Много уже на пикабу написано постов про банкротство физических лиц. Так что общее представление комьюнити о банкротстве уже имеют. Очень жаркие споры вызывает стоимость процедуры банкротства, что, в принципе, неудивительно.
В данном посте я хочу рассказать из чего складывается стоимость процедуры банкротства с точки зрения своей личной практики.
Итак, как указано в законе, расходы на ведение процедуры банкротства осуществляются за счет должника. Однако, если в суд направляет заявление кредитор, то как правило, суд обязывает внести денежные средства на расходы на депозит суда, которые могут быть возвращены кредитору, если арбитражный управляющий сможет установить и реализовать имущество должника.
Необходимо отметить, что если у должника-банкрота не денег от слова совсем, то по ходатайству гражданина арбитражный суд вправе предоставить гражданину отсрочку внесения средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему сроком до даты судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления о признании гражданина банкротом. Для этого нужно собрать ряд документов (как пример, выписки по всем дебетовым банковским картам, где будет прослеживаться, что на счетам должника нет денежных средств, а также справки 2-НДФЛ и доказательства поступления денежных средств в будущем (например, расчетный лист с работы или письмо от работодателя, что тогда то будет перечислена зарплата, либо же принести какой-нибудь договор и гарантийное письмо, в котором будет указана дата оплаты).
В случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения финансовому управляющему, на дату судебного заседания по существу, производство по делу о банкротстве может быть прекращено со ссылкой на ст. 57 закона о банкротстве.
Теперь касательно конкретных цифр.
Ст. 20.6 Закона о банкротстве установлен размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для финансового управляющего – 10 000 единовременно за каждую процедуру банкротства;
Обращаю внимание, что оплата производства не ежемесячно. А оплачивается один раз и вносится сразу на депозит суда. По факту вознаграждение уплачивается только после завершения конкретной процедуры и после принятия судом отчет управляющего.
В процедуре реализации имущества управляющему также выплачивается 2% от стоимости реализованного имущества, попадающего в конкурсную массу, при его наличии.
Таким образом, если вводят процедуру реализации, то управляющий получает 10 000 руб., если вводят процедуру реструктуризации, а затем реализации, то управляющий получает 20 000 руб.
Процедура реструктуризации длится сроком не более 7 месяцев. Если сумму 10 000 руб. поделить на 7 месяцев, то получается, что управляющий работает за 1428, 57 копеек в месяц. Согласитесь, что в нынешних условиях на такую зарплату не проживешь. Чтобы управляющему получать нормальный доход нужно вести одновременно минимум от 20 должников.
Процедура реализации длится 6 месяцев и может продлеваться на срок до 6 месяцев. Следовательно, сумма вознаграждения будет еще меньше.
При этом, управляющий с этих сумм должен заплатить 13% налога, плюс обязательный взносы в Пенсионный фонд и в Фонд социального страхования.
Именно в связи с данными расчетами многие управляющие отказываются от процедур банкротства, так как по сути их ведения за такие деньги становится невыгодными.
В связи с этим видится адекватной та цена, которая установилась на рынке (от 100 000 руб. «под ключ», либо 10 000 руб. в месяц).
Все остальное это расходы, которые несет арбитражный управляющий за счет должника.
В эти расходы входят:
- публикация в газете «Коммерсантъ» - 10 000 рублей за каждое объявление (обязательно публикуются объявления о введении каждой из процедур, о завершении процедуры, о прекращении дела о банкротстве).
Итого минимум 2 объявления, о введении реализации и о завершении процедуры реализации и максимум 3 публикации, о введении реструктуризации, о введении реализации и о завершении процедуры). Завершение процедуры может заменяться прекращением дела о банкротстве.
- публикации в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве – 402,50 руб. за каждую публикацию (здесь финансовый управляющий публикует объявления практически о каждом совершенном им действии. По каждой процедуре может быть подано от 5 до 30 публикаций).
- взносы в СРО за назначение по каждому должнику. У каждой СРО установлен свой взнос. Так, например в ААУ «Солидарность», в которому состою я, установлен взнос в 2 000 руб. за каждую процедуру. В иных СРО сумма может быть фиксирована в месяц (например, в СРО АУ «Лидер» 3 000 руб. в месяц).
- оплата привлеченных специалистов (оценщики, организаторы торгов, электронная площадка на торги, бухгалтера, юристы и т.д.). Детали расходов на привлеченных специалистов устанавливается судом. (Например, услуги площадки в моем случае стоят 28 000 руб., при этом я должен согласовать с судом право привлечения этого специалиста).
- госпошлина в суд (6 000 руб. единоразово).
- госпошлина в размере 6000 руб. за каждую оспариваемую сделку.
- почтовые расходы - 5000 руб.
Иные расходы (например, был построен жилой дом, однако он не был введен в эксплуатацию и не было получено разрешение на его строительство. В обязанности управляющего входит провести полное оформление документов на дом до получения свидетельства о праве собственности).
Взыскание данных расходов может быть обращено на совместное имущество супругов путем выдела доли из него.
Итого, на депозит суда необходимо будет положить 10 000 руб. за каждую процедуру.
Госпошлина составит 6 000 руб.
Расходы на банкротство 42 000 руб. Всего процедура по стоимости составит 60 000 руб. при введении сразу процедуры реализации имущества, либо 70 000 руб., если будет введена еще и реструктуризация.
При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что арбитражный управляющий несет иные накладные расходы: в частности его деятельность должна быть застрахована (размер страхования составляет от 20 000 руб.). Так же в связи с увеличением ответственности управляющих (увеличен компенсационный фонд СРО до 50 млн. руб.) каждый управляющий в течении 2016 года должен внести в СРО от 50 000 до 300 000 руб. Плюс сопутствующие расходы на канцелярию и прочие всплывающие нюансы.
Написано, исходя из личного опыта, поэтому ставлю "мое"