Серия «"Адвокат дьявола": как свести человека с ума?»

"Адвокат дьявола": Как загазлайтить человека до потери рассудка? Итоги

"Адвокат дьявола": Как загазлайтить человека до потери рассудка?  Итоги Киноклуб, Психология, Разбор, Личность, Длиннопост

Кадр из фильма "Адвокат Дьявола"

Возвращаясь к изначальному вопросу: “Возможно ли довести психически здорового человека до сумасшедшего дома и самоубийства? И насколько достоверно это показано в фильме?” делаю следующие выводы:

🖤 Да, вполне возможно довести изначально психически здорового человека до разобранного состояния.

В фильме постепенно накладываются различные стрессовые факторы: переезд в новую обстановку, потеря привычных опор (работы и поддержки мужа), удары по самооценке, неприятие новым окружением, репродуктивные проблемы, отвержение мужем, насилие, и полное отсутствие какой-либо поддержки. Совокупность этих факторов реалистично расшатывает психику героини.

🖤 Показанный в фильме процесс деградации психического состояния героини выглядит достаточно достоверным. Я поэтапно разобрала основные события и объяснила, как они могли отразиться на психике Мэри Энн. Важным моментом является то, что героиня не имела навыков и ресурсов, чтобы справляться с нарастающим стрессом.

Важно понимать, что такие люди есть, и их много, и сценаристы вписали именно такого человека в канву сюжета, чтобы развешанные чеховские ружья в нужные моменты выстрелили. Это может выглядеть натянуто, но, тем не менее, в реальности есть масса людей, которые не смогли бы справиться с теми стрессорами, с которыми столкнулась Мэри Энн, особенно когда они идут друг за другом подряд, поэтому для меня это и выглядело реалистично.

🖤 Финальный эпизод с самоубийством, хоть и может показаться излишне драматичным, логично вытекает из предыдущих событий и состояния полной беспомощности и отчаяния героини на тот момент.

Таким образом, фильм реалистично демонстрирует, как совокупность неблагоприятных обстоятельств и стрессоров может подтолкнуть изначально здорового человека к психическому распаду и порыву закончить свою жизнь, чтобы прекратить невыносимые страдания. Да, местами с драматизмом перебор, но на то оно и кино.

Также фильм настаивает на том, что этого можно было бы избежать. Дьявол много раз по ходу фильма намекает на это (а в конце орёт об этом прямым текстом) и периодически толкает Кевина пойти позаботиться о жене. Но тот так занят своим тщеславием и прочими эго-штуками, что игнорирует все сигналы, чем вносит вклад в её ад.

Поэтому важным выводом из фильма стоит закрепить то, что важно сохранять контакт с реальностью и обращать внимание на сигналы от близких, которым может понадобиться ваша помощь. Или не ваша.

И, если вы сами такой близкий, и вам нужна помощь, важно наблюдать за собой, и когда помощь не приходит оттуда, откуда просишь — идти и брать её там, где только можно.

Для любой проблемы, как физической, так и ментальной, есть свой врач, и другие варианты поддержки, часто доступные бесплатно, по полису или через НКО. Помните об этом, пожалуйста, и берегите себя и близких 💞

Показать полностью 1

"Адвокат дьявола": Как загазлайтить человека до потери рассудка? Часть 5

"Адвокат дьявола": Как загазлайтить человека до потери рассудка? Часть 5 Киноклуб, Психология, Личность, Разбор

Кадр из фильма "Адвокат дьявола"

Дальше стреляет репродуктивное ружьё, а на добивочку — насилие и отвержение:

Ведь план "быть женой богатого адвоката и не работать" предполагал то, что она начнёт рожать детей. А это у них с мужем никак не получается (неудивительно, на таком стрессе это вряд ли возможно вообще). Там ещё есть моменты, что он то хочет то не хочет детей, но это не так важно в данном контексте.

Она вспоминает своих плодовитых сестёр, и в конце концов видит жуткий сон, в котором ребёнок держит её окровавленные репродуктивные органы, и после этого кричит, что у неё забрали яичники. В “реальности” же ей диагностируют бесплодие.

После следует сцена в церкви, где она сидит голая, в одеяле, и в жутких ранах, и говорит, что это сделал Милтон. Муж не верит ей, потому что Милтон был с ним в суде. Но тут уже драма нарастает, и становится всё меньше и меньше понятно, где сон, где реальность, а где фантазии.

