея, Звезду Смерти — на Горыныча — и ты получишь не просто историю с узнаваемыми персонажами, а буквально аутентичную русскую народную сказку. Поменяй действующих лиц ещё раз — и получишь полинезийскую, казахскую, эскимосскую, североамериканскую сказки — и все они будут восприниматься на уровне подсознания. Прям в комментах можно написать полноценную самостоятельную историю, но идентичную по структуре. Возьмется кто написать киберпанковскую сказку?

Но мы выяснили пока только про то, что все эти истории-мономифы имеют общую структуру, которую можно разложить на функциональные элементы, и что между собой звездные войны могут быть похожими на сказки племен, никогда эти ваши Звездные войны не видевшие по причине того, что вымерли за несколько тысяч лет до этого. Как вообще получилось так, что истории подобного плана возникли? Почему элементы именно такие? Из какой древности Лукас заимствовал путешествие героя из дома с превозмоганием главгада и последующей наградой? Оказывается, ОЧЕНЬ из древней.

Как мифы и народные сказки превратились в Звёздные войны Мифология, Star Wars, Звездные войны IV: Новая надежда, Сказка, Мифы, Мат, Длиннопост


В 1946 году Пропп выпустил ещё одну книгу, в которой подробно разбирает исторические корни волшебных сказок, Называется она — “Исторические корни волшебной сказки”, вы же не ожидали чего-то другого? И вот тут я даже не знаю, как вместить 500 страниц книги с примерами в одну статью, ибо материала получается ТАК ДОХУЯ, что книгу можно перепечатывать целиком, а вам либо придется поверить мне на слово, либо идти читать самим (не заставляю, но одобрительно киваю головой). И всё же я попробую. Дело в том, что мифы и сказки проходят свой жизненный путь, который можно проследить благодаря некоторым первобытным сообществам, существующим и по сей день, а также некоторым историческим источникам, которые чудом, не иначе, дожили до наших дней.

  1. Вначале традиция и обычай закрепляется. Чаще всего это какие-то прарелигиозные мотивы типа а давайте скормим бабу крокодилде, чтобы урожай лучше рос? Без шуток, если начать копаться в этих исторических периодах, хочется закричать — ЧТО Ж ВЫ СЕБЯ НЕ БЕРЕЖЕТЕ! Там буквально в каждой культуре приносят своих в жертву, и в сказаниях считают это благом и честью для жертвы. Так рождаются мифы о принесении жертв всяким Китам, Горынычам, Кетцалькоатьфу, клавиатуру сломаешь.

  2. В какой-то момент развития общества наступает отказ от традиции (например, принесение девки в жертву не работает и наоборот), и вперед выступает мотив отказа от традиции. Тупо змееборство, сражение героя с Гидрой и прочим.

  3. Момент разложения образа. Борьба с Гидрой, немецким львом и прочими геракловскими антагонистами переходит в разряд “потому что”. Герой просит избушку подставить зад лесу потому что так принято. Теряется первоначальная смысловая связь с бросанием бабы крокодилде, зато остается история о Геракле сама в себе.

И что характерно, если мы всё же будем искать исторические корни путешествия Люка Скайуокера (потому что мы можем!), то мы придём к следующему.

  1. Люк — неофит, подросший для инициации обряда вступления во взрослую жизнь;
    встреча с Беном Кеноби — наставничество старшим товарищем, шаманом, которые проводит обряд;

  2. Смерть дяди и тети, разлучение с семьей и планетой — процесс обряда, подразумевающий метафорическую смерть неофита, переход в альтернативный мир, в преданиях чаще всего мир духов или мир мертвых);

  3. Приключение на звезде смерти — обряд поглощения и перерождения (не, вы прикиньте, разные народы мира и этим баловались, в метафорическом виде, и это дошло аж до библии с поеданием Ионы китом. Про Vore-фетиши вообще умолчу)

Как мифы и народные сказки превратились в Звёздные войны Мифология, Star Wars, Звездные войны IV: Новая надежда, Сказка, Мифы, Мат, Длиннопост

И так далее. Вы скажете, что это натягивание совы на глобус? Да, однозначно. Скажете, что в этом нет смысла? Нет, смысл в этом есть. Не знаю, как вам, но я из тех людей, которые хотят дойти до сути всех вещей, что бы там Кант ни говорил. Да, разумеется, Лукас не копал ничего такого, он пользовался только тем, что у него было — японское кино про самураев, книгу Кэпбелла про мономиф и своим воображением. Вот только всё, что нас окружает, вся культура вокруг нас выросла из того, что было до нас создано нашими предками. Наши представления о добре и зле впитаны нами с лубочными сказками, те основаны на древних сказаниях, которые пришли в общество из родоплеменного строя, в котором культура формировалась буквально с первыми представлениями о мире, богах и окружающем мире вообще. Неужели не круто проследить, как пещерный человек дошел до электрической сабли?

