Исторический материализм или как понять куда идет общество
Доброго времени суток!
Сегодня поговорим кратко об историческом материализме – это возникший на основе диалектического мировоззрения способ, метод изучения развития общества, сокращенно еще называется истмат.
Я знаю, о чем могут подумать многие: «ой все, многа букв, пройду мимо». Такие люди просто отворачиваются от жизни, прячут голову в песок, потому что не все «стены текста» бесполезны.
Но прежде немного матчасти, терминов и понятий для лучшей «усваяемости».
Товарно-меновая экономическая система – такая формация, когда люди делают товары не для личного употребления, а с целью последующей продажи. Т.к. сам человек не может обеспечить себя всем необходимым для жизни, то человек делает то, что может, умеет, и несет на рынок, где потом за свой товар выменяет другие нужные ему товары. Таким образом, люди вступают друг с другом в определенные отношения, товарно-меновые. Отсюда и необходимость денег, как единого выразителя и эквивалента стоимости товаров при таких отношениях.
Теперь немного основ из диалектического материализма.
1. Все в мире это не нечто застывшее в времени и постоянное, все в мире это процессы, причем постоянно меняющиеся (либо развивающиеся, либо деградирующие), причины изменения процессов кроятся во внутренних противоречиях, это закон единства и борьбы противоположностей. Мало того, все процессы в мире влияют друг на друга в той или иной степени, каждый процесс не изолирован, все процессы находятся во взаимодействии. Например, у товаров (товар тоже не нечто абстрактно застывшее, это процесс!) есть противоречие между потребительской стоимостью (насколько товар ценный, насколько подходит для удовлетворения потребности) и меновой стоимостью (стоимость обмена на другие товары, сколько планирует владелец товара получить, за сколько он хочет продать).
2. Закон перехода количества в качество, это означает, что в силу внутренних противоречий в каждом процессе начинаются малые изменения, не приводящие к существенным изменениям. Но когда таких малых изменений накопилось достаточно много, они внезапно, скачкообразно приводят к существенным качественным изменениям. Не потихоньку, равномерно, а именно скачкообразно.
3. Закон отрицания отрицания, смысл в том, что нечто когда-то на определенном этапе бывшее новым, революционным, несущим развитие, затем неизбежно устареет, будет заменено другим новым положением. Как на смену родителям приходят дети, так же и на смену старым (но в свое время бывшим прорывными и молодыми) идеям, положениям, приходят новые, заменяющие прежние.
Отлично, теперь переходим непосредственно к истмату. Есть главные, основные принципы, которые истмат применяет при рассмотрении общественной жизни и которые позволяют понять и осмыслить: как и почему и куда идет наше общество.
1. Развитие общества регулируется объективными законами, которые могут быть открыты и описаны.
Наш мир и общество меняются согласно определенным объективным законам, все происходящее в материальном мире объясняется самим материальным миром. Т.е. есть законы, которые действуют независимо от классовой принадлежности людей, их желаний и хотений. Например, два тела с массой притягиваются друг у другу с определенной силой. Это объективный закон, бросишь камень, он упадет, притянется к земле, и неважно, кто бросил – буржуй, пролетарий, феодал. И неважно, что хотел бросающий: чтобы камень воспарил или рассыпался – закон работает один и всегда. Здесь важно отметить, что критерием истинности науки является то, насколько она отражает объективную реальность, и насколько положения науки подтверждаются в мире. Согласно этому принципу, никакие высшие силы или божественные вмешательства не могут повлиять на объективные законы. Не бывает необъяснимых случайностей и прочего. Ведь если иначе, то в мире при одних и тех же входных условиях (бросил камень) будут происходить разные вещи, либо камень упадет, либо по каким-то высшим силам он воспарит и т.п. Первое, никогда в мире мы не сможем увидеть чего-то необъяснимого, и второе, если предположить, что некие божественные силы есть и вторгаются в область действия объективных законов, тогда получится что нет объективных законов и мир познать и изучить нельзя. Тогда по велению каких-то суперсуществ может произойти все что угодно. Но в реальном мире мы видим только объективные законы.
2. Взгляды, существующие в обществе вместе с общественными учреждениями всегда в конечном счете определяются условиями материальной жизни людей.
Есть такое заблуждение, что якобы сознание определяет бытие. Но это не так, истмат показывает и руководствуется тем, что материя или материальный мир первичны, а дух, сознание – вторичны. Существование и взаимосвязь материальных вещей не зависят от наших представлений о них, а, наоборот, наше сознание и представления в нашей голове зависят от первичного существования и взаимосвязи материальных вещей. Как писал К. Маркс «На сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» Это причина и источник того, откуда у людей в голове вообще появляются те или иные мысли. Это значит, что идеи и мысли у людей связаны с текущим уровнем жизни и экономическими, а также политическими отношениями данного периода. Это означает, что стихийность изменений в обществе не совсем стихийна, а зависит от уровня текущих производительных сил и экономическо-политических отношений. Также это значит, когда меняются условия и возможности жизни людей – меняются и их представления, взгляды, понятия. Этот принцип – вопрос происхождения идей.
