Серия «ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА»

«АНДАЛУЗСКИЙ ПЁС» - ЭКРАНИЗИРОВАННЫЙ СОН

«АНДАЛУЗСКИЙ ПЁС» - ЭКРАНИЗИРОВАННЫЙ СОН Фильмы, Что посмотреть, Советую посмотреть, История кино, Андалузский пёс, Сальвадор дали, Луис Бунюэль, Киноблог, Интересные факты о кино, Немое кино, Сюрреализм, Текст, Длиннопост

Если у вас спросят кто такой Сальвадор Дали, то большинство из вас ответят: «Художник» и будут правы. Но лишь немногие любители кино и люди, интересующиеся историей кинематографа, вспомнят короткометражный фильм 1929 г. «Андалузский пёс».

Эта картина создана двумя великими талантливыми людьми Луи Бунюэлем и Сальвадором Дали. Одному из которых суждено будет стать великим режиссёром, а второму великим художником.

Как утверждал сам Бунюэль, этот фильм «родился из встречи двух сновидений». Начинающий кинематографист приехал на несколько дней погостить к своему другу, молодому художнику Сальвадору Дали. Он рассказал Дали свой сон: длинное облако пересекает лунный диск и одновременно бритва разрезает человеческий глаз. Дали поведал Бунюэлю о своем ночном видении — руке, кишащей муравьями. Друзья решили сделать фильм, который включал бы все эти образы. Сон Бунюэля стал прологом к «Андалузскому псу».

Съёмки на студии Бийанкур продолжались две недели. Оператором был Альбер Дюверте, работавший у Эпштейна. Дали появился на съемочной площадке лишь в самые последние дни, но успел поставить один из наиболее загадочных и шокирующих эпизодов, тот, где герой втаскивает в комнату два рояля, на которых лежат гниющие трупы ослов.

«Андалузский пёс» - это фильм, в котором был использован сложный монтаж.

Пока кино ещё оставалось немым, но уже успел сформироваться монтажный язык, который активно использовался.

Монтажный язык - это совокупность приёмов, с помощью которых режиссер создает у зрителя некий целостный детальный образ героя или обстановки, в которой происходит действие.

Иногда для создания образа используются актёры-дублёры. Технически сложные и опасные сцены за актёров часто выполняют специально подготовленные каскадёры. И в результате монтажных склеек мы можем видеть лицо одного актёра, который мчится на коне, ноги другого актёра, а падает с лошади вообще манекен. Это не мешает воспринимать нам героя и динамику его перемещения как единое целое. Более того, в нашей голове создаётся детальный образ героя, ведь мы отдельно можем рассмотреть его лицо, детали одежды. Таким, образом монтажная магия позволяет создать человека, который существует только в кинематографической реальности, которого в физической реальности не существует.

Как пример, можно привести момент склейки из фильма «Андалузский пёс, где в первом кадре человек смотрит на руку, а уже в следующем кадре мы видим крупным планом ладонь, из которой выползают муравьи. Этот монтажный приём позволяет воспринимать героя и руку как цельный образ. Мы как бы смотрим на руку его глазами.

Бунюэль и Дали увлекались сюрреализмом. Основной сферой художественного исследования сюрреалистов было бессознательное. Короткометражка представляет из себя некий сон. Её невозможно воспринимать как логически построенную сюжетную картину.

Тем не менее в картине мы можем наблюдать иную логику, например, ту, что связывает предметы по их внешнему подобию. Так облако, пересекающее луну, сближается с бритвой, разрезающей глаз, именно на основании внешнего подобия этих действий.

Муравьи, вылезающие из раны на ладони, по своему внешнему сходству уподобляются крови.

Образы в фильме предстает как всплеск подсознания, но связь образов между собой подчиняется необычной логике взаимосцеплений, где каждый элемент может быть заменен его аналогом — «симулакрумом». Так строятся цепочки подмен: волосы — муравьи — кровь, за которыми проступают две главные темы фильма: смерть и эротика, табуированные классической европейской культурой, а потому особенно важные для сюрреалистов.