Ну и плюсом — теперь, когда об этом знаете вы, вам нет нужды давить из себя шедевр, придумывая свои сюжетные ходы с нуля. Всё придумано до вас, а вам можно лишь взять инструменты в руки и перевернуть мир, как это когда-то сделали Звездные войны со своей историей, интуитивно понятной даже детям.

В пятницу, как положено - очередная серия еженедельного пересказа. А пока - сердечно благодарю тех семерых сверчеловеков, которые поддержали мой предыдущий пост. Если желаете составить им компанию, то вот: https://pay.cloudtips.ru/p/24b55a90. Всем пока!

Как мифы и народные сказки превратились в Звёздные войны Мифология, Star Wars, Звездные войны IV: Новая надежда, Сказка, Мифы, Мат, Длиннопост
Показать полностью 7
Книжная лига
Серия Всратые сказки

Пончик, печенье, хищное заливное и сексуальные аналогии - всё что вы не знали о Колобке

Вы думаете, вы знаете колобка? Эту невинную сказку о том, как нерадивое создание любящей семьи покидает отчий дом, чтобы стать жертвой мошенников? ВЫ НИЧЕГО НЕ НЕ ЗНАЕТЕ О КОЛОБКЕ! Лунные циклы, языческие символы, символизм влагалища в поедании хлеба – это даже не всё, что связано с этой сказкой. Заваривайте чаек, садитесь поудобнее, ведь счас тот ненормальный, который пересказал Сильмариллион, расскажет вам всё, что вы не знали о говорящей булке.

Пончик, печенье, хищное заливное и сексуальные аналогии - всё что вы не знали о Колобке Сказка, Колобок, Мат, Длиннопост

Я думал, что сказка о Золушке, которую я разбирал несколько месяцев назад, имеет какие-то там мудреные подтексты, но тогда я ничего не знал о самом обычном Колобке. Короче, для непосвященных, начнем издалека. Можно подумать, что всякие диснеевские адаптации классических сказок типа Белоснежка и семь негров, Мале-фифти-сента и тому подобное нагло спиздили и испортили классические сказки. Можно даже возмутиться – ах вы уроды, что ж вы с классикой делаете! Но типа нет, Дисней не придумал ничего нового. Дело в том, что есть такая фигня, как Бродячий сюжет – он даж в науке так называется. Это означает, что есть некий архетипичный сюжет, который все пиздили друг у друга так часто, так много и так давно, что уже никто не знает, откуда этот сюжет произошел. Та же Золушка корнями уходит едва ли не в Египет, и это только то, о чем мы знаем. А с Колобком ещё хуже.


Начнем с того, что аналоги сказки про говорящую еду, которая получает пиздюлей за неповиновение, встречаются практически везде в европе, америке и частично в Азии (до этого, как и до кровожадного холодца, мы ещё дойдем). Так ведь это ещё и цепочная (или по благородному – кумулятивная) сказка. Что это значит – у нас есть цепь повторяющихся событий, раз за разом в надежде на изменение.

Пончик, печенье, хищное заливное и сексуальные аналогии - всё что вы не знали о Колобке Сказка, Колобок, Мат, Длиннопост

Накал всё увеличивается и в итоге наступает развязка. В колобке это дед с бабкой, заяц, волк, медведь и по итогу лиса. Прям по классике. Из известных примеров – "Репка", (читайте, плюсуйте, и за неё я тоже возьмусь), "Дом, который построил Джек" и серия игр Assassin's Creed, потому что они уже достигли комедии с викингами-асассинами. Ну так вот, суть кумулятивных сказок в том, что они предельно просты, и в подавляющем большинстве случаев предельно архаичны. То есть этот сюжет придуман был скорее всего едва ли не раньше письменности, и потому так расползся по планете. Плюс к этому, кумулятивные сказки очень просты для понимания и с их помощью детям прививают простейшие и элементарные понятия, принятые в обществе.


