Серия «Планы Творческой личности»

Слабые стратегические планы / решения у советских космических конструкторов...

Данная статья относится к Категории 🗂️ Пакет планов творческой личности

Слабые стратегические планы / решения у советских космических конструкторов... Творческие люди, Инновации, Космос, Сергей Королев, Инженер-конструктор, Стратегия, План, Лозино-лозинский, Буран, Ракетчик, Видео, YouTube, Длиннопост

Изображение создано нейросетью Шедеврум

Автор цитируемой книги, Михаил Иванович Осин, предваряет свой анализ минувших событий объяснением мотивов их рассказа:

«Прошло двадцать пять лет с тех пор и именно сейчас (2016), в этот юбилей ОАО НПО «Молния», имеет смысл оглянуться назад и вместе вспомнить, как это было, как разворачивался, буксовал и набирал силу процесс создания космического самолета.

Самое время писать об этом сейчас. Можно спокойно оглянуться назад, отсеять шелуху обид, глубже понять причины и смысл некоторых действий и затруднений. Позже придет полное и мудрое понимание механизмов и мотивов главных действий, но уйдут свидетели, память сгложет важные факты, и исчезнет сдерживающее влияние друзей, не позволяющее чрезмерно фантазировать и дать волю личным ощущениям. И, наоборот, раньше, по свежим следам событий писать было легче, но слишком много было у каждого ярких фактов, затмевающих главные мотивы и коллективные свершения участников работы.

Как говорил Марк Галлай, нельзя откладывать только отчет о летных испытаниях, его нужно писать по свежим следам. Но с анализом процессов и событий можно и должно немного подождать, дать время самим поразмышлять и обсудить с друзьями, как и почему совершались те или иные деяния, продвигавшие всех нас к летным испытаниям космического самолета. [...]

Мною руководило в этих записках стремление поделиться не отлакированными результатами анализа натуры и личностей, определивших многое в отечественной и мировой космонавтике. Если кто-то из читателей, привыкших к сусальным описаниям главных конструкторов, которыми гордится по праву отечество, сочтет мои заметки неуважительными к памяти мною глубоко почитаемых людей и слишком раскованными, то я обязан заранее ответить, что деятельность любого сколь угодно великого человека обязательно подвергается нелицеприятному изучению. Таковы законы истории».

Осин М.И. Будни российских аэрокосмических инженеров / М.И. Осин. 2-е изд., исправл. — М.: АИР, 2016. — 202 с. — (Авиакосмическая эра. Время, люди, решения) — с. 68 и с. 200.

«На обоих из них, на Королёве в большей мере и на Лозинском в меньшей мере, лежит ответственность за эффективность текущих аэрокосмических работ и за правильный прогноз развития аэрокосмической техники.

Королёв показал себя, увы, неуспешным стратегом. Застарелая и периодически возобновляемая конфронтация с Глушко и неоправданная неудачная ориентация на другие двигатели много навредила нашей космонавтике. Для сверхмощной лунной ракеты Н1 Королёв не рассмотрел пакетные схемы членения ступеней. Несмотря на известный ему успешно стартующий пакетный ракетный комплекс «Буря», кстати, не уступавший по сложности с трудом залетавшей «семерке», Королёв проглядел неоднократно показываемые ему идеи развития «Урана» – семейства набираемых из типовых блоков унифицированных ракет-носителей. Позже Глушко оценил идею «Урана» и, взяв ее на вооружение, создал семейство «Буранов» (блочных унифицированных ракет-носителей). Это слово потом приклеилось к одному из вариантов в этом семействе, к схеме с четырьмя ускорителями на базе ракет «Зенит» с центральным стволом и подвесными сбоку разными полезными нагрузками: «Квант», СНТВ, орбитальный корабль-воздушно-космический самолет.

Позже этот вариант получил двойное название: ракетную часть назвали по имени разрабатывающей корпорации «Энергия» при первом запуске без орбитального самолета. А слово «Буран», теперь уже без подтекста с аббревиатурой, приклеилось к орбитальному крылатому кораблю.

Слабые стратегические планы / решения у советских космических конструкторов... Творческие люди, Инновации, Космос, Сергей Королев, Инженер-конструктор, Стратегия, План, Лозино-лозинский, Буран, Ракетчик, Видео, YouTube, Длиннопост

Многоразовый космический корабль «Буран» и ракета-носитель «Энергия» в представлении художника. Иллюстрация из ежегодника «Soviet Military Power», 1986 год

Королёв не захотел отстоять проект нового космодрома на Аграханском полуострове Каспийского моря в устье Терека. Первые ступени падали бы в море, транспортировка ракетных блоков была бы на баржах из Куйбышева, а со снабжением не было бы проблем, как в Тюратаме (Байконуре). Я полностью согласен с мнением Мишина о том, что, создавая первую межконтинентальную ракету, знаменитую «семерку», С.П. не думал всерьез о ее многолетней модернизации для космических запусков.

Зато потом Королёв как хороший тактик умело воспользовался резервами полезного груза и тяговооруженности «семерки», добавляя разгонные ступени для превращения ее в космический носитель.

Королёв недооценил необходимости создания водородных верхних ступеней.

Королёв игнорировал неоднократные предложения о создании эксплуатируемых сейчас модульных орбитальных станций с модулями, выводимыми «чужим» «Протоном», уповая на крупногабаритные «кванты», выводимые тяжелыми носителями собственного производства. И главное, Королёв не дал указание проектантам проработать грамотно и с запасом размерность и конфигурацию тяжелого носителя, типа американского «Сатурн-5», пригодного для лунных экспедиций.

