Серия «Ранние советские ракеты»

Космический юмор
Серия Ранние советские ракеты

Продолжение поста «Первая отечественная жидкостная ракета: довоенный проект Сергея Королёва»

Продолжение поста «Первая отечественная жидкостная ракета: довоенный проект Сергея Королёва» Космонавтика, Космос, Ракета, Сергей Королев, Гирд, Нахабино, Запуск ракеты, СССР, YouTube, Ответ на пост

Отличная шутка про советскую ракету ГИРД-Х от @sigma.3He!

Исследователи космоса
Серия Ранние советские ракеты

Первая отечественная жидкостная ракета: довоенный проект Сергея Королёва

Первая советская жидкостная ракета «ГИРД-Х» взмыла в небо ещё в далёкие 1930-е годы. Первый пуск состоялся 25 ноября 1933 года в подмосковном Нахабине. Её созданием руководил Сергей Королёв — на тот момент начальник Группы изучения реактивного движения или ГИРД.


Началось всё с разработки Фридрихом Цандером и его первой бригадой ГИРД жидкостных двигателей ОР-2 и ОР-10. На базе «десятого» двигателя бригада начала проектирование ракеты «ГИРД-X» конструкции Цандера. Двигатель ОР-10 работал на жидком кислороде и этиловом спирте, развивал тягу 70 килограммов. Ракета на его базе по современным меркам получилась небольшой. Чуть длиннее 2 метров при массе менее 30 килограммов.


Цандер не дожил до старта своей ракеты. Проект реализовал его соратник по ГИРД Сергей Королёв. Во время первого пуска ракета достигла высоты около 80 м, затем круто отклонилась от вертикали и упала на расстоянии 150 м от места старта.


Это стало прорывным событием для Советской России. ГИРД стал разрабатывать более мощные ракетные двигатели и изделия на их основе. В 1936 году был создан жидкостной ОРМ-65. На его базе сконструировали крылатую ракету «212». Она совершила первый полёт 29 января 1939 года. Конструкторами ракеты и двигателя были Королёв и Глушко.


«212» имеет узнаваемые черты современной ракеты ракетной техники. Например, она стабилизировалась в трёх плоскостях, пролетала расстояние, на порядок превышающее все разрабатывавшиеся тогда неуправляемые ракетные снаряды.


Так что ГИРД-Х стал первым ракетным проектом Сергея Королёва. А модель «212» — подарила миру дуэт Сергея Королёва и Валентина Глушко, которым удалось запустить человека в космос.

Показать полностью

«Вперед, на Марс!»135 лет со дня рождения Фридриха Цандера — создателя межпланетного космоплана

«Вперед, на Марс!»135 лет со дня рождения Фридриха Цандера — создателя межпланетного космоплана Космос, Космонавтика, СССР

23 августа 1887 года родился инженер и изобретатель Фридрих Артурович Цандер. В ночь с 22 на 23 августа пошел звездный дождь. Как только начинали говорить о дне рождения Фридриха, неизменно вспоминали про звездопад. Позже Ф.А. Цандер напишет: «…это явление… оставило глубокий след в моем представлении. Уже с детства я любил стоять у окна и смотреть на звезды в темные зимние вечера».


Цандер был одним из создателей первой советской ракеты на жидком топливе — «ГИРД-X». А ещё во время учёбы в институте он рассчитал траекторию полёта ракеты, которая должна была достичь поверхности Марса. Цандер настолько грезил Красной планетой, что ему позавидовал бы сам Илон Маск — девизом Фридриха Артуровича было краткое и ёмкое изречение: «Вперёд, на Марс!»


В 1920-е годы Цандер проектирует межпланетный корабль – космоплан. В плотных слоях атмосферы он должен был использовать поршневой двигатель, а поднявшись в разреженные слои, переключиться на ракетный. При этом основные крылья космоплана втягивались в корпус, разбирались и плавились, становясь топливом. У космоплана, по мысли автора, должны были остаться небольшие крылья, руль и кабина для людей, чтобы вернуться обратно на Землю. К 1924 году проект был закончен.


После знакомства с Сергеем Королёвым в 1931 году Цандер стал одним участников «Группы изучения реактивного движения», которая в уже к 1933 году смогла создать и построить две ракеты — одну по чертежам Тихонравова, а другую по чертежам самого Цандера. При этом Фридрих Артурович занимался разработкой ракетопланов, идеи которых воплотились лишь через 50 лет — «Спейс шаттл» и «Буран». А в том же 1933 году Цандер создал реактивный двигатель на жидком кислороде с бензином. Автор не дожил до испытаний двигателя, скончавшись от тифа 28 марта 1933 года.


Похоронен в Кисловодске на Старом Военном кладбище. В Кисловодске же находится Музей космонавтики имени Цандера.


По материалам РГАНТД и Нагаев Г. Д. Вперёд на Марс / Г. Д. Нагаев. — М: Издательство «Современник», 1973г.

Показать полностью 1

88 лет пуску крылатой ракеты Королёва: провал, давший старт разработке управляемых крылатых ракет

88 лет пуску крылатой ракеты Королёва: провал, давший старт разработке управляемых крылатых ракет Ракета, Крылатые ракеты, Сергей Королев, Гирд, Длиннопост

23 мая 1934 г. состоялся первый пуск крылатой ракеты 06/I, обладавшей простейшим автоматом устойчивости. Крылатую ракету 06 с жидкостным ракетным двигателем разрабатывал Сергей Королёв. Этот старт для неё стал третьим. И он закончился провалом, как и предыдущие два. На этот раз ракета поднялась лишь на 60 м и пролетела 200 м, перейдя в пикирование.


Но главное, что модель 06/1 была неуправляемой, а устойчивость полета обеспечивалась нужной балансировкой. И в данном пуске было сделано важное улучшение — простейший автомат для поддержания устойчивости. По результатам его испытаний Сергей Павлович понял, что без серьезных мер по автоматическому управлению дальнейшее развитие крылатых ракет невозможно. Поэтому именно этот пуск можно считать началом длинного пути, в итоге приведшего к разработке уже управляемой крылатой ракеты под индексом 06/4 («212») (на втором фото).

88 лет пуску крылатой ракеты Королёва: провал, давший старт разработке управляемых крылатых ракет Ракета, Крылатые ракеты, Сергей Королев, Гирд, Длиннопост

Первый полёт 06/4 состоялся в январе 1939 г. и концептуально она имела с 06/I много общего (старт с горизонтальных направляющих, общая компоновка с размещением ЖРД в хвостовой части, а топливных баков в крыльях).


Всего было проведено лишь два испытательных пуска управляемой крылатой ракеты «212», оба закончились частичным успехом. Но по тем временам это была принципиально новая техника, которую нужно было ещё отрабатывать годами. Причём она сразу задумывалась как боевая — масса взрывчатки до 30 кг, использование топливной пары «керосин—азотная кислота» (вместо крайне неудобного в транспортировке и использовании жидкого кислорода). Расчётная дальность полёта — 80 км. Стабилизацию ракеты в полёте осуществлял трехплоскостной автопилот ГПС-3 конструкции Пивоварова на основе двух гироскопов и барометрического высотомера.


Дальнейших пусков ракет «212» не проводилось. Считается, что это связано с арестом Королева в 1938 г. и нежеланием его преемников поддерживать «токсичную» программу. А вскоре после возвращения Королёва с Колымы началась война и стало не до больших крылатых ракет (привет ФАУ-1), а все усилия были сосредоточены на малых реактивных системах для «Катюш», которые и проложили путь к победе.


Источник: «С. П. Королев и космонавтика. Первые шаги»

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!