Но какой же разбор сказки без её сюжета? Поехали, как положено - во всратом пересказе:

Жили-были два классических пролетария – Дед да Бабка. Как полагается пролетариям, не было у них ничего кроме их цепей. Даже еды. И потому, собрав то последнее, что могли дать закрома родины, бабка испекла Колобка – румяного эгоиста, индивидуалиста и тунеядца, который не пожелал быть витриной народного хозяйства пролетариата, и потому, не желая служить на благо родины, он укатился с подоконника и отправился за границу, рассказывая о том, как ему благодаря его предпринимательским умениям удалось избежать репрессий.


По дороге он встретил Зайца, который, несмотря на шебутной и вороватый вид, оказался жадным эксплуататором, и попытался присвоить себе результаты труда народного хозяйства Деда и Бабки. Однако Колобок, закричав об ущемлении хлебобулочных меньшинств, сумел уйти от жадного и вороватого эксплуататора. Спустя некоторое время Колобку повстречался Волк, который оказался агрессивным рэкетиром и также попытался завладеть круглым и румяным капиталом Колобка. Однако Колобок, считающий себя достаточно поднаторевшим антирейдером на предыдущих случаях, быстро поменял место дислокации, и Волк снова остался ни с чем.


Далее Колобок столкнулся с Медведем, который в лучших традициях монополиста попытался наложить лапу на аппетитные активы Колобка, но тот со знакомой уже песней укатился в оффшоры и Медведю он не достался. И тут он повстречал Лису. Та  предложила переписать все активы Колобка на себя, и тот, чуя угрозу, собрался было паковать вещи, рассказывая о своем успешном предпринимательском опыте и уходу от налогов. Однако Лиса сделала второй заход, предложив инвестировать в Колобка, если тот презентует свой бизнес-план. И тут колобок повелся на провокацию. На личной встрече он снова начал презентацию того, насколько он хороший предприниматель, и как успешно ему удалось выжить под давлением разных акул лесного бизнеса. И вот тут, пока он рассказывал о своих коррупционных схемах, его и повязали, потому что лиса оказалась сотрудником ОБЭП под прикрытием, которая и сцапала Колобка. Мораль проста: слишком много пиздеть – вредно для здоровья.

Пончик, печенье, хищное заливное и сексуальные аналогии - всё что вы не знали о Колобке Сказка, Колобок, Мат, Длиннопост

Что характерно, В сказке понятно вроде бы всё кроме одного – да кто это ваш колобок нахуй? У нас в семье как-то не принято было печь мучные глобусы. И вообще вы много шарообразных булок видели? Но к счастью для нас лингвисты нарыли этимологию слова. Причем лингвисты так старались, что некоторые их источники едва ли не противоречат себе.

1. Слово "колоб" означает в принципе то, что и должно – скатанный ком теста, практически клёцка. Где-то на раскопках древних тверских языков нашли также варианты "Колобуха", то бишь галушка, или "Колобан", сиречь толстая лепешка. Но в принципе ни один из этих вариантов не похож на зерновой макет планеты, запеченный в печке.

2. В древнерусском есть слово "коло" - в значении "колесо". Отсюда такие вещи как "колобродить". Даль в этом плане пошел ещё дальше, и привел пару других емких определений. Колобойство – мука с упрямым, упорным человеком. "С неслухом одно колобойство". "Колобойничать" – поживляться то тут, то там.

3. В толковом словаре Ушакова Колобок записан как "небольшой круглый хлебец". Как вы можете обратить внимание, чем больше мы ищем, тем более плоский и приземленный вид начинает приобретать история.

4. В русской народной кухне есть такое понятие как "колобовый пирог", в который пихали разное на усмотрение повара.

5. Ульяновские ученые пытались присвоить себе родину Колобка, сославшись на то, что в Поволжье Колебяткой называли остатки теста.


Короче говоря, мои невероятные дедуктивные способности позволили установить, что колобок - это что-то съестное. Но вот его форма и цель могут различаться от состояния "лепешка в форме колеса" до состояния "хтонический мучной колоброд". В какой то момент даже начинает казаться, что колобок из Последнего богатыря – не такая уж и отсебятина в свете всех возможных значений. Но оказывается, все гораздо проще, если обратиться к изначальному варианту сказки, в котором он впервые появился на страницах печатных книг. В 1873 году Александр Афанасьев опубликовал большой сборник славянских сказок, в которых и фигурирует Колобок (есть упоминания более ранних источников, но подтверждения я не нашел). Ну так вот там Колобок представлял собой просто толстую лепешку!