Неважно. Будем считать, что реальностью героини является то, что она говорит и думает. Потому что сама она в это верит, и именно на это реагирует. Попробуйте посмотреть на это именно так.

Здесь можно начать ставить какие-то диагнозы, но я не хочу уходить в эту сторону (за меня это делают её окружающие).

Останусь на том, что при наложении стрессов реалистичный кошмарный сон вполне может подкосить кого угодно. Психика уже расшатана. И необязательно при этом иметь какой-то диагноз заранее.

Но то, то это симптом — да. И то, что человеку нужна помощь — это 100%

И что же делает её муж?

А муж сдаёт её в “дурку”, и бежит дальше по своим делам, игнорируя её катарсисную речь про “кровавые деньги”, которые довели их до этого ада.

Психбольница показана в лучших традициях киношных стереотипов: смирительные рубашки, жёсткие успокоительные, и, конечно же, изоляция. Тюрьма, по сути.

Ну да, ну да. Это то, что ей сейчас нужно…

…для того, чтобы сдаться и закончить свою жизнь.

На добивочку там появляется коллега мужа, и корчит свою страшную демонскую рожу — это уже так, для драмы момента, и чтобы острый предмет в сцену притащить.

Многие на этом моменте спорят, что кровавое действо сие натянуто, притянуто, и вообще plot device, но я считаю, что сценаристы планомерно и довольно правдоподобно довели героиню до этой точки. И такой конец был в контексте данной героини, с её индивидуальными особенностями, не таким уж неожиданным. (Я очень сопереживала ей в этой сцене. Чувство беспомощности, невозможности сделать так, чтобы тебя услышали и поняли — оно довольно неприятное. И тут как будто она сдаётся тому, что ей это никак не преодолеть, и хочется, чтобы это просто уже закончилось).

И было бы интересно обсудить с теми, кого этот момент удивил или триггернул — почему так произошло. Чем он недостоверен? Что с ним не так?

А в следующем посте цикла я уже перейду к выводу и закончу его, наконец, фух.

Показать полностью

"Адвокат дьявола": Как загазлайтить человека до потери рассудка? Часть 4

"Адвокат дьявола": Как загазлайтить человека до потери рассудка? Часть 4 Киноклуб, Психология, Личность, Разбор

Кадр из фильма "Адвокат Дьявола"

Где-то в это же время они идут с мужем на вечеринку, и Милтон-Дьявол критикует её внешность.

Там происходит их диалог про отцов, где она говорит, что лучше бы отца не было, а Милтон отвечает “I can relate” (зная, что он Люцифер, я в этом месте гыгыкнула в голос).

Намекает ли нам эта сцена, что она смотрит на него, как на несбывшегося отца? Мне кажется, что да. И в том числе поэтому прислушивается к его мнению “старшего” и подчиняется, когда он говорит ей оголить шею.

Но и слова он подбирает мастерски, конечно.

Он оборачивает свою критику и приказ в форму комплимента, чем порождает у героини сомнения и неуверенность в собственной внешности: “Это не ты. Зачем тебе этот перманент, прямые бы выглядели на тебе лучше. И шею очень важно показать, ты же женщина, и в шее твоя сила. Давай прямо сейчас, подними волосы и посмотри сама”.

Он трогает её, приближается слишком близко, и видно напряжение героини, они же в компании кучи людей (стресс, стыд). Сцена выглядит довольно сексуализированно и вызывает дискомфорт.

То есть, помимо того, что он критикует и показывает, что лучше знает, как ей лучше выглядеть, так ещё и принуждает (пусть и в “мягкой форме”, но это всё равно принуждение”) сделать то, что он велит (=насилие).

И в такие хорошие фразы это заворачивает, что она с ним соглашается. Как будто она сама всё это решает. Но при этом мнение берёт его.

И по пути теряет уверенность в том, что она красивая такая, какая есть, и что сама знает, как ей лучше выглядеть.

Муж при этом снова "бросает" её (хотя она перед этим просит её не бросать, прямым текстом, на вечеринке, где она никого по сути не знает), и идёт флиртовать с другой.

