Серия «Классика кино»

12 разгневанных мужчин / 12 Angry Men 1956

Страна: США

Год: 1956

Режиссер: Сидни Люмет

Актеры: Генри Фонда, Мартин Болсам, Ли Дж. Кобб, Джозеф Суини, Эд Бегли, Джордж Восковец, Джон Фидлер, Э. Г. Маршалл, Джек Клагмен, Эд Биннс

Жанр: драма, детектив, криминал

Описание: Двенадцать присяжных должны решить судьбу подростка, обвиненного в убийстве своего отца.

О фильме: 1956 год. В США заканчивается эпоха маккартизма, еще сильна расовая сегрегация, а на экраны выходит скромная (всего $349 тысяч) судебная драма, снятая в одной комнате. В фильм не закладывалось то, что мы видим сейчас, Реджинальд Роуз (сценарист), изначально писавший пьесу для театра всего лишь описывал свой опыт по участию в судебном процессе. Но я не случайно вспомнил маккартизм и сегрегацию, представьте себе, как было разделено общество в США в то время, охота на «коммунистов и их приспешников», чёрные и белые, и да, вечные богатые и бедные. Большинство людей в таком обществе с лёгкостью зрителя гладиаторских боёв судило любого человека, достаточно было кому-то указать на этого человека и сказать «он – коммунист», белые винили чёрных и наоборот, бедные винили во всех своих бедах богатых, а богатые презирали бедных. Фильм так и начинается, одиннадцать присяжных готовы отправить подростка на электрический стул потому, что «суд всё доказал» и «что тут думать, голосуем и закончим с этим». Но решение нужно принять единогласно и один, проголосовавший против, переворачивает взгляд остальных присяжных и зрителей. Фильм снят в одной комнате, но это не спектакль. Напряжение, возникающее в комнате, подчеркивается великолепной операторской работой и ритмом самого фильма. Сценарий, проработанный до мелочей, не провисает, а только выкручивает напряжение до самого конца фильма. Актёрам не просто веришь, а начинаешь понимать их героев. Именно понимать, понимать их мотивации и мысли. После просмотра становится понятно почему этот фильм до сих пор изучают на юридических факультетах и курсах по работе в группе. Это настоящий гимн презумции невиновности, критическому мышлению и логике.

Как фильм воспринимается сейчас? Отлично смотрится, без скидок на возраст. Как, впрочем, и любой другой хороший разговорный фильм, но всё же решение с изменением масштаба комнаты (об этом в фактах) выбивает «12 разгневанных мужчин» из общего ряда.

Факты:

• Изначально комната, в которой собираются герои, кажется довольно просторной, но чем дальше движется конфликт, тем сильнее сжимается помещение, пока не начинает давить на них. Этого удалось достичь с помощью работы с объективами — изначально он стандартный, а затем фокус удлиняется, создавая клаустрофобное пространство в кадре. Кроме того, режиссер играл со зрителем с помощью высоты кадра. Первую треть снимали чуть сверху, вторую уже на уровне глаз, а финал снизу. И лишь в финале зрители и герои могут выдохнуть на свежем воздухе — благодаря широкоугольному объективу.

• Режиссер Сидни Люмет хотел, чтобы актеры прочувствовали, каково это долгое время находиться в маленьком помещении среди большого количества людей. Чтобы добиться этих чувств у актеров, режиссер заставил их по несколько часов сидеть в этой комнате и репетировать свои реплики вслух без сценариев.

• Репетиции заняли 2 недели, так что весь процесс съёмок уместился всего в 21 день.

• Генри Фонда не любил смотреть на себя на экране, так что не досидел до конца в просмотровой, где демонстрировали фильм. Прежде чем выйти оттуда, он тихонько шепнул режиссёру: «Сидни, это великолепно».

