Серия «Город и Хомо Урбанус»

Путешественник во Времени и урбанусы далекого будущего

Герберт Уэллс "Машина времени" (1895 год)

Путешественник во Времени и урбанусы далекого будущего Герберт Уэллс, Машина времени, Морлоки, Элои, Будущее, Длиннопост

По общему мнению литературоведов, «Машина времени» была задумана как размышление убеждённого социалиста Уэллса, выходца из рабочей бедноты, о судьбе цивилизации, как предостережение о том, к чему может привести жестокая и непримиримая классовая борьба между угнетёнными классами трудящихся (будущие морлоки) и праздной паразитической «элитой» (будущие элои)

Очередной нетаквсёбылик(тм) от sanitareugen с ФАИ

Путешественник-во-Времени увидел элоев — декадентствующие потомков господствующих классов господствующей расы, и морлоков — выродившихся пролетариев по привычке кормящие элоев и ткущие для них одеяния. Декоративные человечки, очень милые, забавные и тупые. И служебные люди, эффекторы для нестандартной работы (вроде таксы-кабелеукладчика), несравненно умнее выставочных, и даже допущенные думать (в полезных пределах — как отвернуть прикипевшую гайку, скажем).

Почему элои боятся морлоков? Думается, это не просто страх болонки перед волкодавом, морлоки, помимо производства, элоев и лечат. Это ужас дитяти перед страшным врачом с зеркальцем или жуткой медсестрой с орудием пытки — сверкающим никелем и стеклом шприцем. Но ещё же элоев морлоки едят? Но человек — скверное мясное животное, нет у него ни батареи коровьих желудков, перерабатывающих целлюлозу, ни иммунной системы свиньи, позволяющей жрать отходы и не болеть. А что Путешественник видел на разделочном столе? Так стол не разделочный, а секционный. "Как ни лечили, а всё же померла". И труп вскрывают, смотрят "что к чему".

Немного уточним описание. + 8000 веков для новых видов, разделенных экологическими нишами нормальный срок.

Нету в романе никакой высшей силы и внешнего управления. Подземные существа - морлоки исполняют обычай, обучаются у своих родителей обслуживать подземное производство, воспроизводить инструменты и механизмы. Они - часть морлоковейника - подземные решатели коллизий сотни тысяч лет техноэволюции тепловых машин, с которыми они рядом коэволюционировали.

А элои - это "тля". Кушает растения, размножается, высевает и удобряет растения, выделяет незаменимые аминокислоты и, заодно, служит датчиками и сигнализацией для ушедших в темноту и тоннели морлокам.

Путешественник во Времени и урбанусы далекого будущего Герберт Уэллс, Машина времени, Морлоки, Элои, Будущее, Длиннопост

Возведение дворцов для элоев вполне попадает в диапазон привычных программ поведения, которые воспроизводятся пока их возведение помогает содержать в порядке вентиляцию и размножаться элоям. Что-то вроде "домиков шалашников", только межвидового уровня.

Наземные выходы для шахт и воздуховодов тоже требуют осмотра. "Тля" собирает цветы, расчищая привоздуховодные продухи...

Вся подземная часть места действия романа "Машина времени" пронизана тоннелями. Везде видны приточные и вытяжные шахты, продуваемые воздушными потоками, и постоянно посещаемые подземными жителями.

Подземным жителям не нужно привыкать к меняющемуся освещению и меняющейся погоде на поверхности Земли. Их тоннели своим расположением поддерживают постоянную температуру и защищают машины от перепадов погоды. Достаточно выдрессировать верхний народ сигнализировать вниз о неполадках вентиляции и перерабатывать биомассу растений, что бы они, растения, не мешали работе машин.

И питание элоев плодами, и подъедание морлоками отобранных на утилизацию элоев ( а не просто разведение их на мясо) - это вполне логичное и технологическое объяснение увиденного.

Так что элои тоже эволюционировали вместе с подземными машинами и их обслугой - морлоками.

Никого больше там нет. Ни доброго и развлекающегося ИИ, ни обер-морлока, с которым можно найти общий язык. Только отработанные десятками тысяч поколений программы воспитания и развалины неудачных попыток вернуться к самосознанию. Громадные дворцы, в истертых залах которых едят и спят элои, слишком свежо выглядят для жилья возрастом восемь тысяч веков. А развалины музея с экспонатами и образцами горючих веществ, кроме задачи "ружья для третьего акта", никакой реалистичности декорациям не добавляет.

Так что писал левый социалист-утопист памфлет о классовой борьбе рабочего класса с вырождающейся капиталистической элитой, а получилась реалистичная зарисовка возможного будущего.

Земля будущего, где два вида произошедших от хомо урбануса давным давно привязаны к своей основе - техносфере, привычно сосуществуют. Машинам в подземельям уже не нужна наука. Отобрались те технологические цепочки, которым достаточно возобновляемых источников энергии и ремонтопригодных механизмов. Отобрались те ритуалы, которые без искажения передавали нужные навыки и действия, позволявшие миллионам особей двух видов, взаимно дополнявших друг друга и нуждавшиеся друг в друге, просуществовать столько времени.

Урбанусы остались, урбании, городов - нет. Потому, что нет ресурсов, которые делели мегаполисы выгодными и возможными. Подземные тоннели выглядят, как городские, но это всего лишь технологические сооружения, подобные термитникам. Путешественник во времени увидел субурбию, поселок вокруг технологической линии машин.

Возможно в других местах земли, где подземное существование машин затруднено, морлоки живут в курганах или пирамидах с вентиляцией и прикармливают кочующих вокруг элоев. А в холодных широтах Земли нет элоев, выглядящих так, как в романе, декадентски и изнеженно. Есть другие виды наземных существ, которые дополняют подземных. Когда исчезнут ресурсы, делающие возможным крупнотоннажный транспорт, дальние поездки и перевозки, пропадет связность. Человечество распадется на много разных видов. И машины в зданиях и подземельях будут разных конструкций.

Показать полностью 2

Экзокортекс и Надсущество Хомо урбанус

Homo sapiens - венец развития крупных приматов, семь миллионов лет назад спустившийся с деревьев и продолжавший, в отличие от шимпанзе и горилл, поддерживать вертикальную ориентацию тела при передвижении. Оставшиеся на деревьях крупные приматы представлены гиббонами и орангутанами. Оставшиеся в лесу, но не на деревьях, гориллы и шимпанзе встали на четыре конечности.

