ч.1 https://pikabu.ru/story/byudzhetnyie_istorii_5317445
ч.2 https://pikabu.ru/story/byudzhetnyie_istorii_ch2_5319815
В этот пост я, пожалуй, включу истории о не самых хороших сторонах человеческой натуры.
История 7. "Цена малодушия".
Про бюрократию в бюджетных конторах, все, конечно же, знают. Один из отдельных поводов для головной боли - это заполнение платежного поручения (документа на оплату денег кому-либо). Те, кто видел этот документ могут развести руками и спросить, а что же там сложного?! Только не в бюджете. К самому документу вы прикладываете кучу документов-оснований, в назначение платежа вы должны соблюдать точную последовательность информации, уложиться в точном количестве знаков, не ошибиться в том, что "вот тут вот" надо поставить точку, а "вон там вот" запятую, а "здесь" точку с запятой. Перепутали? - платежка не прошла, переделывайте. Сейчас требования стали немного мягче, народ освоился, а на момент той истории, что я напишу, был лютый ппц и дикое количество отказов.
В одном славном финансовом управление (казначействе или как они там назывались на тот момент) работали не менее славные люди. Эти люди понимали, что из-за переделываний платежек, получатели этих платежей могли очень по-долгу ждать денег, гневно звонить бюджетникам и делать их работу морально не комфортной. Порядок был примерно следующий. Например, в понедельник, среду и пятницу вы могли сдать платежку до обеда. В остальные дни могли лишь забрать из своих ящичков (примерно как почтовые ящики в подъездах, не внешне, но по логике работы) письменные отказы или выписку и платежки с отметкой о проплате. На рассмотрение платежки казначейству давалось 2-3 рабочих дня.
Т.е. представили себе, да? Сделали вы платежку, отнесли ее в приемный день и сидите как на иголках, думаете, а не ошиблась ли я случайно в запарке с точками и запятыми?
Но мы же помним, что в казначействе работали славные люди, и они, проверяя платежку, обнаружив ошибку, могли позвонить бухгалтеру и сообщить "МарьИванна, ты что же мне точку вместо запятой поставила в платежке № 17 от такого-то числа". МарьИванна говорила сто раз спасибо и тут же несла переделанную платежку. Платеж проходил на день позже, но без отказов. В итоге выходило быстрее. Все были безумно рады таким отзывчивым сотрудникам казначейства, все их хвалили, дарили на НГ и 8 марта коробочки конфет.
Но мы же понимаем, что в таких конторах регламентируют все процедуры не просто так, правда же?
Однажды, очередная МарьИвановна, получив уведомление о своем косяке, отвлеклась на что-то супер-мега-важное и принесла переделанный документ лишь через день. Платеж прошел, соответственно, еще позже. Все было бы ничего, но контора, получившая деньги с запозданием, позвонила руководителю бюджетной конторы со словами "Ай, ай, Директор Директорович, вы же слово давали, что все будет вовремя, слово мужчины!". Мужчина, чье слово не было соблюдено, вызвал "на ковер" своего бухгалтера, чтобы узнать, почему он опозорен перед "партнерами". Бухгалтер струсила, показала отметку о приеме документов аж 3-4 дня назад и сказала: "ничего не знаю, письменных отказов не было, а провели, вот, только вчера".
Директор Директорович, уж больно сильно была задета его честь, потрясая бумагами, пошел к начальнику казначейства. Тот "прошелся" по подчиненным. Может, они ему и объяснили, что платежку бухгалтер приносила после исправления, но отметок об этом никаких не было, все же хотели как лучше, по-человечески.
После этого случая казначество работало только по регламенту, а славных сотрудников стали за глаза называть злобными и стервозными, хотя конфетки на НГ и 8 марта дарить продолжали.
История 8. "Трепаться надо меньше".
В некоторых конторах практикуют, так называемый, "женский" день. Это когда 1 день в месяц сотрудница может взять на свои личные нужды. Будет ли она лежать с больным животом или пойдет куда-то с ребенком, совершенно не важно. В табеле будет стоять, что она была на рабочем месте и этот день ей оплатят. Чудесная инициатива, я считаю. Если человек справляется со своей работой, то зачем заморачиваться со всякими отпусками за свой счет и терять в деньгах.