Он игнорировал мнение специалистов о порочности кольцевого размещения тридцати двигателей средней тяги под днищем бака-окислителя блока А печально известной ракеты-носителя Н1. Он полностью игнорировал предложения своих подчиненных (в числе которых был и я) по объединению с фирмой Челомея усилий по лунной программе с еще одной сборкой на околоземной орбите и с выведением беспилотного корабля ЛОК ракетой «Протон». Также, несмотря на просьбы его соратников, он не давал указаний о проработке планирующих на возврате многоразовых крылатых систем. И это при том, что в молодости в РНИИ он увлекался ракетопланами. Американцы со «Спейс-Шаттлом» вышли вперед на одиннадцать лет раньше.

Слабые стратегические планы / решения у советских космических конструкторов... Творческие люди, Инновации, Космос, Сергей Королев, Инженер-конструктор, Стратегия, План, Лозино-лозинский, Буран, Ракетчик, Видео, YouTube, Длиннопост

Изображение создано нейросетью Шедеврум

Стиль Королёва «отрабатывать все в полете» был заимствован многими ракетно-космическими предприятиями. Кажущаяся экономия времени и государственных средств эфемерна особенно по мере усложнения аэрокосмических проектов. Американцы это поняли сразу после их судорожной гонки при запуске первых спутников.

У нас смена концепции с переходом к обстоятельной наземной отработке произошла с большим запозданием. Импульс последствий королёвской «лихорадки» длился после его смерти лет семь-десять, и наиболее явно поворот к опоре на стендово-лабораторную базу реализован в восьмидесятых годах в ходе создания системы «Энергия-Буран», повторяя стиль разработки «Спейс-Шаттла».

В КБ Королёва не было подразделений, ответственных за генерацию стратегических инициатив. Но Королёв был прекрасным тактиком. Например, он быстро принял решение переориентировать «Союз» с программ облета Луны на околоземные операции. Чего стоит его удачный поворот при задержках испытаний «Союза» с переключением на ускоренное создание на базе наполовину готовых кораблей «Восходов» с несколькими космонавтами и с выходом в космос. Даже первый спутник ПС (простой спутник) и второй с «Лайкой» были сделаны оперативно при задержках в комплектации третьего настоящего научно-исследовательского спутника, который сначала был замыслен как первый. Тактик Королёв вовремя затеял разработку ракетных блоков В и Л для верхних ступеней.

Тактическим было решение Королёва сделать раньше американцев облет человеком Луны с помощью ускоренно создаваемых кораблей Л1 и ПЛК (пролетный Лунный корабль). Политбюро запретило полеты после успешного возврата беспилотного аппарата. Удачным был блеф с так и не летавшей, но возимой на парадах глобальной ракетой 8К-713. При неудачах с длительными космическими перелетами к Марсу, требующими нереальной для нас надежной многомесячной работы аппаратуры, Королёв переориентировался на двух-трехмесячные полеты к Венере. Создание без заказа спутника связи «Молния» было также хорошей тактической удачей Королёва.

Слабые стратегические планы / решения у советских космических конструкторов... Творческие люди, Инновации, Космос, Сергей Королев, Инженер-конструктор, Стратегия, План, Лозино-лозинский, Буран, Ракетчик, Видео, YouTube, Длиннопост

Модель спутника связи «Молния-1»

Лозино-Лозинский был плохим стратегом и тактиком. Отсутствие стратегического мышления не позволило ему предложить вовремя уменьшенные «Бураны», выводимые существующими ракетами-носителями. Он не пытался развить линию практического применения в малых сериях Бор-4 и Бор-5. Он запретил заниматься трансатмосферной тематикой, необходимой для оборонных и научно-исследовательских задач. Он практически приостановил модернизацию высотных самолетов на базе М-50 для создания необходимых сейчас пилотных и беспилотных средств мониторинга Земли и атмосферы. Лозинский отказался от сотрудничества с американской фирмой «Рокуэлл» и от объединения усилий с РКК «Энергия» для создания авиационно-космических систем с малоразмерными орбитальными самолетами. У Лозинского даже не могла возникнуть мысль о создании службы стратегического планирования, ибо он считал, что этим может заниматься только он сам. Тактическая ошибка Лозинского привела, несмотря на сопротивление коллег, к недоразмеренным по площади и размаху «по-истребительному» крыльям трипланного самолета-такси «Молния-1». Неудачным был выбор двигателя М-17, неприспособленного для работы с винтом в тянущем режиме.

Лозинский периодически игнорировал предложения по разработке малоразмерного воздушного старта без водорода и без украинского самолета-носителя «Мрия». Любимый проект Лозинского, многоразовая авиационно-космическая система МАКС, упорно пропагандировался им, несмотря на изменение политической и экономической обстановки, практическое отсутствие реальных оборонных задач и ориентацию на зарубежный украинский самолет, существующий к тому же в единственном экземпляре. Самая неприятная и крупная тактическая промашка Лозинского – это разгром с последующим уходом с фирмы высокоинтеллектуального коллектива разработчиков лучших в мире высокоманевренных ракет ближнего воздушного боя. Продажа этого оружия могла бы спасти фирму от финансового краха.

По отзывам людей, знавших близко Королёва, он не пугал людей исключением из партии. Лозинский, напротив, не брезговал этим аргументом, и я не раз слышал на совещании: «Положите партбилет на стол…».

Осин М.И. Будни российских аэрокосмических инженеров / М.И. Осин. 2-е изд., исправл. — М.: АИР, 2016. — 202 с. — (Авиакосмическая эра. Время, люди, решения) — с. 194-198.

Пример прислал и оформил Трушинский Анатолий Игоревич.

