sid708

sid708

Пикабушник
поставил 826 плюсов и 17 минусов
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
8279 рейтинг 31 подписчик 15 подписок 6 постов 5 в горячем

Как ледяной ветер топит корабли?

По скорости превращения любого предмета в огромный кусок льда ничто не сравнится с влажным морским ветром. Он переносит мельчайшие частички воды, которые тут же застывают, попадая на любую поверхность. Больше всего достается морским судам, которые непрерывно находятся под действием этого эффекта.

Как ледяной ветер топит корабли? Обледенение, Корабль, Море, Зима, Опасность, Русский север, Длиннопост

Картинка 1. По этой лестнице уже не подняться

.

Как ледяной ветер топит корабли? Обледенение, Корабль, Море, Зима, Опасность, Русский север, Длиннопост

Картинка 2. Паром "Георг Отс"

Ветер срывает гребни волн и переносит охлажденные брызги на конструкции корабля. Соприкасаясь с металлом они сразу же замерзают. Когда наледь сформирована в дело вступает набегающая волна.


В момент удара борта о волну в воздух поднимается пелена воды высотой 1,5-3 метра она накрывает палубу и в начальный период даже помогает бороться с наледью. Волна смывает небольшое количество кристалликов льда. Но если наст уже сформировался, то смачивая, волна ускоряет его рост.

Как ледяной ветер топит корабли? Обледенение, Корабль, Море, Зима, Опасность, Русский север, Длиннопост

Картинка 3. Прирост ледяного слоя может достигать 4 тонн в час. Лишний вес увеличивает осадку судна

.

Как ледяной ветер топит корабли? Обледенение, Корабль, Море, Зима, Опасность, Русский север, Длиннопост

Картинка 4. В ледяном плену, теперь до весны

Быстрое обледенение происходит при скорости ветра от 10 до 15 м/с и температуре воздуха от -4 до -8 °С. Очень быстрое при усилении одного из факторов:


• Снижении температуры: менее -9 °С (скорость ветра та же: от 10 до 15 м/с);

• Увеличении скорости ветра: более 16 м/с (температура от -4 °С до -8 °С).

Как ледяной ветер топит корабли? Обледенение, Корабль, Море, Зима, Опасность, Русский север, Длиннопост

Картинка 5. Непримиримая борьба с обледенением

.

Как ледяной ветер топит корабли? Обледенение, Корабль, Море, Зима, Опасность, Русский север, Длиннопост

Картинка 6. Своевременная сколка льда – спасение судна

Чем больше льда, тем интенсивнее он нарастает. Обледенение около берега происходит быстрее. Ветер дующий с одного определенного направления приводит к быстрому формированию ледяного нароста, причем только с одной стороны судна. Из-за этого увеличивается осадка, ухудшает остойчивость. Ледяной нарост становится причиной крена на борт и может перевернуть судно.

Как ледяной ветер топит корабли? Обледенение, Корабль, Море, Зима, Опасность, Русский север, Длиннопост

Картинка 7. Не только гражданские суда подвержены обледенению

.

Как ледяной ветер топит корабли? Обледенение, Корабль, Море, Зима, Опасность, Русский север, Длиннопост

Картинка 8. Рыболовное судно спасшееся от обледенения. Вероятно 1966 год

P.S.

Две фотографии уже появлялись на Пикабу, но в другом контексте.

Показать полностью 8

Маруся и серебряный "Георгий"

Когда в Европе началась Первая мировая война, то жителям Беломорья казалось, что все происходит где-то далеко на юге и их-то эти события точно не коснутся. Также поначалу думали на Баренцевом море и обитатели Святоносского маяка: Маруся и её отец Евлампий Павлович.


Но морской порт Кольского залива – будущий город Мурманск – уже начал принимать военные грузы. А следом за торговыми пароходами союзников пришли боевые крейсеры и подлодки немцев.