Это уже потом, в следующих версиях колобка начали раздувать, чтобы упростить его механику передвижения, а к началу первой мировой войны ему вообще приделали руки и ноги. Наверное чтобы мог с винтовкой в атаку идти, я не знаю.

Пончик, печенье, хищное заливное и сексуальные аналогии - всё что вы не знали о Колобке Сказка, Колобок, Мат, Длиннопост

К счастью, к настоящему времени колобок избавился от рук и ног, превратившись в стандартный смайл, но шарообразная форма осталась. Видимо, детям так было проще объяснять, как он катался. И в принципе на этом можно было закончить – как всегда, народная память раздула из мухи слона, то есть из лепешки надула полноценного колобка. Но едва ли она виновата в этом!


Дело в том, что я уже говорил – сюжет про Колобка встречается практически везде, где есть какая-либо еда, и потому ч нашего круглого бунтаря есть немало родни:


Пряничный человечек. Как бы да, это по смыслу один из самых ближайших родственников колобка! Разница заключалась лишь в том, что это была печенька в форме человечка, которая быстро сделала ноги, и позже бегала от разных людей, коровы, свиньи, но встречу с Лисой он традиционно не пережил. Этот вариант появился в американской печати всего спустя два года после публикации сказки о Колобке в России. И тут можно возмутиться, мол, праааклятые пиндосы украли ещё и наши сказки, но нет, она просто попала в печать в 1875 году, известна она была раньше – и вы правильно подумали, что эта сказка – эмигрант из Старой Европы. ЧТо характерно, в этом варианте сказки лиса не сразу сожрала печеньку, и тот долго орал что-то типа "О НЕТ МЕНЯ СЪЕЛИ НА ЧЕТВЕРТЬ, А ТЕПЕРЬ УЖЕ НАПОЛОВИНУ ЗА ЧТО ГОСПОДИ Я ТАК МОЛОД НУ ПОЧЕМУ МИР ТАК ЖЕСТОК". Люблю детские сказки.


Джон-из-теста. Собственно практически полный аналог сказки, пришедший, кажется, из английского фольклора. Важно! В английском варианте он звучит как John Dough – или "Джон Доу", но не путайте его с понятием "Джон Доу", ибо первое – это персонаж сказки, а второе –неопознанный труп, анонимное лицо или вовсе мужская сторона в юридических разбирательствах в США. А Джон До это вообще порноактер. Если не хотите, чтобы по усам текло, а в рот не попало – не путайте!


Джонни-пончик. Вот это прям натуральная копия сказки про колобка, с той лишь разницей, что главный герой там – пончик, который как колесо смазывает лыжи от людей.

Пончик, печенье, хищное заливное и сексуальные аналогии - всё что вы не знали о Колобке Сказка, Колобок, Мат, Длиннопост

Но и это ещё не всё! Помните клецки, галушки и прочее? Так вот, в восточной европе можно встретить несколько десятков вариаций мучной продукции, имеющей шарообразную или просто круглую форму, которая покидает своих хозяев. Один из самых популярных вариантов – блин. Есть варианты сказки "Блин, "Большой жирный блин", "Беглый блин" и что-то про галету родом из Франции.


Но дальше всех пошли венгры со своей сказкой "Пельмень". В их варианте фигурирует, внезапно, не пельмень, а такая фигня как gömböc (не ебу как произносится), что является венгерским вариантом головного сыра. Только не подумайте, что это сыр - не, это скорее что-то похожее по смыслу к заливному, мясной желешке, которая выглядит примерно вот так:

Пончик, печенье, хищное заливное и сексуальные аналогии - всё что вы не знали о Колобке Сказка, Колобок, Мат, Длиннопост

Так вот по сюжету венгерской сказки, это заливное схавало семью, которая его приготовила, а потом пошло жрать всё подряд, даже небо, даже...короче,  последним существом, которое встречает заливное, оказывается свинопас, который вскрывает его как шампанское и выпускает всех на волю. Вы чувствуете, какой красношапочный вайб несет венгерская вариация сказки про колобка под названием "Пельмень"?


Так или иначе, вариаций сказки – реально десятки, и если вам известны какие-нибудь интересные, кидайте их в комменты. Например, в Абхазии есть сказка "Куамачама", где роль колобка играет бараний желудок, но он тоже жрет всех подряд, как и венгерский пельмень-мутант.


Ладно, с этим вроде тоже разобрались, но какой смысл несет сказка? Кто и почему встречает колобка, зачем это всё? Дилетант может подумать, что смысл сказки заключается в донесении простой истины – не выебывайся, слушай родителей, не отрывайся от корней, сука, а то этот мир тебя сожрет. И если вы думаете так, то вы в принципе адекватный человек и всё у вас хорошо. Но мы то тут не за этим!