Освоив нишу групповых падальщиков-костедробителей и всеядных охотников-собирателей в саванне, многочисленные вариации прямоходящих крупных приматов заняли к началу Четвертичного ледникового периода весь Африканский континент.

Экзокортекс и Надсущество Хомо урбанус Homo sapiens, Древность, Капова пещера, Пещера Ласко, Миссисипи, Длиннопост

К середине позапрошлого максимума оледенения, научившись жечь огонь в очагах и освоив "внешнее" пищеварение, заняли соседний континент - Евразию. А к концу последнего максимума ледника, когда снова открылись сухопутные мосты и обмелели и сузились глубоководные препятствия, охотились и собирали на территории уже пяти континентов Земли.

Инструменты и огонь или просто совпадение, лишили четыре из пяти континентов всей мегафауны. Но Homo sapiens оставался, хотя и необычным, искусным и универсальным, но всё же ,биологическим "абсолютным хищником", занявшим верхнюю позицию пирамиды биоценоза. Специализированный на поедании крупных приматов в Африке, главный ужас гомининов - леопард, остался в Африке.

Основное отличие от остальных "абсолютных хищников" у Homo sapiens - это его групповое поведение. В Африке этим никого не удивить - там несколько подобных групповых хищных видов вполне себе процветают. И, возможно, именно львы, гиены, стайные псовые и павианы не позволили Homo sapiens завалить остатки мегафауны и на Африканском континенте. Мешали конкуренты сапиенсам там развернуться. Ну и сама мегафауна, под давлением менее сообразительных, мозговитых, но многочисленных вариантов групповых охотников нарабатывала варианты поведения, позволявшие не вымереть. На прочих континентах Homo sapiens успешно зачистил мегафауну и занялся фауной помельче.

В наступившем межледниковье произошло разделение ареалов Homo sapiens и если бы не изменение группового поведения, вызвавшее переход к производящему хозяйству, Homo sapiens бы разделился на континентальные варианты, да еще на каждом континенте были бы свои приполярные, лесные, горные и саванные варианты. Всё было бы так, как обычно происходило на Земле с успешными видами хищников.

Мозг приматов состоит из трех вариантов коры больших полушарий: древней, старой и новой(неокортекс) коры. Первые два варианта состоят из двух-трех слоев нейронов. Неокортекс содержит пять, а у высших приматов — шесть слоев нейронов. У человека неокортекс составляет более 90 % всей поверхности коры больших полушарий. Наш предковый вид, Homo Sapiens, развил свой мозг до предела. Но пределом оказалась "культура пяти предметов" австралийских аборигенов. Больше в единичном мозге не помещалось.

Особенности передачи культуры через зеркалирование и научение требовало переносить знания и культурные особенности через поколения без потери информации. Уже у сапиенсов был полноценный экзокортекс. Пещерная живопись передавала через поколения обычаи инициации. Детям не надо было верить на слово старшим. Звери, как живые, возникали из мрака пещер в свете факелов. Прайды сапиенсов пользовались экзокортексом в виде пещерных интерактивных легенд-кинозалов на всей приледниковой полосе от Европы до Урала. Рисунки в пещерах Испании и Франции

Экзокортекс и Надсущество Хомо урбанус Homo sapiens, Древность, Капова пещера, Пещера Ласко, Миссисипи, Длиннопост

и в Каповой пещере

Экзокортекс и Надсущество Хомо урбанус Homo sapiens, Древность, Капова пещера, Пещера Ласко, Миссисипи, Длиннопост

разделяют пять часов поясов, но их датировка пересекается и получается, что обычай был общий. На половину Евразии общий обычай!

Подобные рисунки (даже более ранней датировки) видят и на скалах в Австралии. Там, где "культуре пяти предметов" тоже не помешали бы подсказки экзокортекса для сохранения обычаев. Таким образом у сапиенсов сложилась преадаптация, которую использовали урбанусы в своём новом состоянии - производящем хозяйстве.

В Плодородном полумесяце возник новый вид - Homo urbanus.

Возьмем для примера всем известную муху вида Musca domestica. Представьте, что вы вдруг обнаружили похожих мух, которые не летают, живут в два раза дольше, имеют в три раза меньше потомства, питаются не отбросами, а клопами, подгрызают себе крылья и лапки, роют норы, ведут ночной образ жизни, образуют огромные скопления и постоянно танцуют. При этом они более толстые и темные. Стали бы вы считать, что это тот же самый вид Musca domestica? Нет - как минимум по экологическим и поведенческим критериям вида.

Главное отличие Homo urbanus от Homo sapiens - размер единичной группы, в которой урбанус существует. Сразу, с момента создания, не возникновения, а именно создания, выведения нового вида, размер группы, в которой урбанус существовал, превышала размер типичного семейного "прайда", которым кочевали по приледниковым равнинам сапиенсы. Способ существования первых групп урбанусов становился тем выгоднее, чем больше урбанусов задействовалось в новом, производящем способе хозяйствования : Сидеть в домике-"зиндане", работать привычную работу и не беспокоится об охране и кормежке.

Группы протоурбанусов, прожившие в такой программе поведения три поколения, не могли вернуться обратно к сапиенсной программе поведения. "Одомашненные" люди могли только дальше жить одомашненными. И те, кто их охранял и защищал, тоже застряли в этой роли. Но их роль, хотя бы имела другое применение - грабеж, захват пленников у соседей, мог прокормить потерявших охраняемых урбанусов потомков тех, кто их создал и охранял. Но были и такие, кто сохранил преемственность своих ролей со времен анатолийских "протогородов"-Чатал-хююков. Ремесленники, заготавливавшие кремень и обсидиан, перешли на плавку меди и бронзы и обжиг керамики. Земледельцы, выращивавшие злаки и кормившие отходами травоядных одомашненных животных, расширили свои навыки до скотоводства и разведения рыбы в рисовых чеках. А их элиты-охранники возвели первые "настоящие" города, с храмами и поминальными монументами. Ирригационная организация земледелия позволяла тратить на это избыток ресурсов.

Все эти люди были урбанусами - людьми, живущими в группах, связанных общим делом так же как раньше людей связывали родственные узы. Их Надсущество - было больше, сложнее устроено и лучше использовало ресурсы главного носителя разумной деятельности - мозг.