Тема смерти передаётся через символ черепа и возникает в поставленном Дали эпизоде с ослами на роялях. Рояли в данном случае выступают в качестве «симулакрумов» черепа — клавиши напоминают зубы, а замысловатая форма рояля — черепную коробку. Не случайно на клавиши свешиваются головы мертвых ослов, чьи зубы «вторят» белым рядам перламутровых клавиш.

Сновиденческий характер «Андалузского пса» позволяет отнести данный фильм к направлению сюрреализма. Премьера «Андалузского пса» проходила в студии «Урсулинки», где в полном составе присутствовала группа сюрреалистов. Среди присутствующих в зале находились Пабло Пикассо, Ле Корбюзье, Жан Кокто, Жорж Орик и другие. Премьера прошла триумфально. Полное совпадение «Андалузского пса» с принципами сюрреализма позволило Бунюэлю и Дали стать полноправными членами в группы сюрреалистов, их имена стали известны. Успех фильма был так велик, что купивший копию кинотеатр «Студия 28» показывал фильм без перерыва в течение восьми месяцев.

Результат эксперимента двух молодых испанцев представляется далеко не однозначным, однако нельзя не признать, что «Андалузский пес» остается одним из самых радикальных, хотя и утопических, опытов, ориентированных на революционное обновление кинематографического сознания.

Показать полностью 1

Луи Лепренс

Луи Лепренс Томас Эдисон, Кинематограф, Дагерротип, История кино, Интересные факты о кино, Киноблог, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Этому человеку стоит уделить особое внимание, поскольку по последним известным данным именно он является изобретателем первого киноаппарата и именно он снял первое в истории видео, но его изобретение так и не получило признание из-за его таинственного исчезновения.

Луи Эма Огюстен Лепренс (Louis Aimá Augustin Le Prince) родился 28 августа 1841 года в семье уважаемого офицера Почетного Легиона, французского ордена, учрежденного Наполеоном Бонапартом в 1802 году. У его отца было несколько интересных друзей, среди которых был всемирно известный Луи Дагер, изобретатель дагерротипа, у которого Луи брал уроки фотографии и химии. Позже Луи продолжил образование в Парижском и Лейпцигском университетах, где изучал живопись и химию.

Луи Лепренс Томас Эдисон, Кинематограф, Дагерротип, История кино, Интересные факты о кино, Киноблог, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Луи Дагер. Изобретатель дагерротипа.

В 1866 году Лепренс по приглашению друга переехал из Франции в Англию. Через три года Луи женился на сестре своего друга, Элизабет Уитли талантливой художнице. Вместе они открыли школу прикладного искусства под названидоминирующедоминируюискусств Лидса. Вскоре они стали широко известны своими работами, сочетающими фотографию на металле и керамике. Среди их клиентов были королева Виктория и премьер-министр Уильям Гладстон.

В 1881 г. Лепренс и его семья оправились в США. Там он начал эксперименты с камерой для последовательных фотографий с 16 объективами. Он остановился в Пойнт-О'Вудс, где время от времени дорабатывал свое изобретение, и, наконец, в 1888 году получил патенты как в США, так и в Великобритании.

Вернувшись в Англию со своей семьей, он начал работу над камерой с одним объективом и у него получилось ее создать.

Он использовал эту камеру для съемки первых кинофильмов. Всего их было 3

Первый, впоследствии получивший название «Сцена в саду Раундхей», — это короткая немая сцена, в которой четверо взрослых (его сын, отец и свекровь и подруга) быстро передвигаются по саду. Согласно Книге рекордов Гиннеса, этот фрагмент считается старейшим из сохранившихся фильмов, и это было задолго до появления Эдисона.

Во втором фильме мы можем видеть его сына Адольфа, который играет на аккордеоне, возможно этот фрагмент снят в тот же день.

Несколько дней спустя его аппарат запечатлел движение, пересекающее мост Лидса, используя ту же камеру с одним объективом.

Сейчас место, с которого были сняты эти кадры отмечает Мемориальная доска.