• Эту историю переснимали в Норвегии и Китае, пародировали в анимации, и даже в порно. В «12 добрых японцах» один из присяжных предполагал, что подсудимая виновна, и убеждал в этом остальных. В ленте Никиты Михалкова «12» русский офицер, не выходя из комнаты, находил настоящих убийц.

KnkD

Показать полностью 1

Касабланка / Casablanca 1942

Страна: США

Год: 1942

Режиссер: Майкл Кёртиц

Актеры: Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хенрейд, Клод Рейнс, Конрад Фейдт, Сидни Гринстрит, Петер Лорре, Ш.З. Шакалль, Мадлен ЛеБо, Дули Уилсон

Жанр: драма, мелодрама

Описание: Они расстались в оккупированной Франции и случайно встретились в Касабланке…

О фильме: «Касабланка» был представлен зрителю в 1942 и в 1943 году вышел в широкий прокат. К тому времени Касабланка уже была освобождена и в ней должна была состояться встреча Рузвельта и Черчилля. К этой встрече и был приурочен показ фильма. Удачный выход фильма никак не компенсировал трудности при его производстве. Никто и никак не мог предположить, что фильм когда-то станет одним из «лучших фильмов всех времен». Снималась простая камерная мелодрама, в которой исторические события проходили лишь фоном. Но звёзды сошлись как нужно и фильм «выстрелил». В основе сценария лежала пьеса Мюррея Бернетта и Джоан Элисон «Все приходят к Рику», которая была продана Warner Bros. За 20 тыс. долларов (солидные деньги по тем временам). В дело вступили Джулиус и Филип Эпстайны, а также примкнувший к ним Говард Кох. Известные сценаристы так рьяно взяли за изменение первоисточника, что сценарий приходилось изменять «на коленке», прямо во время съемок.

Вот как писала Ингрид Бергман (это был всего лишь пятый её фильм): «Работа над «Касабланкой» начиналась из рук вон плохо. Просто с самого начала велись бесконечные споры между Холом Уоллисом и писателями, братьями Эпштейн и Говардом Кохом; каждый день за ленчем [режиссер] Майкл Кёртиц спорил с Холом Уоллисом. В сценарий постоянно вносились изменения. Съемки проходили каждодневно, без всякой подготовки. Нам вручался текст, и мы пытались осмысленно произносить его. Никто не знал, как будут развиваться события в фильме дальше, чем он закончится. Это, конечно же, не помогало нам войти в образ. По утрам мы спрашивали: Кто же мы все-таки? Что мы здесь делаем? На что Майкл Кёртиц неизменно отвечал: «Мы сами пока не знаем, давайте пройдем сегодня эту сцену, а завтра посмотрим, что к чему». Это было нелепо. Ужасно. Майкл Кёртиц не знал, что он делает, потому что и ему был неведом ход сценария. Хамфри Богарт бесился, не имея ни малейшего пpeдcтaвлeния о том, что происходит. А я все это время жаждала узнать, в кого я должна быть влюблена: в Пола Хенрайда (он играл Виктора Ласло) или в Хамфри Богарта (он играл Рика)? «Мы это и сами еще не знаем. Пока просто играй что-то среднее». Но я не отваживалась смотреть с любовью на Хамфри Богарта, тогда бы мне пришлось без всякой любви смотреть на Пола Хенрайда…»

На сырость сценария накладывалось всеобщее уныние от исторических событий, никто не знал, как будет развиваться Вторая мировая война, но гитлеровская Германия была очень сильна в годы съемки фильма.

Но как бы не начинались съемки фильма цепь счастливых случайностей (а скорее всего, талант создателей) вывел фильм на вершину, с которой он будет еще долго светить новым создателям кино.