Фрагменты текста цитируются согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 11-ти видео: КОЛЛЕКТИВЫ ТВОРЧЕСКИЕ / КРЕАТИВНЫЕ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT. RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Изображение создано нейросетью Шедеврум

  2. Многоразовый космический корабль «Буран» и ракета-носитель «Энергия» в представлении художника. Иллюстрация из ежегодника «Soviet Military Power», 1986 год / Общественное достояние

  3. Изображение создано нейросетью Шедеврум

  4. Модель спутника связи «Молния-1» / CC0

Показать полностью 4 1

Жизненная программа и приёмы работы отца Александра Меня

Данная статья относится к Категории 🗂️ Пакет планов творческой личности

Жизненная программа и приёмы работы отца Александра Меня Творческие люди, Саморазвитие, Личность, Развитие, Планирование задач, Работа над собой, Протоиерей Александр Мень, Жизненный путь, Видео, YouTube, Длиннопост

Александр Владимирович Мень — православный священник, автор книг и популяризатор христианства

«Как может в одном лице, в одном теле, в одной душе сочетаться небесное спокойствие снежной вершины с водопадной стремительностью горной реки?..

Неукротимость движения в нём присутствовала всегда – даже в молитвенной сосредоточенности. («Лев рыкающий и быстрый», по определению одной наблюдательной прихожанки.)

Некая доля инерции свойственна каждому, но он словно имел свой эфирный транспорт: только что был здесь – весь, целиком, безмерный – и вдруг испарился, уже где-то впереди, дальше, дальше...

И в работе за столом – ураган: строчил почти без правки, не перечитывая (тексты для публикаций правил уже в вёрстках, очень внимательно).

Казалось, в музыке его жизни нет никакого усилия, одоления. Но однажды, на «смене караула», признался:

– Не жаворонок я, доктор. Сова, как и ты. Даже филин. (Взглядом из-под очков жутко похоже изобразил филина. Великолепный актёр, много искушений было заподозрить, что даже и лицедей...) Вечером спать не хочется, мозг бурлит, завод на всю ночь. А утром...

А ранним утром ему каждый день нужно было идти в храм – по той самой дорожке, где последним, роковым утром удар убийцы украл его кровь...

Чтобы заснуть, приходилось принимать таблетку снотворного. Если принять запаздывал, действия уже не было, и оставалось до утра вкалывать.

Я видел его уходящим к людям и после таких ночей – с воспалёнными, чуть виноватыми глазами, с повышенной твердостью походки.

Никто никогда его утомления не замечал. Ходил всегда скоро и легко, только чуть припадая при каждом шаге под нарастающим грузом...

Жизненная программа и приёмы работы отца Александра Меня Творческие люди, Саморазвитие, Личность, Развитие, Планирование задач, Работа над собой, Протоиерей Александр Мень, Жизненный путь, Видео, YouTube, Длиннопост

Александр Мень в 1976 году

Уже в двенадцать лет Алик Мень знал, для чего родился, а в тринадцать составил свою жизненную программу. Одно из определений этой программы, данное однажды в беседе со мной, – евангелизация, евангелизация страны, евангелизация человечества, мира...

Евангелие, напомню, – «благая весть», «благовестие», проще – «хорошие новости от Бога». Вот эти хорошие новости Алик Мень и взялся людям сообщать, а для этого нужно было постоянно учиться и разнообразно действовать. «Я мальчишкой ещё, слава Богу, догадался, что жить надо крупно. Крупно и просто. Не усложнять, не мельчить жизнь, не дробить – она и так на клочки раздираема... В делах своих, в побуждениях, в ценностях – всё надо соединять. Соединяй и властвуй!..»

«Как ты столько успеваешь?» – допытывался я (и не один я). – «Да сколько столько?.. Я одним делом всю жизнь занимаюсь. И не я его делаю, а оно меня... Дело – дерево: один ствол на корнях, дальше ветви и ветки, мельче и мельче... Задачи разветвляются на дела, дела на делишки – как кровообращение: от сердца до капилляров...»

– «Сколько же у тебя самых крупных ветвей – главных проектов?» – «На каждый обозримый период стараюсь держать не больше пяти, как пальцев на руке, притом только одна работа главная, как большой палец, а остальные сопутствующие, но их сумма по значимости примерно равна основной... Стараюсь соблюдать иерархию – отличать делишки от дел, дела от задач, задачи от Цели: если низшее наезжает на высшее, а не служит ему – к ногтю...

Всё, в общем, просто: ствол расписания крепкий, ветви бытия гибкие... Конечно, энтропия взимает налог, зряшные потери все равно происходят.

Если в пределах примерно одной пятой от времени в целом – ещё ничего... Когда ясно себе представляешь, к чему стремишься, то знаешь и чего хотеть в каждый миг, что предпочесть, от чего отказаться, что предоставить случаю – когда идёшь верной дорогой, время само себя бережет...»

Жизненная программа и приёмы работы отца Александра Меня Творческие люди, Саморазвитие, Личность, Развитие, Планирование задач, Работа над собой, Протоиерей Александр Мень, Жизненный путь, Видео, YouTube, Длиннопост

В метро и электричках всегда читал и писал, сидя ли, стоя ли, далее в тесноте. В гостях обычно, извинившись, делал по нескольку телефонных звонков, всегда кратких. (Дома по телефону старался не разговаривать по нескольким причинам, для экономии времени в том числе.) Если случались в чём-то непредвиденные задержки, вынужденные ожидания – всегда оставался спокойным и даже радовался: даровое время для думания, чтения или письма.

(Чехов тоже писал, что любит подождать: поезда, человека, погоды...)

