Серия «Самоуверенные»

Самоуверенные (4)

Заканчиваем знакомиться с книгой Сары Вагенкнехт "Самоуверенные. Моя контрпрограмма - для общего дела и сплочённости."


Ссылки на предыдущие части: 1 2 3


Коротко:

Даёшь левый консерватизм! Усилим государство и вернём себе суверенность. Обеспечим народную демократию. Обуздаем цифровых спрутов. Будем развивать технологии и тогда сможем потреблять - сколько захотим!


Человек - общественное животное, как сказал Аристотель. Это жизненно важно, ведь один в поле не воин. Ему свойственно идентифицировать себя членом какой-то общины, быть своим для одних и чужим для других. Этот факт не изменился с начала времён. Если верить современным экономистам, однако, человек - Homo oeconomicus, эгоистическая скотина, которая выловит всю рыбу из пруда, не оставив другим. В принципе да, есть такие экземпляры. Но чаще всего мы настроены на честное сотрудничество. Это подтверждается и остающейся рыбой в прудах, и психологическими экспериментами.


Капиталистический рынок, по идее, не требует доверия между людьми. Но всё равно, не будь этого доверия, дела шли бы хуже. Даже Адам Смит был убеждён, что невидимая рука рынка работает лишь в той экономике, в которой действуют определённые правила приличия, которых рынок гарантировать не может. Он недооценил, в какой мере ничем не сдерживаемая жадность может разрушить традиционные ценности и связи в обществе. Уже Аристотель знал, что без чувства плеча не выживет ни одна демократия. Последствия разрушения коллективизма легко видеть. Это приватизация всего, что можно было отнести к общественным благам: от квартир через связь и транспорт - до водо- и электроснабжения. Если узы связи в обществе слабы - слабо и социальное государство. Это видно на примере США. Сара вспоминает в этой связи выражение Welfare Queen, адресуемое вечно сидящей на пособии незамужней негритянке с кучей детей. Вот и в Германии к социальщикам относятся всё хуже. Приток беженцев в недавнее время только ухудшил ситуацию. Ведь "аборигены" не чувствуют их "своими" и не всегда готовы с ними делиться. Но в этом случае расизмом Welfare Queen не пахнет: "свои" здесь - это не только лишь белые, а граждане государства.


Проблема не в наличии своих и чужих, а в критерии разграничения. Достижением современной цивилизации явилась национальная территориальная идентичность, которой в средние века в современном понимании не было. Отменят границы между странами - капитализм будет не сдержать. В традиционных обществах сдерживающую роль играют традиции, которые унаследовали и современные нации в виде норм поведения, основанных на взаимности и заслугах, например.


Основываясь на философии принадлежности, Сара пытается сформулировать так называемый левый консерватизм. Это консерватизм ценностей, который ориентируется на принадлежность к коллективу. Такие ценности разделяются большинством. Где они не ко двору - это как раз среди высоколобых левых либералов. При этом Вагенкнехт признаёт, что коллективные идеи не всегда хороши. Есть много предрассудков, выливавшихся в прошлом в дискриминацию женщин и других меньшинств. Однако избавление от них совсем не должно сопровождаться разобщением. Чтобы сохранить старые добрые традиции, нужно изменить экономический порядок с его безудержной погоней за профитом. Потому быть консерватором в смысле ценностей и притом левым - возможно. Пусть это не нравится кому-то из левых и кому-то из консерваторов.


Те, кто объявляет устаревшими консервативные ценности, объявляет таковым и национальное государство. Конечно, левый либерализм прямо не выступает за подчинение демократических государств воле мировых концернов. Предполагается делегация демократических функций уровнем выше. Однако фактически на примере Евросоюза можно убедиться, что центральная власть и менее дееспособна, и более неповоротлива, чем якобы устаревшее национальное государство. В том, что Германия с Францией больше не воюют между собой, заслуги Евросоюза как политического объединения тоже нет. Гораздо важнее экономическая интеграция. Чтобы избежать войны, Сара предлагает усилить контроль народов над своими политиками. Вряд ли кто-то из простых людей станет голосовать за конфликты. Войны непопулярны в народе. Последний аргумент сторонников политической интеграции - видение большого мирового сообщества без границ и различий. Звучит благородно, но на настоящий момент это не так. Чтобы прийти к этому идеальному состоянию, народам нужно культурно сблизиться, а на это нужно время. Много времени.


То ли дело национальные государства. Люди в них чувствуют историческую и культурную близость. При такой близости и солидарность будет на таком уровне, который обеспечит сильное социальное государство. Разумеется, эта близость - не генетическая, а прежде всего культурная. Конечно, нельзя любое государство описать как удавшееся в этом плане. Африканские страны, например, слишком молоды. А на Ближнем Востоке бывшие колонизаторы произвольно провели границы, собрав в некоторых странах разные религиозные конфессии. Даже в Европе есть проблемы с идентичностью каталонцев, северных итальянцев или бельгийцев. В этом свете общеевропейская идентичность остаётся далёкой мечтой.