Как фильм воспринимается сейчас? Трудно сказать, чем именно берёт этот фильм. Может это давит его слава, а может он сам магическим образом притягивает к себе. Смотря его первый раз, я думал только лишь о том, как эта простенькая мелодрама, проходящая фактически в одной локации, могла завоевать зрителя. Но уже при втором просмотре (не подряд, конечно) фильм начал играть глубиной сюжета, отношений между героями и исторической подоплёкой, и я начал понимать, что он будет пересмотрен ещё раз, а может и не раз. «Касабланку» очень трудно рекомендовать, мол, посмотрите, вам обязательно понравится. Он может зацепить сразу, или с повторного просмотра, может вообще не зайти, но попробовать посмотреть стоит.

Факты:

· Когда снимали финал, еще не было до конца ясно, с кем из двух мужчин останется Ильза Лунд — с мужем или с любовником. (Если бы она выбрала любовника, мужа пришлось бы убить, сняв его гибель отдельно — в Голливуде действовал «кодекс Хейса», строгая моральная цензура, законная жена не могла на экране вот так запросто уйти к другому мужчине). Решили снимать два финала. Но один из них так всем понравился, что со вторым решили не возиться.

· Третий автор сценария, Ховард Кох, был автором нашумевшей радиопостановки «Война миров», вызвавшей панику среди миллионов американцев (они поверили в то, что на Землю напали марсиане).

· В 1944-м «Касабланка» получила три «Оскара» — за лучшие фильм, режиссуру и сценарий.

· Ни Богарт, ни Бергман не были первым выбором режиссера. Поначалу на главную роль планировался находившийся тогда в зените голливудской славы актер Рональд Рейган — будущий президент США. А ведущий женский образ должна была сыграть актриса Мишель Морган, потребовавшая гонорар в $55 тыс. Продюсер отказался платить эти деньги, когда выяснилось, что Ингрид Бергман согласна на сумму, вполовину меньше.

· В 80-х годах сценарий картины, смеха ради, разослали по разным голливудским студиям и кинокомпаниям под его первым названием. Многие не узнали в нем «Касабланку» и посчитали, что этот сценарий недостаточно хорош, чтобы по нему можно было снять приличное кино.

KnkD

Показать полностью 1

На Западном фронте без перемен / All Quiet on the Western Front

Страна: США

Год: 1930

Режиссер: Льюис Майлстоун

Актеры: Луис Волхайм, Лью Эйрз, Джон Рэй, Арнольд Люси, Бен Александр, Скотт Колк, Оуэн Дэвис мл., Уолтер Роджерс, Уильям Бэйкуэлл, Расселл Глисон

Жанр: драма, военный

Описание: Первая мировая война. Германия. Только что окончивший школу Пауль Боймер с одноклассниками записывается на фронт добровольцем. В надежде «через неделю пить пиво в Париже» они не знают, что будет дальше…

Роман Эриха Мария Ремарка «На западном фронте без перемен» был выпущен в газетном варианте в 1928 году, следом, в 1929 году он вышел в книжном варианте, и уже в 1930 году выходит экранизация. Что мог ждать зритель в 1930 году, не читавший романа? Всего три года назад в кино появился звук и большинство фильмов были лёгкой развлекаловкой. А тут на зрителя обрушивается двухчасовая драма о событиях, произошедших всего лишь 13 лет назад, с масштабностью и реалистичностью боёв и без хэппи-энда. Критики и зрители были в восторге. На популярность фильма очень сильно повлияло и то, что фильм делался не сторонними наблюдателями. Для поклонников Ремарка не секрет, что роман почти автобиографический, но и режиссёр фильма Льюис Майлстоун был не сторонний человек. В 1917 году он также воевал на фронтах первой мировой, но уже добровольцем с французской стороны. Уже то, что человек снимает фильм о своих врагах в нормальном, не уничижительном ключе уже делало рекламу фильму.

Как фильм воспринимается сейчас? Посмотрев все три экранизации романа, могу с уверенностью сказать, что экранизация 1930 года наиболее близкая по духу и идеям романа, а также наиболее полно отражает события, описанные в романе. Если в самом начале еще может возникнуть скепсис по поводу «старого кино», то уже через 15-20 минут я смотрел этот фильм как просто фильм, без скидок на возраст.

