Знают все героя - Чкалов ! Ну а кто такой Привалов ?

Знают все героя - Чкалов !       Ну а кто такой Привалов ? Авиация, Валерий Чкалов, Привалов, МИГ, Мост, Герои, Хулиганы, Ас, Длиннопост

Ни один летчик в мире еще не сделал ничего подобного - ни до, ни после летчика-снайпера Валентина Привалова. Мы не берем в расчет родоначальника отечественного воздушного хулиганства Валерия Чкалова - слишком несравнимы характеристики самолетов

Знают все героя - Чкалов !       Ну а кто такой Привалов ? Авиация, Валерий Чкалов, Привалов, МИГ, Мост, Герои, Хулиганы, Ас, Длиннопост

4 июня 1965 года реактивный истребитель МИГ-17 пролетел на огромной скорости под коммунальным мостом через сибирскую реку Обь, разделившую на две части ныне почти полуторамиллионный Новосибирск.

Знают все героя - Чкалов !       Ну а кто такой Привалов ? Авиация, Валерий Чкалов, Привалов, МИГ, Мост, Герои, Хулиганы, Ас, Длиннопост

Тогда это летное происшествие было расценено военспецами как крупное ЧП и мгновенно дошло до министра обороны.

Знают все героя - Чкалов !       Ну а кто такой Привалов ? Авиация, Валерий Чкалов, Привалов, МИГ, Мост, Герои, Хулиганы, Ас, Длиннопост

Это МИГ-17ПФ (перехватчик форсажный). На нём была установлена РЛС РП-1 "Изумруд" (наплыв над воздухозаборником). Вооружение состояло из трех пушек НР-23 с боекомплектом по 100 патронов.

Знают все героя - Чкалов !       Ну а кто такой Привалов ? Авиация, Валерий Чкалов, Привалов, МИГ, Мост, Герои, Хулиганы, Ас, Длиннопост

До войны он не то что самолета, но и паровоза-то в глаза живьем не видел. Хотя рос не в глухомани, а в подмосковной деревне Пятница, где околица обрывалась берегом Истринского водохранилища. Ему было всего шесть лет, когда началась война. Но он хорошо запомнил наше отступление. Толпы безоружных красноармейцев с белыми от страха лицами на ставших вдруг тесными деревенских улочках. Близкая канонада... Их деревня месяц была под немцами. Как-то ночью к семье скрытно пробрался из Химок отец. К утру он вырыл в овраге земляную нору и с рассветом ушел - воевать дальше. В 42-м на отца пришла похоронка. Мать с тремя детьми спасалась в отрытом отцом окопе, пока не вернулись наши.


Над деревней летали тяжелые немецкие бомбардировщики с желтыми крестами. Бомбовозы не интересовались выжженной дотла маленькой деревенькой, припасая фугасы для Москвы. Еще его детская память сох-ранила цветные облачка шрапнели, рвущейся позади двух советских истребителей И-16, которые недолго покружили в полдень над деревней. А вечером того дня, когда прилетали разведчики, в село ворвались наши танки, облепленные автоматчиками в белых полушубках. На этом и кончились детские впечатления Привалова об авиации.


Одному Богу известно, каким ветром занесло деревенского подростка в аэроклуб. Свой первый учебный вылет он совершил раньше, чем получил школьный аттестат.

Леталось ему радостно. В воздухе не мог сдержаться - затягивал песню, что на земле случалось с ним крайне редко. Ловил в радиокомпас какую-нибудь станцию (чаще других попадался бессонный «Маяк») и блажил, разливаясь этаким басовитым соловьем - разбойником. В минимум погоды, хмарь, любил летать даже больше. Заранее предвкушал этот момент: вот сейчас, сейчас... Истребитель стряхивал с крыльев клочки облачности, и душа очищалась, яснела вслед за небом. Отлетала в прозрачную голубизну, в блеск незамутненного солнца. Небо дарило чувством освобождения от всего будничного.

Может оттого, что самолет он ощущал как продолжение своего тела и даже курсантом не испытывал обычной «трясучки» перед полетами, судьба его хранила. С ним долго ничего не случалось в воздухе.


А когда случилось, он... обрадовался. Перегонял истребитель в часть после ремонта. Машинально тронул в полете ручку управления - нет ответа. Самолет не слушался рулей высоты. Заикнись он об этом в эфире, наверняка получил бы приказ катапультироваться. Или орден. Если бы, конечно, сел и остался жив.


О, загадочная русская душа! Привалов молчал как партизан на допросе. По радио сказал диспетчеру на аэродроме, что будет заходить на посадку за 100 километров. Тот не среагировал, хотя норма была 20. Тон летчика не давал никаких оснований для тревоги.