Европейцы не только не чувствуют себя единым целым, они и варятся каждый в своём культурном пузыре. Как результат - отсутствие реальной демократии на уровне Евросоюза. Это ясно подтверждается неудачей кандидатов в выборах главы Еврокомиссии, когда выборы скатились в процесс переговоров между отдельными блоками. В условиях отсутствия общественного контроля буйным цветом расцвёл лоббизм, когда в комитетах совершенно официально сидят представители крупных концернов. Не напрасно одним из лозунгов Brexit было Take back control! Но не подумайте, что Сара относится к евроинтеграции со скептицизмом. Она видит будущее Евросоюза в конфедерации, где Совет Европы, в котором избранные своими народами правительства договариваютс о совместных решениях. Также имеет смысл новая международная архитектура безопасности, при которой Россию принимают в НАТО.


Демократия страдает и на уровне отдельных стран, где всем всё больше заправляет крупный капитал и всё меньше обращают внимание на желания бедных граждан. Конечно, люди это видят и перестают ходить на выборы. А ведь были времена с 90% участием! Что было по другому? В те времена существовал социалистический лагерь как реальная системная альтернатива. В Германии не было забастовок, но были народные партии - социал-демократы и христиан-демократы. Они опирались на сильные профсоюзы и церковь. Где сейчас те профсоюзы? Где церковь? Для успешного функционирования демократии необходимы свободные общественные дискуссии. В этой области мы имеем вместо свободы прессы - свободу богатых распространять своё мнение. Цензура в социальных сетях, частные СМИ - всё это не в пользу демократии. Картинка дополняется продажными экспертами и исследованиями на заказ. Если научное исследование приводит к нежелательным результатам - спонсор просто-напросто его не публикует. Тот факт, что такая важная и влиятельная организация, как ВОЗ, зависит от денег частных инвесторов, подрывает к ней доверие. Чтобы противостоять диктату компаний и быть при этом эффективным, государство должно быть сильным. Когда государство ослабляют под предлогом неэффективности, оно на деле начинает работать хуже: самосбывающееся пророчество.


Стремление левых либералов защищать меньшинства Сара интерпретирует как стремление защитить богатое меньшинство от остального общества. Защита частной собственности появилась в Конституции США для обеспечения собственности высших кругов в условиях демократии. Рузвельт положил этому конец. Вот и сейчас наступило время реабилитировать старое республиканское понимание демократии, чтобы защита меньшинств не служила поводом для создания и защиты привилегий тем, кого и так неплохо кормят.


Автор выступает за предотвращение излишней концентрации капитала в концернах, которые подменяют собой демократическую власть. Ещё один необходимый элемент пазла - сильный государственный сектор в экономике. В настоящей демократии к правам гражданина относится не только право на голос, но и на образование, жильё и здравоохранение. Больницы и университеты должны заниматься своим делом, а не зарабатывать деньги.


Последним предложением Сары по улучшению демократии является пожелание привнести элементы прямой демократии, когда избранные по жребию граждане участвуют в управлении страной. Так было в древних Афинах. Или когда по важным вопросам устраивают референдумы. Как в Швейцарии. Нет причины, по которой мы должны довольствоваться властью больших денег, говорит она.


В наше время идея о том, что трудом можно добиться успеха, особенно страдает при сравнении с действительностью. Конечно, в условиях капитализма как минимум треть дохода всегда приходится не на труд, а на доход с собственности. Но тем не менее, были и лучшие времена, чем сейчас. Безусловный гарантированный доход - он, кстати, тоже нетрудовой.


Или обратимся к инновациям. Прогресс замедлился. На свет появляются идеи, которые мало кому приносят пользы. Например, идея запланированного устаревания. Почему так получилось? Сара винит в этом снизившуюся конкуренцию, приводящую к возникновению де-факто монополий наподобие GAFAM.

Самоуверенные (4) Книги, Рецензия, Политика, Левые, Экономика, Глобализация, Цифровизация, Евроинтеграция, Европа, Финансы, Экономический кризис, Глобальное потепление, Экология, Длиннопост

GAFAM


Сегодня эти цифровые спруты, как триста лет назад подобные им торговые компании, извлекают прибыли из своей монополии, в то время, как экономика стагнирует, а финансовые спекуляции процветают. При этом государство распрощалось со своей активной ролью инвестора "терпеливого капитала", который взрастил в своё время и полупроводники, и интернет, и нанотехнологии. В погоне за быстрой прибылью и частные компании делают меньше инвестиций в будущее. Началось с того, как политики перевели стрелки в сторону либерализации, приватизации и глобализации. Начался выход государства из финансирования исследований.  Это привело к росту цифровых гигантов в сторону торговых монополий и подъёму финансового сектора с его жаждой быстрых прибылей.


