Серия «Книжные рейтинги»

Поговорим о детективах

Поговорим о детективах Детектив, Обзор книг, Длиннопост

1. Буало–Нарсежак. «Та, которой не стало»

Не знаю, какое впечатление произвёл бы на меня сюжет сегодня, но когда я читал эту книгу впервые (это было очень давно), он меня ошарашил. Я считаю для беллетристики очень важным финал, и тут он, безусловно, есть. Таких мощных финалов во всей мировой литературе не очень много — он поразителен даже для детектива, в котором принято загадку хранить до конца. Здесь на протяжении всего действия ждёшь объяснения одной загадки, а получаешь неожиданный поворот буквально на последних страницах. До этой книги у меня в фаворитах детективного жанра были рассказы Конана Дойла о Шерлоке Холмсе, но Буало и Нарсежак изменили всё.

Возможно, это первый психологический роман в детективном жанре. Загадка так затягивает, что невозможно оторваться, пока она не будет раскрыта.

Есть несколько фильмов по этому сюжету, в том числе отечественный, но всё так себе.

Та, которой не стало

2. Уилки Коллинз. «Лунный камень»

Здесь загадка разрешилась довольно далеко от концовки, но сам по себе сюжет выглядит свежо даже в XXI веке, несмотря на то, что роман викторианский. Между прочим, несмотря на наличие в романе дворецкого, убийца — не он. Любой, кто читает «Лунный камень» в первый раз, будет следить за развитием сюжета с интересом. Детектив, как отдельный жанр, во времена Уилки Коллинза ещё только зарождался, но повествование выглядит необычайно зрело, словно автор руководствовался какими–то уже принятыми правилами. Позже именно эти правила взяли на вооружение мастера детектива. Буквально стандартом жанра стали введённые именно здесь Уилки Коллинзом ложный след, по которому идёт следствие, ограниченный круг подозреваемых, туповатый полицейский, изначально поведший следствие не в ту сторону.

Вообще Уилки Коллинз, безусловно, является одним из самых сильных в этом жанре в истории литературы и на голову опережает в этом своего друга Чарльза Диккенса. Хорошо выбрана и форма подачи: хроникёрами по очереди выступают разные действующие лица романа, что даёт возможность посмотреть на происходящее с точки зрения людей разных судеб, разного жизненного опыта и разного интеллекта.

Есть несколько зарубежных экранизаций, какую-то я даже смотрел и она оказалась неплохой.

Лунный камень

3. Аркадий и Георгий Вайнеры. «Эра милосердия»

Конечно, этот роман сильно раскрутил фильм Говорухина с Высоцким в главной роли. Но и без такой удачной экранизации детектив очень сильный. Не говоря про собственно интригу, которая выдерживается образцово, обращу внимание на нехарактерную для жанра проработку персонажей. У Вайнеров здесь даже уголовники обладают индивидуальностями. Промокашку не ступаешь не только с паханом Горбатым, но и с Лошаком или Кирпичом. Даже Манька-Облигация, которая является почти эпизодическим персонажем, имеет удивительную харизму. Соседи Шарапова по коммуналке не выглядят картонными. Все персонажи — полноценно созданные живые люди, со своими характерами и привычками.

Возможно, впрочем, что это всё следы образов, созданных Удовиченко, Гердтом, Куравлёвым и другими блестящими актёрами. Всё-таки эту книгу очень сложно рассматривать отдельно от фильма, особенно, если читаешь её после фильма. Образы героев уже сформированы, и сформированы они не авторами, а артистами. Артисты делают персонажей более выпуклыми и сглаживают недостатки повествования. Жеглова невозможно даже представить себе не в исполнении Высоцкого, в итоге, замысел Вайнеров пострадал — вместо хотя и симпатичного, но склонного к шулерству и легко переступающего одну за другой моральные нормы опера, читатели видят бескомпромиссного борца с преступностью — а какой бы ещё получился у Высоцкого?

Эра милосердия

4. Стругацкие «Отель «У погибшего альпиниста»

Фантастический детектив коварен для автора. Жанр этот не так, чтобы уж очень проработан — удачных образцов, пожалуй на двух руках пальцев хватит. К тому же можно впасть в соблазн и, пользуясь расширенными возможностями фантастики, использовать Deus ex machina, что по нынешним временам выглядит весьма уныло. Стругацкие, будучи к этому времени уже маститыми писателями, такого соблазна избежали. В результате — довольно захватывающая история с трагической развязкой, воспользовавшись которой авторы поднимают вопрос морального выбора для сыщика, тем самым сразу расширяя границы жанра от детектива до психологической драмы. А такое расширение при умелом авторе всегда ставит перед читателем новые вопросы, на которые часто нет ответов и у авторов.

Тоже есть неплохой фильм, снятый на киностудии «Таллинфильм».

