Сообщество - SpaceX
Добавить пост

SpaceX

2 640 постов 8 117 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

Продолжение поста «Маск провёл лекцию для работников SpaceX по колонизации Марса»

Ещё некоторые соображения на основе информации из лекции Маска.

Старшипам, которые отправятся на Марс в один конец, для отлёта в Марсу достаточно только одного вакуумного двигателя. Более того, двигатели для уровня моря им вообще не нужны - им нужны поворотные двигатели для марсианского давления в 0,9% земного, которые также будут лучше работать в верхних слоях атмосферы Земли, где должна работать вторая ступень при выводе на орбиту. Это означает, что остальные вакуумные двигатели можно сделать отделяемыми, и возвращать их с низкой околоземной орбиты грузовыми Старшипами. Это позволит повторно использовать большую часть двигателей, и облегчит Старшип, уменьшив потребность в дозаправке, и увеличив полезную нагрузку.

Существенную часть грузопассажирских марсианских Старшипов можно возвращать с Марса не смотря на использование других Старшипов для строительства марсианской базы. Для этого нужно переоборудовать в обитаемые помещения только небольшую часть кораблей в начале постройки базы, а основную часть базы строить из более тонкой стали, полученной прокаткой стали из корпусов разделанных Старшипов. Баки Старшипа рассчитаны на рабочее давление 3 атмосферы, и должны кратковременно выдерживать 6 атмосфер. Для обитаемых помещений марсианской базы такое давление излишне. Если давление в помещениях базы будет равняться земному на уровне моря, то для стенок обитаемых модулей можно использовать в 3 раза более тонкую сталь, и соответственно, в 3 раза меньше кораблей. Но я думаю, что оптимальнее будет сделать давление ниже, потому что удерживать высокое давление в куполах очень проблематично, а значит в случае атмосферного давления в жилых помещениях потребуется проходить декомпрессию при каждом выходе в купол. Думаю, лучше уменьшить давление в 2 раза, подняв концентрацию кислорода до 42%. В этом случае толщину стенок жилых модулей можно ещё сильнее уменьшить, возможно не в 3, а в 4-5 раз.

Это позволит сохранить пригодными для обратного полёта 7..10% кораблей, и вернуть этими кораблями даже весь миллион колонистов за 5 полётных окон (11 лет), если возвращать по 140..200 человек в каждом корабле вместо 100 при полёте туда, и повторно использовать корабли.

Так что, для тех, кто соберётся на Марс, всё не так печально - технически шанс вернуться есть для всех. Думаю, его нужно обязательно закладывать при планировании колонизации.

Показать полностью

Ранее не публикуемое видео полёта Starship

Теперь не только с отличным зумом но и в 4k качестве!

Хотя событие и довольно давнишнее - тест IFT-2 от 18 ноября прошлого года - но только недавно выложили в столь высоком разрешении, цвете и с настолько стабильным трекингом. Как то упустил что за Skyshow.TV такие, но оборудование у них явно самый наивысший класс...

Из интересных моментов:

- Что сразу приковывает взгляд как только ракета вылетает из облака пара на 0:30 так это огромные диски Маха диаметров в рекордные девять метров. До появления данной ракеты наблюдались они только в одиночных струях истекающего газа ракетных/авиационных двигателей сильно поменьше - тут же в один поток слились выхлопы сразу от 33 двигателей. И поток, как оказалось, достаточно однородный для проявления данного явления.

- Начавшаяся тряска на 1:20 как написали в описании "не от избытка кофеина" - это до трейлера-студии дошёл звук от взлетающей ракеты и он весь неслабо вибрировал. Ноутбуки буквально подпрыгивали на несколько сантиметров пока команда пыталась следить за Starship (говорят что уже работают над решением этой проблемы).

