Серия «Петербург-Ереван-Тбилиси»

Знакомство

С чего начать путешествие по Тбилиси, если ты приехал сюда впервые? С дегустации, однозначно решили мы. Но сначала нагуляем аппетит. И пошли наверх, изучать, куда же едут разноцветные кабинки фуникулёра, освещающие праздничными огнями пряничные домики вокруг. На фото они остались только издали.

Знакомство Истории из жизни, Воспоминания, Родственники, Грузия, Тбилиси, Семейное застолье, Длиннопост

Для тех, кто забросил регулярные походы на спорт примерно с полгода-год назад, задача оказалась нетривиальной: пришлось безостановочно подниматься по крутым лестницам, которым не было конца и края. И ещё постоянно крутиться вокруг своей оси, потому что каждый дом требовал внимания. Память в телефоне угрожала закончиться.

Особенно привлекали это самое внимание рисунки на стенах и трансформаторных будках. Теперь хочу домой иллюстрации этого художника с котами, Чужими и девочкой. По-моему, это шедевр. (Особенно KhinkAlien, который был найден позже и в другом районе)

В самый первый вечер Грузия-мать, которая венчала нашу гору, осталась призывно мигать подсветкой – мы свернули в сторону Тбилисского каньона, на отдалённый звук водопада. Есть что-то мистическое в Инжирном ущелье (или Легвтахеви), практически, в темноте, когда вокруг ни души, и только вода падает сверху вниз с оглушительным шорохом. На фото дорога к нему.

Налюбовавшись красотами, мы поняли, что нас догнал аппетит, который мы и хотели, собственно, нагулять. И значит – пришла пора спускаться, а перед этим заглянуть на трип эдвайзер.

Среди огромного количества высоко оцененных туристами заведений, мы выбрали Wine Buffet, и он оказался настолько атмосферным, что все остальные дни мы завершали именно тут, на Tumaniani St., 15. Идеально подобранные к винам сыры, вино, которое подбирается под настроение, предварительные дегустации – идеальное место, чтобы влюбиться в местные напитки.

Но помимо гастрономических удовольствий я не забыла и об основной цели своего визита – родственники, которых предстояло развиртуализировать. В тот вечер я впервые услышала голос своей пятиюродной (!) тёти, которую никогда не видела в реальности.

Классическая история дореволюционных времён: жили-были 3 брата где-то в Тамбовской губернии. Один был врачом, второй занимался переводами, а третий – служил. В какой-то момент началась революция, их раскидало по долгу службы по самым отдалённым уголкам необъятной, и всё же они изредка переписывались. Потом переписывались их дети и внуки. Потом моя бабушка, дочка или внучка одного из этих братьев, вышла замуж за Грузина и уехала в Грузию. Потом всё это заглохло в эпоху цифровых технологий (хотя казалось бы!). И вдруг – вот эта самая тётя идентифицировала мою маму по тэгам в запрещённобуке. Общались, обменивались мемами, и наконец, в Тбилиси прибыл самоназначенный гонец (то есть, я собственной персоной).

В общем, встреча состоялась на следующий день. И, несмотря на опасения, не возникло никакой неловкости. Мы погуляли, вспомнили всё, что знали о своих предках, нас с мужем немного поругали за выбранное время года, потому что туман, и половину красоты не видно. И после этого повезли на настоящее грузинское застолье.

Знаете, я даже не представляла, что человек способен столько съесть. Супруг Ольги, моей тёти, и следовательно, мой самый настоящий грузинский дядя сказал, что закажет всего по чуть-чуть. И дальше началось: 10 одних хинкали, 10 других, 10 третьих, 5 видов закуски, хачапури, 3 вида вина. Так, а какой вы будете шашлык?

«А можно никакой?» – робко попыталась я остановить грузинское гостеприимство. «Да ты что, нас же выгонят из этого ресторана!» - возмутился этот невероятный человек, и выбрал ещё 3 вида шашлыка «чисто попробовать».

Мы честно старались не лопнуть. Тем более, что всё было настолько вкусным, что просто жалко было оставить. Мысленно я не просто возвращалась в спортзал, а записывалась сразу в три, чтобы хотя бы вернуть прежний вес.