Пончик, печенье, хищное заливное и сексуальные аналогии - всё что вы не знали о Колобке Сказка, Колобок, Мат, Длиннопост

И я сразу предупреждаю, что я не знаю, насколько те или иные версии имеют под собой основания для жизни, равно как и не могу ручаться за психическое здоровье авторов таких теорий, я лишь пересказываю то, что нашел сам.


Подношение богам

По одному из вариантов, раз уж Колобок пришел к нам из седой древности, то и нести он должен в себе древний языческий посыл. Например, на что он больше всего похож? На блин, который сам является похожим на солнце, Ярило, а следовательно, Колобок – олицетворение солнца и подношение ему, а неповиновение богам привело к тому, что лиса сожрала его. Потому что не шути с богами, сука! Естественно, сказка видоизменялась, и христианская этика внесла свои коррективы, как и во всякие праздники типа Масленицы, и все стало более менее похоже на то, что и сейчас.


Древнеславянский лунный календарь

Если вы пойдете по улице и вам на голову упадет кирпич, то есть вероятность, что когда вы очнетесь, то сочините теорию, достойную нашего следующего автора. Если вы не знали, уже тысячи лет назад славяне знали про 9 планет (это они не знали тогда, что Плутон исключат из их списка, кек), имели свой удобный календарь и множество других знаний, которые сейчас забыты. И согласно автору статьи, сказка про Колобка – это и не сказка вовсе, а пособие по астрономии для детей. Приводится ссылка на неизвестный вариант сказки, в котором бабка за 4 цикла испекает колобка (что символизирует растущую луну), потом оставляет его на окне (полнолуние), а тот сбегает, после чего каждый из 4 зверей отгрызает от него по куску (убывающая луна). Правда, символизм зверей отличается от того, к которому мы привыкли, но это всё потому, что мы просто забыли тайные знания древних славян.


Ну так вот, Луна за свой цикл проходит зодиакальные созвездия, которые ранее (когда, кем, зачем?) назывались Сварожьим кругом. И созвездия Лебедя, Ворона, Вепря и Лисы так сказать, отгрызали у луны по кусочку. Всё по секретным берестяным грамотам.

Пончик, печенье, хищное заливное и сексуальные аналогии - всё что вы не знали о Колобке Сказка, Колобок, Мат, Длиннопост

Но если вы думаете, что этот поток базированной информации - лучшее, что у нашел, то нет.

Если хотите найти хуй – обратитесь к Фрейду. А поскольку сказка про Колобка у нас весьма древняя, то и в её создании у нас принимало участие бессознательное, которое имело в виду - правильно. Я даже пересказывать не буду, лучше приведу цитату:

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся коннотации персонажей: заяц – трусость, волк – злость, медведь – сила, лиса – хитрость. В свете принятой аксиомы о положительном смысле сказки, применим прием позитивной реинтерпритации: заяц – это осторожность, волк – ярость, медведь – сила, лиса – находчивость. Выходит, что на этом смысловом уровне, сказка «Колобок» – это жизненная история последнего сына, который от бедности и безысходности отправился в путь-дорогу, в результате приключений повзрослел (заматерел), а в концовке женился и осел на новом месте (символизм глотки, как вагины, с точки зрения психоанализа достаточно очевиден). Кроме того, напомним классическую схему ритуала инициации, предложенную Арнольдом де Геннепом: ритуальное выделение индивида из коллектива – пограничный период (фаза ритуальной смерти или бесстатустность) – реинкорпорация в коллектив, но уже в новом качестве.

Короче говоря, Колобок – это история реинкорпорации бедного блудного сына в чужую пизду. Фрейд был бы рад.


Но иногда, мне кажется, лепешка - это просто лепешка. Давайте не забывать, что Колобок - это детская сказка, задача которой - развлечь детей и привить им самые элементарные понятия и представления. Существуют ещё десятки трактовок сказки, связанные с особенностями жизни древних людей, чуть ли не до мамонтов, но маленьким детям нахуй не нужны секретные коды древних славян от языческих ядерных ракет, им нужно в игровой форме донести - не доверяй первому встречному, не отрывайся от семьи, не разговаривай с незнакомыми, не подписывайся на Пикабу на авторов, которые тратят полночи на изучение теории, в которой колобок - христианская репрезентация коловрата.


