zorrodetarde

zorrodetarde

Пикабушник
Дата рождения: 26 августа 1972
поставил 290 плюсов и 9 минусов
отредактировал 3 поста
проголосовал за 3 редактирования
Награды:
5 лет на Пикабу
42К рейтинг 70 подписчиков 11 подписок 197 постов 137 в горячем

Как раскрашивать черно-белые фото

Прежде чем начать...

осознайте, что раскрашивание фотографий - творческий процесс, при этом требующий определенных моторных навыков владения мышкой или планшетом, и хотя бы начального умения работать в графическом редакторе. Если вы воображаете, что скормите фоточку нейросетке и она все сделает за вас, лучше займитесь чем-то другим. Не сделает. Нейросеть - не человек, ума там нет. Это просто огромная база с записями типа "если этот пиксель стоит рядом с таким, покрась его светло-зеленым", натренированная на миллионах готовых фото.

Делай раз. Нейрофильтр

Как раскрашивать черно-белые фото Колоризация, Гайд, Photoshop, Старое фото, Фотография, Черно-белое фото, Инструкция, Руководство, Длиннопост

Но нейросеть, конечно, полезна, если знать границы ее применимости. Она избавляет от большого объема рутинной работы по покраске неба, моря и зелени. Особенно зелени - с ней больше всего возни.

Я пользуюсь нейрофильтром, встроенным в Фотошоп. Он удобный, можно заранее посмотреть результат, назначить некоторым точкам другой цвет и стилизовать готовую картинку в какой-либо предустановленной цветовой гамме.

Надо заметить, что по не очень понятным причинам, этот нейрофильтр почему-то все время ломается. Мало того, что он не работает, если вы из Фотошопа не залогинились на сайте Adobe, так и проверка логина может не сработать из-за разного рода блокировок. В таких случаях помогает VPN.

А еще в фильтре, бывает, перестает работать то выбор точек, то еще какие-то элементы управления. Иногда помогает удаление старого фильтра (его файл лежит в каком-то каталоге, который я на память не помню, гуглите). Тогда Фотошоп скачает заново новый при первом запуске.

Делай два. Корректирующая кисть

Как раскрашивать черно-белые фото Колоризация, Гайд, Photoshop, Старое фото, Фотография, Черно-белое фото, Инструкция, Руководство, Длиннопост

После этого начинается, собственно, творческий процесс. Включаете кисть "Замена цвета", ставите ее на режим "Цветность", увеличиваете картинку, выставив масштаб побольше и начинаете красить все, что нужно. Выбираете нужный цвет и хитрая кисть не мажет им поверх картинки, а тонирует то, что есть.

При этом вы очень быстро увидите, как халтурит нейросетка, расставив по всей картинке фиолетовые пиксели в хаотическом порядке. Не знаю, почему именно фиолетовые, но весьма скоро они начинают вызывают злость и желание их поскорее убрать.

Делай два. Тонирующий слой

Как раскрашивать черно-белые фото Колоризация, Гайд, Photoshop, Старое фото, Фотография, Черно-белое фото, Инструкция, Руководство, Длиннопост

Есть и более сложный способ добавить цвет. Создаете новый корректирующий слой, выбираете для него цвет и ставите галочку "Тонировать". Теперь вы можете смело рисовать на этом слое любыми инструментами, а не только кистью, не боясь испортить уже готовые фрагменты. Легко и подкорректировать цвет сразу на всем изображении

На практике, правда, при ошибке куда проще заново провести кистью "Замена цвета", поэтому тонирующий слой я использую только в особых случаях. А именно: если один и тот же цвет повторяется во многих местах фото и часто возникает потребность подрихтовать все такие места одновременно. Типичный пример - оконные рамы в доме. Очень сложно с первого раза подобрать им правильные цвет и яркость, чтобы они не слишком бросались в глаза.

Тонкости

По технологии, собственно, все. Фотошоп - программа большая и очень сложная, для мыслимых и немыслимых работ, но для раскраски старых фото двух перечисленных инструментов вполне достаточно. Ну разве что иногда приходится затереть лечащей кистью царапины или пятна.

Но всегда есть маленькие хитрости и особые случаи, которые можно победить только с помощью опыта.