Теперь я жду наших прекрасных и свежеобретённых родных в Санкт-Петербурге и ищу в свободное время рестораны с исконно русской кухней. В этом плане северная столица мало мне помогает. Даже, скорее, Питер решил посоперничать с Грузией, потому что вокруг открываются всё новые хинкальные. А в моём списке поездок повторно появился Тбилиси, подчёркнутый двумя чертами. Я очень хочу вернуться, и это будет по любви.

Баянометр на что-то ругался, но фото и текст полностью авторские. Возможно, кто-то уже делал фото в тех же местах.

Пункт назначения - Тбилиси

Знакомство с родственниками из Тбилиси…. Такая цель в моём обширном списке целей появилась примерно лет 10 назад, вместе с новостью о том, что они есть – эти самые родственники.

Пункт назначения - Тбилиси Истории из жизни, Тбилиси, Грузия, Путешествия, Поездка, Автопутешествие, Туризм, Туристы, Отпуск, Воспоминания, Длиннопост

Мама рассказала: «Давным-давно, в далёкой-далёкой Галактике, когда коммунисты были ещё маленькими, а мечты о революции большими, сестра твоей прабабушки вышла замуж за грузина….»

Дальше следовала драматическая пауза, и затем – несколько менее захватывающий рассказ о том, что мы ничегошеньки после этого не знаем о прабабушке, грузине, их житье в прекрасной Грузии… Но Фейсбук, безвременно наречённый террористической организацией, нашептывает, что родственники есть, и они нас ждут.

Итак, я отправилась в Тбилиси. Но как нормальный герой – пошла в обход, через Ереван, о чём уже писала в предыдущем тексте.

Насладившись всячески долмой, разнообразным коньяком и общением с Ереванским Бельмондо, мы взяли в прокат Kia Sportage и отправились в путешествие. Это был первый опыт подобного плана – взять машину в одной стране, и поехать на ней в другую, по дороге посетив всё, что подвернётся под колёса. Напоминаю, дело было в конце ноября и в начале декабря. А значит, дороги были по армянским (да и русским) меркам безлюдные – на разных участках пути нас сопровождало от 3 до 5 машин.

Первым под колёса подвернулся Цахкадзор, с его пустующим, но работающим подъёмником.  Мы были единственной сумасшедшей парочкой туристов, которые решили проехаться наверх через туман. Это было забавно, но тем, кто не планирует лыжи и прочую атрибутику, делать там в начале зимы совершенно нечего. Хотя, горы, конечно, потрясающие. Но их отлично видно и без подъёмника.

Вторым пунктом назначения стало озеро Севан, где мы оказались единственными постояльцами отеля. Туда мы доехали уже после 19:00, то есть, почти глубокой южной ночью. Хозяйка долго пыталась проморгаться и понять, не снимся ли мы ей, после чего широко улыбнулась, открыла дверь и запустила отопление. Мы долго пытались вспомнить, сколько фильмов ужасов начинаются вот с таких пустых отелей. Но было слишком весело, чтобы стало страшно. Правда, утром выяснилось, что в отеле нас заперли. Пришлось немного постучать в окно и повыть на разные голоса, чтобы увидеть белый свет. Впрочем, так как нас после этого стразу же накормили вкуснейшими раками, эксперимент считаю успешным.

Потом были Дилижан, Иджеван, сказочные заснеженные деревья и безмолвные статуи орлов по разным сторонам дороги и, наконец, граница.

В общей сложности путь от Севана до Тбилиси занял около 6 часов, включая пограничные формальности и пару-тройку остановок (это мы измерили на обратном пути). Формат такого путешествия вполне комфортный, несмотря на совершенно незнакомую трассу и серпантин. Вокруг невероятно красиво.

Мы выехали в 12, прибыли в 18. И совершенно ошалели от вечернего Тбилиси Он был настолько прекрасен, что мы пропустили нужный поворот и совершили незапланированную экскурсию по городу, через реку Кура (один встреченный нами позже грузин утверждал, что верное название реки – Мтквари. А Тбилиси следует называть исключительно Тифлисом. Очень колоритный персонаж, и вино у него вкусное).

А потом мы искали нужный отель в старом городе. И это было страшновато, потому что улицы казались практически отвесными. Тут-то мы и порадовались, что взяли в аренду именно такую машину. Нам повезло: мы нашли место для парковки всего через минут 10 черепашьего передвижения по мощёным улочкам.

