Серия «Деконструкция»

Эссе "Убийство - дешево" (Текстовая версия)

Нас тут попросили выложить это эссе в текстовом виде, а кто мы такие, чтобы отказывать.

Часто ли вы при просмотре или чтении какого-либо произведения задумывались: "Ну все после таких слов долго не живут"? Возможно вы замечали, что с помощью смерти вашего любимого персонажа автор пытается вами манипулировать? Посещала ли вас мысль о том, что убийство - это дешево? Если да, то предлагаем вам потратить часть вашего времени на ознакомление с нашим небольшим эссе.

Эссе "Убийство - дешево" (Текстовая версия) Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост, Повтор

Как можно было понять из названия данного эссе, оно посвящено такому художественному приему как «убийство персонажа», и в нем мы попытаемся доказать вам что это дешевый прием, а заодно рассмотрим некоторые его версии и способы применения. Заранее предупреждаем без примеров в таком рассказе не обойтись, а потому будьте готовы что в тексте присутствуют спойлеры многих популярных франшиз. Но для начала давайте…

Договоримся о терминах

Во избежание недопонимания мы сразу поясним, что мы подразумеваем под основными, используемыми, категориями.

бийство персонажа – в контексте данного эссе, следует понимать, как художественный прием, когда автор произведения, будь то книга, фильм, постановка или что-либо другое, выводит персонажа из повествования путем смерти последнего. Акцентируем ваше внимание на том, что чаще всего умереть должен именно персонаж, наделенный чертами характера, а в идеале и историей, а не безликий болванчик, хотя в некоторых ситуация – это не обязательно.

Дешевый прием – важно понимать, что «дешевый прием» не тоже самое, что «слабый прием», то есть прием, который не вызывает должного результата, или «плохой прием», то есть прием, которого следует избегать и который свидетельствует о низких навыках автора. Любой художественный прием, троп или штамп, служит какой-либо цели, чаще всего она выражается в том, что прием должен вызвать определенные эмоции, и дешевым приемом мы называем тот который нетребователен к навыкам автора для достижения этой цели, то есть, тот который предъявляет низкую «цену».

Теперь, когда вопрос терминологии решен, можно начать разговор...

Про цели и примеры

Как уже говорилось выше любой художественный прием призван выполнить определенную цель. Убийство персонажа – не исключение, оно призвано при ознакомлении с произведением вызвать у вас определённые эмоции. Какие конкретно – зависит от того, кем был погибший персонаж, того кто его убил и конкретных обстоятельств смерти. Если вы не понимаете, о чем идет речь, не волнуйтесь сейчас мы приведем вам пару примеров и все встанет на свои места.

Итак, представим себе первую ситуацию. Вы открыли новую книгу или включили свежий фильм, произведение еще только начинается и автору нужно представить вам антагониста и показать, что он настоящее зло. Что же делать? Как хорошо, что у протагониста есть возлюбленная (х/ф «Desperado»), близкий родственник (х/ф «Гарри Поттер и Орден феникса»), друг (х/ф «Властелин колец Две Башни»), да даже просто собака (х/ф «Джон Уик») главное, что зрителю или читателю уже показали теплые отношения между ними и их можно убить. Как результат они – мертвы, главный герой – отправляется мстить, а мы с вами – желаем антагонисту смерти.

Кстати про смерть антагониста и прочих неприятных личностей. Представим другую ситуацию автор сумел представить нам отрицательного персонажа, может быть он главный злодей, его приближенный или просто неприятен нами и вот он умирает. Эта ситуация может вызвать гораздо более разнообразный спектр эмоций. Если персонаж нанес персонажу и вам слишком сильный моральный вред, да и вообще был полным чудовищем таким как Беллатрикс Лестрейндж, Волдеморт, Рамси Болтон, Рорк-младший и многие другие, то сцена его смерти принесет вам удовлетворение и радость от того факта, что эта сволочь больше не будет вызывать у вас раздражение. Есть и другой вариант развития событий, злодей вдруг осознает ошибочность своих путей и решат благородным поступком искупить содеянное, после чего скоропостижно умирает, оставляя после себя лишь горесть. Примеров такой судьбы много, но для иллюстрации выделим Северуса Снейпа, Дарта Вейдера, Нагато.

Но кто сказал, что умереть может только антагонист? Хорошие парни тоже умирают и даже протагонисты, хоть и защищены толстым слоем сюжетной брони, нет-нет да умирают. Именно эта ситуация будет третьей ситуацией. Просто вспомните сколько слез вы выплакали от смерти Сириуса Блэка и Муфасы.

Надеемся, что приведенные примеры смогли избавить вас от возможным вопросов, касательно того что из себя представляет данный прием и поможет вам лучше понять наши аргументы в пользу дешевизны этого приема, к которым мы и поспешим перейти.