Семейные "прайды" гоминид, вплоть до сапиенсов не так уж сильно превосходили своих конкурентов - прайды львов, стаи гиен, павианов и волков. Судьба африканской фауны это подтверждает. Да сапиенсы и не стали напрягаться в Африке, и предпочли осваивать фауну других континентов. Но огонь, рисунки, инструменты делающие инструменты, речь - всё это стало преадаптациями сапиенсов к переходу на уровень сложности организации - "урбанус".

Совместное хранение и применение сложной программы производящего хозяйства не могло осуществляться в малой группе сапиенсов. Не помещалась такая сложная программа в отдельном мозгу. Максимальный размер "культурного кода", программы присваивающего хозяйства для сапиенсов показан примером австралийских аборигенов. Культура "пяти предметов", из которой пропал лук. Без внешних носителей информации малая группа сапиенсов сохраняет только такое количество инструкций. Хотя попытки особо выдающихся личностей в Австралии ледникового периода перейти к производящему хозяйству были. (Признаки устройства в речных заводях рыбных садков, например.) Но не задалось.

Сперва протоурбанусы построили искусственную пещеру. Да, для того, что бы передавать новые и старые, полезные навыки через поколения, другого способа не знали. До того как придумали строить "искусственные зинданы для мудрых карликов", пришлось строить" искусственный кинозал-для-показа-легенд."

Гёбекли-тепе

Экзокортекс и Надсущество Хомо урбанус Homo sapiens, Древность, Капова пещера, Пещера Ласко, Миссисипи, Длиннопост

Иначе что тогда это такое?

Нижний слой возрастом более 11000 лет

Ямы, их диаметр составляет от 10 до 30 м Их наиболее примечательной особенностью является наличие Т-образных известняковых столбов, равномерно установленных внутри толстых внутренних стен, сложенных из необработанного камня. К настоящему времени обнаружено четыре таких круглых сооружения. Геофизические исследования показывают, что есть еще 16, заключающих в себе до восьми столбов каждый, всего около 200 столбов. Плиты были доставлены из каменных карьеров, расположенных примерно в 100 м от вершины холма, при этом рабочие использовали кремневые наконечники, чтобы прорезать известняковую породу. Столбы являются старейшими известными мегалитами в мире.

На рельефах изображены млекопитающие, такие как львы, быки, кабаны, лисы, газели и ослы; змеи и другие рептилии; членистоногие, такие как насекомые и паукообразные; и птиц...

Слой II относится к докерамическому неолиту. Углеродное датирование дало даты между 8800 и 8000 годами до нашей эры для небольших прямоугольных комнат в слое II. Здесь также присутствуют Т-образные столбы

Вот и нашлось время и место, когда и где начали строить "прототипы домов с дверями в потолке". Место всё то же - Плодородный Полумесяц.

В общем, когда производящее хозяйство начало двигаться из плодородного полумесяца на все четыре стороны света, оно двигалось домами. Размножившееся племя земледельцев и скотоводов занимало соседнюю долину и строило там дома. За две тысячи лет этот обычай пересек континент Евразия и достиг западных и восточных побережий. Остатки этих первых домов находят до сих пор там, где их строили, а потом бросили, когда условия жизни для потомков перестали соответствовать уровню технологии. Там, где условия жизни сохранились - там от этих, первых домов следов не осталось. Но фундаменты домов в ныне бесплодных местах Плодородного Полумесяца, в промерзающей зимой приуральской степи, на плоскогорье под Кисловодском и во многих других, еще не обследованных местах подсказывают, как это было.

Когда много людей, травоядных животных, и злаков появляются в одном месте - плодородие почвы сразу идет на спад. Накопленные в почве вещества изымаются производящим хозяйством гораздо быстрее, чем присваивающим. А возврат в кругооборот ничтожен. Урбанусы намного быстрее используют всё, скопившееся в почве и извлеченное животными и растениями из неё. Особенности производящего хозяйства. Но на Земле есть места, где можно долго, практически бесконечно долго даже с примитивным производящим хозяйством, находится в одном месте не исчерпывая плодородие почвы. Это место - русла великих рек. Поток ежегодных паводков приносит на берега рек природное удобрение. Ил. Как только дома урбанусов попали на этот поток - их существование стало постоянным. Земля перестала превращаться в песок, а каждый год "обновлялась". Как именно получилось у протоурбанусов создать "великие гидравлические цивилизации", можно только гадать.

Следов первых шагов не сохранилось. Ну, кроме, может быть, Миссисипской культуры,

Экзокортекс и Надсущество Хомо урбанус Homo sapiens, Древность, Капова пещера, Пещера Ласко, Миссисипи, Длиннопост

которая стала клонится к упадку еще до того как приплыл Колумб. Может потому, что Миссисипи недостаточно снабжала удобрением кукурузные поля земледельцев, а может потому, что североамериканские протоурбанусы, идеи земледелия которым завезли через океан полинезийцы, слишком вольготно жили на своих великих равнинах, так, что даже утратили начавшуюся было технологию медного инструмента. Передача идей на другие материки с помощью экзокортекса на стенах домов тоже имеет свои ограничения.

Вот, через тысячу-другую лет после возникновения производящего хозяйства в Плодородном полумесяце, за полэкватора от него, в горных джунглях Новой Гвинее, огромного острова в тропиках, рядом с Австралией, возник центр производящего хозяйства, где люди устраивали грядки, дренажные канавы, одомашнили местные растения, разводили приведенных с собой собак и свиней. Центр открыли случайно, только в 20 веке. Местные люди ничего об этом даже в мифах не сохранили. Почему он, этот центр не возник раньше? Люди там жили очень давно. Со времен начала последнего оледенения, когда сузился пролив между Индонезийскими островами и обмелевшими прибрежными мелководьями, сделавшими Австралию и Новую Гвинею единым почти массивом суши. Фауну люди вычистили, так, что только крокодилов и кенгуру из чего покрупнее не добили. Ну еще казуара - так это такой косоплеер тирранозавра. Он сам кого хошь добьет, пока лес не свели.

Поспекулируем.

"Дома Мудрых Карликов" - это не только место для работы, привычное место для жизни протоурбанусов и защита от природных неприятностей. Стены домов - отличное место для "конспектов". Зарубки на украшениях, на инструментах малы и малопонятны не их владельцам. А вот стены и потолки домов - это уже достойное подспорье в передаче обрядов через поколения с минимальными "ошибками копирования". Такой экзокортекс, в сочетании с неокортексом протоурбанусов, превзошел неокортекс сапиенсов и был такой же технологической инновацией, как магнитные и оптические системы нынешних компьютеров. И так же превосходил по объему и удобству применения, как память нынешних компьютеров перфокарты и бумажные ленты прежних "вычислительных комнат" и "электронных шкафов".

