Серия «Драконология»

Палеонтологические Драконы Воздуха

Британский палеонтолог Г. Г. Сили, профессор геологии Королевского колледжа в Лондоне, в 1901 году опубликовал популярную книгу «Dragons of the Air: An Account of Extinct Flying Reptiles». Посвящена она вымершим птерозаврам и их сравнению с другими летающими животными — от птиц и рукокрылых до летающих рыб. Не берусь судить, насколько этот уважаемый джентльмен был хорошим палеонтологом, но драконологом он был никудышным. Даже со скидкой на самое начало XX века.

Палеонтологические Драконы Воздуха Дракон, Палеонтология, Мифология, Длиннопост

Вот что он пишет в главе 4 «Животные, которые летают»:

«Небезынтересно вспомнить, что с самых ранних периодов в человеческих записях было дано представление о животных, снабжённых крыльями, но ходящих на четырёх ногах и в типичном виде имевших голову в форме птичьей. Обычно они называются Драконами. […]

Объёмный портрет дракона сохранился до наших дней в фигуре, над которой торжествует святой Георгий, на реверсе британского суверена. В пышном воображении древних восточных народов, датируемом доисторическими временами, возможно, 5000 лет до н.э., драконы демонстрируют изумительное постоянство формы. В последующие времена они претерпели любопытную эволюцию, поскольку концепция Вавилона и Египта прослеживается через Ассирию до Греции. Крылья, которые сначала ассоциировались с передней конечностью типичного дракона, становятся характерными для Льва, крылатой Лошади поэта и, наконец, для самой фигуры Человека, вырезанной на огромных колоннах греческих храмов Эфеса. Эти летающие животные исторически являются потомками той же общей породы, что и драконы Китая и Японии, которые до сих пор сохраняют облик рептилий. Их интерес заключается главным образом в свидетельстве латентного духа эволюции в дни, слишком отдалённые, чтобы его значение было понято ныне, который поднимал крылатые формы выше и выше по уровню организации, пока их крылья не перестали ассоциироваться с чувством ужаса. Еврейские херувимы рассматриваются Г. Э. Райлом, епископом Эксетера, как, вероятно, драконы, а фигура общепринятого ангела — это человеческая форма Дракона».


Что мы видим в этом изумительном сборнике идей?

1. Сили изобразил птерозавра («птичья» голова, четыре конечности, из которых передние — крылья) и назвал это драконом. Очевидно, он хотел дать какие-то криптозоологические параллели, введя ископаемых в прообразы человеческого мифа?

2. Сили развернул эволюцию в обратную сторону — крылатый лев у него является потомком крылатого дракона. В действительности крылатый лев древнее и прямым родственником дракону не приходится.

3. «Древний дракон» иллюстрируется знаменитой ассирийской панелью, изображающей львиноголового грифона. Я затрудняюсь сказать, как палеонтолог, перебравший тонну древних костей (которые должен был внимательно изучать и различать между собой), сумел перепутать местами столь очевидные вещи. Львиная голова — это не птичья голова. Шесть конечностей — это не четыре конечности. И львиноголовый грифон (он же крылатый лев) не может быть предком самому себе.

4. Даже далёкий от китаеведения европеец в начале XX века уже имел достаточное представление о китайском луне, чтобы отличать его от других образов. Мягко говоря, змеящийся бескрылый символ Китая не похож ни на крылатого льва, ни на птерозавра.

С другой стороны, если говорить о действительно древних временах, то у грифона и луна действительно была связь. Я даже предполагаю, что лун вырос из общего источника с грифоном; об этом говорит «попа пантеры» у некоторых по-настоящему древних образцов. То есть, говоря об общих деталях между древним луном и грифоном, Сили случайно попадает в точку. Вот только общие детали принадлежали крупным кошачьим, и никакой рептильности там не наблюдалось. И уж тем более там не наблюдалось ничего, что позволило бы внести этих бескрылых мифических существ в книгу про летающих ископаемых рептилий.

5. Идея о драконьих истоках христианских ангелов — вообще в высшей степени экзотическая. При беглом обзоре биографии англиканского священника Герберта Эдварда Райли я не нашла никаких намёков на то, чтобы он был сторонником рептилоидов. Он изучал Библию, но Библия-то как раз указывает на чисто змеиную природу древнего draco. То есть полностью выбивает почву из-под идеи о родстве бескрылого змея с птицекрылыми людьми. И эволюция от «плохого» дракона к «нейтральному» льву и оттуда к «хорошему» ангелу — идея занятная, но к действительности отношения не имеющая. И уж тем более непонятно, для чего нужная в книге по палеонтологии.