Наша планета задыхается в мусоре. Вымирают всё новые виды. Климат становится горячее и суше. Нам предлагается бороться с этим, удорожая жизнь бедным. Углеродный налог, наценка на мясо, дорогие авиабилеты - вот, что нам предлагают в качестве решения. Спасти нас могут не налоги, а инновации. Мы должны придумать новые технологии, которые сохранят нам условия жизни и дадут нам новую безуглеродную энергию. Поднять цены на еду - не поможет, хотя бы потому, что фермеры мало получают за свой труд. Всё сжирают всемогущие торговые сети и монополизированная пищевая промышленность. Фермеру остаются такие крохи, что может сводить концы с концами, лишь используя самые грязные технологии. Многие меры по охране природы вызывают лишь недоуменную улыбку: запрещают пластиковые соломинки для питья, в то время, как упаковки становятся всё объёмнее. Проповедуют отказ от потребления, но не отваживаются положить конец практике запланированного устаревания и неремонтопригодности изделий. Пытаются запретить двигатель внутреннего сгорания у легковушек, а грузовики по-прежнему могут гонять по дорогам. Останавливают угольные электростанции и параллельно строят терминалы для грязного сланцевого газа. Так мы далеко не продвинемся. Делать роскошью товары повседневного потребления - выход для состоятельного избирателя "зелёных", но не для людей попроще.


Сара предлагает новый путь: изменить не потребление, а производство. Региональная экономика, ремонтопригодные изделия и новые технологии. Вместо субсидирования Теслы - оказать давление на производителей, чтобы те сделали однолитровый двигатель. Когда мы сможем сделать товары полностью перерабатываемыми и начнём летать на самолётах с водородным двигателем, мы сможем ездить, летать и потреблять столько, сколько хотим.


Чтобы снова возродить веру в успех труда, нужно обратить в общественную собственность сферу услуг, страдающую от коммерциализации, и в первую очередь больницы. Для прекращения спекуляций и снижения влияния финансовых инвесторов предлагается не что иное, как отменить ограниченную ответственность. Надо ввести производительную собственность: это когда у компании нет стороннего собственника, а есть лишь инвесторы с различными рисками, которые соответственно этим рискам имеют разный уровень процентов. Окупил своё вложение, получил свой процент - отвали. Капитал принадлежит фирме, а фирма - самой себе.


Идея "каждому - по заслугам" (Leistungsgedanke) находит одобрение по трём причинам. Во-первых,  то, что движет экономику вперёд, должно вознаграждаться. Вторая причина - принцип взаимности и справедливости. А третья - что человек должен быть хозяином своей судьбы. Кому она не по душе - это наследственным элитарием, с недовольством взирающим на "выскочек". И пусть полной реализации этого принципа нам не суждено добиться. Всегда находится место удаче и случаю. Но тем не менее эта норма - гораздо лучше других.


На этом основании Сара предлагает восстанавливать и расширять финансируемые взносами солидарные системы социального страхования, участие в которых было бы привлекательно для любого трудящегося. Государство не должно спонсировать индустрию мероприятий по поощрению малоимущих, а строить для них дома. В области образования нужно развивать сеть бесплатных детсадов с языковым образованием и школы полного дня с маленькими классами и совместным приготовлением домашних заданий. И продвигать при этом способных детей, позволяя им перепрыгивать "лишние" годы обучения. Снижение же стандартов обучения по популярному левому рецепту - не выход. Что проку в аттестате, если его обладатель писать как следует не имеет? У кого есть возможность инвестировать в обучение своих детей - тот это сделает. Получаем консервацию статуса-кво. Хроническое недофинансирование образования в Германии приводит к снижению квалификации специалистов и снижению конкурентноспособности экономики в целом. Как следствие - рост экспорта в тех отраслях, в которых используется неквалифицированный труд (мясо-молочная промышленность, например), в то время, как машиностроителей теснят на рынках.


Теперь о финансах. Нельзя сказать о том, что долги, в которые влезали и влезают западные общества - неоправданы. Во многом они являются антикризисными мероприятиями. Проблема в том, что долги эти подобны жёстким наркотикам. С этой иглы трудно слезть. Бесконечно это продолжаться не может. Развал кредитной пирамиды поддерживаются отрицательным реальным процентом (номинальная кредитная ставка минус инфляция). Экономики в мире настолько сидят в долгах, что низкий процент для них - вопрос выживания очень и очень многих компаний. Результатом непрестанного печатания денег является прежде всего рост биржевых котировок, искривлённая конкуренция на рынках и пузыри на рынке недвижимости. Таким образом обогащается богатейший процент населения, который и держит на балансе акции и здания. А страдает при этом - рядовой вкладчик среднего класса.