А еще экзокортекс - общий для всего племени. Всё, что сохранено в нём - сохранено для всех сразу и передается всем, кто дал себе труд это искать. И хранение в экзокортексе не требует объема мозга и не требует поддержания мозгов. Оно есть и будет, пока не сотрется. А еще экзокортекс копируется на новом месте.

Посмотрим, что это дало. Технологии производящего хозяйства урбанусов намного сложнее технологий присваивающего хозяйства сапиенсов. Ну, хотя бы, потому, что требуют ведения календаря. Слава природе, небо, обычно, предоставляет ясные и четкие явления для календарных отметок. А еще технологии производящего хозяйства многостадийны и чувствительны к нарушениям обычаев. Для охоты тоже нужно много участников иногда, но для сбора урожая много участников нужно всегда.

Так вот, зачем нужен этот термин, Надсущество? А потому, что именно эта метафора описывает уровень сложности, который отличает поведение одиночных и малых групп животных от действительно больших и намного более сложно устроенных систем из перешедших к эусоциальности видов животных.

Проблема эусоциальности у приматов упирается в отсутствие у них инстинктов вообще. Большой размер мозга и изначально групповые виды поведения позволили перейти к сочетанию научения и рефлексов и полностью отказаться от сложных врожденных программ-инстинктов, с помощью которых муравьи, термиты, пчёлы и два вида млекопитающих, перешли к большим Надсуществам, эусоциальным структурам - "муравейникам".

То, что создали из себя протоурбанусы - это очень противоречивая конструкция. Программирование сложного поведения для поддержания производящего хозяйства, плохо работает в обучении, основанном на зеркалировании в детстве взрослых особей. Что бы запрограммировать охотника, достаточно потанцевать перед детьми пантомиму с игровой ролью охотника, и, когда ребенок готов по физическим параметрам к несению орудий за наставником, провести его инициацию. Все эти обычаи и ритуалы - они для детей. Поэтому и нужно минимум три поколения, просидевших в зиндане и зеркалировавших своих родителей, что бы получить зернотерщиков, пекарей, варщиков пива, собирателей микролитных лезвий, которые не отвлекаются на охотничьи ритуалы и получают от своей жизни удовольствие.

Что бы из инстинктивного поведения роющих ос получился муравейник их бескрылых потомков, понадобились десятки миллионов лет, а что бы получить из сапиенса протоурбануса достаточно три поколения, меньше ста лет. Только вот муравейник воспроизводится из единственной пары с муравьиной маткой, а урбанусы, без обычая научения и без условий для производства инструментов не воспроизводятся. И сапиенсы тоже без этого не воспроизводятся.

Нам, живущим в недрах Надсуществ, нас породивших, обучивших и применивших к своей пользе, трудно представить жизнь наших предшественников - сапиенсов. Истинных с присваивающей культурой, сапиенсов на Земле осталось первые тысячи. Их специально охраняют, как жителей Северных Сентинельских островов. Остальные люди на Земле являются частью Надсуществ производящего хозяйства. В большей или меньшей степени. Разделение на урбанизированных и неурбанизированных, живущих "традиционным" хозяйством, не корректно. Все люди на Земле кормятся с производящего хозяйства. Просто те, кто живет в Надсуществе урбанизированном до уровня мегаполиса, имеют разделение труда намного выше, чем те, кто ютится в фавелах или кочует по Сахаре. Но никто уже давно живет в культуре, не зависящей от глобального производящего хозяйства Земли. Если только специально не задастся целью такую культуру воссоздать.

Р.S. Продолжение цикла постов в тематическом сообществе :

Путешественник во Времени и урбанусы далекого будущего

Показать полностью 4

Мифы уходят вместе с носителями

Хараппская культура. "Век бронзы".Две тысячи лет после Чатал -хююка. Зинданы каменного производства в будущей Турции заброшены. Возведены стены и дома в долине реки Инд. В местах, в которых люди больше не селились, сохранились монументальные строения.

Западная Индия. На засушливом острове Хадир в штате Гуджарат древний город Дхолавира.

Крупные города: Мохенджо-даро, Хараппа.

Ракхигархи - северная Индия почти у подножья Тибета

, городской план включал в себя первые в мире известные городские системы канализации . В пределах города отдельные дома или группы домов получали воду из колодцев . Из комнаты, которая, по-видимому, была отведена для купания, сточные воды направлялись в крытые стоки, которые тянулись вдоль главных улиц. Дома открывались только во внутренние дворы и узкие переулки

Вот это, например - туалет. Ему пять тысяч лет.

Мифы уходят вместе с носителями Homo sapiens, Древность, Мохенджо-даро, Аркаим, Длиннопост

Древние системы канализации и дренажа Инда, которые были разработаны и использовались в городах по всему региону Инда, были намного более совершенными, чем те, которые можно найти в современных городских поселениях на Ближнем Востоке, и даже более эффективными, чем сегодня во многих районах Пакистана и Индии.

Вдоль русла Инда насчитали больше тысячи городов того времени.

Здесь пряли пряжу из шерсти, ткали, делали глиняную посуду - по прочности она приближается к камню, резали по кости, изготовляли ювелирные украшения. Кузнецы работали с медью и бронзой, ковали из нее инструменты, удивительно прочные для этого сплава, почти как из стали. Они умели тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было сверлить отверстия в бусинах из сердолика.

здесь не было построено крупных монументальных сооружений. Нет убедительных доказательств существования дворцов или храмов. Считается, что некоторые структуры были зернохранилищами. В одном городе обнаружена огромная хорошо построенная баня . Хотя цитадели были обнесены стенами, далеко не ясно, были ли эти сооружения оборонительными.

Следов разрушений и пожаров нет. Никого под полами не хоронили. Люди просто оттуда "ушли", перестали там воспроизводится, и местность перестала быть интересной тем, кто жил тут после них. Стены даже не разобрали на камень, как в Египте или Риме. Потомки не имели желания строить дома в этих местах. Потому и дошло всё это до нынешнего времени.

***

Синташтинская культура. Развитая бронза. Больше 20 поселений на водоразделе верховий рек Урал и Тобол. Сомкнутые стенами помещения с общей внешней стеной.