Почему это дешево

Первое и главное почему убийство персонажа можно назвать дешевым приемом – он не притязателен к уровню навыков автора и степени проработанности произведения. Не столь важно кто создал произведение, молодой автор, который лишь недавно начал свой путь, или опытный, не раз доказавший свои навыки и талант профессионал, убийство возлюбленной, друга, просто положительного персонажа, собаки гарантированно вызовет у потребителя одинаковые эмоции, особенно если это произошло с явной жестокостью, или было натуралистично. Точно также смерть персонажа, который принес нам эти негативные эмоции вызовет у нас удовлетворение, а смерть во имя искупления или самопожертвование – грусть. Разумеется, талантливый автор сможет выжать из этого приема гораздо больше, сделать это более изящно и интересно. Точно также как и глубокая проработка персонажей и истории. Однако подобно тому, что вещь, которая стоит 1$ можно купить за 5$ не отменяет то что её цена 1$, то что дешевый прием можно сделать дорого, не отменяет его дешевизну.

Вторая причина дешевизны приема – это его эксплуатация. В какой-то момент создатели произведений поняли, что убийство персонажа очень сильный прием и начали его нещадно эксплуатировать, а через время к этой эксплуатации присоединились молодые и не очень талантливые авторы. Последствия не заставили себя долго ждать и на потребителя посыпались сотни и тысячи одинаковых сцен гибели друзей, возлюбленных, любимых питомцев, и не меньшее количество смертей персонажей виновных в этих несчастьях.

Дошло до того что достаточно опытный зрители и читатели могут предсказать судьбы некоторых персонажей, чуть ли не с момента их первого проявления. А заодно породило кучу тропов и штампов таких как «Жертвенный лев», «Героическое самопожертвование», «Убийство собаки», «Слишком хороший чтобы выжить» и многие другие, но о них позже, а пока мы предлагаем ознакомится с нашей точкой зрения на вопрос:

Как сделать правильно?

Предупреждаем, приведенные ниже слова - не панацея, а только методы которые при должном исполнении способны сделать данный прием более интересным.

Избегайте шаблонов. Самое простое, многие сцены, которые вы создаете уже были, вы даже не представляете скольких убитых щенков и возлюбленных видел ваш читатель или зритель. Потому просто-напросто постарайтесь избежать самых распространенных клише.

Деконструируйте. Другой путь – это взять распространенное клише и исполнить его необычно. Как вы уже могли заметить мы не испытываем особую любовь к убийству животных, так как считаем этот подвид данного художественного приема самым дешевым из всех, но даже его можно исполнить интересно если подвергнуть его деконструкции. Ярким примером может послужить х/ф «Джон Уик», где показали некоторую абсурдность этого клише возведя его в абсолют, смерть пса стоила жизни небольшой преступной армии. Другой, не менее хороший пример это х/ф «Эквилибриум» где чтобы подчеркнуть кто является положительным персонажем, а кто отрицательным, вместо убийства щенка нам показали ситуацию, в которой от смерти животное спасло лишь вмешательство протагониста.

Усложняйте. Как уже говорилось добиться от смерти антагониста удовлетворение или подобные эмоции легко. Гораздо сложнее вызвать сожаление о горесть от этого события.

Маскируйте. Пытайтесь скрывать все признаки, которые могут выдать прожженному зрителю, судьбу персонажей. Ведь как мы увидим дальше, по самым распространенным штампам убийство персонажа чаще всего предсказуемо.

Связанные штампы

Начнем с самого распространенного штампа. Жертвенный агнец. Кто это? Среди второстепенных персонажей часто можно увидеть прекрасную девушку, которая восторженно смотрит на мир, либо парня, полного самых чистых устремлений и высоких порывов, добродушного старика, а может пресловутого щенка либо, в особо запущенных случаях, ребёнка. И все бы ничего, только исходя из мира, в котором происходят события, опыт подсказывает нам: эти ребята долго не протянут. Они живут, чтобы умереть. Они придуманы специально, чтобы показать, как жесток злодей. И возможно выжать из вас пару слез.

Эссе "Убийство - дешево" (Текстовая версия) Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост, Повтор

В ситуации, когда и этого недостаточно пред нами предстает иной персонаж – доведенный до максимума вариант жертвенного агнца: очень добрый и чистый душой, несмотря на то, что гадостей в жизни он видел достаточно он помогает людям по мере сил, вот только одна проблема он слишком хорош для этого мира, а такие как известно в руках авторов долго не живут.

Эссе "Убийство - дешево" (Текстовая версия) Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост, Повтор

Если вдруг вам и этого мало, то как насчет того чтобы герой или героиня, умер с улыбкой, со смехом или с шутками? Зачем? Чтобы показать что умерший не держит зла на своего убийцу, что он с готовностью принимает собственную судьбу или хотят облегчить людям, которым они дороги, принятие их гибели.

Эссе "Убийство - дешево" (Текстовая версия) Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост, Повтор

Основная черта присущая жертвенного агнцу – это то что он должен умереть как можно жалостливей, однако далеко не все готовы со смирением ждать своей участи. И вот на сцену выходит он – лев, вот только тоже жертвенный. Этот персонаж, как и предыдущий вариант создан с одной целью - умереть. Но призван вызывать не только чувство жалости, нет это персонаж не сдаться просто так, и перед смертью покажет всем как финики собирать. Нередко жертвенным львом становится наставник. Поскольку смерть этого персонажа должна вызвать сопереживание, его стараются замаскировать, чтобы ничего не выдавало, какая судьба его ждет. Его образу уделяется достаточно внимания, а нам его представляют с претензией, что он здесь надолго (Отдельный случай – это попытки представить нам ложного протагониста, что отлично представлено в х/ф Kingsman). Главное не перестараться, ведь в этом случае у опытного читателя или зрителя могут возникнуть подозрения.

