2GIS

2GIS

Блог компании
На Пикабу
Гостьи еще 1 читатель ждут новые посты
поставил 0 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
- рейтинг 109 подписчиков 0 подписок 6 постов 6 в горячем

Возвращение 2ГИС в Google Play: обзор новых возможностей и функций

2ГИС вернулся в Google Play, а Google Protect теперь считает наше приложение безопасным — его можно скачать уже сейчас: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.dublgis.dgismobile

Пока нас не было в Google Play, мы продолжали развивать 2ГИС. Чтобы доставлять обновления и поддерживать пользователей, запустили лендинг, разместились во всех других сторах: RuStore, Xiaomi GetApps, Samsung Galaxy Store, RuMarket, Huawei AppGallery, Oppo App Market. Кроме этого, выкладывали свежие сборки на профильных ресурсах — отдельное спасибо 4pda.

При этом оставались пользователи, которые предпочитают устанавливать приложения только из самого популярного стора. И для них наши новинки были недоступны.

Рассказываем, что добавили в 2ГИС за это время.

Новые маршруты

Транспорт

Обновили алгоритмы и улучшили выбор маршрутов:

  • Показываем на одном экране время прибытия в точку Б на разных видах транспорта: так удобнее можете оценить, ехать на машине или выбрать автобус, метро или самокат.

Возвращение 2ГИС в Google Play: обзор новых возможностей и функций 2ГИС, Google Play, Технологии, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка), Блоги компаний
  • Отображаем ДТП, дорожные работы, перекрытия движения, которые ждут по пути.

Возвращение 2ГИС в Google Play: обзор новых возможностей и функций 2ГИС, Google Play, Технологии, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка), Блоги компаний
  • Можно ехать без конечной точки в режиме «Навигация без маршрута», а еще добавлять промежуточные точки с кнопкой «Заехать».

Возвращение 2ГИС в Google Play: обзор новых возможностей и функций 2ГИС, Google Play, Технологии, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка), Блоги компаний
  • Показываем, как проехать прямо до определенного подъезда и ближайшей парковки.

Возвращение 2ГИС в Google Play: обзор новых возможностей и функций 2ГИС, Google Play, Технологии, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка), Блоги компаний

Навигация внутри зданий

Стали первым геосервисом, который показывает маршрут внутри торговых и бизнес-центров, музеях, аэропортах и других крупных зданий, где есть поэтажные планы. Теперь на экране отображается пунктирная линия, которая проведёт по всем этажам ТЦ до конкретного магазина, подскажет подъёмы и спуски на другие этажи на лифте, эскалаторе или по лестнице.

Возвращение 2ГИС в Google Play: обзор новых возможностей и функций 2ГИС, Google Play, Технологии, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка), Блоги компаний

Время прибытия автобусов на остановках

Научились рассчитывать прогноз прибытия общественного транспорта и добавили эту информацию в карточки остановок.

Возвращение 2ГИС в Google Play: обзор новых возможностей и функций 2ГИС, Google Play, Технологии, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка), Блоги компаний

Объезд зон с плохим сигналом GPS в Москве

Добавили для москвичей кнопку «Избегать зоны с плохим GPS», которая появляется в режиме навигатора при построении маршрута. Новая функция пригодится тем, кому нужно проехать с одного конца города на другой, или тем, чей обычный маршрут лежит через центр, и, конечно, для курьеров или таксистов.

Возвращение 2ГИС в Google Play: обзор новых возможностей и функций 2ГИС, Google Play, Технологии, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка), Блоги компаний

Друзья на карте

Главная новинка — функция «Друзья на карте», с которой можно видеть, где твои друзья находятся прямо сейчас. Добавляешь в друзья, и можно перекидываться реакциями, смотреть отзывы и фото друзей на разные заведения в городе, строить до друга маршрут и наблюдать, сколько времени человек был в ТЦ, кафе или у себя дома. Опция включается по желанию и в любое время можно скрыться с карты.

Возвращение 2ГИС в Google Play: обзор новых возможностей и функций 2ГИС, Google Play, Технологии, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка), Блоги компаний

Задать любой вопрос про Друзей, попросить помощи, рассказать о радостях и печалях, ну и поделиться идеями по развитию приложения можно в отдельном телеграм-чате.

Больше реалистичности в картах

Мы делаем карты более реалистичными, чтобы жителям городов было проще ориентироваться на местности. Так мы сделали сложные развязки объёмными и многоуровневыми, чтобы ориентироваться на сложном маршруте было гораздо проще. Ещё нарисовали мосты и тоннели.

Возвращение 2ГИС в Google Play: обзор новых возможностей и функций 2ГИС, Google Play, Технологии, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка), Блоги компаний

Также добавили 3D-деревья в городские парки и зелёные зоны, нарисовали объёмные модели главных достопримечательностей и зданий.

Мы идём по пути формирования нового опыта взаимодействия с картой, поэтому добавляем детальные, иммерсивные элементы. Кстати, что такое иммерсивность и как её использовали на протяжении веков мы писали в отдельном посте.

Самое главное

Мы благодарим всех, кто верил в 2ГИС, оставался с нами и помогал тестировать новые функции. В конце ещё раз просто напомним, что версию со всеми обновлениями можно скачать теперь и в Google Play, в других сторах мы также продолжим размещаться.

Реклама ООО «ДубльГИС», ИНН: 5405276278

Показать полностью 9 1

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России

Мы как-то писали про разливное топливо в бутылках и футуристичные заправки-тарелки для бензиновых авто, а в этом посте расскажем, как заряжают электромобили в России.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

Первые российские аккумуляторы и «электрозаправки»

В России об электрокарах заговорили, когда в 1899 году русский дворянин и инженер-изобретатель Ипполит Романов представил двухместную машину на электротяге. Чуть позже был сконструирован первый русский электрический 17-местный омнибус, ведомый электромотором постоянного тока мощностью 4,5 кВт. Запаса 44 свинцовых батареи хватало на 60 вёрст (64 км).

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

Омнибус Романова (Санкт-Петербург, 1899 год)

Электрозаправок во времена первых изобретений в области электрического транспорта не было, для подзарядки использовали электромотор, работающий от переменного тока. Он вращал вал генератора, к которому были подсоединены батареи электромобиля.

Модель электродвигателя

Представить, как Романов заряжал свой первый электрокэб, можно вдохновившись отрывком из книги Стасса Бабицкого «Аки лев рыкающий»: «Давеча натравили на меня какого-то мутного инспектора. Заявился с предписанием, осмотрел гараж и говорит: “Вот вы в этой халупе электрический аккумулятор заряжаете. А это непорядок. Тут же в любую минуту искра попадёт на солому, пожар вспыхнет до небес. Надобно провода срезать!”».

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

Фото того времени, как заряжали в России, мы не нашли, но вот фото примерно того же времени, как заряжали электромобиль в США у какого-то сарая.