Мифы уходят вместе с носителями Homo sapiens, Древность, Мохенджо-даро, Аркаим, Длиннопост

На противоположном склоне Урала, в Башкирии находят следы подобных поселений, но от них там почти ничего не осталось - более населенные и благодатные места там. Затоптали... .

А эта "страна городов", где города располагались на расстоянии до 70 км друг от друга. Ремесленники. Плавка бронзы. Колесницы, оружие. Все в городе живут в одиинаковых помещениях. Никаких украшений. Никаких дворцов. Какие-то вожди обитают рядом, хоронятся в могильниках с лошадьми,, топорами и повозками. А сам город упорядочен и дисциплинирует обитателей своей планировкой. в одинаковых казармах-землянках печи для обогрева и приготовления пищи, металлургические печи, колодцы, которые были не только источниками воды, но «холодильными камерами». Двери не в крыше, но окон нет.

Мифы уходят вместе с носителями Homo sapiens, Древность, Мохенджо-даро, Аркаим, Длиннопост

Световой проем вверху. Все таки хоть и Южный, но Урал. Три поколения стоят "города", а потом забрасываются. Частично сгорают, в неизбежных разборках на руинах распавшегося общества. Но никто не приходил и не убивал и не разрушал. Никому не нужные городища попросту бросаются и забываются.

Могильники почти не разграблены. Закат "Аркаимов" синхронен и виден археологии: перевыпас, неукрепленные поселки, непогребенные трупы и пожарища. А Аркаимы, все найденные два с лишним десятка и еще не найденные, просто забыли. Их никто не трогал четыре с лишним тысячи лет.

***

Поздний бронзовый век и раннее железо. Тысячу лет назад заброшена страна городов-"Аркаимов". Поселения времен кобанской культуры возле Кисловодска. Но это не землянки-мазанки кобанцев, которые находят ниже в долинах с комфортными условиями.

На высоте 1500 метров, где 8 месяцев в году все засыпано снегом, гуляют холодные ветры, а растительность скудна и однообразна, нашли необычные каменные развалы. На земле четко проступали очертания фундаментов домов, необычно четкой структуры поселения, состоящего из центральной площади и окаймляющего ее двойного ряда домов.

Мифы уходят вместе с носителями Homo sapiens, Древность, Мохенджо-даро, Аркаим, Длиннопост

Еще 12 точно таких же поселений, располагавшихся на удалении в 3—4 километра друг от друга. В соседних районах плато нашли в общей сложности около 160 точь-в-точь таких же поселений. Все они имели продолговатую форму и одинаковые размеры — около 70 метров в длину и 50 в ширину. Это примерно половина футбольного поля. Каждое поселение состояло из 20—30 двухкомнатных домов, построенных вплотную друг к другу словно по единому плану. Такое впечатление, что люди пришли, расчистили материковую скалу и сразу возвели все дома.

Поселения отчасти напоминают форты или крепости. Люди попадали на центральную площадь через один-единственный вход, который всегда был направлен строго на север. Ддвери домов выходили на "стену" всего поселения. Для временных строений пастухов дома были слишком хороши

Мифы уходят вместе с носителями Homo sapiens, Древность, Мохенджо-даро, Аркаим, Длиннопост

Стены полукруглые, как апсиды церкви. Фасады облицовывались белым камнем дома имели двухпанцирную кладку с массивными воротными проемами. несвойственное другим памятникам кобанской культуры.

где брался материал для строительства и куда он делся? камня, который сейчас лежит на месте былых поселений, хватило бы только на цоколь высотой около метра.

Возможно, остальное было деревянным частоколом? Во времена существования этих строений на плоскогорье было намного теплее, но леса не росли.

Из раскопа одного двухкомнатного дома площадью около 300 квадратных метров археологи извлекли порядка 30 тысяч фрагментов изящно орнаментированной керамики. При помощи радиоуглеродной датировки ученые выяснили, что поселения относятся к IX—XIII векам до нашей эры. 1400 метров нижняя граница поселений, а верхние доходили до отметки 2400 метров. скотоводством и земледелием. В окрестностях поселений нашли кости крупных домашних животных, фрагменты бронзовых серпов, каменные зернотерки и зерно. Пахотное земледелие никогда не было присуще кобанской культуре.

И опять следов культуры после этого на этом месте нет. Люди ушли. Дома ушли под слой дерна. Больше никто туда не приходил.

Поспекулируем.

Мы наблюдаем историю усложнение человеческого Надсущества. Сопровождающееся образованием нового вида человека - Хомо Урбануса. Пусть пока будет это название.

Не просто так мифы повествуют о высших существах, научивших людей производящему хозяйству так же, как и присваивающему. Почему именно в плодородном полумесяце люди первыми занялись приручением животных и растений? Ведь вокруг столько места, куда можно уйти, когда кончатся ресурсы, которые можно присваивать по примеру мудрых предков. И куда всё это время и уходили мудрые предки. А тут стало теплее, ресурсов стало больше, а люди внезапно остались и начали пасти, долбить и разводить.

Чтобы заняться производящим, а не присваивающим хозяйством человеку надо видеть , как это делают его родители. Иначе человек не будет это делать. То есть надо , что бы кто-то заставил человека заняться производящим хозяйством и показывать это своим примером своим детям и внукам. Иначе это не работает.

Итак из плодородного полумесяца, где возникла программа сидеть в домике и работать за еду, пошли вовне устойчивые группировки людей. Приходят на местность, где мало кто жил. Строят там поселение из примерно одинаковых строений, сомкнутых общими стенами, без окон. И занимаются "ремесленичеством", то есть не охотятся на бегающее и не собирают лежащее и растущее, не присваивают, а производят что-то сверх лежащего и растущего и бегающего на виду.

Мифы уходят вместе с носителями Homo sapiens, Древность, Мохенджо-даро, Аркаим, Длиннопост

На тех местах, где они прошли , появляются центры доместикации животных и растений. Однако вещественные следы их прохода остаются только там, где после них никто не жил. И где их теперь обнаруживают с помощью аэрофотосъемки, например. Как челябинские и кисловодские. В этих местах не было ни пригодных для новой технологии доместикации животных, или растений. Протоурбанусы покинули эти места и отправились дальше, навстречу Солнцу, или умерли, не оставив от себя даже мифов. Что бы стать подлинным Урбанусом, нужны внешние носители информации.