После вечеринки происходит скандал. Дистанция с мужем нарастает. Он всё больше пропадает на работе и тусуется с Милтоном, и не реагирует на её призывы не бросать, побыть с ней, вернуться к ней. Более того, он уже увлёкся другой, и жена для него превращается в отвратительную истеричку с протекающим чердаком, от которой так и хочется бежать.

Она всё громче кричит ему, что ей нужна его помощь и ей вообще-то плохо, а он продолжает её игнорировать, занятый своим тщеславием.

И здесь поставьте себя на её место. Почувствуйте, каково это: полное одиночество, отсутствие понимания, как справляться с этими новыми проблемами, которых раньше не было, и невозможность получить помощь извне.

И внутри тоже опереться не на что, потому что “я не принадлежу этому кругу, не знаю, как себя вести” и “я даже не знаю, как выглядеть хорошо, на самом деле”.

Вряд ли хоть кто-то в таком наслоении дерьма способен рассуждать здраво. Да даже если и способен, то научился этому как-то раньше. Но точно не героиня, у которой не было такого опыта, которую выдрали из привычной обстановки и окружения, и засунули в эту мясорубку, лишив вообще какой-либо поддержки.

Даже мать мужа сбегает, не пробыв у них и дня, столкнувшись со своими собственными демонами.

Каждый сам за себя.

При такой мощной стрессовой нагрузке фокус сужается, нарастает катастрофизация. И это нормально, так психика работает. И здесь это показано достаточно реалистично.

Показать полностью

"Адвокат дьявола": Как загазлайтить человека до потери рассудка? Часть 3

"Адвокат дьявола": Как загазлайтить человека до потери рассудка? Часть 3 Киноклуб, Психология, Личность, Разбор

Кадр из фильма "Адвокат Дьявола"

Продолжаю копать тему про Доведение человека до ручки на примере Мэри Энн из Адвоката дьявола.

Получается, на стресс от переезда накладывается ещё и выбивание у неё из-под ног двух важных опор: работы и семьи (в лице мужа), которого она постоянно просит не бросать её, но с этой новой работой он бросает её всё больше и больше. Отдаляется. И она фактически остаётся одна, без его внимания и поддержки.

Удар второй: Самооценка и принадлежность

Соседка как будто бы поддерживает её, но в то же время так очень хитро критикует (на примере выбора цвета стен): “вообще-то это твои стены, да, но какой-то это не такой цвет, или ты какая-то не такая для этого цвета”. Я не буду объяснять, почему, и как выбрать "такой", я просто буду максимально абстрактно намекать, что твой вкус - говно, и не дам инструкций, как это поправить, не дам чётких понятных правил.

Героиня, которая не понимает, как ориентироваться в этих новых обстоятельствах и выборах, пытается на эту соседку и её "советы" опираться. Но на абстрактное и нечёткое невозможно опереться, и она начинает тонуть. Это показано так, что квартира до конца фильма остаётся в разгроме, и со временем всё больше и больше, потому что героиня не знает, как ей решить эту задачу, и не решает, и снаружи поддержки в этом вопросе тоже не получает. Периодически она меняет планы, пробует переназначить комнаты (то детская, то кабинет), но их тоже бросает.

Она не принадлежит этому кругу, как ни пытается. И, несмотря на то, что она же уже переехала, и по идее больше не является "флоридской простушкой", но и стать "нью-йоркской женой богатого респектабельного адвоката" — тоже не может, как ни старается. Она не понимает, как жить такую жизнь. Она всё та же флоридская простушка. Но теперь, в отрыве от привычного окружения, одинокая и несчастная.

И так получает удар в самооценку и потерю контакта со своей идентичностью и с окружением: "я не понимаю, кто я, с кем я, и с новой ролью не справляюсь, и мне не на кого опереться"

Продолжение следует

Показать полностью

"Адвокат дьявола": Как загазлайтить человека до потери рассудка? Часть 2

"Адвокат дьявола": Как загазлайтить человека до потери рассудка? Часть 2 Киноклуб, Психология, Разбор, Личность

Метаморфозы героини. Сравните с фото в первом посте

Почти все, с кем обсуждали этот фильм, критиковали Мэри Энн за то, что она вела себя как-то глупо, да и почему не ушла, и почему не сделала то да это (вставьте свой вариант, что вы здесь думали).