Факты:

• Это был первый звуковой фильм, использующий гигантский передвижной кран с камерой, в частности для съёмок реалистичных батальных сцен, и один из первых звуковых фильмов, в котором широко использовались подвижные кинокамеры.

• На фильм была потрачена гигантская по тем временам сумма 1,2 миллиона долларов. Для крупномасштабных батальных сцен и пиротехнических эффектов, более 20 акров (8 гектар) земли большого ранчо в Калифорнии были превращены в поля сражений, на которых находилось более 2000 «солдат».

• Фильм взял два «Оскара» за лучший фильм и лучшего режиссёра.

• Немецкий совет киноцензоров решил запретить фильм "На западном фронте без перемен", потому что он "наносит ущерб престижу Германии".

• Берлинскую премьеру фильма сорвал лично Геббельс, забросав зрителей «бомбами-вонючками» и живыми мышами.

Что писали газеты о фильме в 1930 году:

"На западном фронте без перемен: замечательная киноверсия"

The Guardian

6 июня 1930 г.

Лондон, четверг

Это хороший фильм. Сомнения, возникшие при покупке прав на экранизацию, и опасения, вызванные такой картиной, как "Случай с сержантом Гришей", не оправдались. От начала и до конца фильм остается верен своей теме - молодые жизни, загубленные войной, не успев достичь каких-либо свершений.

Мы видим, как война входит в немецкий класс, где школьный учитель произносит патриотическую речь. Мы видим, как молодых людей отправляют на армейскую подготовку, и следуем за ними, когда их забирают на фронт. Война захватывает этих семерых молодых людей и, прежде чем они узнают, кем им предстоит стать, заставляет их быть солдатами - сидеть и ждать, сражаться за еду, получать выговоры за то, что они рискуют жизнью ради трупа друга, когда выходят из окопа, чтобы притащить его. Недоумение, покорность и разочарование ожесточают их, но на протяжении всего фильма перед нами не только семь героев. Они занимают свое место на войне, и фильм показывает нам эту войну. Там есть ужасы, там есть обыденность, но есть и радость.

Фильм снят режиссером Льюисом Майлстоуном с большим размахом, и военные сцены никогда не имели себе равных. Показанные сегодня утром в Regal на расширеном экране, атаки в кои-то веки стали внятными, в кои-то веки обрели форму. "All Quiet on the Western Front" верен книге, и это не рабское подражание. Проходит некоторое время, прежде чем фильм достигает точки, на которой открывается книга, но все это время он создает персонажей и войну, которая поглощает этих персонажей.

Фильм также представляет собой одно из самых удачных сочетаний картинки и звука. Диалоги занимают свое место среди других звуков, а звук в целом восхитительно сочетается с действием. Военные сцены и комедия никогда не развиваются ради самих себя. Тема Ремарка ни на секунду не затухает, а дух не искажается. За исключением трех француженок с берега реки, актерская игра превосходна, а "На западном фронте без перемен" - прекрасно сделанный фильм, выражающий умную тему. Это самая впечатляющая звуковая картина из всех, что мы видели.

"Запрещенный фильм "All Quiet": возрождение милитаристских настроений в Германии"

12 декабря 1930 г. (читать полностью, в оригинале)

На Западном фронте без перемен / All Quiet on the Western Front Голливуд, Кинотеатр, Актеры и актрисы, Видео, Длиннопост, YouTube, Telegram (ссылка), Экранизация, Эрих Мария Ремарк, На западном фронте без перемен

The Guardian, 12 December 1930.