Технологии производящего хозяйства сложны и не помещаются в мозгу одного человека, как у носителей "культуры пяти предметов" - австралийских аборигенов. Вот это - последние Хомо Сапиенсы. "Одномозговый" разум. Достигший предела и начавший уже терять достижения предков. Например, жившие в Западной Австралии аборигены никогда не использовали лук. А изолированные в Тасмании разучились добывать огонь и каменные наконечники для орудий тоже забыли. Дерево копья заостряли, а каменными кусками, которые даже не обрабатывали, ковырялись. Символ единения с природой...

Показать полностью 6

Дома без окон с дверями в потолке

В классическом трехтомнике (Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенщицкая И.С. (Ред.).История древнего мира.
Изд. 3, испр. и доп. 1989 год. Учебник для ВУЗов)

проблема возникновения рабства упирается в начале в то, что охотник не сможет удержать раба в повиновении, если даст ему мотыгу - мало преимущество. Не заставить раба работать - ночью убежит.

Иноземца можно было сделать рабом, но только взяв его в плен в бою. Однако его практически нельзя было заставить насильственно работать на своего поработителя, если не создать для пего сколько-нибудь сносных условий существования. В IV—III тысячелетиях до н.э. у воинов не было никакого оборонительного оружия, кроме медного шлема и иногда очень несовершенного щита, обычно из кожи или тростника, а их наступательное оружие состояло из кинжала, небольшого медного топорика на палке или копья с медным наконечником. В этих условиях дать пленным воинам медные кирки, лопаты или мотыги часто было опасно, разве что поставить по два-три воина сторожить каждого раба. Поэтому многих пленных воинов сразу же убивали, а угоняли в рабство женщин и тех детей, которые были способны перенести угол; остальных тоже убивали. Если же угоняли мужчин, то сажали их только на государственную землю как подневольных работников на пайке или на наделе и давали им возможность иметь свое жилье и семью.

Но рабы отмечены в письменной истории сразу, как только она, письменная история, появляется. Еще оружие не превосходило орудия труда в способности противостоять больше чем один на один. Еще не было защиты из металла, а рабы уже были чем-то привычным. Откуда они взялись, рабы? Вышеописанные приемы возможны только в развитом обществе. С воинами и элитами. И эти приемы были нужны для получения новых рабов. А как возникли эти общества и как вообще возникла программа поведения приводящая к порабощению человека человеком?

Натуфийцы. Народ Леванта и Израиля.

Дома без окон с дверями в потолке Homo sapiens, Древность, Чатал-хююк, Длиннопост

Сразу после начала нынешнего Межледниковья заселил увлажняющиеся после таяния ледника пространства между жуткой пустыней Северной Африки и тундростепью приледниковья Восточного Средиземноморья. Охотились, как и их предки десятки тысяч лет до этого. А что еще делать между пустыней и ледником? Собаки у них уже были домашние. Собак хоронили в людских погребениях. Собирали дикие злаки и пекли на каменных плитках лепешки. Из забродившей ячменной каши делали пиво, похожее на ячменную кашу. Но это было настоящее алкогольное изделие. В пещерах в тех местах уже не было места для всех и натуфийцы начали строить дома. Их дома были похожи на обычные землянки - фундамент, столбы, крыша очаг, вход сбоку. Как на кочевках, только капитальные. В общем всё как по старому учебнику.

А потом, внезапно, похолодало и на тысячу лет ледниковая погода вернулась. Молодой Дриасс. То ли комета упала, то ли озеро Агассис в Канаде прорвало в океан и Гольфстрим притормозил. В общем стало не до земледелия. Но пиво-то было. Такое не забывается.

Через тысячу лет холод отступил, и вот уже по отрогам гор, опоясывающих будущий плодородный полумесяц, находят сооружения. Еще не города. Даже не укрепленные поселения.

Храм с каменными столбами в облицованных камнем ямах со скамьями, и барельефами.(Гёбекли-Тепе)

Дома без окон с дверями в потолке Homo sapiens, Древность, Чатал-хююк, Длиннопост

Круглые ямы-дома с облицоваными плитами полами и каменными скамьями у стен и толстыми слоями мусора с костями овец вокруг. Зерно уже обрабатывают специальными инструментами. Опознаны зернотерки и ступы.(ХАЛЛА́Н-ЧЕМИ́)

Прямоугольные каменные фундаменты, с каменными же полами и первыми керамическими фигурками людей в щелях. Еще нет посуды - только фигурки.(Невалы-Чори)

Потом корзины обмазывают глиной и отжигают, как фигурки. Но нигде пока нет признаков домашних растений или животных (кроме собак и, возможно, коз или овец).

Что (или кто) заставило охотников и собирателей отказаться от охоты и поставить свою жизнь в зависимость от урожая. Это сейчас мы знаем результат. Жизнь не имеет готовых ответов. Скорее племена охотников-собирателей вымирали от голода, чем начинали сеять. Так было в Южной Америке. Их кормят, а они умирают. Не хотят.

Приручение детенышей для будущего резерва пищи - это видят у примитивных культур.Тех, кто никогда не пробовал земледелие. Детенышей зверей держат пока есть излишек еды- а он у охотников есть всегда - после УДАЧНЫХ охот.

Но одомашнивание, это совсем не то. Это

процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.

Для этого нужен досуг. Нужен кто-то , кто будет целенаправленно этим заниматься. Отбирать и содержать.

Помните карликов, которых держали в пещере? Вот и сработал обычай.

Успешное племя имело обычай содержать не только зверьков, но и пленников. Например карликов другого вида гоминид. Не обезьян. Шимпа или гориллу всемером не удержать. Он тебя сам один троих порвет. И не павианов. Вы их клыки видели, А их банды?

А вот мелких представителей гоминид типа Хомо Наледи или флоресцев или пигмеев - это запросто. Их откармливали в сытые периода. а в голодные подъедали. Держали в глубоких провалах, чтоб не разбежались.

Престижность и долголетие этого обычая позволяла племенам переживать голодные периоды. Отбор среди пленников шел по способности выживать. Они даже размножались. Достаточно найти удобное место для такого содержания и племя получит преимущество и тоже размножится. Произойдет закрепление "мема" - программы поведения. Сложатся мифы. В том числе и о том, что карлики умные и умеют всякие штуки.

Поспекулируем.

Неолитическую революцию совершили племена, которые имели обычай держать "говорящие орудия". Это оказалось эволюционным преимуществом перед "ортодоксальными" охотниками.