Как заряжались в СССР

Первый советский электромобиль — электромусоровоз ЛЭТ (аббревиатура Лаборатории Электрической Тяги института МЭИ). На грузовой платформе устанавливались деревянные ящики с 40 аккумуляторами общей ёмкостью 168 А/ч и весом 1400 кг, которые питали электродвигатель под кабиной. Запас хода был 40 км.

Ещё больше информации и фото о первых советских электромобилях можно подсмотреть в другом посте Пикабу, а мы расскажем чуть больше о зарядных устройствах и способах их заправки.

В 1947 году в стране появились первые почтовые фургоны «НАМИ-750» и «НАМИ-751». Блоки аккумуляторных батарей располагались под полом грузового отсека и для подзарядки выкатывались специальным механизмом. Полная зарядка занимала около 12 часов и обеспечивала всего лишь 2-3 часа работы или 60-70 км пробега. Для увеличения суточного пробега разработали выпрямитель, дающий возможность подзаряжать аккумуляторные батареи от обычной городской электросети напряжением 127 или 220 В.

При зарядке свинцовых аккумуляторов выделяется газообразный водород и кислород. Чтобы не случилось взрыва или отравления работников, в промышленных помещениях и пунктах зарядки использовали вытяжные зонты.

В 1978 году в Ульяновске изготовили опытный электромобиль УАЗ-451МИ. Свинцово-кислотные аккумуляторы ёмкостью 100 А*ч, размещенные в кузове-фургоне, обеспечивали машине запас хода до 70 километров.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

Батареи уже поменьше, и заряжать стало можно прямо в машине.

Зарядное устройство было установлено уже на борту, поэтому «четыреста пятьдесят первые» можно было заряжать от городской электросети в 220 или 380 В, например, прямо во время погрузки товаров. За час батареи заряжались на 70%.

В начале 70-х гг. на Всесоюзном научно-исследовательским институте электротранспорта (г. Калининград) и Рижским заводе электротранспорта создали электромобиль ЭМ-0466. На нём были установлены дорогостоящие серебряно-цинковые батареи, заряда которых хватало на 2,5 часа движения и примерно 60 циклов перезарядки.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

В 1971 году представляли, что в скором будущем автозаправочная станция будет снабжать и бензином, и электроэнергией: «Зарядился на 100 километров, отключился и поехал».

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

В 1980 году в Москве выпустили электрический микроавтобус РАФ‑2910 для Олимпиады. Сама машина не участвовала в процессе зарядки: погрузчик извлекал разряженные батареи и ставил заряженные. Позже автобус был передан в НИИ источников тока в Ашхабаде и оборудован солнечными батареями на крыше в попытке создать более легкий и ёмкий аккумулятор. Однако запас хода остался прежним – 100 км, и проект закрыли как неперспективный.

В 1980-1981 годах Волжский автомобильный завод выпустил первую серию электромобилей ВАЗ-2801. Было выпущено 47 таких автомобилей. Они оснащались батареями никель-цинковых аккумуляторов ёмкостью 125 Ач, запас хода составлял до 110 км при скорости 40 км/ч.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

ВАЗ-2801 готов к подзарядке аккумуляторов

Дело современное

В 1992 году на основе «Оки» выпустили ВАЗ-1111Э с тремя никель-кадмиевыми аккумуляторами, размещенными под капотом спереди, в багажном отделении и на месте, где обычно устанавливают топливный бак. Их общая мощность составляла 132 В. Запас хода при скорости 40 км/ч составлял около 110 км, а время зарядки 8 часов от бытовой розетки 220 В.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

Все эти автомобили выпускались в единичных экземплярах, это и не давало существенного толчка развитию общественной инфраструктуры подзарядки. Однако в Россию начали ввозить импортные модели, и их нужно было где-то заряжать. Вероятно, что чаще всего электромобили заряжались на «домашней заправке».

Домашняя заправка Mitsubishi i-MiEV — единственного электромобиля, продаваемого в России в начале 2010. На втором фото тот же Mitsubishi i-MiEV в опытной эксплуатации Газпрома у зарядной станции

В 2011 году вышел первый российский серийный электромобиль LADA Ellada, оснащенные литий-железо-фосфатными аккумуляторами энергоёмкостью 23 кВт·час. Заряда батареи хватало на 140 км пробега, время заряда батареи от бытовой сети — восемь часов.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

Зарядка El Lada

В это же время появляются первые современные электрозаправки. В 2012 году знаковым событием стало открытие электрозаправки на обычной АЗС. В тот же год в Москве было открыто 28 ЭЗС, три из них – по стандарту быстрой зарядки CHAdeMO.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

В первые годы развития инфраструктуры количество электрозаправок было ограниченным из-за отсутствия отечественных производителей, но уже в 2016 году на Государственном Рязанском приборном заводе запустили первое в стране серийное производство электрозарядных станций «Фора». К 2020 году сеть стала одной из крупнейших в России с более чем 130 электрозарядными станциями, в то время как общее количество коммерческих станций составляло около 200. «Фора» заряжает электромобили всех марок и стоит почти в два раза дешевле, чем европейские аналоги.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

В последние годы интерес к электромобилям растет, зарядная инфраструктура масштабируется.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

В 2015 году в рабстве у россиян было 647 электрокаров, а в 2023 — уже 25 700. Источники: «Деловой профиль», «Автостат» и Т-Ж.

По нашим данным, на январь 2024 в России около 3,5 тысячи общественных электрозаправок в более чем в 500 городах и населенных пунктах. Больше всего — в Москве (437), Санкт-Петербурге (168), Южно-Сахалинске (121), Красноярске (106) и Нижнем Новгороде (84). Общее количество зарядок в стране — 3225.

В Москве значительное количество общедоступных ЭЗС бесплатны, но как и в других городах есть платные станции — на их основе мы рассчитали среднюю стоимость зарядки электромобиля в разных городах.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

Типология электрозаправок

Электрозаправки делятся на несколько типов:

  • Стандартная зарядная станция на переменном токе – длительность зарядки около 10 часов, мощностью 22 кВт;

  • Быстрая зарядная станция – длительность зарядки в пределах 2-3 часов, мощность 40-60 кВт;

  • DC-станция – длительность зарядки 30-60 минут, есть возможность заряжать одновременно сразу несколько автомобилей, мощность – 120-150 кВт;

  • Станция для «ультрабыстрой» зарядки при мощностях 250-400 кВт.

Самую мощную электрозарядную станцию в 2022 году разработал концерн «Уралвагонзавод». Мощность устройства – 150 киловатт, электрокар может зарядиться за 20 минут на 80%. Ранее в России зарядки с подобными характеристиками не производили.

Также существуют солнечные зарядные станции, которые питают аккумуляторы при помощи солнечных панелей.