Знайте, что красите

Если вы беретесь за восстановление прошлого, то неплохо бы это самое прошлое немножко знать. Как тогда раскрашивали трамваи (в разных городах по-разному, разумеется, но самым модным был красный низ и кремовый верх), как - вывески, как - крыши и оконные рамы (зеленым или красным), как одевались люди, хотя бы примерно (отнюдь НЕ в сплошное черное, как кажется нынешнему поколению. Даже плотные пальто были обычно коричневыми или темно-синими). Ищите в интернете старые цветные фото и рисунки, разыскивайте описания, расспрашивайте старожилов.

И не полагайтесь на нейросетку. Все нейросети, которыми вы пользуетесь, натренированы на американских фотографиях, они ничего не знают ни о цвете российских шинелей, ни о традиционной побелке наших домов.

Пример из моей практики: 70-е годы, ялтинский порт, таблички с номерами причалов. Видно, что там темные цифры на светлом фоне. Синие на белом? Зеленые на белом?

Хорошо, что от того времени осталось немало открыток. Угадать оказалось невозможно: красный на светло-желтом.

Да, кстати. Старые черно-белые пленки имели пик чувствительности на красном цвете, потому этот цвет на фото выглядит гораздо темнее, чем в действительности, почти как темно-синий.

Аккуратные контуры

Раскрашивайте по границам сфотографированных объектов, не халтурьте, не вылазьте за их контуры, не оставляйте пятна внутри. Даже отдельные пиксели не оставляйте. Да, смотрящие вашу работу не будут увеличивать ее до масштаба в 300% и не заметят, что конкретно цвет кое-где с пальто вылазит на фоновое дерево, а кое-где - наоборот, зелень слегка просочилась на прическу. Но общее впечатление неряшливости и неестественности у них сложится, можете не сомневаться. Человеческий глаз очень хорошо ловит такие вещи, даже если это глаз непрофессионала. Вам не скажут, что именно неправильно, но скажут: не, бро, как-то не то.

Насыщенность в тенях

Помните, что в тенях цвета становятся не только темнее, но и менее насыщенными. И чем глубже тень, тем ближе они будут к равномерно серому.

Насыщенность в отражениях

То же самое относится к отражению в воде или в стекле - цвета в них всегда менее насыщенные.

Борьба с "неграми"

Если лица и другие части тела людей на фото оказываются в тени, да еще в густой, то как бы вы не изощрялись с цветами, пытаясь сделать их розовыми, люди все равно будут похожи на негров или в лучшем случае на мулатов. Кисть "Замена цвета" не трогает яркость, а только меняет цвет, и на темных местах выставленный вами розовый все равно превратится в темно-коричневый.

Выхода два.

Если лицо (или рука, к примеру) находится в тени только частично, то освещенная розовая часть вполне намекает мозгу, что кожа на самом деле европейская, и на темную часть он уже не смотрит. Иногда бывает полезно сделать розовый блик на носу или что-то в этом духе.

Если же лицо темное целиком, то придется на этом месте чуть добавить яркости. Лучше всего это делать с помощью корректирующего слоя "Яркость и контрастность" сразу для всех лиц.

Не бывает серого, белого и черного

Перечисленных чистых цветов не бывает ни в жизни, ни на фото. Они всегда имеют какой-то легкий оттенок. Чистые цвета выглядят просто как недокрашенный кусок.

Как сделать белый цвет белее

У вас есть белая табличка с названием улицы на белой же стене. Табличка должна как-то выделяться, но если вы закрасите все одним и тем же цветом, пусть даже почти белым, выглядеть будет плохо. Каким-то чудесным образом табличка должна стать белее, чем сама белая стена.

Здесь надо использовать особенность человеческого зрения. Для него важны не цвета и освещенность по себе, а границы и переходы между ними. Из предыдущего пункта вы знаете, что чисто белого цвета не бывает. Поэтому ставите на табличку один оттенок, допустим, чуть красноватый, а на стену - другой, чуть голубоватый, к примеру. Это, кстати, самая удачная комбинация: когда один оттенок теплый, а другой - холодный. Она дает наибольший контраст.

Толпа

Не красьте толпу в одинаковые цвета, будет некрасиво. Как это ни муторно, но наряд каждого человека в толпе придется делать оригинальным и стараться разносить более-менее одинаковые цвета как-то равномерно по снимку. Заранее настраивайтесь, что любая толпа - это много однообразной работы.