Думать о чём угодно умел совместно с любым делом или общением. Во сне тоже.

Однажды утром мне рассказал, что в сновидении только что прочитал одну из пока не написанных статей своего Библейского Словаря. В виде свежеправленной вёрстки ему её вручил не кто-нибудь, а гениальный мыслитель Владимир Соловьёв, чей портрет заглядывал в его рукописи с левой стороны стола...

Концентрация минус сопли

К себе самому относился приятельски – дружелюбно, с симпатией, но без особого интереса и чуть иронично. В работе, в служении – никакого надрыва или жертвенного пафоса – одно лишь ясное осознание «можно» и «нужно». Всё целесообразно. «Я средство», «я инструмент» – лейтмотив самоопределения. У меня, челоцентрика, это сведение себя к функции вызывало, конечно, протест.

В беседе за чаем невзначай вывел однажды формулу успеха в любом деле: «Концентрация минус сопли». – «Концентрация – понятно, а вот что такое сопли?» – поинтересовался я. «Сопротивление личности, собственной личности сопливое сопротивление». – «А у тебя оно есть?» – «А как же. Дай себе волю, только читал бы Диккенса да смотрел «Мир животных». Я и смотрю его...»

Жизненная программа и приёмы работы отца Александра Меня Творческие люди, Саморазвитие, Личность, Развитие, Планирование задач, Работа над собой, Протоиерей Александр Мень, Жизненный путь, Видео, YouTube, Длиннопост

По первому образованию он был биолог и обожал всё живое, а из зверей – особенно обезьян и собак.

«Сгущёнка имеет право на разбавление и даже обязанность»,

– сказал он за тем же чаем. Под сгущёнкой имел в виду сразу многое: и любимое лакомство наших школьных лет, страшно вредное и обычно бывавшее у него на столе, и простую серьёзность, и религиозное благоговение, и смысловую насыщенность текстов, и деловой график...

Пропорцию необходимого и допустимого разбавления всегда точно чувствовал. В той же струе – отсутствие мании совершенства.

«Я не готовлюсь специально (к выступлениям, к лекциям, к проповедям), а говорю что Бог на душу положит... Для меня форма – условность. Я могу выполнять своё и в плавках, и в халате (хотя его не ношу)».

Как же поносили его с разных сторон (и до сих пор продолжают) псевдоверующие ортодоксы-ханжи за гуляние в плавках на коктебельском пляже, за то, что в саду в жаркие летние дни встречал гостей в шортах. И за курение кляли, и за свободный язык книг (он курил, как и я в те годы, в основном за письменным столом). И за еврейство, и за отказ ограничиваться еврейством, и за отказ от него отказываться...

Важно, кстати, заметить, КАК он отказывал.

Твёрдый отказ себе, мягкий – другим

С юношества на него валом валили соблазны, с евиной половины человечества особливо. Красавец, облачённый авторитетом, такой артистичный, темпераментный и свободный, такой светский... Многие дамы бредили им в буквальном и слишком буквальном смысле. Он был скалой, но живой...

Жизненная программа и приёмы работы отца Александра Меня Творческие люди, Саморазвитие, Личность, Развитие, Планирование задач, Работа над собой, Протоиерей Александр Мень, Жизненный путь, Видео, YouTube, Длиннопост

«Сублимация у меня в крови, застарелая... Приходится иногда себя дёргать за удила. Я не сказал бы, что это трудно, когда знаешь зачем...»

«Был в Западном Берлине, но вскоре сбежал; думаю: что я тут прохлаждаюсь? Времени жалко...»

Отклонять приглашения, предложения, просьбы суетного, эгоцентрического характера приходилось всё чаще, и делал он это артистически-виртуозно: мягко, сочувственно, ласково, с самоюмором. Просившие, за редкими исключениями, не только не обижались, но уходили окрылённые, осчастливленные!

Деятельное доверие

«Стараюсь делать лишь то, что кроме меня – никто... Если есть умеющий лучше, отдаю это ему...»
Вокруг него всегда было много добровольных сотрудников и помощников – и не только из паствы. Команда, и не одна даже, а несколько. Удивительно: люди-то были в большинстве далеко не подарочные – тяжёлые, изломанные, часто и бестолковые, а всё слаживалось, крутилось. Организатор весёлый был, праздничный организатор!..

Развитие как стиль жизни

Очень редко и неохотно употреблял слово «самоусовершенствование». («Слишком длинное, толстовски тяжеловесное, пока договоришь до конца, забудешь начало...») В этом состоянии просто жил.

Каждый день можно было заметить у него в доме и на рабочем столе маленькие обновления, рационализации – тут крючок поудобнее для одежды, тут стоячок для бумаг, тут скамеечка для приходящих, тут вазочка для цветов... «Эволюционирую, чтобы избежать революций. Хотя куда от них денешься...»

Он знал, как рискованны перестройки и ремонты жилья, служебные и семейные перемены после пяти-десяти или даже пораньше...

Жизненная программа и приёмы работы отца Александра Меня Творческие люди, Саморазвитие, Личность, Развитие, Планирование задач, Работа над собой, Протоиерей Александр Мень, Жизненный путь, Видео, YouTube, Длиннопост

Memento: не откладывай главное

В одной из бесед последнего года жизни сказал: «Мы всегда живём на грани смерти... Как мало надо человеку, чтобы нитка его жизни оборвалась. На это нужно привыкнуть смотреть без излишнего страха, но с полным осознанием. Ясная мысль о бренности жизни – не повод опускать руки, а повод ценить каждое мгновение... жить не в мечтах о завтра, а жить сегодня, сейчас, переживая жизнь полноценно и полнокровно...»