Отель «У погибшего альпиниста»

5. Юлиан Семёнов. «Противостояние»

В предыдущих «сериях» Костенко и всё вокруг него выглядит довольно схематично, чересчур контрастно и даже официозно. «Петровка, 38» и «Огарёва, 6» не выглядят шедеврами, а скорее похожи на попытки автора быстренько сляпать «бестселлер по рецепту», попытки удачные, но не делающие созданные сюжеты крепкими, оставляя их поделками для одноразового прочтения.

«Противостояние» — совсем другое дело. Это не только криминальный, но и политический детектив, с историческими врезками, мастерски проработанный, держащий в напряжении до самого конца. Вообще в этом жанре Юлиан Семёнов чувствует себя как рыба в воде, возможно ещё и поэтому «Противостояние» так выгодно отличается от прошлых расследований Костенко. Ну и экранизация с Басилашвили и Болтневым, конечно, шедевр.

Противостояние

Да, в мой рейтинг не вошли ни Артур Конан Дойл, ни Эдгар По, ни Агата Кристи, ни Жорж Сименон… Последние двое вообще мной не очень-то любимы. А первые два отдавали предпочтение короткой форме, и даже их немногочисленным повестям трудно соперничать с полноценными романами других авторов. Но если бы я собирал «десятку», то в неё наверняка вошли бы «Золотой жук» и «Собака Баскервилей» — хотя бы за новаторство своих авторов.

Показать полностью

Миры Кира Булычёва

Миры Кира Булычёва Обзор книг, Научная фантастика, Длиннопост

Псевдоним Игорь Можейко взял себе для того, чтобы остаться неузнанным на основной работе — коллеги и руководители Института востоковедения Академии Наук не одобряли беллетристику, а в особенности, фантастику. Поэтому публицистику и историческую прозу он публиковал под своими настоящими именем и фамилией, а для фантастики придумал псевдоним, состоящий из девичьей фамилии матери и имени жены, Киры. Кстати именно Кира Сошинская иллюстрировала многие книги мужа, работая в издательстве «Мир».

В Институте востоковедения узнали, что их сотрудник пишет фантастику, только когда Игорь Можейко получил Государственную премию — в 1982 году. Больше 20 лет писателю удавалось сохранять свои занятия фантастикой в тайне — вот это конспирация!

Моё личное знакомство с Булычёвым началось с книги «Девочка с Земли». В ней был цикл рассказов под общим названием «Девочка, с которой ничего не случится» и две повести — «Приключения Алисы» и «День рождения Алисы». Булычёв позже говорил, что Алису он откопал где-то у Станислава Лема, но сам поляк, узнав об этом, не сумел вспомнить в своих произведениях подобного образа.

Алиса стала сверхпопулярной после выхода фильма «Гостья из будущего» и заслуженно: повесть «Сто лет тому вперёд», по которой писался сценарий, была одной из лучших повестей об Алисе. Я ставлю её на второе место в списке произведений Кира Булычёва. А безусловный фаворит для меня — роман «Посёлок» из цикла о докторе Павлыше.

«Посёлок»

Экипаж потерпевшего аварию космического корабля вместе с детьми, родившимися после катастрофы, спасаются на негостеприимной планете с опасными животными и даже растениями. Периодически люди пытаются добраться до своего корабля, чтобы попытаться отправить сигнал бедствия и пополнить свои запасы, но каждая такая экспедиция терпит неудачу. Спустя 16 лет очередной состав отправляется к кораблю через перевал.

Между прочим, эта часть неоднократно публиковалась как отдельное произведение и по ней даже был поставлен мультфильм.

Ну а далее на планету приземляется ещё один космический корабль…

«Посёлок»

«Сто лет тому вперёд»

Историю о том, как в руки пионера Коли, угодившего в будущее, попал миелофон, все хорошо знают из пятисерийного киношедевра «Гостья из будущего». Здесь скажу только, что книжный сюжет имеет ряд отличий — не меняющих суть, но всё же…

«Сто лет тому вперёд»

«Покушение на Тесея»

Агент Галактической полиции Кора Орват отправляется в путешествие по виртуальным мирам, чтобы спасти от покушения принца Густава, который решил немного поиграть в греческую мифологию. Миры виртуальные, но опасности реальные, и Коре предстоит выяснить, кто на самом деле скрывается под разными масками в этой древней, населённой богами и чудовищами, Элладе.

Это единственная (на мой вкус) удачная книга из цикла о Галактической полиции. Приключения, юмор, стиль — всё уместно и читается на одном дыхании.

«Покушение на Тесея»

«День рождения Алисы»

Ещё одна книга об Алисе. Археолог Громозека уговаривает профессора Селезнёва отпустить с ним Алису на планету с погибшей цивилизацией. Этот мотив, кстати, использован Булычёвым не раз — «Последняя война» из цикла о докторе Павлыше тоже описывает исследование планеты, на которой люди убили друг друга.