Вокруг была ночь, над нами проплывали цветные кабинки фуникулёра, с неба падал пушистый снег. В маленьком отеле нам дали номер с куском скалы, выступающим из стены. «Мы просто не смогли его отрезать. Пришлось строить дом вокруг», - пояснила хозяйка. «Здорово!», - сказали мы. Нам и правда нравилось. Впереди было целых 4 дня удивительных открытий.

Самая первая иллюстрация про собакена найдена на просторах, копирайт, помимо проставленного на картинке, неизвестен. Но если кто-то знает автора, с удовольствием допишу ему/ей спасибо. Пока что спасибо Котоматрице.

Путешествие мизантропа или Ереван поздней осенью

Есть у меня одна хорошая традиция. Брать в конце ноября, на свой день рождения, отпуск и ехать в другую страну. Этот год не стал исключением. Более того, страны получилось целых две. Но обо всем по порядку.

Посетить Ереван в конце ноября – это практически, путешествие мизантропа. Мы прилетели из ледяного Петербурга в немного сонную осень. Листопад, безлюдные парки, пустые музеи. Все как бы намекало: «Не сезон».

Путешествие мизантропа или Ереван поздней осенью Первый пост, Армения, Путешествия, Ереван, Длиннопост

«Сезон, сезон!» - радостно сказали мы, и принялись дегустировать местные деликатесы. Если бы не долгие пешие прогулки, я бы точно привезла из Армении 10-20 лишних кило, и всё это не в чемодане.

Было бы неправильным сказать, что больше всего в ноябрьской Армении нам зашёл кубинский кофе, но в кофейню Haldi Co (26 Isahakyan St, Yerevan) мы возвращались чаще, чем в другие места. Возможно, потому что в кофейнях качество побеждает любопытство. Я даже увезла с молчаливого согласия девушки за барной стойкой одно меню на память. Кофейню всячески рекомендую. А еще моим личным артефактом стала шоколадка оттуда же под названием «Гори в аду» .

Что касается мест в Ереване, где можно поесть, рекомендовать нет смысла. Можно зайти в любое и будет вкусно. Ну или, возможно, нам везло. Вот, например, с виду обычная Долма. Смотрю на фото и хочу вернуться.

Отдельное удивление и уважение – местным водителям. Ехать в тоннеле по «встречке», обгоняя бензовоз, и сигналить встречной фуре, чтобы притормозила… Возможно, неслучайно, того героя из старых фильмов про бессмертных назвали горцем. Только напутали с тем, что должен остаться только один. Ибо как же этот один будет эмоционально общаться, на итальянский манер размахивая руками, и кому он будет клясться мамой?

Еще в Армении есть озеро, которое море. Называется Севан. Армяне, судя по всему, не до конца определились, что это, но сходятся в одном: оно священное. Во-первых, потому, что это их стратегический запас чистой воды. Во-вторых, потому что является частью множества сказаний и легенд. А в-третьих «Слушай, ну, где еще ты найдёшь таких раков, дорогой?! Три метра раков на дне – хочешь, ныряй, проверь!».

Мы, конечно, поверили на слово. И не зря. Раки и правда вкусные. А есть их под местную музыку, греясь у тандыра и наблюдая пушистый снежок за окном – особенный кайф. Если кто-то решит все же нырнуть и проверить – не забудьте поделиться опытом. Надеюсь, измеритель глубины залегания раков вам выдадут бонусом.

В ноябре в Армении +16, в декабре +5 +7. А в заведениях +40, и это коньяк. Рекомендовать его бессмысленно. Легенды летят впереди любых рекомендаций. Не врут, кстати. Но есть одно забавное «Но». Все армяне как один говорят: «Лучше «Арарата» – ничего нет. Все остальные на втором месте». Но при этом дают дегустировать. И если сравнивать, мне лично Иджеванский и Прошянский заходят больше. Наверное, дело вкуса, впрочем.

Прошу прощения за телефонные фото. В следующий раз поеду с зеркалкой и буду больше задумываться над кадром. А следующий раз уже совершенно точно будет.

Ещё в этом году мы побывали в Тбилиси. Тоже было хорошо и вкусно, но это уже совсем другая история.