Про неоднозначное трактование ответов детей вспомнился отрывок из "Возвращения астровитянки" Ника Горькавого:
— У него плохие тесты, он отвечает на половину вопросов неправильно!
— Он отвечает неправильно с точки зрения человека, задающего вопросы дошкольнику. На самом деле он просто отвечает на другом уровне — опережая сверстников лет на десять–пятнадцать. Некоторые его ответы просто поразительны!
— Он, дурачок, говорит, что железо горит.
— Но ведь железо очень ярко горит! Только в чистом кислороде. Мы проверяли — Эл нигде об этом не читал, а определил сам по таблице Менделеева. Как он об этом догадался? Ума не приложу. Надо будет этим специально заняться.
Я кричу:
— Он не способен даже понять, что сумма внутренних углов треугольника равна ста восьмидесяти градусам!
Мистер Уолкер удивился:
— Разве вы не знаете, что в неэвклидовом, искривлённом пространстве — а у нас оно именно такое — эта сумма не равна ста восьмидесяти градусам? Стоит нарисовать треугольник на поверхности шара и измерить…
— Он таблицу умножения не мог запомнить!
— Мне трудно объяснить в двух словах, но есть системы или пространства, где таблица умножения выглядит совсем не так. И Эл каким-то невероятным чутьём или интуицией это понял! Он отвечает медленно, потому что видит часто второй, а то и третий уровень ответа на вопрос, а ответы разного класса отличаются кардинально или даже противоречат друг другу…
— Он не разобрался в задаче про маяки, — я стала совсем невнятной, но мистер Уолкер меня понял:
— Эл отвечал в логике общей теории относительности. Ваш мальчик сумел самостоятельно разобраться в теории Эйнштейна! Понять суть риманового пространства в таком возрасте! Мы никогда не сталкивались с таким уникальным стилем детского мышления…
====
P.S.> очень рекомендую эту трилогию или хотя бы первую книгу ("Астровитянка"). Эдакий "Гарри Поттер" в научно-фантастическом, а не фэнтезийном сеттинге, плюс главная героиня еще и умная, а не только храбрая и вот это вот всё, как в ГП ^^