"от редакции: не всё тихо [The guardian о статьях про запрет фильма]"

Немецкий совет киноцензоров решил запретить фильм "На Западном фронте без перемен", поскольку он "наносит ущерб престижу Германии". Конечно, если престиж Германии связан со старой ложью о великолепии войны, то "На западном фронте... " - это очень пагубная атака. Но, к счастью, репутация Германии в современном мире во многом основана на смелости и ясности, с которыми ее авторы и драматурги разоблачают старые "патриотические" басни. Многие англичане, столкнувшись с сентиментальным, озорным прославлением войны, которое все еще слишком часто встречается в фильмах, были глубоко благодарны герру Ремарку за его правдивое описание и за киноверсию его романа. Большинство немцев разделяют эту благодарность; они понимают, что в фильме "На западном фронте..." осуждается не Германия, а милитаризм - международная болезнь.

На Западном фронте без перемен / All Quiet on the Western Front Голливуд, Кинотеатр, Актеры и актрисы, Видео, Длиннопост, YouTube, Telegram (ссылка), Экранизация, Эрих Мария Ремарк, На западном фронте без перемен

Немецкая полиция готовится к встрече демонстрантов, выступающих против показа фильма, Ноллендорфплац, Берлин, декабрь 1930 года. Фотограф: Imagno/Getty Images

Однако позорные беспорядки последних нескольких дней показывают, что меньшинство буйных нацистов тревожно набирает силу. Теперь они, по-видимому, могут, нарушив мир, добиться запрета фильма "На западном фронте..." и, вероятно, любого другого фильма, против которого они возражают. Это худший вид цензуры. По сути, это художественный самосуд. Это доказывает возрождение милитаризма в Германии. Неудача с разоружением убеждает немцев, которые еще слишком молоды, чтобы помнить войну, что внешние дела лучше всего вести, опираясь на военную силу, которой пользуются другие державы. Для многих молодых немцев творчество Ремарка - это просто проявление трусости. Они считают, что немецкие пацифисты предают свою страну, потому что их методы кажутся молодым, нетерпеливым умам неудачными. Если запрет книги "На западном фронте без перемен" должен встревожить свободолюбивых немцев, то он должен напомнить и сторонним наблюдателям об ужасных последствиях, которые могут последовать за упорным отказом разоружиться.

Бонус: сцена на привале из фильма "На западном фронте без перемен" (От чего возникают войны?)

Knkd

Показать полностью 2 1

Серенада Солнечной долины / Sun Valley Serenade

Страна: США

Год: 1941

Режиссер: Х. Брюс Хамберстоун

Актеры: Соня Хени, Джон Пейн, Гленн Миллер, Милтон Берл, Линн Бари, Джоан Дэвис, Николас Бразерс, Уильям Б. Дэвидсон, Дороти Дэндридж, Альмира Сешнс

Жанр: комедия, музыка

Описание: Молодой джаз-банд получает контракт на музыкальные вечеринки в отеле модного горнолыжного курорта. Но рекламная акция, задумывающаяся как широкое освещение помощи беженцам из европы пошла немного не по задуманному и руководителю оркестра приходится заботится не о ребёнке, а о взрослой симпатичной девушке.

Наверняка многие слышали название этого фильма, чуть меньше вспомнят о том, что в нём снимался оркестр Гленна Миллера, и уж совсем немногие знают о том, что в этом фильме снималась трёхкратная олимпийская чемпионка в одиночном фигурном катании (рекорд, не побитый по сих пор). Но музыку из этого фильма, я уверен, слышали почти все, не сейчас, так в детстве. А вот полностью посмотрели этот фильм совсем единицы. Нет, не потому, что он плох, а потому что «Ну это же классика, её почти все знают». Но спроси о чём фильм, максимум вспомнят «Чаттануга Чу-чу».