То же самое, но в меньшей мере относится к цвету лиц и волос. Они не должны быть у всех одинаковыми. Да, разброс освещенности сделает даже один и тот же цвет выглядящим чуть по-разному, но обычно этого недостаточно. Варьируйте оттенки.

Губы, ногти, волосы и глаза

Губы и ногти более розовые, чем остальная кожа. Волосы у всех разные и чисто черные - редкость. Глаза бывают карие, голубые, зеленые - и на крупном портрете это должно быть видно.

Стекла

Стекла не имеют своего цвета, частично через них просвечивают внутренности комнаты (не забудьте сильно уменьшить там насыщенность), частично они отражают то, что рядом с ними: верхние окна - небо, те, что рядом с деревьями, - зелень, нижние - землю и потому темные. Отражение опять же очень ненасыщенное и малоконтрастное.

Как в одном стекле сделать два разных цвета? Берите пример с пуантилистов XIX века. Заполняйте цвет не всплошную, а отдельными точками или мазками, чередуя его с другим.

Некоторые стекла все-таки имеют свой оттенок - например, лобовые стекла автомобилей и прочего транспорта. Для них можно аккуратно добавить полупрозрачные зеленоватые или фиолетовые мазки в верхней части.

Унификация цветов

Иногда бывает, что разные цвета отдельных частей фото не складываются в целостное впечатление и выглядит результат халтурно, плохо. Получается так, как правило, потому, что цветов слишком много, и они сильно друг от друга отличаются. В таких случаях фото лучше слегка затонировать, добавив сверху на все изображение тонирующий слой c непрозрачностью процентов в 3-5. Он придаст всему одинаковый оттенок и унифицирует картинку.

Старые фото не станут новыми

Не надейтесь, что старые фото в результате будут выглядеть так, будто вы, высунувшись из машины времени, щелкнули своим смартфоном. Другие фотоматериалы, другая оптика, налет времени - все это накладывает свой отпечаток. Лучше стилизовать под старую фотографию примерно того же времени, но цветную.

Особо стоит избегать ярких оттенков и кислотных цветов.

Проверьте результат

Закончив работу, отложите ее на время. Пока вы красили, все время скакая между масштабами, ваш глаз замылился и вы уже не видите недостатков. Но через пару недель откроете и ахнете, заметив совершенно неприличные косяки, которые так и лезут в глаза.

Если роскоши в неделю-другую у вас нет и надо сделать все вот прямо сейчас, то хотя бы уменьшите фото раза в 2-3 и рассмотрите в таком виде. Тогда легко оценить целостность композиции и грубые ошибки. Затем увеличьте раза в 2-3 и бегло просмотрите на предмет пропущенных пятен и недокрашенных мест.

Не используйте JPEG

Наверное, это знают все, кто имеет какое-то отношение к дизайну. Но лишний раз напомнить не повредит: никогда не сохраняйте свои рисунки в формате JPEG. Это формат сжатия с потерями и при каждом пересохранении качество изображения ухудшается. Используйте .psd, .tif или .png

Ну и удачи совокупно с творческими успехами

Благодарю художницу Наталью Рымарь, профессионала-иллюстратора, в свое время научившую меня колоризации и поделившуюся многими хитростями.

Показать полностью 3

Модники

Модники СССР, Фотография, Старое фото, Колоризация, Анапа, Ретро, Мода, 40-е

Колоризация

Показать полностью 1

Пони у Летней эстрады

Пони у Летней эстрады

Анапа, 1988 г. Колоризация

Парад в Сталино

Парад в Сталино

Конец 30-х гг. Колоризация

Проход между домами

Проход между домами СССР, Фотография, Старое фото, Колоризация, Анапа, 80-е, Дом

Анапа, ул. Владимирская. 1988 г. Колоризация

Показать полностью 1

Курортная поликлиника

Курортная поликлиника СССР, Фотография, Старое фото, Колоризация, Анапа, 80-е, Сталинская архитектура, Неоклассицизм, Здание, Старые здания

Анапа, 1990 г. Колоризация

Показать полностью 1

Катер "Базальт"

Катер "Базальт"

Анапа, 1972 г. Колоризация

Очередь на автобус

Очередь на автобус

Анапа, 1970-е гг. Колоризация

Отличная работа, все прочитано!