Какое может быть решение у проблемы? Начать экономить? Нет, конечно. Государство начнёт экономить, процентные ставки пойдут вверх, начнутся банкротства банков, а окончится это дело государственным дефолтом. У людей не останется ни работы, ни сбережений. Из долгов можно только вырасти. Когда экономика растёт быстрее долгов, долги эти автоматически гасятся. Но где этот былой рост? Его нет и не предвидится. Остаётся инфляция. Но она означает продолжение обеднения среднего слоя.


Сара предлагает в качестве решения упорядоченное списание долгов. Кто хочет снизить долги, тот неизбежно должен урезать активы. И делать это должны в первую очередь богатейшие, начиная с банков. Срезать нужно будет и долги государства, например путём списания облигаций госзаймов со счетов ЕЦБ. Деньги нужно продолжать печатать, но так, чтобы не прийти к гиперинфляции. Плюс ко всему этому нужно разово пощипать все состояния свыше 10 миллионов евро специальным сбором. Если в результате всех этих мероприятий удастся снизить госдолг до 60% ВВП - жизнь можно начинать с нормальными процентными ставками сначала. И уже после этого избегать роста задолженности, базирующегося на всё более безыдейном и непродуктивном экономическом порядке. Важными предпосылками этого будут реформа налоговой системы с повышением ставок для богатейших, поддержка технологий устойчивого развития, реформа валютной системы, регулирование и деглобализация финансовых рынков.


Глобализация последних десятилетий была двигателем не для благосостояния, а для неравенства. Она разрушает окружающую среду своими бесконечными транспортными путями. Глобальные концерны усилились за счёт местных производителей. Демократическая организация общества стала едва возможной.


Вслед за Трампом, Сара стремится вернуть производство на Запад и защитить работающих от дешёвого импорта и враждебных поглощений. Она требует другие правила для глобального обмена товарами, чтобы вернуть странам независимость экономической политики.


Себестоимость продукции тем ниже, чем слабее местные стандарты. Чтобы предотвратить такого рода "нечестную" конкуренцию, разницу в стандартах предполагается компенсировать пошлинами.


Свобода торговли предпочтительна, когда страны более-менее одинаково развиты. Если нет - выигрывает развитая страна, в то время как развивающаяся консервируется в своей бедности. Бедным надо позволять протекционизм, иначе они не поднимутся. Им не столько нужны деньги, сколько новые технологии.


Завершает книгу Сара призывом противодействовать мировым цифровым корпорациям. Они наблюдают за каждым в этом дивном новом сетевом мире. Они - те немногие победители среди моря побеждённых. О том, что вы гуглите, с удовольствием узнает не только рекламное агентство, но и работодатель, но и какой-нибудь недоброжелатель. Он, пожалуй, заплатит за это знание, или? Интересуешься определённым продуктом? Искусственный интеллект поможет продавцу втюхать тебе его подороже. А вездесущие подслушивающие спецслужбы! Да они всё про нас знают. Следующим шагом будет управление нашим настроением и поведением Министерством Правды из Калифорнии.


Цифровизация должна быть другой. Нельзя оставлять ключевую инфраструктуру в руках горстки американских цифровых спрутов. Издевательством в этом смысле прозвучала новость об организации новой европейской облачной платформы Gaia-X при помощи... Google, Amazon и Microsoft! Европе нужно идти своим путём, пусть и не выгоняя совсем американцев и растя вместо их свои спруты, как это делает Китай. Настоящая альтернатива - это некоммерческие цифровые платформы с публичным софтом, которые не хранят у себя в памяти наши привычки. Плюс запретить хранение индивидуальных данных законодательным путём. Тогда появится шанс на такую цифровизацию, которая станет продвигать свободу, конкуренцию и демократию,  вместо того, чтобы их хоронить.


----


Очень здорово, что Сара не ограничилась голой критикой, а попыталась сформулировать предложения по улучшению ситуации. Правда, её фокус на традициях и консервативных ценностях приводит автоматом в лагерь правых традиционалистов. Те тоже рассуждают о "ведущей" культуре и опасности чужеродных религий типа ислама. Если декларировать старое доброе и жаловаться на параллельные общества, можно снова договориться до чужеродности не только ислама, но и иудаизма, и атеизма и далее по списку. Уже проходили.