Вот и в одной достаточно крупной бюджетной конторе был этот "женский день". Коллектив на 90% был женский, но, не переживайте, мужчины тоже могли воспользоваться дневным отгулом, у нас же равноправие. Единственное, о чем руководитель всех предупредил - это никому не рассказывать. Первое правило женского дня - никому не говорить о женском дне. Разумеется, это стало известно почти всем. Кто-то относился к этому с белой завистью "ох и повезло вам с начальником", а кто-то решил, что это норма закона, которую их начальство не выполняет.
Закончилось это после очередного совещания в Администрации, куда вызывались руководители подведомственных контор, когда руководителю было выговорено, чтобы прекращал баловать своих болтунов-сотрудников, пока особо инициативные доброжелатели не накатали на него анонимных "писулик" во все инстанции. По закону же - человека не было весь день, а денег за этот день он получил, неправильно, бюджетные денежки воруются.
История 9. Плохие сопровождающие у хорошего бухгалтера".
Для меня это история была поучительной и снявшей "розовые очки" с рассуждений о моральности людей.
Март месяц - подписывает договор новый клиент. Это немного странно, обычно, все заключают с нового года, уж слишком много возни со сметами, сайтами и т.п. Главный бухгалтер клиента на эмоциях описывает, как им не везет с сопровождающими, сменили уже троих. За что только деньги платили. Бухгалтерия в попе, сотрудниц надо активнее учить пользоваться программой. Они ленивые, они чья-то родня и их не уволить. Директор приписывает их ко мне. Ок. Регулярные занятия, обучение, исправление ошибок.
"Все поняли? - Да, вы так хорошо объяснили нам, спасибо!
"Вы не потеряете записи? Лучше пишите в тетрадь, листы можно потерять среди этой кипы бумаг. - Нет, все хорошо"
Через месяц, они все забыли, все потеряли, соответственно, кипу документов завести в компьютер не смогли. Летом у них отпуска. Осенью они болеют. Единственное, что у них пошло - это просьба к моему директору, те часы, что они оплатили на занятия потратить на ввод документов. Хоть это и не моя работа, сидеть и вбивать за них бумаги, но спорить не стала. Картина маслом - я сижу вбиваю то, что им уже много раз показывала, они пьют чай и болтают. Но меня хвалят и называют спасительницей. Наконец-то у них хороший сопровождающий.
Как вы сами понимаете, не может один человек за 4-6 часов в месяц вести бухгалтерию вместо 4х людей. Никак. Прошел год. Февраль. Годовой отчет. У главбуха истерика, что мне делать, что же мне делать. Сидим с ней 6 часов, "рисуем" хоть что-то правдоподобное. Она подписывает технический акт о том, что я была у них такого-то числа, с такого-то часа по такой-то, сделали то-то и то-то. На основание этой бумаги потом делается акт выполненных работ за месяц, к оплате. Главбух меня благодарит, я ее спасла, сделала за нее отчет. Понятное дело, что будут какие-то ошибки, но их она уж сама исправит, это не страшно. Пусть это будет 20 февраля (дата наобум). 21 февраля (опять же дата наобум) приходит к нам в офис письмо, с бумагой о расторжении договора и с жалобой на меня, что я самый ужасный и бездарный сопровождающий. Приезжала и ничего не делала. Завалила им все работу, как им сдавать годовой баланс вообще не понятно.
Т.к. почта у нас идет не 1 день, даже в рамках района, понятное дело, что это было написано заранее, до того, как я ей сделала этот самый баланс. А человек сидел, улыбался мне, благодарил. Потом были бодания из-за работ за февраль, технический акт от них подписанный есть, должны оплачивать. Их руководитель, чтобы разобраться, вызывает главбуха, та, смотря мне в глаза, совершенно невозмутимо "мне что-то подсунули, я подписала. Я же не знала, что это такое". Главбух что-то подписал не глядя! Подписывать они ничего не стали, хотите - судитесь. Судиться уже мы не стали, время -деньги.
Описывать мое состояние в те дни, думаю, не стоит. Итак понятно. Были слезы, было нежелание работать с клиентами вообще. Спасибо моему директору, он прекрасно все понял и меня поддержал. Даже отгул дал на денек, чтобы отдохнула.
Продолжение будет.