Прибыв на планету и освоившись, Алиса обнаруживает, что исследования истории планеты происходит с помощью машины времени. И с благословения безответственного Громозеки (будь Алиса моей дочерью, я бы его убил за этакий авантюризм) отправляется в прошлое с археологом Рррр, похожим на котёнка. Разумеется, с целью предотвратить вымирание планеты. Почему именно Алиса? Потому что она ростом подходит — обитатели обезлюдевшей планеты были как раз плюс-минус такие.

Есть хороший мультфильм по книге, снятый лет 15 назад.

«День рождения Алисы»

«Город наверху»

Вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, сюжет довольно увлекательный, а для начала 70-х годов, наверное, вообще революционный — это постапокалипсис, смешанный с антиутопией. С другой, — есть очень неудачные сюжетные ходы, в повествовании довольно много противоречий. Иногда возникает ощущение, что мэтр писал эту повесть впопыхах.

Главному герою передаётся чужая память, но как-то неумело и фрагментарно, выборочно. И непонятно, чем эта выборочность порождается. Как в «Джентльменах удачи» — «Тут помню, тут не помню». Вообще говоря, сама передача памяти — она просто для того, чтобы облегчить общение с ним инопланетянам с планеты Земля. Вместе с понятным землянам языком, ему передаётся и жизненный опыт донора, но почему-то не весь, а только некоторые моменты.

Общее впечатление схематичности и некоторой сюжетной невнятицы. Персонажи как-то слабо связаны друг с другом. Город, который главный герой по профессии должен знать как свои пять пальцев, у читателя словно лежит в «тумане войны» — только смутно догадываешься, что там и где находится на всех этих подземных уровнях. Насколько убедительно описаны подземные города у Азимова, настолько же невнятно у Булычёва.

Запомнились крысы — этот сюжетный ход, в отличие от многих других, удачен. Они убийцы, охотники, они имеют какое-то собственное общество, они кажутся даже наделёнными, если не индивидуальным, то коллективным разумом, но… почему-то они, как и люди, жили в сырых подземельях и не предпринимали никаких попыток выбраться наружу — им тоже директора запрещали?

Ну и вообще для нашего времени немного наивно это всё. Тем не менее, отмечаю книгу за безусловное новаторство, как минимум в отечественной фантастике.

«Город наверху»

Из экранизаций ещё выделю фильм «Через тернии к звёздам».

Показать полностью

Самые первые любимые

Самые первые любимые Обзор книг, Что почитать?, Рейтинг, Длиннопост, Telegram (ссылка), YouTube (ссылка)

Мои настольные книги около сорока лет назад.

1. Жюль Верн. «Таинственный остров»

Жюль Верн у меня в детстве был любимым писателем, которого я мог читать сутками. Его «путешествия», которые он совершал, сидя в кресле своего кабинета, меня завораживали. Я бесконечное количество раз мог перечитывать приключения Дика Сэнда, Паганеля, дядюшки Антифера, Гектора Сервадака… Жюль Верн путешествовал везде — по земле, в океане, под землёй, под водой, в воздухе и даже в космосе. Любимой книгой, которую я перечитывал минимум дважды в год, был «Таинственный остров». Сайресом Смитом я восхищался и даже пытался делать по описанному в книге рецепту динамит, к счастью, неудачно. Но, между прочим, под влиянием этих экспериментов я очень увлёкся химией и в своей домашней лаборатории получал такие соединения, от которых у моей химички дух захватывало, когда я приносил их к ней в лабораторию.

Скачать

2. Александр Дюма. «Сорок пять»

Дюма в моём списке «великих писателей» уверенно занимал вторую строчку. Первыми были «Три мушкетёра», а дальше я читал всё, до чего в ту эпоху книжного дефицита мог дотянуться. «Сорок пять» была у нас в домашней библиотеке, так и получилось, что трилогию о гугенотских войнах я начал читать с конца. «Графиню де Монсоро» мне удалось прочитать лет через десять, а «Королеву Марго» уже тогда, когда к авантюрным романам я стал остывать. Возможно поэтому, первая книга трилогии показалась мне скучнее других. Уже тогда, в детстве, меня раздражала манера Дюма начинать несколько сюжетных линий, а затем часть из них просто бросать, ведя до конца только главную.

Скачать

3. Артур Конан Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе»

Эта книга со мной всю жизнь. И если сейчас я уже нечасто перечитываю её, то только потому, что просто знаю её наизусть. Так же, как и «Приключения Шерлока Холмса», и «Архив Шерлока Холмса». Продолжения, написанные сыном сэра Артура и другими писателями меня не привлекли, за исключением одного, которое мне попалось в «Науке и жизни». «Неизвестная рукопись доктора Уотсона. Этюд о страхе», написанная Эллери Куином (это коллективный псевдоним) показалась мне удачной стилизацией под Конана Дойла. Да и как детектив, книга о разоблачении Холмсом Джека Потрошителя оказалась очень неплоха.