Леви В.Л. Вагон удачи, М. «Метафора», 2003 г. 181-186.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 5-ти видео: РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ БИОГРАФИЙ и АВТОБИОГРАФИЙ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Правила работы в проекте VIKENT. RU: https://vikent.ru/w8/

Изображения в статье

  1. Александр Владимирович Мень — православный священник, автор книг и популяризатор христианства / Фото Виктора Андреева на сайте Фонда протоиерея Александра Меня

  2. Александр Мень в 1976 году / Фото на сайте Фонда протоиерея Александра Меня

  3. Изображение от mrsiraphol на Freepik

  4. Photo by Brazil Topno on Unsplash

  5. Александр Мень в 1963 году в Дворце Съездов / Фото на сайте Фонда протоиерея Александра Меня

  6. Изображение от mrsiraphol на Freepik

Показать полностью 6 1

Анализ творческого пути / жизни по Вячеславу Полунину

Данная статья относится к Категории 🗂️ Пакет планов творческой личности

Анализ творческого пути / жизни по Вячеславу Полунину Творческие люди, Искусство, Творчество, Личность, Развитие, Жизнь, Жизненный путь, Смысл жизни, Экспансия, Прогресс, Видео, YouTube, Длиннопост

«– Ты понимаешь, – говорит Слава Полунин в номере «Маленькой мельницы», – про счастье у меня нету никакой специальной концепции. Я не очень сильный философ. Словом не слишком хорошо владею, анализом. Я как ребёнок: сейчас счастлив – сейчас нет. Если несчастлив – лезу из кожи вон, чтобы это устранить. Это формула моего существования. Если чувствую, что я не в гармонии, не в радостном созидании, – я воспринимаю это как болезнь. Болезнь может длиться день, неделю, год – но весь этот год я стремлюсь из неё выбраться. Это для меня ужас. Я не могу себе позволить быть несчастливым.

Полунин задумчиво смотрит куда-то под потолочную балку, словно там плавает в воздухе невесомый весомый аргумент.

– У меня есть закон, – говорит он. – Называется «ноги в воду». Каждые три-пять лет надлежит сесть на берегу реки, опустить ноги в воду, ничего не делать, сидеть и думать: что ты сделал за эти годы? Зачем? Нужно ли было это делать? Куда ты идёшь?..

Каждые три-пять лет нужно сворачивать. Обновление, понимаешь? Ты не можешь всё время идти вот так, – он прямо и резко рубит рукой. – Даже если идешь к какой-то определенной цели, то идти нужно вот так, – рука выписывает змеиный зигзаг. – Идти всё время по одной дороге – скучно, неинтересно, неправильно. Ужас повторения: здесь уже сидел, здесь лежал, с этим пил, с этим ел, с этим плясал. Невозможно. Словом, ты должен устраивать себе ревизию: счастлив ты или нет. Этот самоконтроль – регулярная, обязательная процедура. Как умывание. И если ты чувствуешь на теле чесотку несчастья – её необходимо устранить.

– Ну хорошо, – говорю я. – Вот Слава Полунин просыпается поутру, смотрит в зеркало и думает: хм, чегой-то я несчастлив. И что дальше?

– Дальше, – говорит Полунин, – Славе Полунину нужно понять, почему он несчастлив.

– И всегда можно понять? – не верю я.

– Всегда, – говорит Полунин твёрдо. – Пусть не за один день, но можно. Вот смотри. Я работал в цирке «Дю Солей». Это лучший цирк в мире. И я – звезда великого цирка. Это гастроли в Нью-Йорке. И я – главный персонаж. Мечта, вершина карьеры... И – мне скучно. Неинтересно. Несчастливо. Почему? А – кончилось творчество. Я ежедневно повторяю одно и то же. Развития нет. Не дают развиваться, нельзя, потому что формула коммерческого успеха – закрепление и повторение. И у меня начинается депрессия. Что-то неверно. Я нахожусь не там. Депрессия длится несколько месяцев – страшная, тяжелая... Хотя всё идеально, меня все любят, меня на руках носят!».

Гаррос А. Счастье и Слава, в Сб.: «Сноб». 30 лучших очерков 2008-2011 / Составитель С. Николаевич, М. «Астрель», 2011 г. с. 398-399.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 17-ти видео: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT. RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

Показать полностью 1 1

Цельный образ проекта и подготовительный период работы режиссера по Н.С. Михалкову

Данная статья относится к Категории 🗂️ Пакет планов творческой личности

Цельный образ проекта и подготовительный период работы режиссера по Н.С. Михалкову Творческие люди, Искусство, Творчество, Российское кино, Съемки, Проект, Проектирование, Идея для фильма, Никита Михалков, Бизнес-план, Видео, YouTube, Длиннопост

Никита Сергеевич Михалков — российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, продюсер. В 1987 году организовал творческо-производственное объединение «ТриТэ», название которого является аббревиатурой: Творчество, Товарищество, Труд

«Что такое подготовительный период? Есть подготовительный период для режиссёра и есть для группы.

Это разные периоды. Для режиссёра он начинается гораздо раньше, и начинается именно с экспликации. Когда он практически снимает кино за столом.

После этого начинается подготовительный период для группы. То есть – технический. Пошив костюмов, эскизы, планы. Что важно? Никогда не начинайте снимать, пока не уверены, что у вас есть деньги. Потому что глубочайшая ошибка – давайте мы начнём, а там как-нибудь... это всё. Это конец. Либо вы должны точно знать, что именно на эти деньги вы и снимете картину. Я не говорю, чтобы вы ничего не снимали, потому что у вас денег настолько мало, что и начинать не стоит.