- В целом полёт проходил идеально до момента на 5:46 - когда при запуске центральной группы двигателей для возвращения ускорителя один из двигателей не запустился как надо, после чего постепенно отключились и три работающих рядом с ним (возможно повреждённые взрывом незапустившегося), что можно видеть по бьющим струям не сгоревшего топлива. Дальше полёт проходил более-менее стабильно до момента на 6:29, когда цепочкой друг за другом быстро вышли из строя ещё три двигателя и где-то на 6:41 - судя по разлетающимся из двигательного отсека обломкам и телеметрии с трансляции - приказали долго жить и сразу все остальные. После чего спустя две секунды система аварийного прерывания полёта устроила ускорителю красочную "быструю незапланированную разборку".

Как написали авторы видео, они снимали и последующий гораздо более удачный тест IFT-3 и планируют снимать все последующие пуски данной ракеты - так что думаю немного погодя кадры появятся ещё более потрясные.

Кому интересно - вот музыка из видео, была написана специально для него: https://soundcloud.com/xzalt/xzalt-iftmp3

P.S. - из вообще хороших новостей: появлению в открытом доступе данных кадров, созданию отдельного канала Skyshow.TV и информации от них отдельное спасибо ютуберу Curious Droid. Благодаря нему эти операторы - как оказалось поставщики в последние лет тридцать чисто инженерных видео для NASA, ULA и SpaceX - увидели насколько их кадры интересны простым любителям и решили ими делиться на широкую аудиторию.

И данную идеально зацикленную последовательность пуска миссии Inspiration4 снимали тоже они, как оказывается.

Ранее не публикуемое видео полёта Starship SpaceX, Starship, Ракета, Запуск ракеты, Взрыв, Видео, YouTube, Гифка, Длиннопост
Показать полностью 1

Накануне SpaceX вели неравный бой с перлитом и остатками азота в одном из резервуаров топливной инфраструктуры в Starbase

(спойлер: в итоге они победили, сообщений о пострадавших не поступало)

К этому моменту резервуар GSE-7 был практически полностью утилизирован. На очереди ещё один.

🚧 А на 25 и 26 апреля запланированы новые перекрытия для транспортировки, судя по всему, ускоритель SH B13 отправится на площадку Мэсси для прохождения криотестов.

via

Показать полностью 1

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Продолжение поста «Маск провёл лекцию для работников SpaceX по колонизации Марса»

Прикинул, во что выливаются озвученные Маском цифры по колонизации Марса.

Если на одном Старшипе на Марс будет отправляться 100 человек, то для миллиона колонистов потребуется 10 тысяч Старшипов из общего количества 14 тысяч. Таким образом, не более 29 % Старшипов могут быть грузовыми, остальные будут грузопассажирскими. Из этого следует, что если Старшипы с грузом будут выводиться на высокую орбиту непрерывно, без привязки к стартовому окну на Марс, то людей на них придётся доставлять во время стартового окна, или незадолго до него, загрузив их в один корабль несколько сотен, а потом рассаживать по кораблям, ожидающим на высокой орбите. Другой вариант - держать на орбите несколько тысяч кораблей-хранилищ топлива вместо сотни-другой - кажется мне нереалистичным.

Если уложить Старшип на грунт горизонтально, и сделать в нём пару межэтажных перекрытий - можно получить 2 полноценных этажа по 2,5 метра высотой, общей полезной площадью около 1100 м2. Если на каждого колониста выделить 6 м2 жилплощади, и ещё 3 м2 производственных площадей в герметичных помещениях - на миллион колонистов понадобится 9 миллионов квадратных метров, или 8182 корпусов Старшипов. И ещё не меньше 4900 корпусов придётся разделать на металл, чтобы сделать межэтажные перекрытия. Таким образом при очень скромных размерах жилья на него уйдёт 13082 корпуса Старшипа из 14000. А значит не более 918 кораблей останется для размещения топливных заводов, хранилищ топлива и кислорода для дыхания, атомных электростанций, привезенных с Земли в собранном или модульном виде, а также могут быть использованы для отправки людей назад на Землю. То есть на Землю при таком подходе может вернуться очень малый процент колонистов.

SpaceX будет таки использовать классический газоотвод

Вторая массивная часть отражателя пламени для тестового стенда кораблей Starship в конце марта была доставлена на площадку Мэсси

Она станет частью конструкции стенда, которая имеет водяное охлаждение и будет установлена в газоотвод площадки. Это позволит SpaceX проводить огневые испытания кораблей Starship, заместив испытательную площадку на стартовом комплексе в Starbase, на месте которой в скором будущем появится вторая стартовая площадка для запусков системы Starship.