До полосы Привалов дотянул на голом мастерстве. Но сел все же не по-приваловски. Его стелющуюся посадку, как и фирменные взлеты, в полку уже различали безошибочно. Самолет неуклюже ткнулся в бетонку сразу на три «ноги». Слегка озадаченные механики подошли узнать, в чем дело. А когда углядели болт, который намертво заклинил руль высоты, у всех глаза полезли на лоб. А как еще прикажете смотреть на смертника, прилетевшего, по сути, с того света? Впрочем, тем все и кончилось.

Знают все героя - Чкалов !       Ну а кто такой Привалов ? Авиация, Валерий Чкалов, Привалов, МИГ, Мост, Герои, Хулиганы, Ас, Длиннопост

Привалов слева

А орден он получил позже. Только, как говорят, не за одноразовую удаль, а по совокупности эпизодов при освоении ледовых аэродромов в Заполярье. Красную «звездочку».


Потом был перевод в провинциальный гарнизон под Канском. Там с Приваловым опять долго ничего не случалось. Уныло-рутинное тече-ние службы, зло названной им «простоквашей» за тусклость будней, изредка разнообразили учения в округе


Самой большой ярмаркой тщеславия в мирное время считались окружные сборы командиров полков. Что-то вроде выставки достижений воинского искусства.


То, что четверку истребителей из Канска позвали показать себя перед всем Сибирским округом, было немалым достижением. Забегая вперед, скажу, что на показе их четверка с первого захода зажгла целый десяток грузовиков, расставленных на земле в шахматном порядке и оживляемых с помощью тросов. «Молодцы, истребители!» - от души похвалил летчиков командующий учениями.


На тренировки им дали целую неделю, хотя с их «налетанностью» было достаточно одного дня. Как водится, отцы - командиры подстраховались. От необременительных ратных трудов летчики отдыхали на пляже. Купались, загорали. Похоже, только один Привалов отдыхал на речном песочке лишь телом. Голова включалась сама собой при виде капитального моста через Обь. Это было какое-то наваждение. Глянулся ему как-то сразу этот мост - и все тут! 3амечательный мост. Под такими только и летать. Нет, тогда он ничего не решил определенно. Просто положил глаз на мост, сказав себе: «Вот мост, который тебе нужен».


Случай вел его. В тот день, 4 июня 1965 года, с утра его назначили обслуживать зенитно-ракетный комплекс. Он крутился ужом в поднебесье, а зенитчики ловили серебристый крестик его МИГа в свои прицелы и делали понарошку «пиф-паф». Наконец, с КП передали режим снижения. На высоте две тысячи метров он вышел из плотной облачности. И первое, что он увидел, был мост. Прямо по курсу. Случай выложил ему мост на блюдечке с голубой каймой реки, словно приглашал: «Ну, Привалов, исполняй свою безумную мечту!»


А дальше включился его авантюрный характер. Сейчас или уже никогда! Так, главное держать голову холодной. Мозг работает, как компьютер. Чтобы идеально чувствовать самолет, он сбросил скорость до 700 километров. Выровнял истребитель точно по центру русла реки, довернув ручку управления на зеленое пятно островка, промелькнувшего внизу. Истребитель скользил всего в нескольких метрах над речной гладью. Клевок носом, еще клевок. Нервы-то у аса не железные! Так можно и гробануться. А что, если резко взять ручку на себя и пройти над аркой? Четыре секунды на окончательное решение. Все. Уже нельзя.



Поскольку пролет Привалова под мостом на реактивном истребителе никем в мире до сих пор не повторен, то нет и достоверных описаний того, что чувствует летчик в подобной ситуации. Даже в специальных наставлениях нет. Так вот, вопреки всем законам физики, включая прежде всего оптику, арка по мере приближения к ней не желала увеличиваться в размерах. Наоборот, она сужалась, грозя захлопнуть-ся над головой пилота как медвежий капкан.


Теперь самолет был всего в метре от воды. И на волосок от гибели, когда летчик поверил своим глазам: каменный мешок - нет выхода! Казалось, просвет был наглухо закупорен бетонными сваями стоящего впе-реди другого, железнодорожного, моста. В смертельно опасных ситуациях нет ничего страшнее, чем панические химеры собственного сознания. Привалов понял: нельзя научиться управлять ужасом. Но его можно переждать. Наверное, это и есть воспетое безумство храбрых.