Своих студентов я просил снять рекламный ролик их не снятого фильма.

Это ноу-хау становилось настоящей школой. Например, «Война и мир». Обмани меня – чтобы я поверил, какая это потрясающая картина. Пригласи на двадцать минут, ну, не знаю, Мордюкову. Уговори её, заплати деньги, отдайся.

Ты должен создать иллюзию у меня, у зрителя, что ты снял потрясающий многосерийный фильм. Это значит, что вы должны в голове иметь тот целый образ картины, показав часть которого, вы заставите меня пойти её смотреть.

Тут есть всё – драматургия, которую надо построить так, чтобы меня заинтриговать, тут есть необходимость режиссёра оказаться в положении абсолютно нищенски одинокого и находить выход из положения, ибо режиссура – это постоянный выход из положения. Особенно у нас и особенно в наших условиях.

Цельный образ проекта и подготовительный период работы режиссера по Н.С. Михалкову Творческие люди, Искусство, Творчество, Российское кино, Съемки, Проект, Проектирование, Идея для фильма, Никита Михалков, Бизнес-план, Видео, YouTube, Длиннопост

Да, есть условия совершенно другие – в американском или европейском кино. Мы же находимся в постоянно экстремальном положении, и это, кстати говоря, когда вы приезжаете работать на Запад, их потрясает. Я говорю о профессии – используя длину оптики, движение камеры, крупности, иные монтажные стыки, решения... У меня есть несколько хвастовских историй, одна из них очень короткая.

Я был у Куросавы, он начинал снимать картину «Ран», а я собирался снимать «Дмитрия Донского», и я ему кое-что рассказывал. И это кое-что я увидел у Куросавы в «Ран». Казалось бы, это должно было вызвать возмущение, но это было счастьем – если Куросаве показалось это интересным, значит, в этом действительно что-то было. Даже если Куросава у меня кое-что спёр! Куросава!

Поэтому рекламный ролик неснятого фильма, во-первых, это весело. Во-вторых, это так Вашу фантазию напрягает. Вы должны всё время выходить из положения».

Михалков Н.С. Отражение сильнее луча / Профессия – кинематографист: Высшие курсы сценаристов и режиссёров за 40 лет / Сост. П.Д. Волкова, А.Н. Герасимов, В.И. Суменова, Екатеринбург, «У-фактория», 2004 г. с. 658-659.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 11-ти видео: Интеллектуальные / творческие / креативные продукты

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT. RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Никита Сергеевич Михалков — российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, продюсер. В 1987 году организовал творческо-производственное объединение «ТриТэ», название которого является аббревиатурой: Творчество, Товарищество, Труд / livejournal & На фоне — изображение создано нейросетью Шедеврум

  2. Изображение создано нейросетью Шедеврум

Показать полностью 2 1

Режиссерская экспликация по Н.С. Михалкову

Данная статья относится к Категории 🗂️ Пакет планов творческой личности

Режиссерская экспликация по Н.С. Михалкову Творческие люди, Съемки, Сценарий, Режиссер, Прототип, Проект, Менеджмент, Никита Михалков, Российское кино, Видео, YouTube, Длиннопост

«Мой брат был в Америке, и Коппола подарил ему листочек из сценария (или он уж вырвал его, не знаю) с экспликацией «Крестного отца». Это довольно интересный документ.

Он разбивается на пять граф. А наверху название, причём не эпизода, потому что он может быть длинный, а настоящего, главного в этом куске эпизода. Эпизод может быть семь минут, но есть несколько центральных, пиковых мгновений, которые для тебя являются важными. Поэтому ты называешь эпизод в кавычках «НЕТ». Допустим, героиня или герой говорят это слово в ответ на ключевой вопрос. Это не название объекта, а формулировка сути. Причём вы можете разбить эпизод на два куска. Один может длиться четыре минуты, а другой – тридцать секунд, но он настолько важен, что вы его выделяете.

Мои экспликации в три раза больше по объёму, чем сам сценарий, в них подробнейшим образом расписывается то, что бы я хотел получить. Это моё послание группе.

В экспликации фильм «снимается» в лабораторных условиях. Приезжая на площадку, ты можешь застать совершенно другую картину. Потому что может быть ситуация, когда – всё, снимать сегодня не будем, потому что идёт дождь, а в этой сцене должно быть солнце. «Из-за чего?!» – спрашивают тебя. То есть эта сцена может быть и в дождь, но – прилипшая рубашка, мокрые ботинки... Сцена пойдёт другим руслом, и, значит, нужно перестраивать акценты движения актёрского характёра. И вот вы, сравнивая то, что есть, с тем, что было, решаете, не изменит ли это то, чего вы хотели. Может быть, и изменит, и может быть, это и к лучшему. Потому что всё равно актёр тащит картину за собой, её движение, взаимоотношения характёров. Ты можешь его насиловать, сколько ты хочешь, но, если ты живёшь живой картиной, то хороший артист всегда может придать новую интонацию, и сцена может пойти в другую сторону. И ты опять обращаешься к экспликации: хорошо ли, что она пошла в другую сторону? Потому что, может так быть, только для данного момента это замечательно, а для общего – катастрофа. На «Рабе любви» у меня был такой случай.