Если вы дочитали до этого момента, огромное вам всем спасибо) Если кто-то хочет поддерживать такие посты, а также для жителей приложений, в которых нет донатов, ссылка вот: https://pay.cloudtips.ru/p/24b55a90

Телега

Вкшечка

Ютуб

ДТФ

Показать полностью 8
Книжная лига
Серия Всратые сказки

Каннибализм, членовредительство, рабство - всё, что вы не знали про Золушку

А вы вообще когда-нибудь задумывались, почему главную героиню одной из самых известных сказок зовут Золушка? Это не самое популярное имя, знаете ли, да и нелюбимых детей у нас чаще зовут "Слышь, ты" и "Идиот", но не Золушкой. Я попытался найти ответ на этот вопрос, но оказалось, что оригинальные истории о ней скрывают куда как больше.

Ну что ж, давайте сделаем подарок всем футфетишистам и разберемся в этой истории!

Каннибализм, членовредительство, рабство - всё, что вы не знали про Золушку Книги, Золушка, Пересказ, Сказка, Мат, Длиннопост

В России сказка о Золушке появилась благодаря не кому нибудь, а самому Тургеневу. Он взял популярную в Европе версию Шарля Перро а адаптировал её на великий и могучий. Имя главной героини он тоже перевёл, и нелюбимая падчерица получила прозвище в честь ящика с золой, на котором она отдыхала между дебильными заданиями от собственной мачехи. Что характерно, изначально ей дали имя Замарашка, что по смыслу тоже подходит, но не слишком благозвучно. Да и в оригинале её имя звучало как Cinderella, что переводится как зола или пепел. В итоге, общественность, видимо, выбирая между вариантами Золушка и Пепельница, остановилась всё же на том, что лучше звучит.


Забавно, но я встречал варианты, в которых люди вели происхождение Золушки от слова "золото". Странно, но забавно, и с вопросом происхождения имени Золушка я вышел в интернет. И вот что он показал:

Каннибализм, членовредительство, рабство - всё, что вы не знали про Золушку Книги, Золушка, Пересказ, Сказка, Мат, Длиннопост
Каннибализм, членовредительство, рабство - всё, что вы не знали про Золушку Книги, Золушка, Пересказ, Сказка, Мат, Длиннопост

А, вон оно что. Кажется, хватит с меня интернета на сегодня.

Ну что ж, учитывая потребность Золушки в доминировании и любви принца к её ногам, можно сделать вывод, что семейная жизнь у них должна была сложиться удачно.


Ну да ладно, давайте теперь к сюжету. Мы же тут собрались читать всратые пересказы, да? Да?!

В обычной рабоче-крестьянской семье случается беда - хранительница очага и по совместительству мать Золушки заболевает и умирает. Житие было тяжкое, народное хозяйство требовало рабочих рук, и отец женится на местной буржуазной капиталистке с двумя мерзотными прицепами. И потому вскоре мачеха начинает делать то, что делают все капиталисты - начинает ущемлять рабочий класс в лице падчерицы, принуждая её к рабскому труду и присваивая результаты её труда.


Однако время для мировой рабоче-крестьянской революции ещё не пришло, и у Золушки не оставалось ничего кроме её цепей и лохмотьев. Местный эксплуататор Принц устраивает бал, на который приглашает всех желающих. Естественно, буржуазия в лице мачехи, почувствовала запах прибыли, и вместе со своими дочками собралась на бал, а рабоче-крестьянский класс был оставлен дома заниматься тяжким трудом, извлекая из средств производства прибыль для капиталистов.


Однако когда все уехали, к Золушке явился представитель иностранного капитала в виде крёстной феи, которая выдала крестнице кредит на дело мировой революции - нарядное платье, хрустальные туфельки, карету из тыквы, а также через идеи интернационала крысы и ящерица под лозунгом "от каждого по способностям, каждому по потребностям" были повышены до звания людей и обучены трудовым профессиям кучера и лакеев. Так Золушка отправилась на бал проводить разъяснительно-агитационную работу среди населения.


На балу многие оказались очарованы идеями марксизма-ленинизма, а больше всех оказался очарован Принц, который проникся идеями Золушки больше всех остальных. Однако, к сожалению, кредит, выданный иностранными капиталистами, истекал в полночь, и потому, чтобы избежать демаскировки, Золушка была вынуждена покинуть бал незадолго до полуночи. По дороге она потеряла хрустальную туфельку, которая была немедленно экспроприирована принцем, и который немедленно начал поиски.