Маруся и серебряный "Георгий" 2019, Русский Север, Беломорье, Георгиевская медаль за храброс, За храбрость, История, Маруся, Святоносский маяк, Длиннопост

Картинка 1. Мурманский морской порт, начало 20 века

Уже в 1914 году в Баренцевом море рейдерствовал вспомогательный немецкий крейсер «Метеор». Сначала он заминировал горло Белого моря – поставил 285 мин. А затем стал нападать на одиночные поморские суда и незащищенные торговые караваны. Только когда подорвалось несколько крупных судов, в Петербурге поняли опасность немецкого присутствия на Русском Севере.


Штаб северного флота работал круглые сутки обеспечивая доставку грузов в порты Мурманска и Архангельска. У команды Святоносского маяка тоже появилось много дополнительной работы. К обычным обязанностям добавились: формирование групп судов для прохода горла, наблюдение за морем и предупреждение кораблей об опасности. Регулярные доклады в штаб северного флота.


На маяке была построена телеграфная станция, а вскоре протянут кабель и установлен телефон. Теперь информация от маячника поступала в штаб непрерывно. На основе его докладов принимались решения, влияющие на судьбу всего региона.


Однажды из Главного Штаба прислали запрос. Требовалось срочно узнать местонахождение английского транспорта с важным грузом. Дежурный пытался связаться со Святоносским маяком. Подробности разговора привожу цитатой из источников указанных в конце поста:


«Вызов за сотни верст проходил с трудом. Наконец на маяке сняли трубку.
– Есть Святой Нос, - издалека ответил детский голосок, стараясь
подражать докладу старшего.
– Кто со мной говорит? Где смотритель маяка? - сурово спросил
лейтенант.
– Он сильно болен и не может вставать. Я все доложу вам сама! -
донесся снова серьезный детский голос.
– Кто у телефона? - совсем уже сердито крикнул в трубку дежурный по штабу.
– Маруся Багрецова, дочь смотрителя. - послышалось в телефонной трубке».

Это был тяжелый момент для офицера. Оперативно прислать помощь невозможно – нужно несколько дней чтобы организовать людей и добраться до маяка, да и информация нужна постоянно – нет времени ждать. Штабист решил положиться на единственного человека, который мог дать нужные сведения прямо сейчас – девочку Марусю.


Воспитанная в суровых условиях, видя постоянную службу отца она многому научилась и дала удивительно точную и верную информацию. Она ответственно работала, не уступая любому взрослому человек и еще в течении еще нескольких дней пока добиралась помощь.


Прибывшие на помощь при первой же возможности военные узнали, что девочка не только делала доклады, но и самостоятельно подавала сигналы судам – как флажные так и "туманные", чем по всей вероятности спасла не одно судно и десятки человеческих жизней.


Через некоторое время штаб северного флота составил на девочку наградное представление и отправил его в Петербург. Вскоре из столицы пришел наградной указ:


«В воздаяние отличной доблести, спокойствия и редкого добросовестного отношения к службе в тяжелых обстоятельствах военного времени девица Мария Багрянцева награждается георгиевской медалью " За храбрость " 4-й степени».

Это была первая боевая награда Первой мировой войны на Беломорье. Награжденной было всего 12 лет от роду.

Маруся и серебряный "Георгий" 2019, Русский Север, Беломорье, Георгиевская медаль за храброс, За храбрость, История, Маруся, Святоносский маяк, Длиннопост

Картинка 2. Немецкий вспомогательный крейсер "Метеор" потопивший более 20 торговых судов за время рейдерства в наших северных морях

.

Маруся и серебряный "Георгий" 2019, Русский Север, Беломорье, Георгиевская медаль за храброс, За храбрость, История, Маруся, Святоносский маяк, Длиннопост

Картинка 3. Карта минных заграждений

.