Эссе "Убийство - дешево" (Текстовая версия) Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост, Повтор

Однако иногда этого недостаточно и подобно тому как нужно поднять ставки персонажам, ставки следует поднять и автору, вот только он при этом ничем не рискует. Персонаж, чаще всего все тот же специально заготовленный лев, но в некоторых случаях и сам герой, совершает нечто героическое и погибает в процессе. А что же зритель? Он снова рыдает, грустит и жаждет мести.

Эссе "Убийство - дешево" (Текстовая версия) Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост, Повтор

Очень часто в этом случае автор для дополнительной слезогонки подчеркивает, что герой ушел, сохранив лицо, не выказал страха перед лицом неминуемой гибели, не стал молить о пощаде и впадать в панику, особенно актуально для неоднозначных персонажей.

Эссе "Убийство - дешево" (Текстовая версия) Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост, Повтор

Однако не только положительные персонажи способны на самопожертвование, иногда даже самый закоренелый злодей способен раскаяться и своей смертью искупить проступки.

Эссе "Убийство - дешево" (Текстовая версия) Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост, Повтор

Обычно жертвенные персонажи на фоне обычных выглядят как вытесанные за пять минут топором из кривого бревна фигуры на фоне полноценных скульптур, однако наше следующий клиент, лишен даже такой проработки – он просто бревно. Все время он был с нами, вы должные его знать, и неважно что он появлялся в кадре в среднем на 5 секунд. И конечно же, его смерть послужит мотивацией для нас, главных героев. И знаете, примеров не будет. Почему? Потому что я и не запомнил.

Все вышеперечисленные штампы и приемы справляются со своей задачей и вызывают у вас соответствующие эмоции, но все это меркнет на фоне ситуации, когда персонаж вынужден собственноручно убить того, за кого он готов отдать собственную жизнь. Это может быть наставник, лучший друг, возлюбленный и т.д. Чтобы точно не оставить никого равнодушным можно совместить этот троп с вышеуказанной посмертной улыбкой.

Эссе "Убийство - дешево" (Текстовая версия) Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост, Повтор

Итоги

Что же пора закончить этот поток слов. В завершение хочется сказать, что мы надеемся, что смогли донести до вас наши мысли и смогли повлиять на ваше мнение относительно данного вопроса. Обязательно пишите с чем вы согласны, а с чем нет.

А на этом мы завершаем деконструкцию такого приема как убийство персонажа.

В эссе использовались материалы с сайтов TVTropes и Posmotre.li.

Показать полностью 9

Эссе "Деньги решают всё"

Экономика - основа общества... даже вымышленного.

Эссе "Деньги решают всё" Эссе, Тропы, Длиннопост, Картинка с текстом
Эссе "Деньги решают всё" Эссе, Тропы, Длиннопост, Картинка с текстом
Эссе "Деньги решают всё" Эссе, Тропы, Длиннопост, Картинка с текстом
Эссе "Деньги решают всё" Эссе, Тропы, Длиннопост, Картинка с текстом
Эссе "Деньги решают всё" Эссе, Тропы, Длиннопост, Картинка с текстом
Эссе "Деньги решают всё" Эссе, Тропы, Длиннопост, Картинка с текстом
Эссе "Деньги решают всё" Эссе, Тропы, Длиннопост, Картинка с текстом
Эссе "Деньги решают всё" Эссе, Тропы, Длиннопост, Картинка с текстом
Эссе "Деньги решают всё" Эссе, Тропы, Длиннопост, Картинка с текстом
Эссе "Деньги решают всё" Эссе, Тропы, Длиннопост, Картинка с текстом
Эссе "Деньги решают всё" Эссе, Тропы, Длиннопост, Картинка с текстом
Показать полностью 11

Эссе "Убийство - дешево"

Часто ли вы при просмотре или чтении какого-либо произведения задумывались: "Ну все после таких слов долго не живут"? Возможно вы замечали, что с помощью смерти вашего любимого персонажа автор пытается вами манипулировать? Посещала ли вас мысль о том, что убийство - это дешево? Если да, то предлагаем вам потратить часть вашего времени на ознакомление с нашим небольшим эссе.

Эссе "Убийство - дешево" Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост
Эссе "Убийство - дешево" Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост
Эссе "Убийство - дешево" Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост
Эссе "Убийство - дешево" Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост
Эссе "Убийство - дешево" Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост
Эссе "Убийство - дешево" Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост
Эссе "Убийство - дешево" Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост
Эссе "Убийство - дешево" Фильмы, Тропы, Аниме, Книги, Эссе, Спойлер, Длиннопост
Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!