Скачать

4. Кир Булычёв. «День рождения Алисы»

У Булычёва я тогда читал только «Алису», хотя уже был больше, чем наполовину, написан и «Павлыш», например. Но как–то не встречался, хотя думаю, мне бы понравился. А про Алису у нас дома, опять же, была книга (обложка — в начале поста). Там были с десяток рассказов, «Приключения Алисы» и «День рождения Алисы». Рассказы были совсем детские, незначительно отличаясь от всяких «Теремков», первая повесть была о космических пиратах, а вторая — про путешествие на далёкую планету, а на ней — в прошлое. По обеим повестям, кстати, сняты мультфильмы. «Тайну третьей планеты» все знают, а вот «День рождения Алисы» снят в 2009 году и оказался невостребованным, по–моему, незаслуженно.

Скачать

5. Вальтер Скотт. «Айвенго»

В детстве лучше рыцарских романов, пожалуй, ничего не найти. И я убеждён, что это они, а вовсе не политинформации и не учителя нас воспитывали. Как пел Высоцкий — «значит, нужные книги ты в детстве читал» и, кажется, именно в экранизации «Айвенго». Благородство, смелость, честность, умение дружить — на коротком отрезке эти качества нас, случалось, подводили, но в целом, по жизни, вполне себя оправдали.

Скачать

6. Николай Носов. «Незнайка на Луне»

Вообще–то эпопею про коротышек я не любил — скучная и ну совсем детсадовская. Но книга «Незнайка на Луне» была очень осмысленной и серьёзной. Между прочим, Носов сумел в популярной форме донести все сложные идеи марксизма. Уверен, что именно чтение этой книги в детстве позже помогло мне довольно легко усваивать политэкономию и прочие общественные науки. У нас любят в школе пичкать маленьких детей литературной заумью, начиная уже со второго класса. Между тем, намного больше пользы было бы детям от чтения, я не говорю именно «Незнайки на Луне», но подобных детских книг, содержащих ростки нужных знаний.

Ну а вообще у Носова мне нравились и другие книги — «Весёлая семейка», «Витя Малеев в школе и дома», и рассказы, вроде «Огурцов» и прочего.

Скачать

7. Анатолий Алексин. «Очень страшная история»

У Алексина очень много хороших повестей, рассчитанных на подростков — «Саша и Шура», «Оля пишет Коле, Коля пишет Оле» (или наоборот? Не помню точно), «Звоните и приезжайте», «Сердечная недостаточность», «Безумная Евдокия», «Поздний ребёнок»… поучительных, но не поучающих. «Очень страшная история» мне нравилась тем, что довольно точно описывала моих ровесников, содержала загадку — этакий детский детектив, и была полна иронии, хорошей, доброй иронии, которая всегда помогает стать ближе к автору и персонажам.

«Вторая очень страшная история» — фууу… не рекомендую.

Скачать

8. Майн Рид. «Всадник без головы»

Классический вестерн — с ковбоями, индейцами, любовью, преодолевающей препятствия. Карла Мэя у нас тогда не издавали, потому что считалось, что он был любимым писателем Гитлера. Его цикл про Виннету и Олд Шаттерхенда мог бы успешно конкурировать с Майном Ридом, но эти истории мы видели только в кино. А Майн Рид стоял на полке — протяни руку и читай. Ещё был Фенимор Купер со зверобоем Натаниэлем Бампо, но Майн Рид мне нравился больше. Возможно чисто психологически — дома у меня была книга «Пионеры», но пионерских песен и правил хватало в школе, читать про пионеров ещё и дома не хотелось. Я же не знал, о каких там пионерах шла речь — про Павлика Морозова и Марата Казея я и так знал всё, что нужно и в подробностях не нуждался.

А вот «Белый вождь», «Квартеронка», «Оцеола, вождь сименолов» — это было именно то, что могло удовлетворить детскую жажду приключений и не имело политически окрашенной коннотации.

Скачать

9. Стругацкие. «Частные предположения»

Мне вообще больше нравятся ранние Стругацкие, в период, когда их ещё не постигло глубокомыслие. «Шесть спичек», «Операция «СКИБР», «Извне» — очень качественная фантастика, которую от социально наполненной или наоборот экшно–ориентированной американской отличало наличие явной научной компоненты. При этом авторы не уводили читателя в немыслимые дебри, но давали ровно столько науки, сколько было нужно для сюжета. «Частные предположения» — это история о том, как космонавт, желавший вернуться к любимой женщине, победил Эйнштейна.

Скачать

10. Николай Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Сейчас мне Гоголь стал скучноват. А в детстве «Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор», «Нос» и прочее, и прочее регулярно перечитывалось и всегда с большим удовольствием. Ведь это то, чего не хватало советской литературе с её тотальным атеизмом — мистика, байки и присказки о чертях и чудесах, а с другой стороны — остававшаяся удивительно актуальной даже спустя пару столетий сатира.