В 2023 учёные ИТМО и компания «Яблочков» создали первую в России систему беспроводной зарядки любого электротранспорта – от электромобиля до электробуса. Принцип работы схож с индукционными катушками для телефонных зарядок:  на дне машины устанавливается коробочка для приема энергии, а под дорогой — передатчик. Как только машина припаркуется над передатчиком, она сможет заряжаться без использования кабеля. К 2024 году разработчики намерены создать полноценную зарядную станцию мощностью до 300 кВт.

Также заряжать электрокары можно не только на специальных заправках, но даже дома от обычной розетки в 220В.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

Если в день автомобиль проезжает не более 100 км, то понадобится только зарядное устройство из комплекта. Если дневной пробег больше – нужно будет докупить более мощный блок для зарядки. У владельцев собственных домов сегодня есть возможность установить зарядную станцию во дворе или в гараже, а у жильцов многоквартирных домов — в наземным и подземных паркингах не ниже подвального этажа.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

Зарядная станция в многоквартирном доме

Разъёмы и коннекторы

Казалось бы, все так просто – нужно всего лишь воткнуть зарядное устройство в розетку и электрокар начнет заряжаться, но нет. Сначала нужно убедиться, что разъемы электростанции и автомобиля соответствуют друг другу. Сейчас на рынке 8 основных видов разъёмов для зарядки электромобилей.

Такое разнообразие — боль для владельцев электрокаров. В 2ГИС мы знаем это не понаслышке, и чтобы облегчить поиск нужных электрозаправок, мы начали показывать типы разъёмов, мощность и стоимость зарядки для электромобилей. Нужную станцию можно теперь найти с помощью фильтров в поиске.

Также появилась функция отображения статуса станции в режиме реального времени. Те станции, где все или большая часть разъёмов для зарядки свободны, имеют зелёную точку, частично свободные или полностью занятые — оранжевую: всего один клик в геосервисе покажет, какое количество терминалов сейчас доступно.

От зарядки в сарае до мощности в 150 киловатт: история электрозаправок в России Электромобиль, Электрозаправка, 2ГИС, Видео, Гифка, YouTube, Длиннопост, Блоги компаний

Что дальше?

Заправка электромобиля уже с 19 века была настоящим квестом для изобретателей. Но на заре эволюция была скорее качественной: прототипы машин разрабатывались в единичных экземплярах, в которых использовались различные типы аккумуляторов, и важно было научиться заряжать их максимально удобно и быстро. Сегодня же вопрос стоит уже в количестве: серийное производство электромобилей налажено, спрос растёт, и требуется больше зарядных станций, чтобы удовлетворить потребности растущего числа владельцев.

Это классическая проблема «курицы и яйца»: что делать в первую очередь — развивать электрозаправки, чтобы стимулировать спрос на автомобили, или же вводить больше электромобилей, чтобы создать необходимый рынок для развития инфраструктуры.

Реклама ООО «ДубльГИС», ИНН: 5405276278

Показать полностью 22 2

Ручная работа, или путь к реалистичным картам

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Мы делаем карты более реалистичными, чтобы жителям городов было проще ориентироваться на местности. Для этого мы перерабатываем внешний вид всей окружающей среды: домов и инфраструктуры вокруг, дорог, растительности и всех сопутствующих объектов вроде остановок, боллардов или пожарных гидрантов. И конечно же, делаем красивый 3D-рельеф.

Вулкан Креницына, Роза Пик, Медеу

В одном из прошлых постов мы подробно рассказали, что в каждое время реалистичность и иммерсивность карт и определялась возможностями технологий. Сегодня расскажем, как на современных технологиях мы сделали наши карты ещё красивее и реалистичнее.

Первые модели зданий

Первую объёмную модель с детальными элементами мы создали для Театра оперы и балета в 2011 году.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

На 2gis.ru мы тогда использовали растровый движок — карта с сервера передавалась отдельными фрагментами и уже в браузере склеивалась в единую картинку. Карту нельзя было покрутить, поэтому 3D-модели зданий можно было увидеть только с одного ракурса. А при их создании учитывалось, не перекроет ли оно другие объекты.

Позже, когда в 2012 году мы перешли на векторный движок, смогли настроить акценты карты на разных масштабов, а трёхмерные объекты сделать полупрозрачными и с тенями.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Всего наши моделлеры за 10 лет создали вручную ≈1500 объектов: зданий, достопримечательностей и инфраструктурных строений. Это были очень лёгкие модели. Первые — совсем упрощённые. Для минимального веса использовалась простая чёрно-белая 8-битовая текстура. В дальнейшем, с развитием движка карты и способов оптимизации размеров, детализацию постепенно получилось повысить.

Делали в 3ds Max, Blender 3D и Maya, а потом прогоняли через плагин, который их ещё сильнее сжимал и добавлял защиту. Одну модель создавали за три-пять дней, в зависимости от размера и количества деталей здания.

Общие принципы

Сегодня технологии позволяют создавать более сложные красивые модели с текстурами и подсветкой. Ещё, конечно, нельзя нарисовать реалистичным весь город, поэтому мы начали со знаковых зданий, достопримечательностей, исторически важных объектов и архитектурных шедевров.

Перед началом работы поставили себе правила:

  • Модели должны быть узнаваемыми
    У каждого здания — уникальный характер с собственной исторической и культурной ценностью. И это нужно передать.

  • Модели должны быть лёгкими
    Так как они будут отображаться на смартфонах и других мобильных устройствах.

  • Модели должны быть детализированными
    Мы хотели уделить особое внимание деталям каждого здания, чтобы передать их главные архитектурные особенности.

  • Модели должны быть оптимизированными
    Чтобы они занимали минимальное количество памяти и быстро загружались.

Для BIM-сообщества — профессиональных строителей и архитектурных эстетов — облегчённая модель может показаться недостаточно проработанной, ведь мы не отображаем детально все элементы здания: не моделируем капитель с подробным отображением акантов, кауликоли, каннелюр на фусте.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Каждый элемент существенно увеличит количество полигонов, из вершин которых состоит модель. А значит сильно увеличит их размер и снизит скорость загрузки и производительность. Такая детализация будет избыточной, когда нужно построить маршрут, найти товары или банкетный зал, посмотреть режим работы и решить множество других задач, в которых спасает 2ГИС.

Мы постарались подобрать оптимальный уровень детальности — чтобы с одной стороны они были узнаваемыми, с другой — с ними было комфортно и приятно работать на всех устройствах.

Сегодня в 2ГИС 1000 новых высокоточных моделей. Все здания разные с точки зрения архитектурных течений: от неоклассицизма и ампира до модерна и хай-тека.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний
Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний
Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний
Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний
Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Точное моделирование

Трёхмерная модель — это тысячи соединённых между собой точек, образующих форму зданий, с наложенными текстурами, которые создают реалистичный облик.

Масштабные модели со сложной архитектурой, конечно, могут занимать больше времени. Если у здания уже отрисована объёмная модель старого типа, как у Театра оперы и балета в Новосибирске, работа сократится в два раза.

В целом движок позволяет добавить даже отражения на окнах и блики на воде в реальном времени, но всё это очень много весит.