3. Идеи, возникшие на основе условий материальной жизни общества, играют активную роль в развитии этой самой материальной жизни общества.
Это значит, что теория становится материальной силой, способной изменить общество, как только она овладевает массами. Т.е. у людей в голове появляются разные идеи, мысли, понятия, эти мысли зависят от условий материальной жизни. Когда появляются новые идеи, и эти идеи подхватывают массы – общество меняется. Это также значит, что бредовые идеи, не находящие поддержки в массах, как не удовлетворяющие желанию масс, никогда не изменят общество.
Как видно из этих принципов, развитие общества вполне объяснимо и не зависит от каких-либо внешних причин, сверхсил и т.п.
Мир шел по пути: первобытно-общинное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое. Далее будет социалистическое, затем коммунистическое. Будет что-то после коммунизма, куда он разовьется сейчас сказать нельзя, ибо это будет отрыв от объективной реальности. Законы капитализма хорошо изучены и их достоверность подтверждена реалиями происходящего в мире. Вот когда настанет коммунизм, тогда и его законы можно будет изучить и подтвердить практикой жизни, тогда и будет ясно, куда двигаться дальше.
Есть еще одно важное замечание, все формации до капитализма включительно появились стихийно, никто специально не предполагал и не хотел поменять конкретно феодализм на конкретно капитализм например. Идеи, возникшие в голове у людей того времени, были подчинены другому, решению противоречия, характерного для любой общественной формации во все времена. Это противоречие между возможностями производительных сил и потребностями людей. Но вот сам капитализм, порождающий класс пролетариев, трудящихся, подводит и стихийно толкает пролетариев на борьбу (из-за кризисов, крайней нищеты одних и крайнего богатства других за счет трудящихся, смотри например здесь https://rg.ru/2018/01/22/2018-god-stal-rekordnym-po-chislu-n... - 82 процента земных богатств - у одного процента населения Земли!). На этом вся стихийность заканчивается и должна начаться сознательная деятельность рабочего класса по построению социализма.
Социализм сам по себе, стихийно, никак и никогда не построится. Это все равно что сидеть рядом с кучей кирпичей и ждать пока они сами дом не возведут. Но так не будет, пока человек дом не построит.
Реальность капитализма такова, что есть классы: капиталисты (владельцы фабрик, газет и пароходов) а также пролетарии (лишенные средств производства рабочие, вынужденные работать на капиталистов, да еще прослойки типа мелкий буржуа, самозанятых и т.п., но они несущественны). Отсюда вытекает две точки зрения, две классовые позиции, буржуазная (капиталистическая) и пролетарская (трудящихся). И т.к. капиталистов численно меньше, чем их пролетариев, то оставаться у руля буржуи могут быть лишь обманывая и внушая ложные тезисы в умы трудящихся. А как иначе заставить 90% населения планеты горбатиться за копейки? Кто в трезвом уме пойдет вкалывать ради процветания подавляющего меньшинства? Несомненно, сами капиталисты с задачей одурманивания не справляются, поэтому у них есть наемные прислужники, которые на более лучшем достатке нежели простые трудящиеся и которые помогают капиталистам быть у руля, держат трудящихся в узде, причем не только идеологически, но и силой: это всевозможные чиновники, силовые ведомства, СМИ и т.п.
Когда научный социализм завладеет умами трудящихся, то они получат реальную силу для изменения общества в свою пользу, объективная реальность такова, что это смерть буржуям как классу, поэтому капиталисты и их прислужники будут максимально извращать и перевирать единственную спасительную для пролетариев соломку – учение Маркса-Ленина-Сталина. Мало того, капиталисты будут и сейчас вовсю препятствуют распространению научного социализма.
Надо смотреть на мир открытыми глазами, с помощью диалектико-материалистического мировоззрения и изучать общество с позиций исторического материализма, иначе совсем плохо будет классу пролетариев, трудящихся.
До новых встреч!
Литература по теме:
1. Ф. Михалевский «Политическая экономия», 1928 г.
2. М. Корнфорт «Диалектический материализм», 1956 г. (Книга написана известным английским философом-марксистом. Рекомендуется для начального изучения самых основ марксисткой философии и исторического материализма)
3. «Диалектический материализм и исторический материализм» под ред. М. Митина. 1932-1934 г.
4. Островитянов К. В. и др. «Политическая экономия», 1954 г. (Самое лучшее и самое полное на сегодняшний день изложение политэкономии капитализма и социализма)