Скачать

И отдельные книги.

1. Уилки Коллинз. «Лунный камень»

Я даже пересказывал на переменах эту книгу друзьям в школе, неизменно собирая аншлаги. Даже монеты трясти переставали, приходя послушать. И эта книга со мной тоже до сих пор.

Скачать

2. Роберт Стивенсон. «Чёрная стрела»

Это из разряда рыцарских романов, которые я любил за то, что в них было что–то по–настоящему светлое — то, к чему хотелось стремиться и чего добиваться.

Скачать

3–4. Владимир Добряков. «Зуб мамонта». Юрий Третьяков. «Вася–капиталист»

Две очень похожие повести о том, как подросток начинал разводить рыбок, потом нёс их на рынок, где в нём пробуждалась жажда наживы, он терял друзей, после чего побеждал корысть и обретал друзей снова. Вася даже завёл себе «раба», на которого, впрочем, скорее, работал сам. Вторая книга на начальную школу, первая — на 7–8 класс.

Скачать

5. Владимир Корчагин. «Конец легенды»

Легенда — существование в океане таинственного острова, который то появляется, то исчезает. Об этом главному герою рассказывает моряк океанского лайнера, утверждающий, что сам был свидетелем такого исчезновения. И надо же такому случиться, что в результате кораблекрушения (ну а куда без него) герой — советский человек, комсомолец, геолог и просто красавец попадает как раз на этот остров. А компанию ему там составляют немец, француз и американская… нет, не стюардесса, просто девушка. Автор книги — геолог, и именно геологическая идея становится центральной в сюжете. Дальше всё как в классической остросюжетной повести — противостояние с «плохими» парнями, любовь, победа и торжество… не коммунизма, но борьбы за мир, что тоже неплохо. И happy end, разумеется.

Книга немного наивная, чуть–чуть перегретая идеологией, но в целом неплохая.

Скачать

Пишите в комментариях, какие книги вы любили читать в детстве.

Показать полностью 1

Мои любимые 25 лет назад

Память у меня хорошая, я отлично помню, что тогда читал, и что мне нравилось. В основном, это была фантастика и детективы. Я искал чего-то максимально развлекательного и лёгкого. Года два назад пытался перечитать кое-что из списка, какие-то книги уже читать не смог. У Кира Булычёва я и сейчас читаю кое-что. Мне кажется весьма крепким его цикл о докторе Павлыше.

Начну, как и в прошлый раз, с писателей.

1. Роберт Хайнлайн. «Кукловоды»

Вообще-то я у Хайнлайна любил всё, включая нехарактерного для него «Чужака в чужой стране». И кажется мне, что я прочитал чуть ли не всё, переведённое на русский язык. «Кукловодов» и «Двойную звезду» выделял — первую за яркий, хотя и банальный, в общем-то, сюжет, известный, самое позднее со времён Герберта Уэллса, а вторую, наоборот, за создание необычного контекста: артист, сначала изображающий популярного политика, а затем превращающийся в него, борясь при этом и с чужими, и со своими — это было свежо и ново.

Скачать

2. Эрл Стенли Гарднер. «Пройдоха»

Начинал я, как и почти все с книг об адвокате Мейсоне, которые казались мне тогда довольно интеллектуальными чтением — адвокат, который раз за разом побеждает в суде целую команду искушённых обвинителей, выглядел просто американским суперменом. А кто из нас тогда не восхищался американскими суперменами? Но затем я переключился на Дональда Лэма и Берту Кул. Позже оказалось, что Гарднер в несколько пародийном ключе скопировал Арчи Гудвина и Ниро Вульфа из книг Рекса Стаута, но пока я этого не узнал, хлипкий Лэм, побеждающий всех на свете гангстеров и даже репрессивную государственную машину за счёт ума и хитрости, и толстая прагматичная Берта производили впечатление серьёзных, почти настоящих героев сыска.

Скачать

3. Айзек Азимов. «Основание»

Именно «Основание», а никакая не «Академия». Я вообще не знаю, как могло прийти в голову перевести Foundation как «академия»? Даже из контекста это никак не следует. Ну да ладно. Меня привлекла удивительная фантазия об учёном Гэри Селдоне, который совершенно точно спрогнозировал не только суть, но даже даты всех кризисов, которые будут происходить во время распада и пересборки заново Транторианской империи. Вообще Азимов мне нравился за глобальный подход. К концу своего творчества он умудрился увязать всё, что было им написано в единую, довольно логичную концепцию. К «Основанию» и большинству прочего я со временем утратил интерес, но до сих пор иногда перечитываю трилогию о роботе Р. Дэниеле Оливо и сыщике Элайдже Бейли — считаю именно эти книги вершиной творчества Азимова. Но 25 лет назад вершиной я видел «Основание».