Наши 3D-объекты всегда видны в онлайне и в мобильном приложении, да ещё и в дневной и ночной темах. Мы уделяем большое внимание оптимизации — подбираем формат моделей, которые будут максимально детализированы и приемлемого размера. Это важно для скорости загрузки модели при просмотре.

В этом плане наша работа пересекается с геймдев-индустрией: разработчики игр также постоянно оптимизируют подход к моделированию, чтобы предоставить лучшую картинку и «не взорвать» девайс.

Сегодня моделлеры в первую очередь отрисовывают на зданиях те элементы, которые больше 20 см, и используют универсальные модели для популярных объектов, например, лавочек.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Скрин типовых моделей, как мы их видим в процессе работы

Ещё одна важная особенность — мы создаём трёхмерные объекты так, чтобы они гармонично смотрелись на картах и сохраняли удобную навигацию для пользователей. Реалистичные модели отрисованы в общей палитре — реальные цвета сделали бы карту пёстрой и неаккуратной.

Из-за этого пока не получается автоматизировать добавление новых объектов — брать готовые *.gltf-модели со стоков, прогонять их через скрипт и заводить в продукт.

Внимание к деталям

Технология создания 3D-моделей зданий основана на качественных фотографиях. Моделлер должен по фотографиям понять и повторить внешний вид объекта.

Используются все доступные фото- и видеоматериалы, сделанные с разных позиций относительно центра здания с шагом ≈45°. Если здание большое и/или сложной конфигурации, шаг можно уменьшить до ≈30°.

Если кадров не хватает, отправляем своих специалистов, чтобы они сделали фотографии с нужных ракурсов.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Все ключевые/сложные/фигурные/повторяющиеся элементы, которые определяют его узнаваемость, нужно снять чётко — без снега, грязи, падающих теней. Золотое правило — чем больше фото, тем лучше. Даже если здание симметрично, мы просим запечатлеть каждую из его сторон.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Примерно так выглядит работа с референсами

Благодаря такому подходу удалось проделать огромный и интересный путь от первой 3D-модели с небольшой детализаций до самых последних сложных шедевров.

Квадратные метры

Естественно, возможность показать объект с красивыми текстурами понравилась и строительным компаниям. В феврале 2023 года мы добавили первую коммерческую 3D-модель, созданную по проектным планам застройщика — ЖК «Грандо» в Новосибирске.

Так как ЖК — это не только дома, но и окружение, мы рисуем и придомовые территории: местность у подъездов, собственные набережные, детские и воркаут-площадки. В этом проекте получилось нарисовать даже зеркальные отражения фасадов — важную часть этих зданий.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Сакура Парк и ЖК «Бадаевский»

Для больших застройщиков и случаев, когда объекты хочется показать более детально, мы подготовили сервис для нашего MapGL JS API. С ним можно добавить карту со своими 3D-моделями на свой сайт или в приложение даже с поэтажным планом.

Озеленение

Первые реалистичные новогодние ёлки появились на картах 50 городов ещё в декабре 2022 года.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Но глобальное озеленение карт — задача посложнее. Важно, чтобы озеленённые объекты и смотрелись красиво, и достоверно отражали реальную среду на местности.

Представим себе какой-нибудь большой городской объект. Например, парк.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Зарядье, источник фото

Первое, на что мы обратим внимание — это обилие зелени. Если с фотографии убрать деревья, картина будет совсем другая. У нас останется, скорее, план-схема парка — сориентироваться можно, но впечатления уже не те.

Зелёные зоны — самые разные виды растительности, не только абстрактные хвойные или лиственные деревья, но также крупные кустарники или, например, пальмы. На одних территориях деревья высажены аллеями, на других — целыми массивами. И даже одиночно стоящие деревья игнорировать не хочется.

После стольких лет отрисовки зданий разрабатывать растительность оказалось совершенно новым опытом — занимательным и интригующим.

В первую очередь надо было создать 3D-модели деревьев, которые соответствовали бы концепции. Также важно было попробовать разные формы и структуры, подобрать цвет, вид и образ деревьев, которые будут подходить именно для карты 2ГИС. В итоге получилось много разных угловатых ёлок.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Во второй итерации решили посмотреть в другую сторону — сделать модели наряднее и живее. Лиственные деревья стали радикально другими, с длинными стройными стволами и изящными шапками, а ёлки нарядились в ажурные юбочки.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

На этом этапе поняли, что хочется видеть в 2ГИС: лаконичный внешний вид деревьев, который дополняет и наполняет карту, но не перегружает и не стягивает на себя внимание. В общем, золотая середина между первой и второй итерациями.

Чтобы массивы деревьев получались более хаотичными и реалистичными, «сажаем» их с помощью рандомизации — деревья повёрнуты под разными углами, разного размера и сдвинуты относительно исходной точки. Кроме этого, мы вручную расставили больше 13 млн деревьев.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

И конечно, если мы говорим о реалистичности — деревья меняют цвет в зависимости от времени года. Зарядье в 2ГИС.

Дороги

Сложно представить реалистичные карты без объёмных дорог. Добавили объёма дорожным развязкам и тоннелям.

Раньше дороги на карте 2ГИС были одного уровня и пересекались на одной плоскости. Сейчас дороги, которые идут выше, рисуются поверх других:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

У дорог, которые уходят в тоннели, появились на карте въезды и выезды, а их «внутренняя часть» спрятана под землёй:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Мосты и эстакады стоят на опорах и отбрасывают тень:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Линия маршрута рисуется полупрозрачной в тех местах, где она идёт под какими-то объектами — под мостами и эстакадами, внутри туннелей:

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

О технической реализации объёма у дорог можно почитать в нашем посте на Хабре.

Следующим этапом добавим разметку.

Ручная работа, или путь к реалистичным картам 2ГИС, Длиннопост, Карты, 3D, Иммерсивность, Архитектура, Технологии, Блоги компаний

Что дальше

Мы в начале большого пути: результаты наших исследований и поисков будут постепенно появляться в ваших девайсах в 2024 году — в проектах, городах или на конкретных территориях.

Наши карты будут становиться всё более реалистичными, делая жизнь в городе ещё удобнее.

Реклама ООО «ДубльГИС», ИНН: 5405276278

Показать полностью 25

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность

Как иммерсивность помогает нам воспринимать мир? И может ли она сделать нашу жизнь лучше? Разбираемся, как работает иммерсивность с человеческим сознанием.

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность Метавселенная, Иммерсивность, 3D, 2ГИС, Видео, YouTube, Длиннопост, Технологии, Разработка, Блоги компаний

Медиакорпорации запускают метавселенные, в соцсетях делают селфи с AR-масками, виртуальные инструменты в работе используют даже чиновники и преподаватели. Иммерсивность окончательно вышла в мейнстрим и стала баззвордом. Хотя история этого явления началась задолго до интернета и смартфонов.