Изобретатель планировал доставить эти фильмы в Нью-Йорк и устроить грандиозную премьеру.

Луи оставалось уладить последние детали для получения патента на его камеру с одним объективом.

Перед поездкой в США ему необходимо было заехать в Дижон, чтобы навестить своего брата Альберта.

16 сентября 1890 года Альберт попрощался со своим братом, когда Луи сел на поезд экспресс из Дижона до Парижа — с багажом — где его должны были встретить друзья. Поездка длилась около трех часов, и когда поезд прибыл в Париж, Луи уже не было. Его багаж также исчез. По предупреждению его семьи парижская полиция приложила все усилия, чтобы найти Лепренса, но не нашла его следов. Он просто исчез. До сих пор достоверно не известно, что стало с этим человеком:

Первой версией было самоубийство, ведь у него был долг в 50000 £. Но он должен был унаследовать половину состояния своей матери, что с лихвой покрыло бы все долги. Да и бизнес его приносил неплохой доход.

Вторая версия предполагала, что его убил собственный брат. Ведь брат был последним, кто его видел и брату предстояло унаследовать вторую половину наследства матери. Но все родственники сошлись во мнении что у них были весьма тёплые отношения и брат не смог бы этого сделать.

Третья версия: предположительно, Лепренс прибыл в Париж в 23:00, и ему пришлось бы поймать такси, чтобы отвезти его в отель. На момент его исчезновения Париж был опасным местом для тех, кто путешествовал поздно ночью. Мог ли беспринципный злодей убить его, ограбить и бросить тело в Сену? Исследование, проведенное в 2003 году, обнаружило в архивах парижской полиции 1890 года фотографию человека, утонувшего в Сене, который был похож на 49-летнего Лепренса, но эти предположения так и остаются лишь предположениями.

Четвертую версию продвигали жена Лепренса и большая часть семьи. Они сошлись во мнении что виновником в смерти их родственника является Томас Альва Эдисон который мог устранить его, как конкурента. (Ничего личного, просто бизнес) Эта теория не так надуманна, как может показаться на первый взгляд.

Эдисон подал патент на свой кинетоскоп, в 1891 году, через год после исчезновения Лепренса. Согласно французскому законодательству того времени, пропавший без вести не считался умершим в течение семи лет после его исчезновения – в данном случае до 1897 года. Тем временем бывший сотрудник Эдисона Уильям Дикерсон и трое других предпринимателей, в 1895 году основали компанию American Mutoscope Company. Эдисон, любитель судебных тяжб, впоследствии подал в суд на компанию, утверждая, что она украла его изобретение. Компания Mutoscope утверждала, что камера уже была изобретена и использовалась с 1888 года, заявив: «Аппарат для съемки и демонстрации фотографий движущихся объектов был широко известен до изобретения Эдисона. В свидетели пригласили Адольфа, сына Лепренса. Он принес на слушание несколько отцовских фотоаппаратов, но, к сожалению, адвокаты с обеих сторон напали на него и не позволили предъявить камеры. Эдисон получил право собственности на патент три года спустя, в 1901 году. Год спустя решение суда было отменено, что привело к десятилетию судебных исков по поводу прав на кинофильмы, но Адольф Лепренс не дожил до этого. Он был застрелен в Пойнт-О'Вудс, его тело с винтовкой на боку было найдено рядом с семейным коттеджем.

Было ли это убийством или самоубийством? Еще одна загадка этой детективной истории.

P.S. В начале 2000-х г. Алексис Бедфорд, аспирант Нью-Йоркского университета обнаружил сенсационную находку: просматривая некоторые документы о работе Томаса Эдисона с методами освещения, он наткнулся на ветхую книгу в кожаном переплете.

Книга оказалась одной из многих тетрадей, в которых Эдисон любил записывать идеи и данные испытаний.

Листая её, он увидел небольшую запись от 20 сентября 1890 года, написанную собственноручно Эдисоном, которая гласила: «Эрик позвонил мне сегодня из Дижона. Это было сделано. Принца больше нет. Это хорошая новость, но я вздрогнул, когда он мне сказал. Убийство не мое.»