Тем не менее, Сара стопроцентно права насчёт национальных государств. Нам ещё долго придётся пожить в них. Даже экономическая интеграция, способствуя дружелюбным отношениям, вовсе не обязательно приводит к культурному сближению. Сблизиться люди могут на примере общих ценностей. Религии, например. А на данный момент в этом вопросе человечество наоборот поляризуется. Потому демонтаж Евросоюза как минимум до уровня конфедерации - процесс, на мой взгляд, неизбежный. Более того, в условиях, когда процесс деинтеграции законодательно не прописан и у него хватает противников, цивилизованного развода не получится. Как не получится и принять Россию в НАТО.


Стремление усилить государственный сектор экономики понятно. Но увы, это не гарантия повышения её прибыльности. Уж сколько раз левые правительства занимались всевозможными национализациями, и успех этого дела был максимум ограниченным. Дело часто кончается как раз высокими долгами государства. Неспособность левых сводить концы с концами - давно известная проблема.


С чем я согласен - что надо бороться с монополиями. Они - безусловное зло. Там, где необходима высокая концентрация капитала или невозможна конкуренция, близкая к совершенной (в инфраструктуре, например), там должно вмешиваться государство. Эта идея не нова, конечно. Проблема в том, что монополизировать не обязательно всё подряд, а лишь один кусочек производственной цепочки. Вот с этим трудно бороться.


Стремление достичь прогресса в экологии путём развития новых технологий - тоже далеко не оригинальное предложение. Да все этого хотят! Проблема в дисциплине: все кивают, но под различными предлогами не инвестируют в экологию. Мало у кого есть на это свободные средства, в том числе и у государства. Да и процессу инвестиций присущ риск. Может и не взлететь. Потому единственным эффективным способом, позволяющим двигать прогресс в этой области, является задирание цен. Как нефтяной шок семидесятых двинул мир в сторону энергосбережения, так и углеродный налог заставит компании тратить деньги на разработку новой техники. Другое дело, что добиваться этого можно не шоковой терапией, а лишь запретом продажи старой техники. Особенно в условиях, когда ты борешься за климат, тратишь деньги, а соседи - нет.


Если мы избавимся от ООО, GmbH и Ltd., то процесс инноваций неизбежно замедлится. Иначе чего ради рисковать? Весь смысл ограниченной ответственности в том, что ты рискуешь не своим домом и садом, а вполне определённой суммой. То, что эта форма собственности распространилась по всему миру, говорит о том, что без этого важного изобретения жить будет труднее.


То, что вылезать из долговой ямы придётся с потерями - тоже ни для кого не секрет. Сара пытается повесить долги на миллионеров. Не выйдет. Во-первых, они сами не дадут этого сделать. Во-вторых, банкротств самих миллионеров при этом не избежать. Слишком много должны все кругом. Считаю, что инфляция неизбежна. Она обесценивает сбережения прежде всего имущего класса. У кого денег нет, а есть голова и рабочие руки - тому и терять нечего.


Стремление обратить глобализацию - понятно. И, боюсь, мы к этому придём. В этом процессе слишком много проигравших. Развал на блоки и возрождение границ уже идёт. И пойдёт лишь быстрее по мере обнищания широких масс.


Предложения насчёт цифровизации тоже интересны, но всё же попахивают утопизмом. В конце концов, цифровые гиганты принесли всем нам много пользы. Что надо делать - это подрезать им крылья и запрещать делать совсем уж одиозные вещи. Можно создавать какие-то государственные структуры, но, увы, слишком часто подобные проекты кончались несостоятельностью и банкротсвами, не оправдав ожиданий. Так называемые белые слоны.


Вот и всё. Я рад, что мы дошли до последней строчки. Надеюсь, что и читатель, подобно мне, стал от чтения немножко умнее.

Показать полностью 1

Самоуверенные (1)

Доброго времени суток, уважаемые!


Сегодня мы снова окунёмся в политику. Снова будут левые с их причудами и прибамбасами. Но в этот раз мы познакомимся с творчеством одной из самых вменяемых и здравомыслящих их представительниц - Сары Вагенкнехт. Её последняя книга вышла с месяц назад и вызвала в Германии эффект разорвавшейся бомбы. Даже законченные либералы были вынуждены отозваться на неё хотя бы полурецензией. Ну а что я, я тоже! Правда, через пару недель после выхода бумажное издание повсюду размели, но всё-таки удалось выловить один экземпляр в одном из ещё не открывшихся после локдауна книжных.


Имя нашей красавицы, комсомолки и спортсменки хорошо известно любому, кто интересуется немецкой политикой. Супруга одного из "динозавров" немецкой социал-демократии Оскара Лафонтена (которого американцы в раскрытой Ассанджем дипломатической переписке называли не иначе, как "глыбой"), она вместе с ним долгие годы входила в руководство Левой партии. Но пару лет назад её таки сожрали милые коллеги, после чего она ушла из руководства фракции под предлогом заботы о здоровье. Как видно, появившееся свободное время не было потрачено зря, и мы получили годную пищу для ума.