Режиссерская экспликация по Н.С. Михалкову Творческие люди, Съемки, Сценарий, Режиссер, Прототип, Проект, Менеджмент, Никита Михалков, Российское кино, Видео, YouTube, Длиннопост

Пункт «возможные ошибки» важен тем, что когда вы в этих новых условиях, которые вам создались божественным образом на площадке, начинаете идти за ситуацией, которая сложилась, надо заглянуть в этот пункт и понять, что вами – вами же! – там написано, например: «В эпизоде N... важно не увлечься эмоцией». Ибо сам эпизод по своей драматургической стезе настолько эмоционален и силён, что, если вы перехлестнёте то, что происходит в эпизоде с точки зрения эмоций, подниметесь на слишком высокий уровень температуры, вам может не хватить на «эпизод N...», который идёт через пять эпизодов после этого и рифмуется вот с этим эпизодом.

Опять-таки, когда вы это всё пишете, вы ещё раз убеждаетесь в том, силён или не силён сценарий. Это первое, для чего нужна экспликация.

Второе. Создав экспликацию, вы лишаете себя тяжёлой необходимости общаться со всеми, кто руководит разными подразделениями группы. Допустим, мне кажется, что героиня должна быть одета именно вот так. Я не имею в виду покрой платья. Но мне кажется, что обувь ей должна жать. Или что она в слишком широком плаще, который всё время путается. Или же, наоборот, он ей нравится, и она всё время кокетничает этим плащом, заворачиваясь в него, провоцируя его спросить, откуда у неё этот плащ, для того, чтобы ответить, что этот плащ ей купил другой человек. Я не даю советов, как одеть актрису, а объясняю, чего бы хотел. Таким образом, я внедряюсь в область каждого.

Другой разговор, что художник мне может сказать: «Мне кажется, что это должен быть не плащ, а мужская рубашка, которая застёгивается на другую сторону, если ей нужно дразнить его тем, что на ней иная вещь, обличающая, что у неё связь с кем-то другим». На что я могу сказать: «Нет, это грубо. Потому что если на твоей женщине чужая рубашка, то это сразу бросается в глаза». И так далее; тут начинается та внутренняя работа, которая как бы съедает и выпрямляет огромное количество лишнего времени, которое бы вы тратили, не будь экспликации. Стиснув зубы, как принимая касторку, вы должны сидеть и писать, и писать... Вы этим не только не обрезаете крылья всем остальным творческим подразделениям, которые работают с вами, но и наоборот, вы даёте им атмосферу, запах, цвет, ощущения – то, что должен испытать на себе зритель от увиденного».

Михалков Н.С. Отражение сильнее луча / Профессия – кинематографист: Высшие курсы сценаристов и режиссёров за 40 лет / Сост. П.Д. Волкова, А.Н. Герасимов, В.И. Суменова, Екатеринбург, «У-фактория», 2004 г. с. 632-635.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 17-ти видео: ЭКСПЕРТИЗА, КОНСАЛТИНГ & ТРЕНИНГ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT. RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

Картинки сгенерированы нейросетью Kandinsky 2.1

Показать полностью 2 1

План, расписанный по минутам – случай И.Д. Кобзона

Данная статья относится к Категории 🗂️ Пакет планов творческой личности

План, расписанный по минутам – случай И.Д. Кобзона Творческие люди, Искусство, Творчество, Артист, Иосиф Кобзон, Работа над собой, Тайм-менеджмент, Советское, Видео, YouTube, Длиннопост

Иосиф Давыдович Кобзон — отечественный эстрадный певец

«– У кого ещё такой расписанный день, как у Вас?

– Из артистов? Ни у кого! – Даже среди политиков, которых знаю лично, я не наблюдал такой занятости, – говорю ему я.

– А может быть, они очень умные люди, – предполагает Кобзон, – и умеют организовывать свою жизнь таким образом, чтобы не перенапрягаться? Я этому всегда удивляюсь. Особенно удивляюсь, когда звоню какому-нибудь начальнику и мне говорят: «А Иван Иванович на обеде... но скоро будет!» Звоню в назначенное время и слышу: «Иван Иванович отдыхает после обеда, но вот-вот должен быть...»

И вот я думаю: «Ну... твою мать! Надо же – люди обедают, а потом ещё и отдыхают... после обеда».

У меня так не получается, а вместе со мной не получается и у моих помощников: у Сергея, Паши и Родиона. Вот так они «пашут» со мной каждый день и каждую ночь уже не один год. Точнее, они живут в таком идиотском режиме по сменам: двое суток работают и двое суток уходит на то, чтобы восстановиться.

Я же – как бессменный часовой на своем посту: репетиции, концерты, деловые поездки, депутатские вопросы, общественная работа, семейные заботы, проблемы друзей... Такая вот у меня жизнь. Но другой я её просто не представляю. Усталость чувствую, только когда прихожу домой. Спать ложусь чаще всего за полночь. Однако в восемь обычно уже на ногах».

Кобзон И.Д. Как перед Богом, М. «Известия», 2006 г. с. 65-66.

Вот как это видится со стороны:

«Иосиф Давидович – фантастический организатор. У него феноменальная память, которой он умело, и профессионально пользуется. Надо видеть, как утром он, ещё лежа в постели, вызывает своего директора и даёт ему задания на день, примерно с полчаса. Директор стоит с блокнотом и ручкой, а Кобзон диктует: «Итак, сегодня третье ноября. Необходимо от моего имени послать букет цветов (красные розы) такой-то такой-то в день сороковин её супруга. Поздравить телефонным звонком (пусть меня соединят) такого-то с днём рождения. Забрать два концертных костюма из химчистки. Перенести массаж с 16 на 16.30. Позвонить от моего имени на «Мосфильм» и извиниться за то, что не приму участия в вечере в Доме кино. Соединить меня с Юрием Михайловичем Лужковым – я подтвержу своё участие в мероприятии, которое он организует. Послать такой-то два билета на концерт в «России» с моей визиткой и букетом цветов. Заказать обед в ресторане «Метрополь» на три лица». И далее в том же духе. Без пауз и перерывов, разве что сока глотнет, и всё».