Маруся и серебряный "Георгий" 2019, Русский Север, Беломорье, Георгиевская медаль за храброс, За храбрость, История, Маруся, Святоносский маяк, Длиннопост

Картинка 4. Вид на Кольский полуостров и южную часть Святоносского залива со стороны маяка

Небольшое дополнение - post scriptum


К сожалению, в истории, в том виде, в котором она дошла до нас, не говорится что именно произошло на маяке и почему девочка оказалась единственным дееспособным человеком.


Самый первый рассказ о Марусе Багрецовой относится к 1964 году. Это заметка в 69 номере эмигрансткого журнала «Военная быль», автор Н.Скрябин.

Другая заметка из Мурманского вестника от 29.10.2009 (https://www.mvestnik.ru/our-home/pid200910292328l/).

Еще раз о Марусе Багрецовой упоминается в книге «Награды первой мировой» за авторством А. Алёшина, издана в 2010 (стр.153).


В журнале и книге рассказано более подробно. Журнал выложу, надеюсь разрешение сохранится – изначально оно достаточно высокое, чтобы без труда можно было читать. Но в книге история занимает пять страниц и в виде картинки у меня не получилось её дать.


Конечно, хочется, чтобы эта история оказалась достоверной. Но проверить её можно только узнав, есть ли в списках награжденных георгиевской медалью Маруся Багрецова. Если она там окажется, то историю можно считать полностью подтвержденной.


Если нет, то остается неопределенность – возможно в суматохе войны и революции награда затерялась, возможно чиновники передумали, возможно, по каким-то причинам, имя просто не попало в доступные сегодня списки награжденных.


P.P.S.Также есть небольшая путанница с фамилией. Судя по Алешину в документах указано «Багрянцева». В архивах же Мурманской области смотритель маяка числится как «Багрецов». Вероятно просто оплошность составителей документов. Хотя, кто знает.


P.P.P.S. Возможно эта история хорошо известна жителям Гремихи и если кто-то из них сможет ее дополнить, то, также как и другие читатели, с радостью ознакомлюсь с дополнительной информацией.

Маруся и серебряный "Георгий" 2019, Русский Север, Беломорье, Георгиевская медаль за храброс, За храбрость, История, Маруся, Святоносский маяк, Длиннопост
Показать полностью 5

Слепой смотритель маяка

С 1896 по 1917 годы Святоносским маяком руководил Евлампий Павлович Багрецов. Служба его была обычной до 1905 года, когда после травмы он начал терять зрение.

Управляющий беломорскими маяками Васильев, зная, что замену опытному смотрителю найти  тяжело, уговорил Евлампия продолжить работу.

Слепой смотритель маяка 2019, Багрецов, Евлампий, История, Кольский полуостров, Маяк, Мурманская область, Путешествия, Длиннопост

Картинка 1. Вид на мыс Святой Нос, здание вдалеке – маяк

Жена и специально нанятый человек помогали Евлампию Багрецову. И, не смотря на недуг, в короткое время смотритель сделал службу на маяке безупречной. Но нашлись злые и завистливые люди, которые принялись строчить доносы и отсылать их в Петербург. Писали, что смотритель совершенно слеп и не справляется с обязанностями, что маяк заброшен и не выполняет своих функций.


Из-за доносов в 1913 году на Святой Нос прибыл контр-адмирал Бухтеев. Он внимательно изучил ситуацию на маяке.

Слепой смотритель маяка 2019, Багрецов, Евлампий, История, Кольский полуостров, Маяк, Мурманская область, Путешествия, Длиннопост

Картинка 2. Святоноский маяк в 1910 году. Возможно один из людей на фото – Евлампий


Из доклада Бухтеева по результатам инспекции:


«Багрецов, будучи слепым, настолько сжился с маяком, что чувствует его работу, как свой организм. Ему заметны любые сбои <…>, любой непорядок <…>, ему хорошо помогает жена и помощник <…>. Полагал бы справедливым, чтобы он <…> был представлен к очередной награде».