Вот такой вот странный винегрет получился у британского профессора.

Показать полностью 1

Дракон Жюля Верна

К сожалению, это не шутка. Девочки, рисовавшие драконов в школьных тетрадях, выросли и стали рисовать драконов для обложек книг — к месту и не к месту.

Дракон Жюля Верна Дракон, Динозавры, Обзор книг, Жюль Верн, Обложка, Длиннопост

Свежая серия «Истории о динозаврах» от ЭКСМО сверкает разноцветными обложками Евгении Кобозевой, изображающими «самых потрясающих существ, когда-либо живших на нашей планете». То есть… драконов? Роман Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», где самим динозаврам посвящено всего несколько страниц, проиллюстрированный девчачьим милым дракончиком со светящимися глазами, — это порождение современной мифологии, а никак не классики литературы. Что здесь должна символизировать эта юная родственница Сапфиры из произведений Кристофера Паолини? Тождество понятий «дракон» и «динозавр»? Миф о «древности» дракона с современным образом? Или художнице просто дали возможность поместить на печатные книги её рисунки с DeviantArt? На DA много таких любительских бессюжетных портретов драконов «по плечи».

Все обложки серии представляют собой фантастических существ, более или менее стилизованных под динозавров. Ни одно изображение не соответствует ни одному биовиду реально существовавших рептилий. При этом серия рассчитана не на 6-7-летних, а на подростков от 12 лет. Неужели в двенадцать человеку, интересующемуся динозаврами, будут неинтересны изображения настоящих динозавров и его надо завлекать фэнтези-мишурой?

Я вижу в этом продолжающийся процесс инфантилизации общества, когда вместо того, чтобы помочь повзрослеть, культура удерживает новое поколение в детском состоянии. Это очень опасный процесс, и дракон, из-за мифа «драконы — это для детей», стал его заложником.

Показать полностью 1

Иоанн Дамаскин «О драконах»

Один из христианских Отцов Церкви, богослов и автор гимнов преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке написал текст «О драконах» (греч. Περι δρακoντων, лат. De draconibus). В то время это был актуальный текст самого что ни на есть прикладного значения. Он служил для развенчивания мифов с позиции учёного мужа и направлял людей от локальных верований к христианству. Иоанн Дамаскин не сомневался в существовании драконов и описывал их как живых существ.


Любопытно, что, несмотря на ясное изложение взглядов преподобного, некоторые современные христианские толкователи видят в написанном совсем иное. Так, отец Тимофей (Алфёров) в 2020 году нашёл в этом тексте… описание двух видов динозавров. Каких именно, он не уточнил. Возможно, потому он вообще не знает о динозаврах ничего, кроме того, что они «огромные ужасные рептилии», а может, потому, что любая конкретика сразу разбила бы его несостоятельную идею в пух и прах.

Как бы то ни было, с позиции драконологии этот христианский текст — важный исторический документ, хорошо показывающий образ змея-draco первой половины VIII века.

Славянские птерозавры и драконология

Библиотека научной литературы пополнилась статьёй Н. К. Козловой «“Дракон обыкновенный”, или О том, почему не состоялась одна “научная” сенсация» (2014). Это одна из самых показательных, а потому лично мной ценимых статей на эту тему.


Авторское описание такое:

Статья представляет собой критику псевдонаучных реконструкций в области славянской мифологии. В ней, в частности, опровергается одно из новейших сенсационных заявлений, что прообразом славянской Мокоши был похожий на летающую змею птерозавр, память о котором дошла до наших дней в быличках Тверской области.

Н. К. Козлова, будучи профессиональным фольклористом, не только показывает в своей области, как формируется современный миф о драконе, но и указывает на немаловажный момент: криптозоологические мотивы встречаются не только у откровенных лжеучёных, но и у представителей академической науки. От кандидата исторических наук, чей птерозавр тут рассматривается, до академика Рыбакова.

Воистину, труден путь человека к научному исследованию темы дракона...