Слово «иммерсивность» происходит от английского “immerse” — погружать. Иммерсивным считается контент, который погружает человека в своё содержание. Максимального эффекта можно достичь за счёт воздействия на все органы чувств, однако даже самые современные иммерсивные технологии, как правило, ограничиваются зрением и слухом. Так устроено наше сознание — оно легко принимает вымышленные миры за настоящие.

Вопрос о том, как именно люди отличают объективную реальность от субъективной, по-прежнему находится исключительно в философской плоскости. Ряд исследований показал, что взаимодействие с виртуальной реальностью вызывает активность в мозге, сопоставимую с реакцией на объективную реальность.

Для нашего сознания разница между реальным и вымышленным далеко не такая чёткая, как нам хотелось бы. Люди часто испытывают иммерсивный опыт даже без внешнего воздействия, но спровоцировать его может что угодно: история или песня, картина или наблюдение за природой. Нашу реальность постоянно дополняют виртуальные слои, и часто мы даже не замечаем, как погружаемся в них.

Иммерсивный опыт в первобытной культуре и религиозных практиках

История иммерсивности неразрывно связана с историей человеческого сознания. На определенном этапе эволюции наш мозг освоил абстрактное мышление. По разным версиям, это произошло от 250 тысяч до 40 тысяч лет до нашей эры. Сначала люди использовали абстрактное мышление, чтобы создавать ловушки для больших животных и сложные орудия труда. Затем стали рефлексировать о прошлом и будущем, воображать несуществующие вещи, общаться при помощи абстрактных символов.

Пещерная живопись — это первый сохранившийся образец иммерсивного опыта. Самые ранние рисунки, обнаруженные археологами, созданы более 45,5 тысяч лет назад. Даже такие примитивные изображения животных и сцен охоты помогали первобытным людям погрузиться в другую реальность. Например, они могли представить себе животное, которое не видели раньше. Или представить себя на охоте, сидя у костра в пещере.

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность Метавселенная, Иммерсивность, 3D, 2ГИС, Видео, YouTube, Длиннопост, Технологии, Разработка, Блоги компаний

Другой пример иммерсивности, который существовал ещё на заре человечества — ритуальные практики. Шаманы, целители и жрецы испокон веков проводили церемонии, которые воздействовали на разные органы чувств и помогали человеку выйти за пределы его повседневной реальности.

Иммерсивность играет большую роль и в более современных религиозных практиках. В Средневековье архитекторы христианских церквей создавали эффект погружения для прихожан при помощи мозаики. Входя в церковь, они будто попадали в другой мир. Многие не умели читать, но масштабные разноцветные полотна без слов «переносили» их в библейские истории.

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность Метавселенная, Иммерсивность, 3D, 2ГИС, Видео, YouTube, Длиннопост, Технологии, Разработка, Блоги компаний

Работа с эффектом погружения в искусстве после Средневековья

В дальнейшем люди стали целенаправленно создавать иммерсивный опыт и ставить его на первый план в своих работах. Этот эффект позволял в полной мере погрузиться в творение автора и представить себе другой, зачастую недостижимый мир.

Одним из самых ранних примеров специально созданного эффекта погружения в искусстве можно считать карту Carta Marina Олафа Магнуса (середина XVI века). Это гравюра из девяти полотен общей шириной почти два метра, на которой изображена карта Северной Европы.

Она выделяется на фоне схематичных карт той эпохи. Каждый её фрагмент украшен иллюстрациями людей, животных и объектов, которые, по мнению Магнуса, можно было найти в данном регионе. Например, в Карелии стоит избегать гигантских змей, а с побережья Норвегии можно наблюдать эпическое сражение дракона и лобстера.

Карта Магнуса больше похожа на современные онлайн-карты. Она не просто показывала пользователю, где он находится или куда ему нужно идти. При помощи информативных и запоминающихся иллюстраций она позволяла ему заранее погрузиться в реальность неизвестной местности.

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность Метавселенная, Иммерсивность, 3D, 2ГИС, Видео, YouTube, Длиннопост, Технологии, Разработка, Блоги компаний

Интересные примеры иммерсивности можно найти в театре Европы в XVIII-XIX веках, в частности в спектаклях в жанре фантасмагории. На этих представлениях при помощи «волшебного фонаря» на стены зала транслировались демоны, призраки и скелеты. На органы слуха воздействовали пугающими звуками «как из преисподней», атмосферу ужаса дополняло задымление.

В середине XIX века иммерсивность эволюционирует в живописи. Раньше художники создавали эффект погружения за счёт техники реализма — картины настолько точно передавали натуру, что живопись было трудно отличить от реальности. Новые стили, в особенности импрессионизм, пошли дальше и начали изображать «дышащую» или «движущуюся» реальность, которая передавала не только внешний облик человека или объекта, но и их состояние в тот или иной момент времени.

Это создавало ещё более глубокий эффект погружения. Многие современники, впервые видевшие картины в стиле импрессионизма, будто «проваливались» в них. Вот что Кандинский пишет о картине Моне «Стог сена»: «Картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей».

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность Метавселенная, Иммерсивность, 3D, 2ГИС, Видео, YouTube, Длиннопост, Технологии, Разработка, Блоги компаний

Иммерсивность и технологии

Первые разработки, которые легли в основу современных VR-шлемов, появились еще в XIX веке. В 1837 ученый Чарльз Уитстон изобрел первый стереоскоп — устройство для просмотра объемных изображений. При помощи зеркал стереоскоп позволял каждому глазу смотреть на одну из двух одинаковых картин. Это создавало иллюзию объемного пространства.

Стереоскоп стал популярным развлечением для аристократии, и другие изобретатели развили идеи Уитстона. Первые модели были громоздкими и очень дорогими, но уже в 1860 году американский врач Оливер Холмс разработал более дешёвую и мобильную систему для просмотра трехмерных изображений. Стереоскоп Холмса достиг коммерческого успеха, и технология продолжила развиваться.

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность Метавселенная, Иммерсивность, 3D, 2ГИС, Видео, YouTube, Длиннопост, Технологии, Разработка, Блоги компаний

Иммерсивные трехмерные изображения в той или иной форме были популярны в течение всего XX века. В 1920 году зрители увидели первый трёхмерный фильм «Сила любви». В стереоскопах появились цветные фотографии и подсветка, которые сделали эффект погружения ещё более впечатляющим и доступным.

В 1957 году кинематографист Мортон Хейлиг изобрел устройство под названием «Сенсорама». В этом стереоскопе 3D-изображения были не статичными, а движущимися. Хейлиг стремился создать более иммерсивное кино и приблизить зрителя к действию на экране. Всего несколько лет понадобилось ему, чтобы создать «прадедушку» современных VR-консолей. Устройство Telesphere Mask тоже работало с кинопленкой и проекцией в движении, но, в отличие от предшественника, его можно было носить на лице. Устройство не стало коммерческим хитом, но разработчики VR-технологий во второй половине 20-го века вдохновлялись технологиями Хейлига.