И проросшие зерна скорее в "загонах для говорящего скота" заметили, а не в поле на откочевках. И как бы не сам этот "говорящий скот" и заметил. Потому, что карлики-то кончились, а обычай остался и держали по обычаю в загонах соседей. А у них времени и досуга было много. Да еще не отвлекались ни на что. Вот и заметили проросшее зерно.

И вот у нас теплый юг будущей Турецкой Анатолии. Гора, где разрабатывают обсидиан - ценнейший продукт каменной технологии неолита.

У подножия - протогород Чатал-Хююк.

Дома без окон с дверями в потолке Homo sapiens, Древность, Чатал-хююк, Длиннопост


Химический состав костей поведал, что поселенцы придерживались диеты из злаков и красного мяса. Хотя свидетельства одомашнивания животных существуют лишь для позднего периода существования Чатал-Хююка, баранина всегда занимала важное место в рационе его жителей. Диета из цельнозерновых злаков приводила к развитию кариеса — 10-13% обнаруженных зубов взрослых имели нездоровые полости. Изменения в форме поперечных сечений костей нижних конечностей стали свидетельством того, что по ходу роста общества пастухам приходилось проходить бо́льшие расстояния для выпаса скота. Одна треть костей хранила следы инфекционных заболеваний.

Анализ внутренних стен домов показал остатки испражнений человека и животных — одного из последствий перенаселения. 25 из 93 черепов содержат зажившие переломы, 12 из жертв подвергались насилию неоднократно. Женщины страдали от побоев чаще мужчин, большая часть травм была нанесена со спины круглыми твердыми объектами.

Умерших поселенцы закапывали в полы домов. Однако анализ зубов из захоронений показал, что проживающие под одной крышей не были родственниками.

Какой-то странный город. Кто добровольно поселится в таком месте? А ведь это поселение существовало полторы, а то и две тысячи лет!

И сколько таких поселений вообще было? Это же Плодородный Полумесяц. Там люди жили всё это время, и сохранились с тех времен развалины только в совсем неудобных, ненужных местах. Вот как здесь - жили ради обсидиана, а как перешли на бронзовый инструмент - забросили и больше не селились.

Ашиклы Хёюк. "Лагерный пункт". Больше чем на тысячу лет старше Чатал-хююка, недалеко на восток от него. В три раза меньше . Дома не так вплотную, а входы через потолок. Заготовка обсидиана и очаги в углу каморок. Старики, дети и молодые женщины захоронены скрюченно под полами.

Не города это!

Мем концлагеря, зиндана, карцера. Первый солдат истории - вертухай. Первая элита-племя, додумавшаяся сажать людей в зинданы и заставлять ковырять землю или пасти скот. Первая ограда - чтоб не убежали. Мы видим дома с глухими стенами и дверями в потолке! Модели тех природных зинданов, где держали мудрые предки свои "живые консервы". Имитировали первые зинданы в естественных ямах-пещерах. Напомню, у натуфийцев за три тысячи лет до этого были обычного вида землянки, с боковым входом. И вообще вход через крышу - это зиндан. Не дом.

Ну и одомашнивание людей. Те, кто в таких условиях размножался, получал еще и первый иммунитет к болезням. Сначала к своим, человеческим, а потом и к болезням первых домашних животных. Новая преадаптация к жизни в скученности.

И пиво! Утолять жажду водой в условиях "города" без канализации, такое себе развлечение. А вот обеззараживание воды вытеснением пивными дрожжами кишечной палочки - это инновация. А опъянение - просто приятный бонус.

Уже третье поколение "заключенных" не умело ни охотится, ни искать злаки. Оно получило в своем положении много выгод. То же пьянство. Но содержавшая таких заключенных общество, получило гораздо большее. Оно получило инструмент освоения новых территорий. Строишь в нужном месте "зинданы", заводишь в них "зинданосидельцев" и получаешь профит. Это были "домашние люди". Потерявшие программу обучения охоте и собирательству, и воспринимающие программу, которую им показывали их родители - "пастьбу скота", "собирание зерен из травы", "варку и употребление пива", "житие в искусственном зиндане".

Освоить долины Нила и Евфрата смогли как раз не охотники-собиратели, а потомки этих "рабов". И их "надсмотрщики" - элита, которая не пасла, не собирала и не жила в яме, а демонстративно охотилась, воевала и попирала пленников.

Но без тысячелетнего "одомашнивания" в "зинданах" без окон и дверью в потолке, превратить свободное племя в протогорожан не получится никак. И уже потом, набравшись опыта на людях, потомки "рабов" доодомашнили коз и овец и одомашнили свиней, голубей и гусей. С человеком "работать проще", он может сказать, что он хочет и что у него болит.

Сказка про мудрых карликов открыла новый уровень сложности устройства общества.

Показать полностью 3

Карлики Эбу Гого и другие старые сказки

Карлики Эбу Гого - один из мифов, собранных этнографами в Индонезии.

Эбу Гого - существа ростом около метра, с короткими ногами и непропорционально длинными руками. Ходят без одежды, мохнатые. В старину их было много, и какое-то время с людьми они жили дружно, друг друга не трогая. Потом карлики съели ребенка, вспыхнула война, и люди перебили большую часть Эбу Гого. Но временами их встречают по сей день.

Конкретно миф об Эбу Гого этнографы записали на острове Флорес. В языке наге, народности центрального Флореса, «эбу» означает «бабушка», а «гого» — «тот, кто ест что-либо», то есть буквально «прожорливая бабуля».

Карлики Эбу Гого и другие старые сказки Homo sapiens, Древность, Австралопитеки, Длиннопост

Как известно, на этом острове в 2003 году открыли карликовый вид ископаемых людей. Вместе с их останками были найдены примитивные каменные орудия, обожжённые кости животных и прочие следы материальной культуры. Но миф об Эбу Гого были опубликован раньше и тогда его сочли фантазиями о вражде с обезьянами.

Интересен способ, которым в мифах об Эбу Гого их перебили. Карликов выследили и блокировали в пещере, откуда они выходили. Все выходы заложили хворостом и подожгли. Кто выбегал, убивали. Остальные задохнулись. Способ повторяется в мифах из разных местностей. На востоке Шри-Ланки у веддов, которые уничтожили мохнатых человечков ниттаево, также загнав в пещеру и разведя огромный костер. Похожие легенды известны на Тайване и Сулавеси, хотя там не упоминается огонь.