Драконы Теодора Киттельсена

Мой драконографический улов за сегодня — работы известного норвежского иллюстратора Теодора Киттельсена (Theodor Kittelsen, 1857-1914). Они показывают, что в конце XIX — начале XX века образ дракона ещё сохраняет сказочность, но уже биологичен, вписан в экосистему. Эта двойственность неудивительна для Киттельсена. Он очень любил природу родной страны и воплощал как естественную, так и мифическую её стороны во множестве рисунков и полотен. «Матерью драконов» для норвежцев он не стал, а вот «отцом троллей» — вполне.


Подписи под картинками — снизу.

Драконы Теодора Киттельсена Дракон, Художник, Иллюстрации, Длиннопост

nDg-00907 — иллюстрация, датируемая 1886 годом, к сказке «Мир не платит по-другому» («Verden lønner ikke anderledes») Петера Кристена Асбьёрнсена (P. Chr. Asbjørnsen) и Йоргена Ингебрестена Му (J. Moe) в сборнике «Книга сказок для детей. Норвежские народные сказки» («Eventyrbog for Børn. Norske Folkeeventyr»), вышедшей в Копенгагене в 1887 году. Поскольку дракон здесь ещё не успел приобрести черты динозавров, он буквально выглядит как «ящерица с крыльями».

Драконы Теодора Киттельсена Дракон, Художник, Иллюстрации, Длиннопост

nDg-00908 — иллюстрация, датируемая 1887 годом. Вероятно, использовалась для книги «Колдовство» («Troldskab»), вышедшей в 1892 году. У неё есть цветной вариант nDg-00909, сделанный несколько лет спустя (предположительно, в 1903 году, однако разобрать дату на изображении затруднительно).

Драконы Теодора Киттельсена Дракон, Художник, Иллюстрации, Длиннопост

nDg-00909 — в цветной версии иллюстрации дракону уделено больше внимания. Но непонятно, спит ли это дракон, усыпанный прошлогодней листвой, или от него остался только странного вида скелет. Уж наверняка скандинавам известно понятие «чахнуть над златом».

Драконы Теодора Киттельсена Дракон, Художник, Иллюстрации, Длиннопост

nDg-00906 — это, в отличие от примеров выше, картина маслом. Датируется 1900 годом. Иллюстрирует одну из сказок о популярном норвежском персонаже Зольнике (Askeladden). Изображённая сцена описывается словами «Utenfor lå det en veldig drage og sov» («Снаружи спал большой дракон»). Многоглавое существо, как и персонажи с предыдущих работ, не позволяет точно установить его морфотип, потому что с художественной точки зрения не важно, есть ли у дракона задние лапы — они всё равно не влезут в кадр. Однако очевидно, что тут персонаж более карикатурный — тонкая, жиденькая шея должна удерживать громадную змеиную голову.

И хотя Киттельсен стремится к сочетанию достоверности и отражения национальных мифов, норвежские драконы рубежа XIX—XX веков уже в достаточной степени глобализованы, чтобы относить их ко «всемирным драконам» современности.

Показать полностью 4

Драконы и GoogleПереводчик

Драконы и GoogleПереводчик Дракон, Google Translate

Я занимаюсь темой дракона, особенно меня интересует эволюция образа. Материал по нужным образцам или в общем, скажем, по геральдике, часто бывает на незнакомом языке. Так что гуглопереводчик помогает бегло оценить текст и найти интересующие фрагменты для вдумчивого перевода. А ещё — неустанно развлекает...


До этого он мне переводил святого Георгия, скачущего на зарядном устройстве, (дракон там заменял похотливую аргонианскую деву) с русской иконы XVI века; потом линдворм у него стал «задним червём» и «жуком террора», а теперь вот политика пошла: «Дракон не является частым обвинением в британской Оружейной палате, но чаще встречается как сторонник или как хохол». Моё живое воображение уже нарисовало Новую Английскую революцию... а ведь речь всего-то шла о том, что в геральдике дракон чаще появляется не на самом гербовом щите, а как щитодержатель или нашлемник. Это из книжки A treatise on heraldry, British and foreign за авторством неизвестного мне дядьки John Woodward (1896). Книжка ещё не кончилась, полагаю, там ещё материала на десять фантастических боевиков, два порно-триллера и любовный роман... Вон в этом же абзаце дальше идут «соблазнённые и скованные цепями» драконы...


Коллекционировать эти нелепицы, что ли?

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!