Было объявлено, что та, кому подойдет данная туфелька, станет женой принца и наследницей всего капитала и власти в стране. Разумеется, жадные капиталисты, даже зная, что туфелька им не принадлежит, пытались прибегать ко всевозможным ухищрениям, чтобы получить доступ к капиталу всего королевства. Но поскольку это сказка, да ещё и детская, выясняется, что подходящий размер во всем королевстве обуви имеет только одна Золушка. Оно и неудивительно - до эпохи индустриализации ещё далеко, массовое производство не в ходу и обувь изготавливается индивидуально.


Разумеется, принц, проникшийся симпатиями к пролетариату, немедленно берет Золушку в жёны, тем самым устанавливая в стране диктатуру пролетариата. Н а Золушка, руководствуясь принципами "от каждого по способностям, каждому по потребностям", выдала своих сводных сестер за местных вельмож.

Каннибализм, членовредительство, рабство - всё, что вы не знали про Золушку Книги, Золушка, Пересказ, Сказка, Мат, Длиннопост

Но это та история, которую мы знаем из детских книжек благодаря усилиям граждан Тургенева и Перро. А мы все с вами прекрасно знаем, что Перро, Андерсен, братья Гримм не только писали сказки, а очень часто адаптировали народную память, чтоб дети чуть поменьше срали в свои кровати, слушая добрые народные притчи. Если кто помнит шутку "но принц с поцелуями не торопился", так вот это нихера не шутка - в народной версии спящей красавицы принц не увидел ничего зазорного в том, чтобы разрядить своё ружье в коматозницу и поехать дальше по своим делам. Средневековье, че вы хотели.


Ну так вот. Вариант сказки братьев Гримм был куда как более гримдарковым. Золушка посадила над могилой матери ветку орешника, отчего та выросла в здоровенное дерево, и оно уже и одаривало Золушку всяким полезным, а работу ей помогали выполнять всякие птички да зверушки (друиды одобрительно качают головой). Во время примерки туфельки дочери не стесняются отрубать себе пальцы и пятки, перемазывая всех окружающих кровью, но безуспешно. А под конец когда сестры решили хапануть счастья на чужой свадьбе, голуби выклевывают им глаза. Типа сами, ага, и наш друид тут ни при чем, да-да.


Но это тоже весьма лайтово, типа пфф, почти норма для восемнадцатого века. И если мы начнем копать глубже, то внезапно выясним, что история про то, как красивая девка при должном наряде может охомутать даже принца, встречается буквально ВЕЗДЕ.


Не верите? Так у меня есть даже две версии сказки из Древнего Египта. Версия первая. Рабыню по имени Родопис похищают пираты из родного греческого города и продают в сексуальное рабство. Новый хозяин покупку оценил, а потому одевал её как полагается, и в числе прочего подарил ей позолоченные сандалии. И когда Родопис купалась, их утащил сокол-клептоман. Любителем понюхать чужие сандалии оказался ни кто иной, как бог Гор, который заценил приобретение и показал их местному фараону. Фараон тоже оказался футфетишистом и сандалии заценил, приказав отыскать их обладательницу. Ну а дальше все как полагается - находка, свадьба (под кислую улыбку бывшего хозяина рабыни) и жизнь в гареме на полторы тысячи вагиномест. Хэппи энд! Вторая версия очень похожа, за исключением пары деталей, что девчонка Фодорис не была похищена, а изначально работала египетской проституткой (позы в профиль - две драхмы, в анфас - пять).


Но это как-то лайтово, да? Ну или археологи постеснялись переводить некоторые детали. Зато вот в греческой версии "Девка-на-насесте" все как положено. Три сестры с матушкой пряли пряжу, и сестры договорились, мол, самую косорукую, которая уронит веретено, мы съедим, ибо нехуй. Ну и так вышло, что веретено уронила мать, аж дважды, и две старшие сестры её убили и съели. Хэппи энд! Да нет, шучу. Младшая, которая отказалась пировать и после смерти матери сидела на курином насесте (за что и получила прозвище), закопала всё, что не доели сестры, и сорок дней горевала и окуривала место ладаном (потому сестры те ещё черти, вдруг решат доесть). Когда же она решила перезахоронить мать поглубже, она нашла вместо останков платье и кучу денег. Инвесторам Московской фондовой биржи на заметку, как там оно, докупаем да?