Видимо это был полезный навык. Так расправлялись с пещерными животными.

В Австралии аборигены тоже верят в мохнатых и очень сильных карликов-бурджиджинов. Мальчиков учат на охоте озираться или делать засаду у собственного следа, проверяя, не идет ли за охотником бурджиджин. Никто давно карликов не видел, но миф пересказывают. То есть культура аборигенов Австралии, которая вся помещается в единичном мозгу и у которой всего пять "культурных предметов", сохранила миф о давно исчезнувших карликах. Видимо очень полезен этот миф для культуры. Или просто чем-то зацепился в мозгах, как навязчивый мотив.

Другие мифы о карлика, собранные этнографами на Земле совершенно сказочны. Карликам приписывают всё подземное и непонятное. Но пещеры с дохлыми карликами не обнаруживали.

До недавних пор.

Два отважных исследователя пещер в Южной Африке, Стивен Такер и Рик Хантер, пролезли по невероятно узкому всего лишь 20 см в ширину, проходу в пещере Райзинг Стар и были вознаграждены за свой подвиг — в конце пути открылась небольшая камера, пол которой был усыпан человеческими останками.

Находок оказалось не просто много, а невероятно много: в камере метр на девять обнаружилось более полутора тысяч фрагментов! По итогу тут нашёлся почти целый скелет и останки ещё четырнадцати особей - взрослых мужчин, женщин, подростков и детей. Часть костей покоилась в собранном положении. Например, на поверхности красовалась совершенно целая кисть, Такого ещё не бывало. Во всей Африке за век исследований найдено сопоставимое число окаменелостей. Более того, раскопки пока затронули лишь небольшой участок пола. Сколько ещё останков хранит пещера? Трудно себе представить...

Рядом нашли такую же пещеру с костями.

Homo naledi — так назвали новый вид ранних людей из Райзинг-Стар — действительно нечто удивительное. Эти существа сочетали в себе примитивные черты австралопитеков и прогрессивные особенности Homo. Таинственности добавляло отсутствие датировок: только в 2020 году удалось приблизительно оценить их в 226-335 тысяч лет назад.

Карлики Эбу Гого и другие старые сказки Homo sapiens, Древность, Австралопитеки, Длиннопост

Череп австралопитека, таз и грудная клетка с позвоночником от хабилиса, а руки и ноги вполне могли принадлежать современному человеку. Карлику. Мозаика. Если бы это был единичный скелет, его сочли подделкой или случайной мозаикой. Но скелетов много! В пещере нет следов попадания туда кого либо, кроме скелетов.

Карлики Эбу Гого и другие старые сказки Homo sapiens, Древность, Австралопитеки, Длиннопост

Следы от древней воды, делавшей пещеру запертой сифоном, на сотни тысяч лет.

Кости лежали просто на полу. Они были лишь слегка припорошены каменной шугой, которая тысячи лет оседала на них со стен и потолка. Всего насыпалось пятнадцать сантиметров осадка. Судя по всему, кости не были никем потревожены, разве что некими неведомыми заблудшими спелеологами, которые были не столь сознательны и никому не сообщили о находке, а только пошебуршили окаменелости. Геологические изыскания привели исследователей к мысли, что пещера всегда была тёмным закутком, в неё всегда вёл лишь тот же "шкуродёр" - тесный туннель, стены которого к тому же местами покрыты острыми выступами. В пещере нет никаких следов человеческой деятельности и ни одной кости крупных животных. Найдены лишь шесть птичьих костей и несколько грызунячьих резцов. Нет и отпечатков зубов хищников на останках, нет и следов орудий. Нет и следов переноса водой. Как же так? Ничего тут нет, кроме огромной кучи человеческих костей, попавших в пещеру в собранном виде. Как? Откуда? Осторожные исследователи полагают, что раньше в камеру вёл какой-то другой ход, через который люди (а также птицы и мыши) проникали сюда.Но геологи утверждают, что альтернативного пути вообще нет и не было. Провалились случайно? И так пятнадцать раз? И при этом ни один зверь крупнее мыши не повторил их печальной судьбы? К тому же, состояние осадков говорит за то, что накопление костей происходило некоторое время, оно не было одномоментным. Так что вряд ли сразу целая группа древних людей попала в западню.

Подробности о Homo naledi и флоресских хоббитах взяты из статей Дробышевского на сайте "Антропогенез"

Итак, обнаружены следы в фольклоре и в археологии каких-то происшествий в очень далекой древности.

Поспекулируем.

"Живые" консервы - это культурная практика. Не менее полезная, чем каменные орудия для вскрытия мослов и черепов в поисках костного мозга, который больше никто из зверей не мог добыть.

Отдавать излишки еды, когда ее много, вместо того , что бы выбрасывать, и съедать потребивших избыток, когда голод. Кошко- и собако- мания это оттуда. От эректусов, а то и от хабилисов. Очень полезный был обычай.

Обезьяны, крадущие щенков, играющие с ними, живущие с выросшими собаками в одной стае. Но это собаки. Они уже были отобраны на послушание людьми. Но сам способ и то, что это делают не человекообразные обезьяны, а макаки...

Этнография отметила еще и такой вариант - таежные племена Дальнего Востока брали после охоты маленьких живых медвежат, держали их в ямах, выкармливали и уже взрослыми, специальным обычаем убивали. Целые длинные ритуалы разводили.

Успешное племя имело обычай содержать не только зверьков, но и пленников. Их откармливали в сытые периода, а в голодные подъедали. Держали в глубоких провалах. чтоб не разбежались. Престижность и долголетие этого обычая позволяла племенам переживать голодные периоды. Опять же развлечение в сытые периоды...

Отбор среди пленников шел по способности выживать. Они даже размножались. Достаточно найти удобное место для такого содержания - племя получит преимущество и тоже размножится. Произойдет закрепление поведения. С помощью мифов в том числе.

Карликов держать было проще - они маленькие и не такие сильные. Легче поймать. Меньше едят. Прикольные.

Пещера скелетов Наледи в Райзинг-Стар - это вполне может быть место, куда из места содержания, ближе ко входу расположенного, в засушливые года, пытались убежать "узники". Карлики, которых содержали наши предки по обычаю, пробирались через узкий ход, стремясь на волю. И попадали в тупик. Жуть.

Место, где родились самые старые из известных сказок.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!