Спасла Привалова отменная реакция. Четырех секунд, чтобы передумать, у него уже не было. Только две с половиной - чтобы рвануть ручку управления на себя и ввинтиться свечей в низкую облачность. Самолет прошел почти впритирку к фермам близкого железнодорожного моста. Тело отсалютовало победным хрустом всех косточек на чудовищную перегрузку.

Знают все героя - Чкалов !       Ну а кто такой Привалов ? Авиация, Валерий Чкалов, Привалов, МИГ, Мост, Герои, Хулиганы, Ас, Длиннопост
Знают все героя - Чкалов !       Ну а кто такой Привалов ? Авиация, Валерий Чкалов, Привалов, МИГ, Мост, Герои, Хулиганы, Ас, Длиннопост

Он не опоздал на аэродром, сел в свой график. А утром явился в штаб дивизии как ни в чем не бывало. Они сидели в методическом классе вчетвером - старший группы Николай Бричук, Лев Агафонов, Анатолий Житин и Привалов. Гадали вслух, какое задание придумают им сегодня. Здесь их и застал грозный звонок от начальника авиации дивизии. Трубку снял один из них. Совершенно ошалев от услышанного, он доложил приказ остальным: «Канских летчиков приказано арестовать. Ору-жие отобрать. Самолеты опечатать».


Они тогда не могли знать, что никаких вещдоков против Привалова не существовало. Пленка в бароспидографе, который обычно пишет «картинку» всего полета, оказалась старой. Ничего не записалось. Но дело было даже не в пленке. Крутое начало следствия предвещало как минимум потерю летной работы. Если виновник чистосердечно раскается, то для него одного. Если станут запираться, то для всей четверки. Такой жертвы Привалов не мог принять от друзей.


По мере того, как «разбор полетов» перемещался по вертикали во все более высокие кабинеты, крепчали и разносы. Чувствовалась, однако, в угрозах отдать Привалова под суд некоторая неуверенность. Похоже, окружные начальники просто не знали, где именно поставить запятую в известном приговоре: «Казнить нельзя помиловать».


После ЧП самолет Привалова был опечатан прямо на аэродроме под Новосибирском. Перегнать арестованный МИГ-17 обратно в часть приказали позже другому пилоту. О чрезвычайном летном происшествии было доложено министру обороны СССР маршалу Р.Малиновскому. Самого виновника тоже арестовали. На гауптвахте Привалов случай-но узнал, что его держат за сумасшедшего. Офицер, инструктируя конвой, всерьез наказывал: «Смотреть за арестантом в оба! Особенно, когда будут проезжать мост. Тот самый. Не ровен час, выпрыгнет из машины на ходу и в реку...»


Поездке предшествовал необыкновенный ажиотаж, как будто предстоя-ло рандеву с самим министром обороны. Привалов почти угадал. По кабинету нервно ходил маршал Е.Савицкий, который через год станет заместителем главкома войск ПВО страны. Два майора из личного экипажа маршала встали по бокам Привалова, как только его ввели в кабинет, - сторожили.


- Заболел... чкаловщиной? - суровый тон маршала соответствовал самым худшим опасениям Привалова насчет последнего парада, после которого одна дорога - в трибунал.


Храброе заявление капитана Привалова о том, что он всего лишь хочет стать настоящим летчиком, маршал оставил без внимания. Звучала в основном тема чкаловщины. Чем больше маршал гневался на родоначальника полетов под мостами, тем меньше, как надеялся Привалов, достанется ему, безрассудному подражателю.


Привалов стоял с каменным лицом. Одной едва приметной улыбкой он мог погубить себя окончательно. Но ситуация была и впрямь смешная. Показательная выволочка маршалом воздушного хулигана происходила не где-нибудь, а по иронии случая именно на крупнейшем авиазаводе, в ту пору флагмане боевого самолетостроения страны, который до сих пор не снял с вывески имя самого знаменитого из всех воздушных хулиганов. Точно - Валерия Павловича Чкалова.


На третьи сутки Привалова извлекли с гауптвахты и настрого приказали отправляться в Канск, где и следовало ожидать решения своей незавидной участи на самом верху. Неужели отлетался? Возвращался он поездом. Эх, махнуть бы на своем арестованном МИГе! Тут всего-то час доброго лета. Дорога показалась изнурительно долгой. В вагонной толчее сущим наказанием оказался парашют. Конструкторы тогда еще не додумались встроить парашют в катапульту. Поэтому летчики на земле часто напоминали навьюченных мулов. Куда хозяин, туда и неразлучная 25-килограммовая сумка. И попробуй брось ее, если на старые деньги это аж четы-ре тысячи рублей.