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность Метавселенная, Иммерсивность, 3D, 2ГИС, Видео, YouTube, Длиннопост, Технологии, Разработка, Блоги компаний

Виртуальный Pac-Man и иммерсивные тренажёры для космонавтов — эффект погружения становится интерактивным

Все предыдущие примеры иммерсивности полагались на воображение — контент стимулировал погружение в другую реальность, но все «действие» происходило в сознании человека. Дальнейшее развитие иммерсивных технологий позволило не только погружаться в новые миры, но и стать участником происходящих в них событий.

Первая VR-платформа под названием VIDEOPLACE была разработана в 1975 году. В темной комнате камера записывала пользователя и мгновенно воспроизводила запись через проектор. На экране появлялся силуэт пользователя, который повторял его движения и мог взаимодействовать с виртуальными объектами и силуэтами людей из других комнат.

С конца 70-х годов в США активно начинается разработка иммерсивных тренажеров для пилотов и космонавтов. Виртуальные шлемы для ВВС США и NASA позволяли пилотам погружаться в сложные ситуации, которые ожидали их в реальном мире, но при этом не рисковать жизнью. Благодаря эффекту иммерсивности они не просто отрабатывали технику, но и чувствовали стресс и опасность полетов на высокой скорости.

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность Метавселенная, Иммерсивность, 3D, 2ГИС, Видео, YouTube, Длиннопост, Технологии, Разработка, Блоги компаний

VR-технологии этой эпохи воспроизводили далеко не только реальные ситуации. Игровая индустрия быстро поняла потенциал иммерсивных впечатлений и уже в начале 90-х начала выпускать виртуальные версии популярных аркадных игр. Например, игроки могли надеть громоздкий шлем и погрузиться в мир знаменитого поедателя точек Пакмана.

Сейчас иммерсивные технологии этой эпохи кажутся нам комичными и неуклюжими. Однако они превратили пользователей из пассивных наблюдателей иммерсивности в активных участников. В дальнейшем иммерсивные технологии будут развиваться именно в сторону максимального взаимодействия с пользователем.

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность Метавселенная, Иммерсивность, 3D, 2ГИС, Видео, YouTube, Длиннопост, Технологии, Разработка, Блоги компаний

Современная иммерсивность и решение повседневных проблем

VR-игры — первый и, наверное, единственный пример иммерсивности, который придёт в голову даже не разбирающемуся в технологиях человеку. На самом же деле иммерсивность за последние 20 лет проникла во все сферы нашей жизни. Эффект погружения помогает общаться, отдыхать, учиться и работать.

Иммерсивный контент становится практичным и повседневным. Большую роль тут сыграли технологии дополненной реальности (Augmented reality, AR). Они создают дополнительные смысловые слои в физическом мире, с которыми можно взаимодействовать при помощи устройств. Это не полноценное погружение в другую реальность, а более утилитарное применение иммерсивности.

Например, приложение IKEA позволяет увидеть, как мебель бренда будет выглядеть в интерьере вашей квартиры. Или популярный вид AR-приложений в школьном образовании — «живые иллюстрации» для учебников: ученики наводят камеру смартфона на картинку, и AR-приложение показывает её расширенную версию.

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность Метавселенная, Иммерсивность, 3D, 2ГИС, Видео, YouTube, Длиннопост, Технологии, Разработка, Блоги компаний

Другие решения предусматривают более глубокое погружение в виртуальную реальность и напоминают иммерсивные инструменты предыдущих эпох. Полноценный эффект погружения особенно эффективен в медицине. Например, VR-программы помогают мозгу отвлечься от негативных ощущений и почти вдвое сокращают уровень боли даже у тяжелобольных пациентов.

В психиатрии иммерсивные решения позволяют пациентам взглянуть в глаза своим страхам. В экспозиционной терапии пациент преодолевает фобию за счет прямого контакта с объектом его страха. Исследования показывают, что такая встреча в VR настолько же эффективна, как и в реальности.

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность Метавселенная, Иммерсивность, 3D, 2ГИС, Видео, YouTube, Длиннопост, Технологии, Разработка, Блоги компаний

Иммерсивность в городе

Иммерсивные технологии помогают жителям узнать больше об их городе и делают городские службы более эффективными. За счет AR и VR-приложений, иммерсивных карт и интерактивных экскурсий у крупнейших городов мира сегодня появилось дополнительное виртуальное пространство.

Навигационные сервисы в последние несколько лет сделали большую ставку на иммерсивные карты. Свои проекты глобально развивают Google и Apple, в России первые иммерсивные карты показали 2ГИС и Яндекс. Как работает иммерсивность в картах? Например, с помощью AR-инструментов, которые через камеру смартфона добавляют навигационные элементы к реальным локациям. Иммерсивный эффект создают расширенные инструменты визуализации в онлайн-картах. Благодаря различным дополнительным «слоям» (уровням загруженности дорог, оценкам местных заведений, векторной прорисовке местности и т. д.) пользователь может больше узнать о месте и почувствовать себя в нём.

Иммерсивными инструментами пользуются не только жители городов, но и те, кто занимаются их обустройством. Планировщики и инженеры городских систем используют трёхмерные модели или даже полные виртуальные копии городов для проверки и настройки новых решений. Иммерсивные инструменты дают намного более точное и объёмное представление о городском пространстве, чем схематические изображения.

Зеркальный мир — иммерсивные решения в будущем

Точно предсказать, в какую сторону будут развиваться иммерсивные технологии, мы не можем. Но очевидно, что в будущем вместо точечных вкраплений AR и VR нас ждут полноценные «вторые миры» — метавселенные, в которых мы будем общаться, работать, покупать, ходить к врачам и учиться.

Чем лучше технологии, тем меньше разрыв между иммерсивностью и реальностью. Сегодня вы можете посмотреть на Лондон через Street View и другие иммерсивные решения для карт. Завтра те же карты будут предлагать вам виртуальную «прогулку», которую будет очень тяжело отличить от реальной.

Ставку на развитие метавселенных делают многие ведущие технологические компании. Марк Цукерберг даже переименовал свою компанию в Meta в предвкушении виртуальных социальных сетей будущего.

По прогнозам Цукерберга и других технологических гуру, мы будем постоянно взаимодействовать с виртуальным миром как с зеркальной реальностью, а не погружаться в неё за счет отдельных приложений и гаджетов.

От наскальных рисунков до метавселенной: как работает иммерсивность Метавселенная, Иммерсивность, 3D, 2ГИС, Видео, YouTube, Длиннопост, Технологии, Разработка, Блоги компаний

Иммерсивный опыт будет становиться всё более детальным — в нём появятся запахи, вкусы и чувство осязания. Лёгкие и мобильные гаджеты нового поколения позволят без труда переключаться между дополнениями к реальности или полностью переходить в виртуальную плоскость.