1941 год, в Европе уже два года бушует война, Германия напала на СССР, а США выходит музыкальная комедия, в которой о происходящем в мире напоминает только то, что главная героиня – беженка из Европы. И, как сказали бы сейчас, «взрывает кассу». Нет, не нужно думать, что «америкосам плевать, что там делается за океаном», просто стиль ухода от реальности был очень популярен в те годы и такие комедии были на пике. К примеру, такой же развесёлый мюзикл «Свинарка и пастух» вышел в СССР в ноябре 1941 года! Да, после 41-го индустрия замедлилась, но уже к 1944-му снова стала набирать обороты. И та же «Серенада Солнечной долины» выходит в СССР, и 20 миллионов зрителей в стране, ведущую тяжелейшую войну, это не шутка. К слову, в 1961 году был перевыпуск фильма в СССР и фильм посмотрели еще 30 миллионов зрителей.

А что же фильм? Как он воспринимается сейчас? А хорошо, скажу я вам. Да, из-за простенького сюжета и очень большой музыкальной составляющей смотреть его специально сложновато. Но фоном, под нарезку оливье в какой-нибудь праздник он пойдёт замечательно. Хорошая музыка и сюжет, не заставляющий запоминать детали очень способствуют созданию праздничного настроения. Но обязательно посмотрите (не фоном) номер в конце фильма. Если несовременный стиль фигурного катания может не восприняться, то визуальное решение номера просто потрясающее. Скольжение фигуристов по «чёрному зеркалу» не только восхищает, но и вызывает вопрос «как это сделано?» (не буду делать из этого интригу, расскажу ниже, в фактах)

Факты:

• «Серенада солнечной долины» — первый из двух фильмов, в которых участвовал Оркестр Гленна Миллера. Они исполнили песню «Поезд на Чаттанугу», номинированную на «Оскар», а также песни «It Happened in Sun Valley», «I Know Why» и «In the Mood».

• Каток для последней сцены залили в павильоне № 15 студии Fox. Лёд в чёрно-белых фильмах выглядел не совсем натурально, и для должного эффекта режиссёр Эдвард Кронджэйгер нашёл оригинальное техническое решение. В воду перед заморозкой добавили чернила; чёрный лёд хорошо отражал свет, и фигуристы катались словно по чёрному зеркалу. Выглядело это очень красиво, но в студии было жарко от софитов, и лёд быстро таял. На финальную сцену на чёрном льду были отведены три дня. В последний день Хени упала и вымазалась в чёрной краске. Режиссёр фильма Х. Брюс Хамберстоун и хореограф Гермес Пан просили ещё день на съёмки; Занук, продюсер, им отказал.

• На коньках Соня Хени каталась сама, то для опасных для жизни сцен фрирайда на склонах горы Белд ей понадобился дублёр. Им стала другая знаменитая спортсменка — Гретхен Фрейзер, уже заменявшая Соню в «Тонком льду». В 1948 году Гретхен Фрейзер станет первой американской олимпийской чемпионкой в горнолыжном спорте. В 1940 году Гретхен Фрейзер входила в состав олимпийской сборной, занимавшейся подготовкой к играм на склонах гор курорта Сан-Валли, но из-за Второй мировой войны соревнования были отменены.

• Это первая большая работа в кино Гленна Миллера и его оркестра. Это также первая актёрская роль Миллера. Вторую — и последнюю — он сыграет через год в фильме «Жены оркестрантов». Спустя два года Миллер погибнет в авиакатастрофе. Через девять лет выйдет лента Энтони Мэнна «История Гленна Миллера» (1953), где великого джазмена сыграет Джеймс Стюарт.

• Очень многие думают, что музыку к фильму написал Гленн Миллер. Это не так. В фильме звучит только одна вещь, написанная Г.Миллером — «Moonlight Serenade» (Серенада лунного света). Именно этой вещью он начинал свои концерты. И это одно из немногих, если не единственное произведение, написанное Г. Миллером. А музыку написал Хэрри (Гарри) Уоррен.

• Фильм «Серенада солнечной долины» первоначально задумывался как рекламный ролик для Солнечной долины - нового горнолыжного курорта в штате Айдахо, но благодаря таланту Миллера и предприимчивости Хэмберстона, картина превратилась в полнометражное кино.

KnkD

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!