SpaceX будет таки использовать классический газоотвод SpaceX, Запуск ракеты, Космонавтика, Ракета, Starship, Длиннопост, Telegram (ссылка)
SpaceX будет таки использовать классический газоотвод SpaceX, Запуск ракеты, Космонавтика, Ракета, Starship, Длиннопост, Telegram (ссылка)
SpaceX будет таки использовать классический газоотвод SpaceX, Запуск ракеты, Космонавтика, Ракета, Starship, Длиннопост, Telegram (ссылка)
SpaceX будет таки использовать классический газоотвод SpaceX, Запуск ракеты, Космонавтика, Ракета, Starship, Длиннопост, Telegram (ссылка)

via

Показать полностью 4

Томас Цурбухен о недооценке SpaceX и ошибках прогнозирования

Бывший заместитель администратора Управления научных миссий в NASA, Томас Цурбухен, высказался в соцсети Х о недооценке SpaceX и ошибках прогнозирования:

Помню, как примерно 15 лет назад велись исследования, утверждавшие, что ракеты невозможно будет использовать повторно, по двум причинам: 1) это слишком технически сложно, 2) финансово нецелесообразно.

Томас Цурбухен о недооценке SpaceX и ошибках прогнозирования Космонавтика, Запуск ракеты, SpaceX

Как ученый, я считаю, что ошибки необходимо признавать, но важно учиться на них. Считаю, что исследования ошиблись в следующих аспектах:

  1. С технической точки зрения повторное использование ступеней действительно сложно, но компании, такие как SpaceX, успешно решили эту проблему.

  2. Мы переоценили влияние запусков на механические свойства ракет и ошиблись, утверждая ограниченный срок службы ускорителей. Эта область быстро развивается на основе данных о полетах, а иногда модели слишком консервативны. Примером служит работа электроники марсианского вертолета, которая оказалась значительно эффективнее, чем предсказывали модели.

  3. Ранние финансовые модели недооценивали количество полетов для каждого ускорителя и не учитывали рост эффективности в производстве и послеполетном обслуживании.

  4. Имея больше опыта в космической индустрии, я считаю, что экономические модели, претендующие на прогностическую ценность, не впечатляют. Лучший способ предсказать будущее – это создать его, как это сделала SpaceX.

via

Показать полностью 1

К вопросу о компетенции Роскосмоса и новом рекорде Falcon 9

Для начала очень внезапное от текущего гендиректора РК.

Сразу предвосхищая обвинения скажу что Роскосмос последнее время считают аутсайдером не "потому что он российский" а из-за подобных следующему заявлений на фоне крайне скромной активности (к последней претензий нет кроме сроков). Будто Рогозина нам было мало, следующий гендиректор Роскосмоса - Юрий Борисов - выдал сегодня до крайности странное и тревожное заявление:

К вопросу о компетенции Роскосмоса и новом рекорде Falcon 9 Роскосмос, Ракета, Космонавтика, SpaceX, Falcon 9, Рекорд, Длиннопост, Политика

ТАСС: https://tass.ru/kosmos/20549453

Дело тут даже не в заявлениях по РН "Амур-СПГ", которая пока что не готова полностью даже на бумаге и неизвестно какой и с каким ресурсом выйдет по итогу - это дела довольно туманного будущего (в планах к концу этого года закончить проект, к началу 30-х годов сделать ракету). Вся тревожность заключена в официальном заявлении о вполне железобетонном прошлом:

Если ракета Falcon 9, как правило, используется не более 10 раз, то первая ступень на топливной паре СПГ-кислород может использоваться минимум 50, а, может быть, и более — 100 раз.