Эта находка была передана в Нью-Йоркский университет, историку Роберту Э. Майру. После нескольких недель изучения журнала на предмет его подлинности (включая сравнение почерка с известными статьями Эдисона и компьютерной томографии) Майр согласился, что журнал действительно подлинный и что заметка, датированная сентябрем 1890 года, действительно принадлежит Эдисону.

Всё это заставляет нас посмотреть на Томаса Эдисона в другом свете, как человека, стремящегося занять доминирующее положение в обладании патентов на изобретения.

Показать полностью 2 3

ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА. КТО ЖЕ ВСЁ-ТАКИ БЫЛ ПЕРВЫМ?

А вы никогда не задумывались, отрывает ли конь все четыре ноги, когда скачет галопом? В течение многих веков художники обычно изображали бегущую лошадь, и копыта изображаемой лошади хотя бы концом соприкасались с землёй.

В 1877 г. Лелан Стэнфорд (тот самый, который основал Стэнфордский Университет) поспорил со своими приятелями и поставил 25000$ на то, что лошадь таки отрывает все четыре ноги во время бега галопом. Еще 40000$ он потратил на то, чтобы доказать свою правоту. Помог ему в этом известный фотограф Эдвард Мойбридж. Для проводимого эксперимента был построен длинный трек в виде длинной прямой дороги, с одной стороны огороженной белой стеной для контраста. С другой стороны расположили 12 лучших для того времен фотокамер на равных расстояниях друг от друга. От фотокамер поперёк дороги были натянуты нити, которая лошадь разрывала при беге, тем самым спуская затворы фотокамер. После нескольких проведенных экспериментов Мойбриджем были получены 12 фотоснимков лошади в разные моменты её движения и в некоторых из них животное действительно отрывалось от земли.

Полюбовавшись фотографиями, спустя какое-то время Мойбриджу приходит в голову разместить фотографии на фенакистископ (круг для создания анимации (листайте карусель) Эффект был удивительным. Запечатлённая на фотографиях лошадь начала двигаться. Далее дело стояло за тем, чтобы создать аппарат, способный заменить те 12, которые понадобились для этой съемки.

В 1891-м г. в США такой аппарат называемый кинетоскоп изобрёл Эдисон.

А в 1895-м г. во Франции братья Люмьер запатентовали свой синематограф. Аппарат Люмьеров оказался куда более полноценным и доработанным — хотя бы из-за того, что он, в противовес кинетоскопу, был рассчитан на коллективный просмотр. Аппаратом же Эдисона можно было пользоваться только в одиночку. Но всё-таки первый в истории кинофильм был снят чуть ранее, ещё в 1888 г. в Лондоне французом Луи Лепренсом.

А вот о нём речь пойдет в следующем посте.

ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА.                                КТО ЖЕ ВСЁ-ТАКИ БЫЛ ПЕРВЫМ? Кинематограф, История кино, Братья Люмьер, Томас Эдисон, Интересные факты о кино, Киноблог, Длиннопост
ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА.                                КТО ЖЕ ВСЁ-ТАКИ БЫЛ ПЕРВЫМ? Кинематограф, История кино, Братья Люмьер, Томас Эдисон, Интересные факты о кино, Киноблог, Длиннопост
ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА.                                КТО ЖЕ ВСЁ-ТАКИ БЫЛ ПЕРВЫМ? Кинематограф, История кино, Братья Люмьер, Томас Эдисон, Интересные факты о кино, Киноблог, Длиннопост
ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА.                                КТО ЖЕ ВСЁ-ТАКИ БЫЛ ПЕРВЫМ? Кинематограф, История кино, Братья Люмьер, Томас Эдисон, Интересные факты о кино, Киноблог, Длиннопост
ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА.                                КТО ЖЕ ВСЁ-ТАКИ БЫЛ ПЕРВЫМ? Кинематограф, История кино, Братья Люмьер, Томас Эдисон, Интересные факты о кино, Киноблог, Длиннопост
Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!