Всё это возможно благодаря тому, что наше сознание изначально обладало способностью к погружению в другую реальность. За десятки тысячи лет до всех современных технологий людям достаточно было взглянуть на рисунок на скале, чтобы представить, как они охотятся на мамонта. Сегодня мы извлекаем из иммерсивного опыта всё больше пользы и строим, по сути, новую иммерсивную реальность. Однако принцип погружения в неё остается таким же, как 45 тысяч лет назад.

Реклама ООО «ДубльГИС», ИНН: 5405276278

Показать полностью 11 1

Вся история с Google Play и 2ГИС — наш post mortem

В этом посте подробно разбираем ситуацию с Google Play , с техническими нюансами и ответами на ваши вопросы. Материал может быть интересен тем, кто любит углубляться в детали, и паблишерам приложений в Google Play, которые могут столкнуться с аналогичными трудностями.

Что такое post mortem?

Это статья, написанная по следам крупного инцидента. Её цель — помочь предотвратить подобные ситуации в будущем.

Ещё раз — что случилось

10 января Google Play Protect ошибочно посчитал 2ГИС вредоносным приложением.  Пользователи 2ГИС на Android начали получать системное сообщение, что 2ГИС — вредоносное приложение. Мы стали массово получать сообщения от пользователей и разбираться в ситуации. Стартовая публикация на Пикабу — здесь.

Больше всего вопросов в эти пять дней мы получаем про доступы. В этом посте в том числе подробно рассказываем, какие пермиссии мы запрашиваем у пользователей и для чего они нужны.

Ещё раз — как обычно работает проверка приложений

Ошибки в алгоритмах проверки — не редкость. Перед релизом в Google Play каждое приложение проходит проверку. И если систему проверки что-то смутило, разработчик получает уведомление.

Решение проверки можно оспорить, прикрепив скрины или текстом объяснив модератору необходимость каких-то запросов или работу той или иной фичи/библиотеки.

Но 2ГИС удалили из Google Play, и мы не можем получать и оспаривать решения алгоритмов проверки перед релизом. Поэтому сейчас мы разбираемся, что послужило причиной ошибочного срабатывания проверки.

Почему вообще Google Play Protect определил 2ГИС как «опасное» приложение?

Мы не знаем наверняка. Возможно, Google действует по простому алгоритму. 2ГИС нет в Google Play, значит, модерация может не иметь ссылку на политики конфиденциальности, которые выполняют ключевую функцию по регулированию работы с данными. Он не может задать нам уточняющие вопросы о запрашиваемых разрешениях и автоматически помечает 2ГИС как вредоносное.

Если смотреть список причин, из-за чего можно попасть в эту категорию spyware, к которой нас отнёс Google, то можно предположить только одну причину — чтение контактов и фото. Для остальных возможных причин у приложения нет прав. Оба этих действия мы делаем строго с согласия пользователя. Контакты используем для построения социального графа (отзывы и «Друзья на карте»), а фото — для добавления изображений к местам.

Разрешения запрашиваем не при запуске приложения, а непосредственно при действиях пользователя в конкретных фичах. Обе эти пермиссии существуют с нами давно.

Вы можете читать все мои смски и видеть историю звонков?

Мы не запрашиваем такие чувствительные пермиссии. В заблуждение вводит шаблонный текст от Google Play Protect.

Вся история с Google Play и 2ГИС — наш post mortem Google, Информационная безопасность, Android, Приложение, 2ГИС, Длиннопост, Reddit (ссылка)

Мы используем SMS Retriever API от Google, чтобы автоматически вводить одноразовый код из нашей же смски, когда вы регистрируетесь в 2ГИС по номеру телефона. То есть вам не нужно вручную вводить одноразовый код для 2ГИС, который вы получили в SMS.

В предупреждении об опасности Google Play Protect используется текст, в котором перечисляется всё обобщённо. Из-за этого может показаться, что 2ГИС якобы имеет доступ ко всем SMS и журналу звонков. Это не так.

Зачем вам моя фоновая геопозиция?

В начале декабря мы выпустили фичу «Друзья на карте», сейчас ей активно пользуется несколько процентов аудитории — пользователи могут разрешать друг другу видеть, где они находятся. Самостоятельно приложение не может получить права фонового определения геопозиции. Чтобы 2ГИС получил доступ, пользователь сам должен перейти в настройки телефона и явно их выдать. Разрешение запрашиваем только при включении «Друзей на карте», оно необязательное и нужно только для тех, кто решил использовать фичу.

Вот как происходит её включение:

Вся история с Google Play и 2ГИС — наш post mortem Google, Информационная безопасность, Android, Приложение, 2ГИС, Длиннопост, Reddit (ссылка)

Зачем картографическому приложению знать контакты?

Для добавления друг друга в друзья и построения соцграфа. Друзья показываются на карте и в карточках мест, чтобы пользователи могли видеть мнения близких людей о ресторанах, парках или стоматологиях.

Пермиссия необязательная, запрашиваем только если пользователь сам хочет добавить в 2ГИС контакты для «Друзей на карте» или рекомендациях в отзывах.

Точно нужно иметь прямой доступ к звонкам?

CALL_PHONE используется для звонка в компанию напрямую из приложения без дополнительного перехода в системный дайлер («звонилку»). Эта пермиссия в приложении уже давно. Запрашиваем её непосредственно после тапа на номер телефона в карточке компании.

Зачем картографическому приложению доступ к микрофону?

Для голосового ввода текста — эта функция есть во множестве популярных приложений. Например, чтобы за рулём быстро найти нужный адрес, не набирая его на клавиатуре. Запрашиваем разрешение в тот момент, когда вы активируете функцию голосового ввода.

Что говорит сам Google?

Пока ничего. Мы сразу отправили апелляцию, на статус всё ещё In progress. Обращения по другим каналам тоже остаются без внимания, в том числе обращение в Google Play Community, поддержанное нашей аудиторией (спасибо вам!).

Есть ли сейчас безопасная с точки зрения Google версия?

Свежая версия 6.31.0.535 свободна от предупреждений Google Play Protect. В ней мы удалили пермиссии, на которые теоретически мог ошибочно срабатывать Play Protect: android.permission.READ_CONTACTS, android.permission.CALL_PHONE, SMS Retriever API (это не пермиссия, но в ситуации недостатка информации решили тоже отключить).

Мы рекомендуем использовать её всем пользователям, чтобы не сталкиваться с предупреждениями.

Почему при самообновлении через 2ГИС от Google Play Protect всё равно появляется предупреждение на новую версию?

Версия 6.31.0.535 свободна от предупреждений Google Play Protect. Но обновиться на неё с предыдущей версии без предупреждения не получится — для Google Play Protect всё выглядит так, что «вредоносное ПО пытается поставить ещё одно приложение». И, конечно, пользователя об этом предупреждают. После обновления предупреждение перестаёт показываться.

А почему старые версии 2ГИС не помечают как«вредоносные»?

Мы не знаем. И по использованию данных, и по пермиссиям они одинаковы с harmful-версиями («вредоносными»).