Так, подождите. Что-то мне это напоминает. Вам нет? Ща, дойдем до этого. Ну, не для всех поедание собственной матери считается нормой и потому в некоторых других версиях она перед этим из-за какого-то магического запрета превращается в корову. Отец семейства, здраво рассуждая, решает, что с коровой сексуальную жизнь устроить сложнее, и потому женится на существе с одной парой сисек. Мачеха, ясное дело, чувствовала животную ревность к корове, и узнав, что та тайно помогает местной золушке, подговаривает мужа пустить корову на мясо. Корова подсказывает Золушке мясо не есть, а закопать где-нибудь неподалеку. Вы когда-нибудь пытались закопать останки коровы? Нихуя себе занятие. Однако именно в этот момент меня осенило, поэтому внимание, следите за руками!

Каннибализм, членовредительство, рабство - всё, что вы не знали про Золушку Книги, Золушка, Пересказ, Сказка, Мат, Длиннопост

Мы берем сказку про трансфигурационный каннибализм, после чего прибавляем сказку братьев Гримм, где золушка сажает дерево на могиле матери и получаем...КРОШЕЧКУ-ХАВРОШЕЧКУ! Да, есть такая упоротая народная русская сказка, где Крошечка лезет через ухо коровы, чтобы её дела волшебным образом делались сами, мачеха приказывает убить корову, а после этого дерево, в которое вселился душ коровы, помогает ей выйти замуж, унизив и обоссав завистливых сестер с некомплектным набором глаз. На вики, к слову, даже статьи об этой сказке нет, ЪУЪ!


Но и это ещё не всё. Например, есть итальянская прям уже совсем средневековая история от  Джамбаттиста Базиле, где происходит уже совсем пиздец. Злой мачехе (насчет злой я вообще не уверен, кста) местная золушка в сговоре со своей няней ломает шею, а отца заставляет жениться на няньке. Местный неаполитанский король на свадьбе замечает девушку, и не зная, какую змею собирается пригреть на груди, начинает за ней ухлёстывать, благо что змее походу нужен только ветер в волосах и мотоцикл, и она уклоняется от свадьбы.


А ещё есть азиатские версии. Азиаты, как вы знаете, вообще выдумщики по этой части, и во вьетнамском варианте (Джонни, золушки! Они на деревьях!) местная падчерица не только выходит замуж, но и мстит мачехе, сварив заживо сводную сестру и скормив её мясо злой мачехе. Практически тургеневский вариант корейского производства, где никого не убивают и все заканчивается хорошо и вовсе выглядит современной подделкой на этом фоне.

Каннибализм, членовредительство, рабство - всё, что вы не знали про Золушку Книги, Золушка, Пересказ, Сказка, Мат, Длиннопост

Да и с туфельками всё не так просто. Исследователи насчитали ни много ни мало, а тридцать вариантов разных туфель, босоножек и кирзовых сапог:

- башмаки без уточнения материала: 24

- стеклянные туфли: 5

- сандалии: 1

- золотые туфли: 1

- хрустальные туфли: 1

Но мне лично этот список кажется неполным, ибо вариаций сказки как удобрений за баней. Да и тут нет единого мнения, потому что например, стеклянные туфли - кто вообще мог это придумать всерьез?! А из-за того, что по-французски стекло звучит так же как и мех, французы срались между собой до потери пульса, пытаясь разобраться, то ли башмаки были из стекла, то ли из меха. Мех ведь тогда считался весьма большой ценностью. В срач включались даже такие серьезные граждане, как Оноре де Бальзак, который упорно доказывал что мех звучит и выглядит реальнее. Что характерно, к карете из тыквы и крысам-лакеям у Бальзака вопросов не возникало, и потому его противники ссылались на что это сказка, и пусть лучше Бальзак пишет что-нибудь для женщин постарше, раз он такой серьезный.


Так что вот. Простой вопрос "Откуда пошло имя Золушки" обнажил под собой не то что интересную историю, а целый пласт сюжетов со всего мира от Китая до, ну я хз, наверняка в латинской америке найдется свой вариант с крокодиловыми туфлями и кокаином. Думаю, если покопаться в этом ещё, найдутся отсылки и к другим сказкам типа аленького цветочка, потому что сюжет про Золушку - это так называемый "бродячий сюжет", который может встретиться на всём земном шаре. Как-то так.

А, и да. Источники: раз, два, три и Крошечка-Хаврошечка, если кому надо.


Ну и как обычно, каналы, через которые я распространяю пикабушные посты во внешний интернет:

Телега

Вкшечка

Ютуб

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!