Скачать

4. Роджер Желязны. «Хроники Амбера»

Сейчас уже плохо помню, о чём это. Вероятно, память работает всё-таки избирательно, ненужное постепенно отсеивается. Но я читал Желязны очень много, буквально проглатывая. Вообще очень любил американскую фантастику. Но вот от Желязны осталось только ощущение погружения в своеобразную философию, что-то вроде индуизма.

Скачать

5. Клиффорд Саймак. «Заповедник гоблинов»

Саймака любил за сочетание несочетаемого — в его творчестве прекрасно уживались научная фантастика и фэнтези, причём, случалось, что уживались они в одном произведении. Ну и сюжеты — Саймак мастер создания увлекательных, труднопредсказуемых линий.

Скачать

6. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Булгакова я любил с момента, когда впервые прочитал, а первым я прочитал именно «Мастер и Маргариту». Потом были и «Собачье сердце», и «Бег», и «Белая гвардия», и всё остальное. Но в первой книге Булгакова, которая попала ко мне в руки, были «Мастер и Маргарита» и «Театральный роман». У нас любят рассуждать о невероятной, какой-то даже мистической глубине «Мастера и Маргариты», но я считаю, что никакой особенной глубины и многослойности там нет, а есть довольно прозрачные аллюзии. Но это не отменяет литературного мастерства, тонкой иронии, умения вести сюжет и довольно редкой среди писателей искренности. А глубина — ну что она, глубина? Достоевским компенсируем.

Скачать

7. Джеймс Хедли Чейз. «Парадиз-сити»

Тут можно и без комментариев. Очень любил когда-то «крутой детектив», у Чейза этот жанр получался лучше всех. Хотя шаблонность всех сюжетов с непременным присутствием женщины-предательницы бросалась в глаза сразу. Вот эта серия — «Парадиз-сити» цепляла. Ещё у нас в 1980-х годах был экранизирован его детектив «Весь мир в кармане» — трёхсерийный фильм «Мираж», по тем временам, да и сегодня, думаю, фильм очень сильный. Роман тоже один из лучших у Чейза — как минимум оригинальный… для него.

8. Джон Руэл Толкиен. «Властелин колец»

Ещё в детстве читал «Хоббита», он у нас издавался. Воспринимался он как обычная сказка, разве что подлиннее обычной. Не могу сказать, чтобы был в восторге, но иногда перечитывал. А когда издали «Властелина колец», и на «Хоббита» я посмотрел иначе. «Сильмариллион», которого я читал попозже, мне показался более слабым, но в создаваемый фэнтезийный мир, тем не менее, вписывался идеально.

Скачать

9. Александр Дюма. «Графиня де Монсоро»

Дюма нравился с детства, перечитал всё, что было у нас дома и всё, что можно было найти в библиотеках. Трилогия о гугенотских войнах нравилась больше остального. Она мне казалась более глубокой, чем прочие авантюрные романы Дюма. Ну и хотя бы имена своих персонажей он в разных книгах этой трилогии не путал. Наверное, не буду оригинальным, если скажу, что любимым персонажем (у Дюма) у меня был Шико.

Скачать

10. Кир Булычёв. «Покушение на Тесея»

Кир Булычёв всё писал циклами. И на каждый возраст, в общем-то, находился у него свой цикл. Для детей — «Алиса». Для молодёжи — «Галактическая полиция», Кора Орват — это такая повзрослевшая Алиса Селезнёва. Ну а для возраста постарше, наверное, «Доктор Павлыш». «Покушение на Тесея» мне тогда подходило по возрасту, и из всего цикла это была самая удачная книга.

Скачать

Отдельные книги:

1. Чарльз Диккенс. «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим»

Я Диккенса читал всегда, сколько себя помню. В конце 90-х больше других мне нравилась эта история с хэппи эндом, впрочем, у Диккенса почти всё с хэппи эндом.

Скачать

2. У. Блетти. «Изгоняющий дьявола»

Мистические произведения обычно страдают большой неправдоподобностью, что, в целом, объяснимо. «Изгоняющий дьявола» — первая из книг этого жанра, которую я читал с убедительным контекстом. Автор очень правдоподобно создал всё, что окружает Риган, пострадавшую из-за своего увлечения спиритизмом. Вообще всё описанное довольно точно соответствует христианской традиции, что не мешает истории оставаться увлекательной и достоверной.

3. Дэвид Зельцер. «Знамение»

Мировой бестселлер. Побудил других авторов взяться за продолжение истории, что само по себе говорит о буквально «золотой жиле», обнаруженной автором. Но меня продолжения не особенно заинтересовали — создать ощущение мистической реальности следующим авторам не удалось.