Проблема в его "Falcon 9, как правило, используется не более 10 раз" - потому что во-первых: буквально позавчера ступень с серийным номером B1062 совершила свой юбилейный двадцатый полёт. И во-вторых: если первое ещё можно было упустить из-за недавности события, то его "как правило" уже говорит как бы не о банальной и крайне длительной неинформированности в собственной отрасли. Потому что ни о каком "как правило, не более 10 раз" речи не идёт уже сильно больше года - флот ускорителей РН Falcon 9, состоящий на текущий момент из 16шт первых ступеней, большей частью (десять штук) состоит как раз таки из ступеней отлетавших более десяти миссий. Некоторые сильно более десяти:

К вопросу о компетенции Роскосмоса и новом рекорде Falcon 9 Роскосмос, Ракета, Космонавтика, SpaceX, Falcon 9, Рекорд, Длиннопост, Политика

Две ступени стоят на пороге собственного юбилейного двадцатого пуска.

Ссылаться на РН не зная о ней практически ничего для такой должности это очень странно. Так что две эти новости идущие буквально одна за другой создают крайне сюрреалистичную картину.

Теперь же поподробнее о рекордсмене:

К вопросу о компетенции Роскосмоса и новом рекорде Falcon 9 Роскосмос, Ракета, Космонавтика, SpaceX, Falcon 9, Рекорд, Длиннопост, Политика

На обратном пути к побережью, надёжно закреплённый цепями к палубе.

Falcon 9 B1062 - второй по "возрасту" действующий ускоритель флота компании, он запустил свою первую миссию в ноябре 2020 года. На то, чтобы осуществить все 20 полётов, ему понадобилось 3 года и 5 месяцев. Эта ступень SpaceX запустила в космос 8 астронавтов и 551 спутник, доставив на орбиту более 261-й тонны полезной нагрузки. Ей принадлежит рекорд по наименьшему времени между полётами одной и той же ступени компании - 21 день. На её счету также наибольшее количество посадок на плавучие платформы - 19.

На самом деле, она не была первой в очереди на 20-й полёт, но из-за трагических событий с исторической ступенью B1058.19, которая после своего девятнадцатого полёта не добралась до порта целой, выбор пал именно на неё.

Небольшой флешбек о судьбе старичка B1058 - после успешной посадки на плавучую платформу, несколько часов спустя во время транспортировки обратно в порт, ступень B1058 опрокинулась на платформе из-за сильного ветра и волн, разломилась пополам и верхняя часть утонула в океане. Новые ускорители Falcon имеют модернизированные посадочные опоры с возможностью самовыравнивания и снижения возможности проблем такого рода, но cтупень B1058 была самой старой во флоте компании, последним представителем 50-й серии ускорителей и подобного улучшения не имела.

К вопросу о компетенции Роскосмоса и новом рекорде Falcon 9 Роскосмос, Ракета, Космонавтика, SpaceX, Falcon 9, Рекорд, Длиннопост, Политика
К вопросу о компетенции Роскосмоса и новом рекорде Falcon 9 Роскосмос, Ракета, Космонавтика, SpaceX, Falcon 9, Рекорд, Длиннопост, Политика
К вопросу о компетенции Роскосмоса и новом рекорде Falcon 9 Роскосмос, Ракета, Космонавтика, SpaceX, Falcon 9, Рекорд, Длиннопост, Политика

Останки ступени и робот-октаграббер, не справившийся с её закреплением в штормовых условиях из-за перекоса.

Компания не останавливается на этой ровной цифре и уже сертифицирует ускорители Falcon 9 на 40 полётов, а это значит, что нащупывание пределов многоразовости - продолжается.

B1062.20 тем временем прибыл в порт Канаверал для погрузки на тягач и транспортировки на завод для обслуживания к следующему полёту.

К вопросу о компетенции Роскосмоса и новом рекорде Falcon 9 Роскосмос, Ракета, Космонавтика, SpaceX, Falcon 9, Рекорд, Длиннопост, Политика
К вопросу о компетенции Роскосмоса и новом рекорде Falcon 9 Роскосмос, Ракета, Космонавтика, SpaceX, Falcon 9, Рекорд, Длиннопост, Политика
Показать полностью 7

Конкурс для мемоделов: с вас мем — с нас приз

Конкурс мемов объявляется открытым!