А я сейчас хочу пройтись по фактам и событиям, которые происходили с героиней фильма, и посмотреть, как по ним она дошла до того, до чего дошла.

Начало:

Мэри Энн Ломакс, жена главного героя, юрист, крутая, самостоятельная, живая, страстная. Фильм показывает, что они с ГГ друг друга любят, и она его очень поддерживает, и радуется. Сбыча американской мечты в ключе "хорошо работал - к успеху пришёл, вот тебе деньги, Манхэттэн, и вся эта роскошь, заслужил".

Сама она - простая такая южная женщина (над акцентом там иронизируют), с детства работает, сама всего добилась, и вообще. Дальше вводят в историю её проблемы с отцом, которго "лучше бы не было", и это объясняет ту часть, где она ищет мужской поддержки, и одновременно пытается всё решать сама (правдоподобно).

И в самом начале, когда они уже собираются ехать в Нью-Йорк работать богатую работу и жить роскошную жизнь, она говорит, что свекровь, которая религиозная и не любит Нью-Йорк за то, что он "Вавилон и рассадник греха", они успокоят внуками. Запомним этот момент, он позже выстрелит.

Удар первый: Переезд в абсолютно новое и выбивание первых опор

Фильм показывает, как герои приезжают в НЙ, и осваиваются в новой роскошной квартире, в доме, где живут и другие топ-менеджеры компании со своими семьями.

Герои всё ещё счастливы и довольны, и не могут поверить своей удаче. Но уже начинаются первые прблемы.

Переезд - это стресс, для кого угодно. И фильм показывает, как героиня начинает теряться в новых условиях: всё слишком непривычное.

Она говорит соседке, что ей тяжело не работать, потому что с 13 лет она всё время работала, на 1-2 работах, и не понимает, как ей теперь быть. Вспоминает их с мужем квартирку с рабочим кабинетом, и сколько времени она не только работала, но и они проводили вместе.

Показать полностью

"Адвокат дьявола": Как загазлайтить человека до потери рассудка?

"Адвокат дьявола": Как загазлайтить человека до потери рассудка? Киноклуб, Психология, Разбор, Telegram (ссылка)

Кадр из фильма "Адвокат Дьявола"

Вчера на киноклубе обсуждали "Адвоката дьявола" и настолько меня там одна тема цепляет, что психологический кусок обсуждения решила посвятить именно ей:

Доведение человека до сумасшествия, на примере жены главного героя, Мэри Энн.

Звучит и выглядит очень страшно, но возможно ли это вообще? Ведь в фильмах этот троп встречается, и часто выглядит похоже: вот был человек с виду нормальный, потом бац! Бац-бац! Ба-ба-бац! какими-то потрясениями, и он уже овощ, в полном отрыве от реальности, пускает слюни с потерянным взглядом. Или вскрывает себе что-нибудь кровеносное.

(напишите ещё примеры, какие помните, мне на ум приходят "Пролетая над гнездом кукушки" и "Газовый свет").

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

И показано это здесь довольно правдоподобно и подробно.

Правда, когда смотрела в первый раз, бесилась, что героиня такая ведомая, и хотелось орать в экран "беги! Ну беги же!".

А потом до меня дошло, что это я себе ору. А героиня она такая, какая есть, со своим опытом, и действует так, как может, в тех условиях, которые у неё есть. С теми ресурсами и реакциями, которые у неё есть.

Напоминаю историю:

В начале фильма она живая, страстная и активная, едет с любимым и любящим мужем в нуйорк из своего запердыщенска, и радуется новой роскошной жизни. А дальше постепенно меняется под воздействием обстоятельств и окружающих людей, постепенно теряя себя и связь с реальностью, и в итоге перерезает себе горло.

Возможно ли такое? Можно ли вот так взять и довести счастливого здорового человека до психушки?
Насколько достоверно то, что показано в фильме?
Что вы сами об этом думаете?

А я в следующем посте распишу показанный в фильме процесс. Какие приёмы использовались, как героиня на них реагировала, возможно ли это в жизни, и, если да, то как можно от этого защититься и противостоять.

(не хочу пихать всё в один пост, пусть будет серия. Посмотрим, на сколько постов развернется то, что мы в клубе наобсуждали:))

#киноклуб #психология #какработает #разбор

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!