Книга называется "Самоуверенные. Моя контрпрограмма - для общего дела и сплочённости."

Самоуверенные (1) Книги, Рецензия, Левые, Политика, Мигранты, Справедливость, Глобализация, Либерализм, Длиннопост, Германия

Самоуверенные - это те левые, которые в настоящее время всё больше определяют политику своих партий в духе уважения меньшинств, борьбы за сохранение климата и т.д. Сара отделяет себя от них. Она предлагает своё видение сегодняшней ситуации и свои методы решения проблем.


В предисловии она размышляет над потерей культуры дискуссии, которая вылилась в нетерпимость к чужому мнению. Кто виноват? Правые? Социальные сети? Не только. Правые - лишь только продукт раскола общества. Раскол этот был подготовлен политикой демонтажа социалки, свободы рынка и роста социального неравенства. Вместо того, чтобы оставаться на стороне простых людей, многие социал-демократы переметнулись на сторону победителей. Они стали левыми либералами, как их принято сегодня называть. На самом деле никакие они не левые и уж точно не либералы. Ведь они ни интересуются социальной ответственностью, ни отличаются толерантностью к инакомыслящим. Не любишь мигрантов - сразу нацист, не хочешь платить углеродный налог - отрицатель изменения климата, не хочешь сидеть в локдауне - теоретик заговора. Короче, заткнись и не отсвечивай.


Этих людей, которые заставляют Unilever переименовывать "цыганский соус", но в то же время не беспокоятся об условиях труда рабочих этой компании, Сара называет "левыми стиля жизни" - Lifestyle-Linke. Зачем заниматься этим борьбой за права трудящихся, если гораздо круче будешь выглядеть, сбрасывая с пьедестала статуи былых рабовладельцев, цензурируя "Унесённых ветром" и плюясь на сексиста Гегеля?


А ведь были иные времена. Когда-то левым считал себя тот, кто стремится к справедливости и социальной безопасности и стоял на стороне слабых и обделённых. Эти люди не исчезли, нет, но ушли на задний план, пропали из газет и с телеэкранов. Быть традиционным левым сейчас немодно.


То ли дело - наши "стиляги". Помимо стиля жизни, они заботятся главным образом о привычках потребления, а также очень любят морализировать. Типичный "стиляга" хорошо образован, видит себя гражданином мира, радеет за климат, заботится об эмансипации, мигрантах и сексуальных меньшинствах и очень тщательно фильтрует базар. Такие слова, как "родина", "народ", "беженец", "чужак", даже порой "отец" и "мать" - для него табу. Ведь они оскорбляют чувства некоторых. Живёт он чаще всего в дорогих кварталах крупных городов, уважает веганство и био-продукты. Когда, живя в центре, можешь себе позволить передвигаться на велосипеде или электроавто, совесть становится как-то чище. И язык сам поворачивается покритиковать тех, кто покупает дешёвые стейки в дискаунтерах, заправляет машину дизелем и летает толпами на море. Ну а что сам не прочь сгонять куда-нибудь в далёкую страну полетать на крыльях любви или просветиться духовно - то другое. Казалось бы, пускай и жили бы себе так. Но нет, это самодовольство и снобизм заставляют их возводить своё привилегированное положение в добродетель. Получается, что эти люди, не имея проблем ни с оплатой счетов, ни с соседями-мигрантами, проповедуют с высоких трибун свои якобы высокие идеалы, имеющие на самом деле мало общего с социальной справедливостью. Кто-то заметит, что не все же такие, есть и истинные бессребренники, фанаты своего дела. Да есть. Но типичная картина - та, что описана выше.


Ну и конечно, тот, кто с ними не согласен - тот становится популярной мишенью. Белым мусором, ковидиотом, сексистом или наци. Его надо заставить замолчать. Культура отмены, да. Следует заметить, что среднестатистический человек не разделяет их убеждений. Большинство таки не одобряет массовую иммиграцию, идентифицируют себя со своим народом, предпочитает традиционную половую ориентацию и любят пожарить мясца. Потому неудивительно, что на демонстрациях наши "стиляги" всегда остаются в немногочисленной толпе себе подобных. Они варятся в своём соку и не слишком обременены состраданием к нормальным людям большинства. А зачем? Гораздо проще с весёлыми песнями выступать за всё хорошее против всего плохого в компании таких же, как и ты, маменькиных сынков. Успокаивает совесть, улучшает сон и вообще повышает самооценку. А вот нормальные люди - те демонстрируют по другому поводу. Например против удорожания бензина или против бесконечных локдаунов. Им не до веганства.