4. Лион Спрегг де Камп и Флетчер Прэтт. «Дипломированный чародей»

В издательстве «Северо-Запад», ныне почившем, выходила в начале 90-х. Учёный попал в мир скандинавских мифов и, считая себя вооружённым достижениями научно-технического прогресса, объявил себя чародеем, однако в дальнейшем оказалось, что законы нашего мира в том мире не действуют. Позже оказалось, что это только первая книга цикла, но следующие я не читал. И учитывая, во что превращаются многие циклы, да ещё и написанные в соавторстве, возможно, это не так уж плохо.

Скачать

5. Владимир Кузьменко. «Древо жизни»

Об этой трилогии я совсем недавно писал, повторяться не стану.

Скачать

А что вы читали 25 лет назад?

Показать полностью

Мои любимые

У большинства читающих их личный рейтинг художественных произведений почти всегда сведётся к рейтингу нескольких авторов с ранжированием внутри. Количество авторов зависит от размера рейтинга — для полусотни книг их окажется семь-восемь, для десятка — два-три, но не больше четырёх.

Поэтому, раздумывая о своих предпочтениях, я решил составить не рейтинг книг, а рейтинг авторов с выделением у каждого одной книги. Сразу скажу, что часто бывает очень сложно у любимого писателя выделить что-то одно, поэтому тут есть, конечно, доля условности.

1. Фёдор Достоевский. «Бесы»

А может быть, «Преступление и наказание». Вообще у Достоевского романы и повести связаны невидимой нитью. В них всегда можно найти отголоски более ранних, а иногда и более поздних произведений. Это говорит и о цельности его творчества, и о его развивающемся характере. В некоторых случаях это просто другой контекст. Безумства Раскольникова писатель объясняет отсутствием веры, а разгул «кружковцев» — натуральной бесовщиной, как кажется, почти буквальной.

Бесы

2. Теодор Драйзер. «Американская трагедия»

Драйзер недотягивает до Достоевского философски, но по глубокому психологизму вполне соответствует уровню. Рождение великого подлеца он описывает с такой тщательностью, что иногда кажется, будто автор сам пережил подобное. Впрочем, преображение главного героя не столь убедительно, хотя и многословно. При сравнении с той же трансформацией, очень ёмко описанной Достоевским в «Преступлении и наказании», Драйзер сильно проигрывает.

Американская трагедия

3. Чарльз Диккенс. «Тайна Эдвина Друда»

Диккенс — классик викторианского романа. Дотошность, с которой он описывает своих героев и местности, в которых они существуют, даёт его повествованиям достоверность, которая противостоит некоторой карикатурности его персонажей, особенно второстепенных. Злодей у Диккенса всегда виден сразу, а положительный герой никогда не разочарует. Но в последнем романе, Диккенс отошёл от своих же клише. Здесь его персонажи выглядят куда живее, чем в куда более известных «Приключениях Дэвида Копперфилда» или «Приключениях Оливера Твиста». И детективный сюжет отнюдь не кажется наивным, как в других произведениях, когда и преступник, и его мотивы становится понятными сразу же после преступления. Возможно, таинственности добавляет то, что роман незакончен, но, думаю, что без пояснений исследователей, разобраться в хитросплетениях сюжета удалось бы не каждому.

Тайна Эдвина Друда

4. Борис Васильев. «А зори здесь тихие»

Самая главная книга о войне. Точка.

А зори здесь тихие

5. Артур Конан Дойл. «Записки о Шерлоке Холмсе»

Сэр Артур — замечательный писатель, когда нужно освободить голову от размышлений. Это то самое лёгкое, но не вульгарное чтиво, которое требуется для перезагрузки. Конан Дойл написал четыре цикла со сквозными героями и множество захватывающих приключений вне циклов. Причём, он умел быть разнообразным — между детективным сериалом о Шерлоке Холмсе, приключенческим о профессоре Челленджере и ироничным о бригадире Жераре лежит такая пропасть, что если не знать, то никогда не подумаешь, что эти истории написаны одним человеком.

Записки о Шерлоке Холмсе

6. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Каждый найдёт у Булгакова что-то своё. И хотя главной его темой, пожалуй, стала киевская смута, Михаил Афанасьевич писал обо всём, что видел и даже о том, о чём только фантазировал. Искренность Булгакова была столь убедительна, что Сталин, отозвавшись о «Днях Турбиных», как об антисоветчине, тем не менее, лично запретил снимать их с репертуара Большого театра.

Мастер и Маргарита

7. О. Генри. «Последний лист»

Издатель спросил О'Генри, как верно писать его фамилию — «О'Генри» или «О. Генри». «Пишите — «О! Генри!», — ответил писатель.

Есть писатели — мастера кратких форм. Повести и романы им обычно удаются хуже, но их рассказы потрясают. Когда хочу назвать произведения, которые пробьют любую, самую дублёную шкуру, всегда вспоминаю не «Хижину дяди Тома» и не «Унесённых ветром», а «Дары волхвов» и «Последний лист».