Евлампий проработал смотрителем ещё четыре года и в 1917 передал пост своему сыну. Рассказывают, что у Багрецова была еще и дочь, в судьбе которой маяк тоже сыграл важную роль, но это уже другая история.

Слепой смотритель маяка 2019, Багрецов, Евлампий, История, Кольский полуостров, Маяк, Мурманская область, Путешествия, Длиннопост

Картинка 3. Внутри Святоносского маяка

.

Показать полностью 3

Сцилла и Харибда Кольского полуострова

У Кольского полуострова есть нос – Святой Нос. Острый гребень выдается в море и разделяет его на Баренцево и Белое.

Сцилла и Харибда Кольского полуострова 2019, Кольский полуостров, Маяк, Мурманская область, Путешествия, Святой нос, Сцилла, Харибда, Длиннопост

Картинка 1. Мыс на карте Кольского полуострова


Средневековые путешественники писали, что рядом с мысом находится "водоворотная пещера", которая каждые шесть часов поглощает воду, а затем с громким шумом изрыгает обратно. Сила пещеры так велика, что она с легкостью могла бы затянуть легкую лодку и даже небольшой корабль. Бывали здесь и греки, они были сильно впечатлены и даже сравнивали водоворот с мифическим чудищем – Харибдой.

Сцилла и Харибда Кольского полуострова 2019, Кольский полуостров, Маяк, Мурманская область, Путешествия, Святой нос, Сцилла, Харибда, Длиннопост

Картинка 2. Харибда из древнегреческих мифов


Моряки старались не подходить близко к мысу не только из-за «Харибды», но и потому, что здесь водилось множество гигантских моллюсков-древоточцев. Такой моллюск присасывается к деревянному судну и, прогрызая его насквозь, пускает корабль ко дну. Ученые называют моллюска – Teredinidae, а моряки говорят «корабельный червь» или «сверлило».

.

Сцилла и Харибда Кольского полуострова 2019, Кольский полуостров, Маяк, Мурманская область, Путешествия, Святой нос, Сцилла, Харибда, Длиннопост

Картинка 3. Моллюск Teredinidae – претендент на роль Сциллы


Долгое время поморы не рисковали соваться в воды рядом с мысом и перетаскивали свои суда по суше. Пока, согласно легенде, море не избавил от моллюсков-вредителей святой Варлаам Керетский. Даже через сотни лет после его смерти, моряки верили, что дух святого помогает каждому попавшему в беду в этих водах. Благодаря Варлааму мыс получил название "святой".

Сцилла и Харибда Кольского полуострова 2019, Кольский полуостров, Маяк, Мурманская область, Путешествия, Святой нос, Сцилла, Харибда, Длиннопост

Картинка 4. Изображение Варлаама на иконах


Длина Святого Носа – 15 километров. Здесь стоит самый старый маяк Русского Севера. Он построен 6 ноября 1862 года. Сделан целиком из дерева, но находится в неплохом состоянии потому, что маяк действующий и о нем хорошо заботятся. Высота башни – 22 метра. Высота огня от уровня моря 94 метра. Дальность видимости 22 мили.

Сцилла и Харибда Кольского полуострова 2019, Кольский полуостров, Маяк, Мурманская область, Путешествия, Святой нос, Сцилла, Харибда, Длиннопост

Картинка 5. Святоносский маяк


Кроме маяка на мысе есть действующая метеостанция. А в 1996 году жители ближайших поселков установили здесь деревянный крест, надпись на котором гласит:


«Поморам, прославившим землю русскую в год 300-летия российского флота».

Сцилла и Харибда Кольского полуострова 2019, Кольский полуостров, Маяк, Мурманская область, Путешествия, Святой нос, Сцилла, Харибда, Длиннопост

Картинка 6. Памятный крест

Показать полностью 6

Яркий свет полярной ночи

Мурманск – самый крупный город мира, который находится за полярным кругом. На его географической широте зимняя ночь длится со 2 декабря по 11 января. В эти дни солнце вовсе не показывается из-за горизонта. Здесь искусственное освещение улиц – жизненная необходимость.

