Зимний велосипед в Финляндии

"Меня зовут Степан Полуянов, я живу в Оулу в Финляндии. Очень часто аргументом против велосипеда в русских городах называют длинную зиму. Наш город Оулу, как мне кажется, – прекрасный пример круглогодичного велодвижения и он может быть хорошим примером в спорах с велоскептиками. Оулу находится на шестьдесят пятой широте – а это примерно как карельская Кемь или Архангельск. Зима здесь соотвествующая, длится с ноября по начало апреля с устойчивыми холодами. Морозы в −20... −30 градусов – не редкость, как и северные сияния."

Зимний велосипед в Финляндии Велосипед, Зима, Транспорт, Финляндия, Климат, Длиннопост
Зимний велосипед в Финляндии Велосипед, Зима, Транспорт, Финляндия, Климат, Длиннопост

Тем не менее, Оулу является одним из самых (если не самым) велосипедизированных городов Финляндии. Вот статистика на 2009 год о перемещениях горожан в осенний будний день: 53% на машине, 5% на автобусе, 20% пешком и 22% на велосипеде, что совсем не мало.


Коль я пишу именно о зимнем велосипеде, вот ещё более интересные цифры. Если взять всё население старше 6 лет, то очень редко ездящих и не ездящих совсем – 41%. 27% активно ездят на велосипеде круглый год (несколько дней в неделю). Ещё 12% менее активных зимой (менее раза в неделю). И небольшое количество людей совсем редко пользуются велосипедом зимой. Напомню, всё это жители старше 6 лет, включая бабушек и дедушек. Итого: 39% регулярно пользуются велосипедом зимой.

Зимний велосипед в Финляндии Велосипед, Зима, Транспорт, Финляндия, Климат, Длиннопост

Теперь расскажу, как это выглядит в моей жизни. Выдалась морозная суббота, а мне надо съездить на работу по делам.

Зимний велосипед в Финляндии Велосипед, Зима, Транспорт, Финляндия, Климат, Длиннопост

Велосипед является основным видом транспорта у меня и у моей жены. Так мы каждый день ездим на работу, по делам, в магазин и в кафе. Хотя у нас есть и машина, но она необходима лишь в редких случаях. Велосипед оказался удобнее, дешевле и быстрее как личного автомобиля, так и общественного транспорта. Должен отметить, что мы никакие не велоактивисты, а обычные горожане среднего достатка.


Как мне кажется, зимой люди отказываются от велосипедов, прежде всего, по трём причинам:


- холодно;

- скользко;

- дороги не чистят от снега.


И ни одна из этих причин не является непреодолимой стеной.


Холод точно не помеха примерно до −25 градусов. Городской велосипед – не спортивный снаряд, а значит, никто не заставляет потеть и с усилием крутить педали. Спокойная поездка утруждает не больше, чем то же время потраченное пешком. Поэтому никакой особой одежды для зимнего велосипеда не нужно, хотя шапка и варежки/перчатки весьма желательны. Да и специального велосипеда на зиму тоже не нужно, обычного городского вполне достаточно.

Зимний велосипед в Финляндии Велосипед, Зима, Транспорт, Финляндия, Климат, Длиннопост

Теперь о том, что зимой скользко. Это действительно так, но на самом деле всё совсем не страшно. Ощущения примерно такие же, как от зимней дороги на машине. Да, поведение должно быть чуть другим, но каждый может приспособиться. Здесь я должен похвастаться своим личным открытием: спустя 5 лет езды на обычных летних шинах круглый год, я попробовал зимние шипованные. Это было "вау!", я ездил целый день и не верил своим ощущениям! Невероятное сцепление на льду и укатанный снег. Можно ездить практически как летом. Так что вопрос о том, что на велосипеде скользко ездить зимой, для меня решён.

Зимний велосипед в Финляндии Велосипед, Зима, Транспорт, Финляндия, Климат, Длиннопост

С нечищеными велодорожками всё сложней. Это дело города. По крайней мере, в Оулу муниципалитет осознаёт важность велодвижения и ставит велосипеды в приоритет.

Зимний велосипед в Финляндии Велосипед, Зима, Транспорт, Финляндия, Климат, Длиннопост

Итак, даже на севере велосипед зимой – это вовсе не страшно, а быстро, удобно и достаточно безопасно. Оказывается, на таком транспорте не холоднее, чем пешком, с должными шинами не скользко даже на льду, и катится очень хорошо при условии, что велодорожки и тротуары регулярно и качественно чистятся.


Напоследок ещё пара мелких особенностей велосипеда в Оулу. Первый – это обязательный ходовой огонь на велосипеде в тёмное время суток. Его отсутствие может привести к штрафу. Второй – в том числе, из-за активного велодвижения наш общественный транспорт находится не в лучшем состоянии. Слишком много людей предпочитают бесплатную поездку на своём велосипеде автобусу за 4 с лишним евро туда-обратно.


Автор: Степан Полуянов.

8
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Осталось только переехать в Оулу, и тогда пересяду на велосипед ))
2
Автор поста оценил этот комментарий

В преклонных годах в Финляндию переехал на ПМЖ известный сибирский художник Тойво Ряннель. Приезжая в Красноярск по делам, он делился впечатлениями о новой родине. Самым ярким было - дороги. Говорил, что к любому озерцу ведёт хорошая дорога при этом вокруг девственная природа. Так что думаю и для велосипедистов там всё предусмотрено. Тем паче, куча народа педали круглогодично крутит...

4
Автор поста оценил этот комментарий

Я использую велосипед зимой в Норвегии. Снега у нас не меньше! И ветер! Для поездок на короткие дистанции

А дальше трех км снегоход. Быстро и удобно.

Впрочем я и лыжи уважаю. Личный рекорд заход на 1170 км в одно жало. Естественно не один день. Но у нас много избушек))) с топливом и харчами. И с автономным источником электричество, и разумеется тревожная кнопка и аптечка почти во всех. Ну я так на охоту забурился. Не спеша погулял...

Да, я умею выстругать временную лыжу взамен! Зотя современные композитки хрен сломаешь.

4
Автор поста оценил этот комментарий
Ростов, когда снег ничего не чищено кроме дороги, фиг знает, собьют меня там любители летней резины или нет, до работы мне 8 км и половина дороги в горку. Лично я от такого и весной потею и напрягаюсь, а по льду - идея для меня так себе.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Привет из Казани ;)
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию