Серия «Инанна - девица, любовница и воительница.»

Инанна - девица, роковая женщина, любовница и воительница. Многоликое божество древней Месопотамии. Часть 2

Инанна - девица, роковая женщина, любовница и воительница. Многоликое божество древней Месопотамии. Часть 2 История, Месопотамия, Шумеры, Наука и религия, Длиннопост

В прошлый раз мы начали наш простой и краткий разбор сложного образа одного из важнейших и известнейших в наше время древнего месопотамского божества по имени Инанна (она же Иштар). Мы уже поняли, что с нашей героиней было, как минимум, не скучно. И теперь мы продолжим с...



...путешествия в ад!


Да,  прекрасная богиня путешествовала в загробный подземный мир и обратно. В своем мифологическом спуске в преисподнюю она восседает на троне своей сестры Эрешкигаль, вызывает гнев могущественных богов-ануннаков и превращается в труп. Только с помощью верного слуги, Инанна смогла снова ожить и вернуться в верхний мир.


Месопотамский погребальный инвентарь и некоторые другие артефакты (в частности печати) демонстрирует неотъемлемую связь Инанны с переходом между миром живых и мертвых.



Божественная генеалогия и синкретизмы


Генеалогическое древо различается в зависимости от традиций. Она дочь Ану или дочь Нанны / Сина и его жены Нингаль, и сестра Уту / Шамаша, или же дочь Энки / Эа. Ее сестра Эрешкигаль. У Инанны нет постоянного супруга как такового, но у нее двойственные отношения со своим возлюбленным Думузи / Таммузом, которого она в конце концов приговаривает к смерти. Она также находится в паре с богом удачной войны Замамой / Забабой.


В Ассирийской империи в царских надписях и договорах Ашшурбанипала Иштар из Ниневии и Иштар из Арбелы рассматривались как две разные богини или ипостаси. Также в этот период Иштар стала супругой бога Ашшура и известна под альтернативным именем Муллилту в этой конкретной роли.

Инанна - девица, роковая женщина, любовница и воительница. Многоликое божество древней Месопотамии. Часть 2 История, Месопотамия, Шумеры, Наука и религия, Длиннопост

Иллюстрация 1. Богиня Иштар, терракотовое рельефное изображение | Ближний Восток, Южная Месопотамия | Старовавилонский период, 19-17 века до нашей эры | Пергамский музей, Берлин, Германия | фото Osama Shukir Muhammed Amin

Культовые центры


Жила Инанна в своём храме в городе Урук. При этом это не центр культа или главный храм, а буквальное личное жилище. Как одно из главных месопотамских божеств, она также имела храмы (не жить же такой леди в таверне!) во всех важных городах: в Адабе, Аккаде, Вавилоне, Бадтибире, Гирсу, Исине, Казаллу, Кише, Ларсе, Ниппуре, Сиппаре, Шуруппаке, Умме, и в Уре.



Звезда среди богов, звезда среди людей


Инанна стоит на третьем месте по числу упоминаний после Ана и Энлиля в раннединастических списках богов из архива города Шуруппака. Инанна/Иштар остается в топе месопотамского пантеона на протяжении третьего, второго и первого тысячелетий. Она особенно значима как национальное ассирийское божество, особенно в первом тысячелетии до нашей эры.

Инанна - девица, роковая женщина, любовница и воительница. Многоликое божество древней Месопотамии. Часть 2 История, Месопотамия, Шумеры, Наука и религия, Длиннопост

Иллюстрация 2. Богиня Иштар, украшение для мебели | Ближний Восток, Сирия, городище Мари, храм Иштар, южное крыло, сектор а24 | Раннединастический период IIIB, 2500-2340 годы до нашей эры | Музей Лувра, Франция, АО 18962; М. 1027

Иконография или модные образы Госпожи небес


Иконография Инанны/Иштар так же разнообразна, как и ее характеристики. Первоначально она представлена связкой тростника или особым столбиком, что также является письменной формой ее имени в очень ранних текстах.


В самом верхнем регистре знаменитой вазы из Урука богиня изображена в антропоморфной форме, стоящая перед двумя знаковыми ритуальными столбами.


В человеческом обличье как божественная сущность платонической любви Инанна/Иштар часто изображается полностью обнаженной. В сирийской иконографии она часто демонстрирует себя, раздвигая свою одежду в стороны.


Обнаженная женщина, однако, является чрезвычайно распространенной темой в древнем ближневосточном искусстве, и хотя эти изображения пытаются связать с Инанной/Иштар в качестве прислужниц или культовых статуэток, они, вероятно, не все представляют саму богиню.

Отличительным признаком божественного статуса является наличие рогатой шапки. Этот головной убор также именуют божественной тиарой или короной шумерских богов.

Инанна - девица, роковая женщина, любовница и воительница. Многоликое божество древней Месопотамии. Часть 2 История, Месопотамия, Шумеры, Наука и религия, Длиннопост

Иллюстрация 3. Ваза Иштар, фрагмент керамической вазы | Ближний Восток, Южная Месопотамия, руины города Ларса, гробница 15 | бронзовый век, период Исин-Ларса, 2025 - 1763 годы до н.э. | коллекции Лувра, отдел ближневосточных древностей, АО 17000

В образе воительницы Инанна/Иштар показана одетой в оборчатую мантию с оружием, выходящим из ее плеча, часто по крайней мере с одним другим оружием в руке, а иногда и с бородой, чтобы подчеркнуть ее мужскую сторону. Мы понимаем, что это оружие обладает волшебной силой, но не знаем всех подробностей.


Ее атрибутивным животным богини войны является лев, на спине которого она часто стоит одной ногой или полностью стоит. В восхвалении ее воинственных качеств ее сравнивают с рычащим, устрашающим львом.


В своем астральном аспекте Инанна/Иштар обозначается восьмиконечной звездой. Инанна была связана с планетой Венерой и восходом солнца.


Для быстрого символического визуального обозначения богини жители древней Месопотамии использовали красный цвет и камень сердолик для женской сущности и холодный синий и лазурит в для мужественной воинственной сущности.

Она же Инана, она же Иштар, она же…


Инанна - это шумерское имя нашей желанной и ужасающей богини. Чаще всего этимологически оно интерпретируется как нин.ана.а(к), что буквально означает «Госпожа небес». Другая интерпретация ее имени - «Госпожа гроздей фиников».


Семитское имя Иштар первоначально принадлежало совсем другой независимой богине, которая позже была объединена и отождествлена с шумерской Инанной. Что означает и как в точности переводится имя “Иштар” пока неясно.


Письменные формы написания имени в древности:


ИНАННА: dINNIN, din-nin, din-ni-na, i-ni-en-na, en-nin, den-ni-na, din-na-na, in-na-na, in-na-an-na, na-na, ni-in, nin, ni-in-ni, dnin?-ni-na, dnin-an-na, ni-in-na-na, dir-ni-na


ИШТАР: eš4-tár, deš4-tár, (d)IŠTÁR, diš-tar, d15 (= IŠTÀR)


Нормализованные формы имени:

ИНАННА: Инана, Инанна

ИШТАР: Иштар, Аштар

Инанна - девица, роковая женщина, любовница и воительница. Многоликое божество древней Месопотамии. Часть 2 История, Месопотамия, Шумеры, Наука и религия, Длиннопост

Иллюстрация 4. Цилиндрическая печать и её оттиск с изображение символического столба Инанны перед воротами храма | Ближний Восток, Месопотамия | Бронзовый век, период Джемдет Наср, 3100-2900 годы до нашей эры | коллекции Лувра, отдел ближневосточных древностей

Заключение


На этом мы заканчиваем очень короткую и в некоторой степени упрощенную характеристику сложного синкретического божества из древней Месопотамии эпохи бронзового века, известного нам как шумерская Инанна или семитская Иштар.


Она пришла в Шумер из далекой и загадочной страны могучих волшебников, из Аратты. Она поселилась в славном городе Уруке и в умах жителей земли между Тигром и Евфратом.


Люди Плодородного полумесяца и находящихся под его влиянием соседи почитали нашу героиню как яростную воительницу, покровительницу любовной страсти, зачатия урожая и приплода, проводницу в мир мертвых, утреннюю звезду и вообще женщину с которой не скучно (Думузи и Гильгамеш не дадут соврать).


И если Вы думаете, что приключения желанной и пугающей богини закончились вместе с Шумером и Аккадом, то вот Вам новость: где она только не побывала после этого под разными именами. А может быть её история не закончилась и сейчас? Кто знает…


Максим Ферапонтов для ВЕКА БРОНЗЫ

Показать полностью 4

Инанна - девица, роковая женщина, любовница и воительница. Многоликое божество древней Месопотамии. Часть 1

Инанна - девица, роковая женщина, любовница и воительница. Многоликое божество древней Месопотамии. Часть 1 История, Древний мир, Месопотамия, Шумеры, Наука и религия, Длиннопост

Максим Ферапонтов, проект Век Бронзы

Ближний Восток / Месопотамия / Древний Шумер / Религия


Шумерская Инанна / аккадская Иштар - одно из самых важных, сложных и разноплановых божеств и самая важная богиня в месопотамском пантеоне.


Для жителей Шумера около четырех тысяч лет назад Инанна уже была древней богиней. Хотя ее происхождение до сих пор неясно, есть две возможные теории относительно того, откуда она взялась до того, как “переселилась” к шумерам.


Первая версия состоит в том, что она возникла как божество среди политеистических семитских групп Ближнего Востока около 3500–4000 лет до н.э. Вторая теория состоит в том, что Инанна была синкретической богиней, которая сформировалась как смесь характеристик нескольких уже существующих божеств шумерского мира. Независимо от того, как она появилась, со временем шумерская Инанна слилась с аккадской Иштар.


Ее широко почитали по всей Месопотамии, а главный храм ее культа располагался в городе Урук, недалеко от реки Евфрат на территории современного Ирака. Она стала известна как королева неба и земли и вскоре превратилась в богиню, связанную не только с войной и подземным миром, но также с сексом и властью. Многое из этого отражено в ее мифологии.


В своем астральном аспекте Инанна - это планета Венера, утренняя и вечерняя звезда.



Вот такой сложный характер


Инанна, безусловно, самое сложное из всех месопотамских божеств, демонстрирующее противоречивые, даже парадоксальные черты.


В шумерской поэзии она иногда изображается как застенчивая молодая девушка, находящаяся под властью патриарха. Ее брак с Думузи устроен без ее ведома либо ее родителями, либо ее братом Уту. Даже когда ей предоставляется свобода действий, она помнит о правилах. Вместо того, чтобы лгать своей матери и спать с Думузи, она убеждает его сделать ей предложение должным образом.


Эти действия резко контрастируют с изображением Инанны как роковой женщины в «Эпосе о Гильгамеше». Увлеченная могучим Гильгамешем, Инанна предлагает ему стать ее любовником. Ее ухаживания, отвергаются героем, который обвиняюще рассказывает о череде прошлых любовников, которых она отвергла и уничтожила.


В других случаях наша героиня действует как честолюбивая богиня, стремящаяся расширить свое влияние, например, в частично фрагментарном мифе об Инанне и Энки и в мифе Нисхождение Инанны в Преисподнюю.

Инанна - девица, роковая женщина, любовница и воительница. Многоликое божество древней Месопотамии. Часть 1 История, Древний мир, Месопотамия, Шумеры, Наука и религия, Длиннопост

Иллюстрация 1. Ваза из Варки / Ваза из Урука, фрагмент - богиня Инанна принимает подношения | Ближний Восток, Месопотамия, городище Урук | Ранний бронзовый век, период Джемдет Наср, 3000-2900 гг. до н.э. | Шумерская галерея Иракского музея в Багдаде, Республика Ирак | фото Osama Shukir Muhammed Amin



«Вспаши мою вульву, муж моего сердца»


Между этими двумя природами Инанны существует устойчивая общность - ее сексуальность. Юная Инанна из шумерской поэзии, которая говорит: «Вспаши мою вульву, муж моего сердца» не менее горяча, чем Инанна в «Гильгамеше»: «Давай насладимся твоей силой, поэтому протяни руку и коснись моего чрева!".


Инанне молились чтобы исцелить интимную холодность или при безответной любви. При этом она также была богиней-покровительницей проституток (тут все сложно).

Инанна - девица, роковая женщина, любовница и воительница. Многоликое божество древней Месопотамии. Часть 1 История, Древний мир, Месопотамия, Шумеры, Наука и религия, Длиннопост

Иллюстрация 2. Амулет с изображением символа богини Инанны | Ближний Восток, Месопотамия, городище Урук | Ранний бронзовый век, период Джемдет Наср, 3100-2900 гг. до н.э. | Музей Лувра, Париж



«Битва для нее - праздник!»


Наше прекрасное божество в равной степени любит воевать, как и заниматься любовью.

Воинственный аспект богини, как правило, выражается в политических контекстах, в которых богиня восхваляется в связи с властью правителя и военной мощью.


Это видно уже в древний аккадский период, когда царь Нарам-Суэн часто упоминает «воинственную Иштар»  в своих надписях и становится более заметным в ассирийском почитании Иштар.


Иштар из Ниневии и Иштар из Арбелы были тесно связаны с личностью ассирийского царя. Воинственный аспект, подчеркивает ее мужские характеристики, тогда как ее сексуальность носит женский характер.

Инанна - девица, роковая женщина, любовница и воительница. Многоликое божество древней Месопотамии. Часть 1 История, Древний мир, Месопотамия, Шумеры, Наука и религия, Длиннопост

Иллюстрация 3. Богиня Иштар, стоящая верхом на льве | Ближний Восток, Южная Месопотамия | Старовавилонский период, 19-17 века до нашей эры | Пергамский музей, Берлин, Германия



Зачинательница урожая


Однако роль богини в легитимации политической власти не ограничивалась воинственной Иштар.


В конце третьего и начале второго тысячелетия до н.э. была особенно важна церемония «священного брака». Она отмечала бракосочетание Инанны (в лице ее верховной жрицы) и Думузи (в лице правителя) во время праздника Нового года, чтобы обеспечить процветание и изобилие, но прежде всего плодородие.


Здесь следует отметить, что Инанна ошибочно воспринимается как покровительница земледелия. Если это и так, то лишь опосредовано. У земледелия, то есть обработки земли с целью получения урожая были свои отдельные божества.


Возвращаясь к обряду "священного брака", заметим, что многие правители третьего тысячелетия называли себя ее супругами. Это указывает на значительную роль Инанны в обладании политической властью.


Наше божество создавало через своих жриц новые династии. Дети, рождённые в священном браке, получали значительные политические и экономические преимущества. Сын богини получал трон по божественному праву.

Инанна - девица, роковая женщина, любовница и воительница. Многоликое божество древней Месопотамии. Часть 1 История, Древний мир, Месопотамия, Шумеры, Наука и религия, Длиннопост

Иллюстрация 4. Терракотовое изображение богини Иштар, оригинальный оттиск и слепок | Ближний Восток, Южная Месопотамия | Старовавилонский период, 2000–1750 гг. до н. э. | Британский музей, Лондон



Звездочка на небе


Некоторые мифологические повествования касаются астрального аспекта Инанны, хотя и косвенно. В мифе об Инанне и Шу-кале-туда неуклюжий мальчик-садовник Шу-кале-туда вступает в половую связь с прекрасной богиней, пока она спит под деревом.


Разгневанная случившимся, Инанна отправляется на поиски спрятавшегося мальчика. Было высказано предположение, что путь, который она выбирает при поиске негодника, имитирует астральный курс "звезды" Венеры.


Точно так же ее перемещения в мифе об Инанне и Энки, в котором богиня сначала путешествует к Энки в город Эриду из Урука и снова путешествует обратно, напоминает цикл движения Венеры.


Предположительно, такое же церемониальное путешествие совершалось на земле во время праздников.



Продолжение следует и в нём будет:


- В ад! Туда и обратно

- Божественная генеалогия и синкретизмы

- Культовые центры

- Звезда среди богов, звезда среди людей

- Иконография или модные образы госпожи небес

- Она же Инана, она же Иштар, она же…



При создании обложки использован арт художника tokenintellect

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!