Может быть проблема в новой фиче «Друзья на карте» по шарингу геопозиции?

Мы рассматриваем эту версию. Но против неё три аргумента:

  • Фича вышла в версии 6.29, на которую Google Play Protect не «ругается». Более того, в первое время после появления проблемы эта версия была тихой гаванью, куда мы перенаправили все новые установки пользователей. (upd 16 января Google начал отправлять ошибочные уведомления для версии 6.29, но прежние два аргумента в силе)

  • В новой версии 6.31.0.535 мы не удаляли эту фичу, а Google Play Protect перестал относить приложение к вредоносным и не видит больше проблем с безопасностью.

  • Для нарушений, связанных с отслеживанием местоположения у Google есть категория stalkerware, а не spyware, ошибочно присвоенная 2ГИС.

Если отобрать у 2ГИС все пермиссии, он останется работоспособным?

Да. Как и в случае, если не выдавать пермиссии — приложение будет работать с учётом ограничений.

Первый раз вижу чтобы Google Play Protect срабатывал на крупное известное приложение. 2ГИС первый?

Нет, 2ГИС не первый. Похожая история случилась с Samsung Wallet: обсуждение на reddit и в треде на форуме Google.

Все равно вам не верю, вы просто очень складно сочиняете. Google крупная компания, почему я должен верить вам?

Мы уверены, что произошла ошибка, и уверены в безопасности 2ГИС. Мы рассказываем подробно обо всём, что делаем в эти дни, аргументируя свои выводы. Мы прозрачны и не пытаемся завлечь вас обманом пользоваться 2ГИС. Если вы хотите получить ещё больше деталей — пишите нам, обязательно поделимся.

Что делать?

Вы можете обновиться на новую версию 6.31.0.535, которую Google Play Protect уже не помечает как вредоносное. Второй вариант: временно отозвать все разрешения 2ГИС в настройках устройства, если они нужны для функций приложения, которыми вы не пользуетесь.

Показать полностью 2

2ГИС — опасное приложение?

UPD:

Подробный разбор ситуации читайте в этой статье

10 января 2024 пользователи 2ГИС на Android начали получать системное сообщение на своих устройствах. В нём говорилось, что 2ГИС — приложение вредоносное, оно опасно для устройства и личных данных. Это не так — 2ГИС всегда соблюдал все правила и продолжает это делать. Более того, в новых версиях приложения ничего принципиально не поменялось, и мы пытаемся выяснить, почему Google считает нас вредоносными.

Как приложение попадает в стор

У каждого стора есть свои правила. Если приложение их не нарушает, то после ревью оно публикуется, и всё ок. В последнее время Google Play свои правила ужесточил, чтобы бороться с действительно вредоносным ПО, которое пытается навредить устройству или украсть личные данные пользователя.

2ГИС — опасное приложение? Android, Приложение, Google, 2ГИС, Google Play, Информационная безопасность, Длиннопост, Telegram (ссылка)

В Google Play нас нет с лета, и всё это время мы выкладываем 2ГИС в альтернативных сторах для Android: RuStore, Huawei AppGallery, Samsung Galaxy Store и других. Обычно, когда версия проходит ревью в сторе, наши разработчики получают обратную связь: есть такая-то проблема, пофиксите её, и мы выложим приложение. То есть в любой подобной ситуации мы понимаем, где искать ошибку или хотя бы примерно понимаем, какое правило нарушили, куда копать. Сейчас ситуация в корне иная.

Какой конкретно Google присылает сообщения

Итак, мы делаем приложение на операционную систему Android. Компания Google владеет этой операционной системой и влияет на то, какие приложения эта ОС считает вредоносными, а какие нет. Это не относится к магазину Google Play: магазин присылает уведомления об ошибках разработчикам перед публикацией приложения, Google шлёт системные сообщения пользователям. То есть мы узнаём о проблеме «из газет» — от наших пользователей.

Дальше в нашем расследовании появляется Google Play Protect (Google Play Защита) — система, которая сканирует ваше устройство на наличие потенциально опасных приложений из сторонних источников (то есть не из Google Play). Как часто это происходит и с какой регулярностью, делается это автоматически или вручную, Google не раскрывает. У нас есть предположение, что 8 января что-то поменялось во внутренних правилах Google — именно с этого времени пользователи начали получать ошибочные уведомления о «вредоносности».

Что вредоносного обнаружено

С 10 января мы погружены в ситуацию и разбираемся, какой функционал ошибочно могли признать вредоносным.

В сообщении, которое получают пользователи, написано, что 2ГИС хочет получать доступ к вашим СМС, фотографиям, аудиозаписям и журналам звонков. Это и так, и не так одновременно.

Мы запрашиваем пермишны — разрешения — для того, чтобы пользователь сам разрешил себе пользоваться определёнными фичами телефона. Это доступы к разным участкам системы. Их всегда можно отключить или включить обратно. Так делает очень много приложений, вы наверняка давали разрешение или, наоборот, запрещали доступ к этим же функциям для других приложение на вашем устройстве. Что это за фичи и функции:

  • Микрофон — в 2ГИС вы можете давать команды голосовому помощнику.

  • Звонки — если хотите звонить в организации прямо из приложения, просто нажав на телефон в карточке. Доступ к журналу звонков мы не запрашиваем.

  • SMS используем для кодов авторизации в приложении. Мы имеем доступ только к своим СМС, ни к каким другим сообщениям на устройстве доступа у нас нет.

  • Местоположение, чтобы корректно работал навигатор и функция «Друзья на карте».

  • Контакты, чтобы вы могли находить друзей и знакомых в приложении.

  • Фото и видео, чтобы публиковать их в отзывах.

Эти фичи были в 2ГИС всегда. Ничего не поменялось ни 8, ни 10 января.

Что мы делаем

Мы ищем причину. Сейчас пробуем выключать фичи по очереди, чтобы понять, где Google обнаружил ошибку. Из основного приложения 2ГИС на Android убраны:

  • Работа с адресной книгой (использовалось для соцграфа: отзывы знакомых, добавления друзей); android.permission.READ_CONTACTS

  • Автоматическое подставление из SMS-кода подтверждения регистрации пользователя (SMS читались через библиотеку Google, мы не добавляли пермиссий).

  • Звонок в один клик: android.permission.CALL_PHONE

Из бета-версии убрали работу с адресной книгой (android.permission.READ_CONTACTS).

Не нужно удалять приложение. Если вы беспокоитесь, всегда можно ограничить доступ приложения к системным настройкам (например, убрать «крыжик» с микрофона, если не пользуетесь голосовым вводом) и продолжить пользоваться.

Если уже удалили, скачать заново можно на сайте apk.2gis.ru (наш официальный) или в альтернативных сторах: RuStore, Xiaomi Getapps, Samsung Galaxy Store, RuMarket и Huawei AppGallery.

Что уже можно почитать по теме на момент 15:00 Мск, 13 января:

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!