Выкручивайте остроумие на максимум и придумайте надпись для стикера из шаблонов ниже. Лучшие идеи войдут в стикерпак, а их авторы получат полугодовую подписку на сервис «Пакет».

Кто сделал и отправил мемас на конкурс — молодец! Результаты конкурса мы объявим уже 3 мая, поделимся лучшими шутками по мнению жюри и ссылкой на стикерпак в телеграме. Полные правила конкурса.

А пока предлагаем посмотреть видео, из которых мы сделали шаблоны для мемов. В главной роли Валентин Выгодный и «Пакет» от Х5 — сервис для выгодных покупок в «Пятёрочке» и «Перекрёстке».

Реклама ООО «Корпоративный центр ИКС 5», ИНН: 7728632689

Ответ на пост «Маск провёл лекцию для работников SpaceX по колонизации Марса»

Посмотрел полную версию выступления Маска. https://www.youtube.com/watch?v=z3B0XIImf_w

Выступление одновременно и захватывающе-оптимистическое, и удручающее. С одной стороны, Маск рисует ещё более масштабные перспективы освоения космоса. Но с другой стороны, коррекция характеристик Starship-а указывает на большие проблемы в разработке. Из моментов, не полностью отраженных в первом посте:

1. Starship будет доставлять на Марс 200 тонн за один полёт.

2. Для отлёта к Марсу Starship-у потребуется дозаправка 5 танкерами.

3. Один раз в 26 месяцев к Марсу будут стартовать 1500 Starship-ов за 2-3 месяца.

4. Для этого Starship-ы с грузом и танкеры будут стартовать непрерывно по 10 в день в течении 20 лет.

5. Судя по рендерингу, грузовые Starship-ы будут сразу же дозаправляться, и поднимать орбиту, сразу расходуя топливо, пока не окажутся на высокой орбите, где им потребуется лишь небольшая дозаправка для отлёта к Марсу. В итоге к началу пускового окна на высокой орбите должны собраться все корабли с грузом.

6. Топливо для финальной заправки будет накапливаться в специальных Starship-ах - хранилищах, большинство которых вероятно также будут выведены на ту же высокую орбиту. Эти заправщики будут выглядеть подобно гамбургеру - у них снаружи будет хорошая теплоизоляция, вероятно в виде многослойных плёночных экранов со стороны Солнца и Земли. Думаю, они будут повёрнуты торцом с особо эффективным экраном к Солнцу, а также иметь экран вдоль одного из бортов, и поворачиваться им к Земле.

7. Планируемая стоимость вывода топлива на орбиту для заправки одного марсианского Starship-а - 10-15 миллионов долларов.

8. В начале возвращать Starship-ы с Марса вообще не планируется, после многих лет колонизации их планируется начать заправлять на Марсе и возвращать только для того, чтобы у людей был шанс вернуться на Землю, и они охотнее отправлялись на Марс.

9. Большинство колонистов никогда не вернутся на Землю.

10. За 20 лет на Марс прибудет около 14 тысяч Starship-ов. Часть из них будет уложена на грунт и использована в качестве зданий. Ещё часть будет разделана на металл, и использована для строительства купольных оранжерей и других металлоконструкций.

11. Судя по рендеру базы, она будет представлять из себя уложенные вплотную друг к другу корпуса Starship-ов, соединённые переходами. Окна в этих корпусах будут в лучшем случае только в торцах. Вероятно сверху будет насыпан слой грунта для защиты от радиации (на рендере не показан, но заглубление базы в грунт намекает на это).

12. Морской старт не обязателен для этой программы, и возможно будет в отдалённом будущем, а возможно и нет. Вместо этого планируется по несколько запусков в день с каждой наземной пусковой.

13. Каждый бустер и каждый танкер должен стартовать по несколько раз в день. Их будет сравнительно немного по сравнению с марсианскими кораблями.

14. SpaceX планирует строить марсианскую колонию самостоятельно, разрабатывая всё для этого необходимое. Но не сейчас.

15. Финансировать перелёт на Марс будут сами колонисты, планируется, что в развитых странах каждый желающий сможет заработать достаточно для этого.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!