Поговорим о детективах
1. Буало–Нарсежак. «Та, которой не стало»
Не знаю, какое впечатление произвёл бы на меня сюжет сегодня, но когда я читал эту книгу впервые (это было очень давно), он меня ошарашил. Я считаю для беллетристики очень важным финал, и тут он, безусловно, есть. Таких мощных финалов во всей мировой литературе не очень много — он поразителен даже для детектива, в котором принято загадку хранить до конца. Здесь на протяжении всего действия ждёшь объяснения одной загадки, а получаешь неожиданный поворот буквально на последних страницах. До этой книги у меня в фаворитах детективного жанра были рассказы Конана Дойла о Шерлоке Холмсе, но Буало и Нарсежак изменили всё.
Возможно, это первый психологический роман в детективном жанре. Загадка так затягивает, что невозможно оторваться, пока она не будет раскрыта.
Есть несколько фильмов по этому сюжету, в том числе отечественный, но всё так себе.
2. Уилки Коллинз. «Лунный камень»
Здесь загадка разрешилась довольно далеко от концовки, но сам по себе сюжет выглядит свежо даже в XXI веке, несмотря на то, что роман викторианский. Между прочим, несмотря на наличие в романе дворецкого, убийца — не он. Любой, кто читает «Лунный камень» в первый раз, будет следить за развитием сюжета с интересом. Детектив, как отдельный жанр, во времена Уилки Коллинза ещё только зарождался, но повествование выглядит необычайно зрело, словно автор руководствовался какими–то уже принятыми правилами. Позже именно эти правила взяли на вооружение мастера детектива. Буквально стандартом жанра стали введённые именно здесь Уилки Коллинзом ложный след, по которому идёт следствие, ограниченный круг подозреваемых, туповатый полицейский, изначально поведший следствие не в ту сторону.
Вообще Уилки Коллинз, безусловно, является одним из самых сильных в этом жанре в истории литературы и на голову опережает в этом своего друга Чарльза Диккенса. Хорошо выбрана и форма подачи: хроникёрами по очереди выступают разные действующие лица романа, что даёт возможность посмотреть на происходящее с точки зрения людей разных судеб, разного жизненного опыта и разного интеллекта.
Есть несколько зарубежных экранизаций, какую-то я даже смотрел и она оказалась неплохой.
3. Аркадий и Георгий Вайнеры. «Эра милосердия»
Конечно, этот роман сильно раскрутил фильм Говорухина с Высоцким в главной роли. Но и без такой удачной экранизации детектив очень сильный. Не говоря про собственно интригу, которая выдерживается образцово, обращу внимание на нехарактерную для жанра проработку персонажей. У Вайнеров здесь даже уголовники обладают индивидуальностями. Промокашку не ступаешь не только с паханом Горбатым, но и с Лошаком или Кирпичом. Даже Манька-Облигация, которая является почти эпизодическим персонажем, имеет удивительную харизму. Соседи Шарапова по коммуналке не выглядят картонными. Все персонажи — полноценно созданные живые люди, со своими характерами и привычками.
Возможно, впрочем, что это всё следы образов, созданных Удовиченко, Гердтом, Куравлёвым и другими блестящими актёрами. Всё-таки эту книгу очень сложно рассматривать отдельно от фильма, особенно, если читаешь её после фильма. Образы героев уже сформированы, и сформированы они не авторами, а артистами. Артисты делают персонажей более выпуклыми и сглаживают недостатки повествования. Жеглова невозможно даже представить себе не в исполнении Высоцкого, в итоге, замысел Вайнеров пострадал — вместо хотя и симпатичного, но склонного к шулерству и легко переступающего одну за другой моральные нормы опера, читатели видят бескомпромиссного борца с преступностью — а какой бы ещё получился у Высоцкого?
4. Стругацкие «Отель «У погибшего альпиниста»
Фантастический детектив коварен для автора. Жанр этот не так, чтобы уж очень проработан — удачных образцов, пожалуй на двух руках пальцев хватит. К тому же можно впасть в соблазн и, пользуясь расширенными возможностями фантастики, использовать Deus ex machina, что по нынешним временам выглядит весьма уныло. Стругацкие, будучи к этому времени уже маститыми писателями, такого соблазна избежали. В результате — довольно захватывающая история с трагической развязкой, воспользовавшись которой авторы поднимают вопрос морального выбора для сыщика, тем самым сразу расширяя границы жанра от детектива до психологической драмы. А такое расширение при умелом авторе всегда ставит перед читателем новые вопросы, на которые часто нет ответов и у авторов.
Тоже есть неплохой фильм, снятый на киностудии «Таллинфильм».
5. Юлиан Семёнов. «Противостояние»
В предыдущих «сериях» Костенко и всё вокруг него выглядит довольно схематично, чересчур контрастно и даже официозно. «Петровка, 38» и «Огарёва, 6» не выглядят шедеврами, а скорее похожи на попытки автора быстренько сляпать «бестселлер по рецепту», попытки удачные, но не делающие созданные сюжеты крепкими, оставляя их поделками для одноразового прочтения.
«Противостояние» — совсем другое дело. Это не только криминальный, но и политический детектив, с историческими врезками, мастерски проработанный, держащий в напряжении до самого конца. Вообще в этом жанре Юлиан Семёнов чувствует себя как рыба в воде, возможно ещё и поэтому «Противостояние» так выгодно отличается от прошлых расследований Костенко. Ну и экранизация с Басилашвили и Болтневым, конечно, шедевр.
Да, в мой рейтинг не вошли ни Артур Конан Дойл, ни Эдгар По, ни Агата Кристи, ни Жорж Сименон… Последние двое вообще мной не очень-то любимы. А первые два отдавали предпочтение короткой форме, и даже их немногочисленным повестям трудно соперничать с полноценными романами других авторов. Но если бы я собирал «десятку», то в неё наверняка вошли бы «Золотой жук» и «Собака Баскервилей» — хотя бы за новаторство своих авторов.