Впадение современных левых партий в позёрство и игнорирование ими насущных проблем населения не остались незамеченными для избирателя. Из партий рабочих и служащих они стали партиями образованных некисло зарабатывающих интеллигентов. Соответственно и процентики на выборах поползли вниз. Их же не так уж много, интеллигентов-то. Чего уж говорить, когда социал-демократы своими руками начинают резать пособия и снимать защиту от увольнения. Поддержка неолиберальной политики дорого обошлась левым Запада, потерявшим добрую часть своего рейтинга. И наоборот, стоило кому-то из них, будь то Корбин, Лафонтен, Фредериксен или Меланшон, вернуться к традиционным требованиям социальной справедливости - и небогатый избиратель вознаграждал их поддержкой.


Но кое-чем эти новые хозяева мысли всё-таки привлекают современников.  А именно своим нарративом, повествованием. Картиной мира, если хотите. Человек - общественное животное, и его повседневная жизнь формируется не только материальным окружением и способом производства, но и традициями, правилами поведения и учреждениями. Они дают жизни необходимый ритм. Повествование, усваиваемое каждым членом общества, оправдывает существующий порядок и характер распределения. В ходе истории к власти приходят всё новые группы населения, которые приносят свои, новые образы, мифы и эмоции. Так народы начинают судить о том, что такое хорошо, а что такое плохо. И правда зачастую у каждого своя получается. Американец верит в то, что посудомойка способна стать миллионером, а француз - в то, что Великая революция 1789 года раскрыла человечеству дорогу к свободе, а немец, переживший гиперинфляцию сотню лет назад - в то, что жить непременно надо по средствам.


Разумеется, формулируются ценности всегда в позитивном ключе. Так и наши "стиляги" говорят об "открытости миру", хотя оборотная сторона медали - беззащитность перед тем же самым миром. Первое толкование по душе капиталисту, переводящему производство за рубеж, второе - работникам на родине, которых он выбрасывает при этом на улицу. Надеюсь, читатель уже понял, что за повествованием всегда прячется чей-то интерес. Интерес в передаче власти, влияния и положения в обществе по наследству, например.


Промышленный рабочий тоже имел своё великое повествование, которое он выстрадал с тех времён, когда ему было нечего терять, помимо своих цепей. Он понял, что для того, чтобы чего-то добиться, нужно объединяться с себе подобными. Тогда с тобой станут считаться. И Бисмарк, которого нельзя заподозрить в симпатиях к простому человеку, введёт первую пенсию и медстраховку. И буржуин начнёт повышать эффективность производства вместо тупого снижения зарплат. В пятидесятых-семидесятых годах прошлого века работяги Запада могли гордиться своей работой, своей принадлежностью к мощному созидательному пласту общества, своей солидарностью с такими же простыми людьми. Взаимопомощью было пропитано не только рабочее сообщество, но и жилые кварталы. Предсказуемость, безопасность и стабильность - всё это высоко ценилось в обществе. Повествование о работящем среднем классе включало такие ценности, как производительный труд, прилежание, дисциплина, порядок, безопасность, стабильность и нормальность. Эти ценности разделялись очень многими. Общество было едино в требовании ответственности и солидарности от каждого члена. И даже со стороны богатейших не было показного чванства, и ответственность понималось и как ответственность сильнейшего по отношению к слабейшим. Как этого требует церковь. Социальные лифты позволили многим вознестись с низов на вершину общества.


Но времена меняются. Три фактора: автоматизация, глобализация и аутсорсинг снизили промышленный потенциал Запада. Индустриальные экономики превратились в экономики услуг. Раскрепощённые финансы стали заправлять миром. Где они правят - там царит не продуктивность, а голый профит. Политики с невиданным рвением поддержали процесс. Они отменили ограничения на движение капитала, товаров и услуг, разбили профсоюзы и выхолостили трудовое законодательство. Глобализация и аутсорс не подняли производительность, а послужили в основном перераспределению доходов от среднего класса в сторону денежных мешков и транснациональных корпораций. Таким образом модернизационный проект, идущий последние сорок лет, явился экономическим шагом назад. Он снизил продуктивность западных хозяйств.


Разобщённые трудящиеся остались один на один с глобальным капиталом. Надеяться им осталось лишь на собственное здоровье. Неудивительно, что в таких условиях средняя продолжительность жизни среднего класса вот уже много лет падает. В отличие от элитариев. У тех проблем со здоровьем всё меньше. Простому человеку, не закончившему гимназию, в наше время трудно надеяться на достойный заработок, удобное жилище и обеспеченную старость. Ему даже нельзя больше гордиться результатом добросовестного труда, когда система требует не качества, а профит, достигаемый "сравнительно" честными способами. В таких условиях, когда видишь, что честным трудом вверх не пробьёшься - у многих опустились руки. Стали думать, что лёгкий хлеб - он возможен. Пускай другие ишачат, а я найду свой способ обогащения. Эта эрозия ценностей - прямой результат современного капиталистического общества услуг, отнимающего у людей благосостояние и достоинство. Чем больше таких людей - тем хуже перспективы всего общества.


