Мост Оскара Калпака через канал Военного порта
Для меня разводной мост был равнозначен подъемному, перед глазами всегда возникала картинка подъемных питерских мостов.
Потому полной неожиданностью вдруг оказалось, что разводные мосты бывают не только подъемными, но и поворотными. И один из них находился неподалеку от меня, в 215 км от Риги, в Лиепае.
История моста, который сейчас носит имя Оскара Калпака, началась в 1890 году, когда на севере от города Либава(так называлась Лиепая во времена Российской Империи) началось строительство огромной крепости и военного городка. Официальный приказ о начале строительных работ отдал Александр III.
Его сын, Николай II, издал указ назвать новую военную базу в честь памяти отца «Порт императора Александра III». Порт Александра III был полностью обжитым местом со своей инфраструктурой, электростанцией, водоснабжением, церковью, школой и почтовым отделением.
Одним из первых построений во всем комплексе Военного городка был канал, соединяющий море с громадным водным бассейном для кораблей и подводных лодок. Там же находился судоремонтный завод с одним плавающим и двумя сухими доками, являющимися, на то время, одними из самых больших в Балтике.
Karosta – на латышском языке «Военный порт»
Для соединения города и крепости, и одновременно - прохода судов на базу, был спроектирован и построен разводной мост. По легенде считалось, что спроектировал его знаменитый Густав Эйфель, но на самом деле автором проекта являлся немецкий инженер Гаральд Халл. Общий вес металла, использованного для строительства моста - 657,4 т.
В июле 1906 года мост был готов и был передан на соответствующую проверку.
8 июля основные фермы подверглись нагрузке в 440 кг/м2, равномерно распределенной по всему мосту. С этой целью на проезжей части были установлены 2 рельсовых пути, на которые в нужном количестве въехали полные товарные вагоны. Провес моста посредине был 90 мм, что немного меньше, чем было рассчитано. Промеряемый остаточный провес не был констатирован, что позволяет сделать вывод об очень хорошо выполненных клепальных работах.
11 августа 1906 года мост (главным образом проезжая часть) подвергся динамическим испытаниям. С этой целью мост пересекали тяжелые подводы, разная полевая артиллерия и, наконец, марширующие солдаты. После этого, когда было установлено, что все движущиеся устройства работают безупречно, 19 августа 1906 года мост был освящен и передан в общую эксплуатацию.
Во время Первой и Второй мировых войн, мост разрушали, но каждый раз его восстанавливали.
Разрушенный во время Первой мировой войны, мост был отремонтирован с временным неподвижным пролетом.
Уже в наше время, в 2006 году он был снова поврежден проходящим танкером - и опять восстановлен и реконструирован через 3 года.
Сейчас мост каждый день открывается и закрывается 10-15 раз, все его составные части служат исправно. Развод моста занимает 4-5 минут.
А недавно сам наблюдал за разводом моста и прохождением по каналу буксира
Повернулся – и пропустил буксир.
Так и продолжает служить людям уже более 110 лет этот необычный поворотный мост, перекрывающий канал Военного порта.
Буду рад, если кому было интересно