Яркий свет полярной ночи 2019, Мурманск, Огни большого города, Ночь, Освещение, Полярная, Полярная ночь, Путешествия, Длиннопост

Картинка 1. Свет в небе и на земле – северное сияние и фонари Мурманска


Полярная ночь становится ежегодным испытанием для всех мурманчан. Чтобы не останавливалась жизнь города и уменьшился отрицательный эффект отсутствия солнечного света, работает общегородская система уличного освещения. В самые темные дни она непрерывно функционирует 21 час 15 минут в сутки. Это продолжилось с 16 по 18 декабря, теперь время работы будет постепенно уменьшаться.

Яркий свет полярной ночи 2019, Мурманск, Огни большого города, Ночь, Освещение, Полярная, Полярная ночь, Путешествия, Длиннопост

Картинка 2. Гирлянда окон горит ярким электрическим светом


В 2018 году система уличного освещения запущена 10 августа и теперь будет включаться ежедневно до 3 мая 2019. Всего за сезон она проработает около 3300 часов.


Если удастся побывать в Мурманске зимой и захочется взглянуть на него ночью, то лучше это делать с одной из ближайших сопок. Тогда город предстанет перед глазами во всем своем великолепии. С помощью тысячи ярких фонарей он будет окрашен в необыкновенные цвета: зеленый, синий, желтый.

Яркий свет полярной ночи 2019, Мурманск, Огни большого города, Ночь, Освещение, Полярная, Полярная ночь, Путешествия, Длиннопост

Картинка 3. Ночной вид Мурманска

.

Показать полностью 3

Русская Лапландия

В сказке Андерсена «Снежная королева» есть персонаж – «лапландка». Странная старуха, у которой никогда нет бумаги и она пишет письма на сушеной рыбе.


Так автор изобразил женщину народности «саамы». Русское население севера использовало название «лопари», а шведы именовали их «лаппи». По-шведски Лапландия – «земля лаппи».

Русская Лапландия 2019, Кольский полуостров, Лапландия, Мурманск, Великий Новгород, Россия, Зима, Лопари, Длиннопост

Картинка 1. Русская Лапландия

Саамы считаются коренным народом севера европейской части континента, предполагают, что возраст этноса около 5 тысяч лет. Первые сведения о русских исследователях Лапландии относятся к 12 веку. А в 14 веке Кольский полуостров вошел в состав Новгородской Республики и промысловые экспедиции в Лапландию стали регулярными. Здесь начали появляться постоянные поселения.

Русская Лапландия 2019, Кольский полуостров, Лапландия, Мурманск, Великий Новгород, Россия, Зима, Лопари, Длиннопост

Картинка 2. Семья саамов во время кочевья, конец 19 века

Суровые условия и удаленность Кольского полуострова от основных центров жизни России долгое время мешали его развитию. Всего лишь сто лет назад был основан город Мурманск – крупнейший в мире порт за полярным кругом. Для регулярного сообщения была проложена железная дорога.


В советское время русский север стали активно развивать. Население Мурманской области увеличилось с 23 тысяч в 1926 году, до 1,1 млн. в 1987 году. Сейчас в области проживает около 750 тысяч человек.

Русская Лапландия 2019, Кольский полуостров, Лапландия, Мурманск, Великий Новгород, Россия, Зима, Лопари, Длиннопост

Картинка 3. Современный Мурманск

.

Русская Лапландия 2019, Кольский полуостров, Лапландия, Мурманск, Великий Новгород, Россия, Зима, Лопари, Длиннопост

Картинка 4. Ночные огни Мурманска


Мой блог в ЖЖ: https://che2000.livejournal.com/

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!