Однако не для всех трудящихся экономика услуг ухудшила перспективы. Высокообразованному и квалифицированному меньшинству раскрылись двери в обеспеченное будущее. Те, кто работают на банки, в айти и СМИ - неплохо поднялись и вошли в число выигравших при глобализации. Они выделились в отдельный слой и своим (высшим) образованием, и (интеллектуальными) занятиями, и (городскими) местами обитания. И образом жизни с выпячиванием полезности собственных привычек потребления для всего мира. Ну а чо - приятно за рулём Теслы осознавать себя благотворителем планеты.


На самом деле благополучие этих людей - часто дело случая. Хороших хлебных должностей хватает не на всех. Да, средний класс не исчез, но его истончение - процесс неумолимый. По законам статистики больше народу падает вниз, чем взбирается вверх. Особенно в наше время, когда в тренде остались почти одни лишь айтишники. Вызывает озабоченность, что социальные лифты буксуют. Да, в той же Германии высшее образование бесплатно. Но далеко не каждый может отдать своего ребёнка в билингвальный детский садик и приличную гимназию, нанимать ему репетитора и оплачивать ему долгие годы зарубежной практики. Нынешний капризный работодатель на жирные вакансии нанимает не кого попало, а чтоб на английском, как на родном, щебетал да с приличным резюме с громкими именами. Таким образом, путём образовательной привилегии, высокооплачиваемый западный интеллигент отгородился снизу от простых смертных.


Новый социальный слой придумал и своё новое повествование. Оно получило название левого либерализма. Он имеет, помимо общих черт, и отличия от скомпроментировавшего себя неолиберализма. Неолибералы, вслед за Тэтчер, провозгласили: нет такой вещи, как общество, каждый отвечает сам за себя, а невидимая рука рынка всё расставит по местам. Нужно быть готовым на риск, гибким и мобильным. И тогда схватишь птицу удачи за хвост. Многие схватили, но далеко не все. Массовое разочарование создало почву для новых настроений, созревших в левой публике. Начало было положено студенческими волнениями 1968 года, от которых простые рабочие Германии остались в стороне. Кто бунтовал тогда - дети рабочих и крестьян? Ага, держи карман шире: в шестидесятые в университетах училась в основном обеспеченная публика. Именно с притока былых бунтарей-шестидесятников началось отчуждение социал-демократов от рабочего класса. Процесс протекал постепенно, и теперь уже партии зелёных, позиционирующие себя слева, на самом деле выражают интересы образованной интеллигенции. Они заслуженно получают голоса программистов, маркетологов, журналистов и чиновников верхнего звена. То есть левыми они являются лишь номинально. Они сменили сторону, не изменив окраски. Неудивительно: в их рядах, и особенно в руководстве, уже давно не найдёшь простого трудягу.


Что же за зверь такой - левый либерализм? Об этом я расскажу позже.


----


Мощно задвигает Сара. Но кое к чему я бы придрался. Вот она указала, что глобализация и аутсорсинг - то зло, что изменило и в конечном счёте испортило жизнь западного общества. Но ведь глобализация не вчера, она сразу после Второй мировой началась. И всё было чики-пуки, пока в семидесятых экономики Запада не стали буксовать на волнах нефтяных кризисов. В правительствах тогда сидели не кто иной, как старые добрые социал-демократы. Которые по старым заветам Кейнса принялись разгонять экономику печатанием денежных знаков. Их надеждам пришёл крах: вместо замены стагнации на инфляцию была получена стагфляция: это когда и цены растут, и экономика падает. В этих условиях и возник общественный запрос на перемены. В ответ вырос неолиберализм Тэтчер и Рейгана. Я думаю, главной причиной экономических трудностей стало насыщение мировых рынков западной продукцией и пробуждение конкурентов из Юго-Восточной Азии. Вот тогда и пришлось западным экономическим стратегам изворачиваться и что-то придумывать, чтобы остаться на плаву. У них получилось, но ценой этого стала деиндустриализация (вежливо называемая экономикой услуг) со всеми её недостатками. Так что нечего пенять на свободу движения капитала или аутсорс. Они способствуют двигателю прогресса - разделению труда. А значит снижают издержки. А значит - повышают производительность. Что есть хорошо. Другое дело, что плодами процесса пользуются или китайцы, или буржуины. Что есть плохо. Для европейского работяги, конечно.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!