В голову лезла всякая ерунда. В поезде Привалов понял вдруг, что он все еще жив. Только теперь понял, что опоздай он на какое-то мгновение и ничего бы больше не было. На всякий случай Привалов репетировал последнее слово для трибунала, когда в часть пришла долгожданная телеграмма. Спустя многие годы он без запинки продиктовал мне несколько строк, решивших его судьбу: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части». Под телеграммой стоял личный позывной министра обороны СССР маршала Р.Малиновского.


Однако даже «охранная грамота» самого министра не уберегла Привалова от строгача с занесением по партийной линии. Заодно летчику дали понять, что быть ему ходячим олицетворением воздушного хулиганства в армии до конца жизни, если не пройдет «чистилище» политорганов.


В пору безгласия по достоинству воздали мастерству советского летчика разве что зарубежные «голоса». Но комментарии не имели ничего общего с реальностью. Представляю, как веселились у приемников те, кому было положено слушать. Как-то особисты, посмеиваясь, рассказали Привалову о радиоперехвате пекинского радио. Китай тогда счи-тался самым вероятным противником нашей державы на Востоке. С обеих сторон дальневосточную границу сотрясала предвоенная истерия.


Так вот, по версии китайцев, грубый служебный проступок Привалова означал не что иное, как начало отработки советскими асами новой тактики уничтожения мостов и переправ - с бреющего полета. У страха, известно, глаза велики. Но мысль сама по себе не пустая. Вообще бреющий полет - это отдельная тема. Среди военных летчиков немало любителей «побрить между кустов». Причем звания и должности часто не имеют никакого значения. Не всегда, к сожалению, это рискованное хобби заканчивается благополучно.


Натовские асы, те вообще с какой-то маниакальной страстью пашут и пашут это тактическое поле. А лучшим допингом для штабных аналитиков, сдается мне, послужила слегка подзабытая, но не ставшая менее скандальной посадка у самой Красной площади нашего германского «друга» Руста, который вновь продемонстрировал поистине безгра-ничные возможности данного тактического приема. Однако, напомню, ни один летчик в мире еще не повторил рекордный трюк Привалова. Не говоря уже о том, чтобы превзойти. Лестно сознавать, что хотя бы в этом мы впереди планеты всей.


Воздушным хулиганом Привалов стал поздно, в тридцать лет

Знают все героя - Чкалов !       Ну а кто такой Привалов ? Авиация, Валерий Чкалов, Привалов, МИГ, Мост, Герои, Хулиганы, Ас, Длиннопост

В кабине Привалов

..Когда-то Привалов все равно должен был попасть в центр боевого применения, куда приходили сразу после испытаний новейшие истребите-ли и откуда их двигали дальше, в строевые части. И он попал, потому что брали только самых-самых. Когда-то он все равно должен был стать летчиком-испытателем. И ... не стал. Беспросветность, невозможность реализовать себя как пилота экстра-класса, точно ржа, годами подтачивала изнутри могучий организм. И хотя врачам всегда казалось, что такого богатырского здоровья хватит на две жизни, первым предательски надтреснуло сердце.



Крушение судьбы произошло буднично и даже комфортно. В 42 года он привез из санатория приговор сочинского врача - блокада левого желудочка сердца. Гос-питаль. Прощай, летная работа! Ему предлагали вполне достойную должность на земле. Но он не смог ходить, дышать, жить рядом с теми, кто летал. Уволился на гражданку вчистую.

Знают все героя - Чкалов !       Ну а кто такой Привалов ? Авиация, Валерий Чкалов, Привалов, МИГ, Мост, Герои, Хулиганы, Ас, Длиннопост
8
Автор поста оценил этот комментарий

Заеб-ли эти черточ-ки, неу-жели нельзя подпра-вить прежде чем копипас-тить?

22
Автор поста оценил этот комментарий

Выдающееся событие, но честно говоря, я бы на месте военных поступил бы так же. Романтика - это прекрасно, а если бы он врезался в этот мост, то могли бы и жертвы появиться.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Ну а кто такой Привалов ?

"Привалов Александр Иванович, одна тысяча девятьсот тридцать восьмой, мужской, русский, член ВЛКСМ, нет, нет, не участвовал, не был, не имеет"

18
Автор поста оценил этот комментарий
Да задолбали уже этим фейком. В среднем раз в месяц этот фотомонтаж постите
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Из серии смотри как я умею. На МАК такие случаи описаны с худшим исходом. Недавно военный лётчик испытатель тоже со своей самоуверенностью разлажил самолёт акуратненько по горе. О таких не писвть надо а под трибунал отдавать.

раскрыть ветку