Подгородецкий Пётр, Машина с евреями, М. «Аст», 2007 г. с. 84.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 20-ти видео: ТВОРЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT. RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Иосиф Давыдович Кобзон — отечественный эстрадный певец / Tunnel.ru & На фоне — картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.1

Показать полностью 1 1

КТЛ: Система планов Творческой личности

Данная статья относится к Категории 🗂️ Пакет планов творческой личности

КТЛ: Система планов Творческой личности Творческие люди, Творчество, Планирование задач, План, Система, Жизнь, Работа над собой, Развитие, Личность, Видео, YouTube, Длиннопост

Обычный человек гораздо больше видел изображений «творческих озарений» в кино, чем в реальности...

Снять, как герой годами терпеливо движется к своей Достойной цели – малореально. Поэтому в ходу непременно быстрые достижения – просто так легче и бездумнее снимать…

В тексте ЖСТЛ неоднократно подчёркивается, что для достижения серьёзных (некиношных) целей целесообразно иметь систему планов и следить за их выполнением:

«Итак, чтобы быть творческой личностью, недостаточно иметь лишь общественно полезную, значительную достойную цель. Ведь поставленная цель должна быть реализована, а одного желания для этого мало. Чтобы переплыть океан, надо уметь строить корабли. Чтобы достичь цель, надо уметь строить планы – на день, на месяц, на пять лет, на всю жизнь. Причём планы эти должны быть динамичными, учитывающими разные условия работы и различные превращения цели, потому что любая цель – это не истина в последнем её измерении. Цели развиваются, переходя в надцели и наднадцели. Планы обязательно должны включать в себя систему контроля выполнения планов, иначе теряется смысл их составления».

Альтшуллер Г.С. Вёрткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г. с. 84.

ПРИМЕР. «В философском, как и в научном творчестве, мы видим нередко постановку проблемы и её «депроблематизацию» отделёнными друг от друга промежутком в 10-15 лет. Начальная идея «Критики» зародилась у Канта в 1769 г. а сочинение появилось в свет в 1781 г. За весь этот промежуток и в течение шести месяцев лихорадочного сочинительства поле сознания Канта, разумеется, прерывно, но неуклонно включало в себя и освещало фокусом внимания все, что могло иметь отношение к решению проблемы. Подобным же образом творили Конт, Спенсер […] «Курс позитивной философии» был задуман в двадцатых годах XIX в. и выполнялся по строго заранее продуманному плану в течение двадцати лет. «Синтетическая философия» Спенсера была предпринята в 1858 г. а закончена лишь в 1894-м».

Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. Введение в историю философии, М. «Республика», 1999 г. с. 147.

ПРИМЕР. «Как жизнь пролетела, – записывает в дневнике 68-летняя старшая дочь Л. Н. Толстого, – я всё собиралась начать жить, что-то делать... Я чувствовала и продолжаю чувствовать в себе эти все силы и возможности. Но всегда была и есть как бы тонкая стенка, которая мешает вырваться наружу этим стремлениям. Кажется, стоит её только сломать, как из меня польётся могучий поток духовных сил. Стенка эта – просто непростительная бездеятельность».

Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник, «Современник», М. 1979 г. с. 513.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 54-х видео: Как работать с проектом VIKENT.RU ?

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.1

Показать полностью 1 1

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Принципы сильного человека по С.Н. Фёдорову

Данная статья относится к Категории 🗂️ Пакет планов творческой личности

Принципы сильного человека по С.Н. Фёдорову Творческие люди, Творчество, План, Жизненный путь, Цель, Цель жизни, Планирование задач, Личность, Федоров, Видео, YouTube, Длиннопост

Святослав Николаевич Федоров — русский врач-офтальмолог. В 1960 году изобрёл искусственный хрусталик и провёл успешные эксперименты по его имплантации. В 1986 году создал Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза»

  1. «Мироощущение, вера в будущее.

  2. Чувство достоинства.

  3. Желание действовать.

  4. Уверенность в возможности достичь цели.

  5. Желание защитить слабого, помочь кому-то.

  6. Удовольствие от ощущения силы. Отсутствие усталости при беге, ходьбе, поднятии тяжести.

  7. Положительные эмоции от наливающихся силой мышц.

  8. Большая степень раскованности при знакомстве с противоположным полом.

  9. Рождение красивых и здоровых детей.

  10. Сохранение полной активности и работоспособности в возрасте 60-80 лет.

  11. Легче найти интересную работу в рыночной экономике.

  12. Большая степень доверия людей к сильному человеку и отсюда политическая карьера организатора производства.

  13. Продление молодости и отсутствие страха болезни и смерти.

  14. Удовольствие от зеркала. Ты сам скульптор своего тела».

Принципы жизни доктора Фёдорова, в Сб.: Святослав Фёдоров. 600 тысяч часов полёта. Книга памяти, М. «Фонд развития передовых медицинских технологий имени Святослава Фёдорова», 2002 г. с. 422.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 18-ти видео: ЛИЧНОСТЬ: ЦЕЛЬ, СМЫСЛ, РАЗВИТИЕ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Святослав Николаевич Федоров — русский врач-офтальмолог. В 1960 году изобрёл искусственный хрусталик и провёл успешные эксперименты по его имплантации. В 1986 году создал Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» / Сайт ЕЦ МНТК «Микрохирургия глаза» & На фоне — картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.1

Показать полностью 1 1
Отличная работа, все прочитано!