Последний лист

8. Юлиан Семёнов. «Противостояние»

Семёнов иногда тяжеловато читается. Вероятно сказывался некоторый отрыв от реальности — он писал о советской действительности, проживая где угодно, только не в СССР. Но, наверное, именно благодаря своей локации, он был самым западным из наших писателей. Он умело сочетал необходимое следование идеологии и захватывающий сюжет, характерный для авторов европейских бестселлеров. В целом, это тоже писатель не для тяжких дум, а для отдыха. Ну и главный его герой, как мне кажется, всё-таки Костенко, а не Исаев.

В предыдущих «сериях» Костенко и всё вокруг него выглядит довольно схематично, чересчур контрастно и даже официозно. «Петровка, 38» и «Огарёва, 6» не выглядят шедеврами, а скорее похожи на попытки автора быстренько сляпать «бестселлер по рецепту», попытки удачные, но не делающие созданные сюжеты крепкими, оставляя их одноразовыми поделками.

«Противостояние» — совсем другое дело. Это не только криминальный, но и политический детектив, с историческими врезками, мастерски проработанный, держащий в напряжении до самого конца.

Противостояние

9. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна»

Марк Твен иногда кажется мне больше публицистом, чем автором художественной прозы. Но его вклад в художественную литературу настолько значителен, что Хэмингуэй заявлял, что до «Приключений Гекльберри Финна» американской литературы не существовало и после не было создано ничего равноценного. «…лучшей книги у нас нет. Из неё вышла вся американская литература».

Приключения Гекльберри Финна

10. Уилки Коллинз. «Лунный камень»

Потрясающий детектив, которым я зачитывался с юных лет и теперь ещё иногда перечитываю. В целом же, Уилки Коллинз, безусловно, является одним из гигантов английской литературы, выше которой только русская. Он дружил с Диккенсом и оба влияли на творчество друг друга. Диккенс впитывал у Коллинза умение создавать интригу и выстраивать захватывающий сюжет, апогеем чего, по мнению критиков, стал роман «Холодный дом». Коллинз перенимал у Диккенса живых людей и в «Женщине в белом», возможно, превзошёл в этом своего друга.

Коллинз был, наверное, не столь плодовит, как Диккенс. Но практически все его романы уже 200 лет остаются бестселлерами. У нас в стране известность получили непревзойдённый шедевр детективного жанра «Лунный камень» и «Женщина в белом», в котором сочетаются детективный сюжет и мелодрама. Но и «Чёрная ряса», и двухтомный «Армадель» любителям интриги понравятся.

Лунный камень

Составив этот рейтинг, я подумал, что есть произведения, которые незаслуженно не попали в такой рейтинг, ведь если бы я просто ранжировал книги, то какие-то из них обязательно попали бы в мой топ. Имеются писатели, которые, может быть, не написали много заслуживающего внимания, однако у них есть одно сильное, повлиявшее на меня. Из таких книг я составил отдельную пятёрку.

1. Владимир Дудинцев. «Белые одежды»

Удивительная книга о добре и зле. Бонусом — увлекательный сюжет.

Белые одежды

2. Гарриет Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»

«Так это вы — та маленькая женщина, которая вызвала эту большую войну!» — сказал Линкольн, познакомившись с Гарриет. И этой характеристики достаточно для понимания того, какую революцию совершил роман в душах людей.

Гарриет Бичер-Стоу умерла в весьма преклонном возрасте. Говорят, что среди множества венков на её могиле был один особенный, с надписью: «От детей дяди Тома». Возможно, это легенда, но если и так, то Гарриет заслужила такую легенду.

Хижина дяди Тома

3. Джек Лондон. «Мартин Иден»

«Мартин Иден» — история целеустремлённого молодого человека, терпящего на пути к своей мечте лишения, подвергающегося унижениям, пережившего предательство возлюбленной, добившегося всего и наблюдающего, как всё когда-то потерянное теперь хочет вернуться. Его постигает разочарование, причём, разочарование не в окружающих, как то было бы логично из-за ставшего очевидным лицемерия, а разочарование в самом себе, в своих целях. Достигнув всего, чего хотел, Мартин, похоже, понял, что хотел чего-то другого.

Мартин Иден

4. Ж. Рони-старший. «Борьба за огонь»

Популяризатор антропологии Станислав Дробышевский в одном из интервью сказал, что представления о каменном веке в начале XX века были, мягко говоря, далеки от реальности. Но при этом, отметил он, Рони-старший почти всё описал верно. У «Борьбы за огонь», кстати, есть продолжение.

Борьба за огонь

5. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища»

Я не оригинален, думаю, большинство выделит у Ремарка именно эту книгу. Ремарк, как никто другой умеет понять сам и передать другим человеческие эмоции, человеческую боль. И делает он это виртуозно — развитием сюжета и словами, а иногда — отсутствием слов.

Три товарища

Разумеется, мой рейтинг ситуативный. Если бы я составлял его полгода или год назад, скорее всего, он бы отличался в нескольких позициях.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!