Электросети по Германски

В одном из крайних постов в лиге электриков коснулись темы цифровизации и реформ Россетей. Писать мои размышления в комменте мне показалось... бесполезным (ну прочитают пост 2-3 человека - а толку то?), так что решил запилить отдельный пост.


Интересно будет тем, кто работает в сетевой электроэнергетике и имеет то или иное отношение к электрическим сетям. Остальным - скорее всего, будет не понятно и не интересно. Ну и вообще очень много текста, так что дальше - на свой страх и риск.


Итак, в исходной точке у нас есть пара десятков крупных ТСО в виде МРСК иже с ними (МОЭСК, Ленэнерго иже с ними), находящиеся под контролем управляющей компании Россети (ранее - Холдинг МРСК). Россети - это управляющая компания (по поручению государства - владелец большей части акций МРСК иже с ними), которая сама по себе ничего не производит, а только управляет ДЗО (дочерними зависимым обществами, т.е. МРСК иже с ними) и  выполняет прямые поручения президента и министерств. Дал президент команду "вперед - к цифровизации!", Россети принимают её к исполнению. Потому, что если не примут - завтра там сменится руководство и так до тех пор, пока команды не будут приниматься и исполнятся. Вот сейчас команды принимаются и исполняются. Просто потому, что у них простой выбор - иди куда посылают заниматься чем сказали или пойдешь искать работу в другом месте.


Если я правильно понимаю (я очень-очень далек от Топов, то есть, руководителей даже МРСК, не то, что Россетей), правительством очень давно была поставлена задача реформирования отросли (сетевых компаний). И уже много-много лет назад, проанализировав опыт коллег, в том числе, зарубежный, было решено присмотреться к опыту Германии и начать его перенимать. Вот и погнали массово руководителей из МРСК, филиалов и даже ПО к немцам. Кое какая информация от них дошла и до меня, вот я и хочу ей поделиться. Но информация у меня далеко не первой свежести, да и мог я что-то напутать или забыть, так что кто может уточнить - уточните, пожалуйста, в комментариях.


Ездили мои коллеги в Берлин (не только, но Берлин запомнился). В Берлине есть диспетчерская служба - это от 8 до 15 диспетчеров в одном месте в смене. Количество зависит от времени суток, то есть, когда нагрузка диспетчеров высокая (в период ремонтов и т.д.) на смене максимум, а когда нагрузка невысокая (скажем, ночью) - выводят меньшее их количество. Берлин - это 3,5 млн. жителей (для понимания масштаба), но возможно, эти диспетчера обслуживают не только город, а пригороды и загород.


Оперативка. Это один человек (на самом деле их много, конечно, но "бригада" - это один человек). "Оперативщик" сидит дома (экономия на помещениях). У него есть, скажем так, сетевой принтер, на который приходят команды (заказ-наряды) от диспетчера. Что ещё хотел сказать про Германию и их сети. Возвращаясь к охране труда. Да, оперативщик один (без контролирующего лица). И с тремя бумагами, что он а) обучен по профилю; б) ознакомлен с инструкцией предприятия (на целых 300-500 страниц, вот только это ОДНА инструкция - сложи все, которые, скажем, я должен знать - получится страниц тысяч на 30-50, но скорее даже больше); в) здоров и готов выполнять свои обязанности. И всё. На нем полная ответственность. Не на мастере, начальнике РЭС, главном инженере и т.д. А на одном монтёре. И монтёр это прекрасно понимает и не "косячит". Но это, на секунду, немецкий менталитет и педантичность. У нас в РФ всегда есть "Вася", который будет нарушать по десятки причинам "от него не зависящим" (обычно - нет). Да, есть и у нас адекватные, ответственные и педантичные, но их далеко не 100% оперативщиков. Читая обзоры травматизма так вообще иногда волосы дыбом встают от пофигизма и откровенного нежелания обеспечить собственную безопасность. Ну это вообще другая тема.


Получив задание, оператищик берет бланк наряда, выходит из дома, садится на рабочую машину с железной лестницей на крыше (не АГП/АПТ - просто приставная железная лестница) и едет выполнять задание. Один. Определяет, что происходит на месте и если может выполнить задание - выполняет, а если не может (ну, например, сгорел силовой трансформатор) - дефектует. Результаты сообщает диспетчеру. Тот уже, при необходимости подключает подрядные организации для выполнения аварийно-восстановительных работ (далее - АВР).


Да, у них (в Германии) эта схема (с подрядными организациями для АВР) работает. В Берлине, как я слышал, было 6 крупных подрядчиков (выходцев из тех же сетей), которые выполняли все плановые ремонты и АВР. Результаты их деятельности оцениваются сетевиками и чем лучше оценка, тем более "жирный" кусок они получат на следующей период, так что эти компании заинтересованы в качестве.


Наши топы насмотрелись на это и решили повторить. Что получилось - все кто давно работают в структурах МРСК знают прекрасно: персонал вывели, создали разные Авто-тресты, Энергобалансы, ...энергострои, ...энергоремонты и так далее. Продали производственные базы, разрушили существующие связи и так далее, в общем, проявили себя "эффективными менеджерами" в самом плохом смысле этого слова. По итогам у нас сейчас на подряде остались только охранники и уборщицы (и те и эти, естественно, сильно потеряли по деньгам и по социалке). В лучшем случае этот персонал в течение последних лет вернулся обратно в сети, но дожили до этого "светлого дня" - "не только лишь все". Плюс базы потеряны, связи разрушены и так далее, в итоге уже людям на местах пришлось решать вопросы, которые "нарешали" "эффективные менеджеры". Ну штатка к тому моменту уже сократилась. Ну да это я отвлекся...


Сети в Берлине есть и новые и "не очень", но всё более-менее приличное (ну, мы бы тоже выбирали бы, куда возить экскурсантов ;) ). Но, к слову, когда у нас цена 1 кВт час была около 2 рублей, в Берлине стоимость была 12-15 рублей за кВт час. Львиная доля - это генерация (там в связи с закрытием АЭС очень большие дотации микрогенерации и экологичной генерации), однако подозреваю, сетевая доля там тоже "не слабая". По крайней мере, как я услышал, реновацией/обновлением своих сетей они реально занимаются, а не как мы - из 500 "древних" ТП заменили или реконструировали 1-2 за год и радуемся.


Теперь о диспетчеризации. Как я писал, на Берлин 8-15 диспетчеров. У на же есть ОДГ (оперативно-диспетчерская группа: диспетчер + ОВБ) в РЭСах (по крайней мере, у нас). Есть ОДС (оперативно-диспетчерская служба) в ПО. И есть ЦУС (центр управления сетями) в филиалах МРСК. Ну и как я понял, в поисках денег на цифровизацию, руководство Россетей решило: а давайте мы уберем диспетчеров с уровней РЭС и ПО и нужное количество посадим в филиалах. Вроде бы, логика есть. И экономия будет существенная (предположу, что сменный дис получает не меньше 40 тыр в месяц, итого с ЕСН за год экономия будет примерно 650 тысяч рублей с одного человека). Типа, Берлин же справляется, значит и мы сможем. Вот и источник под цифровизацию.


Да только диспетчера ЦУС, ОДС и ОДГ - это совершенно разные диспетчера. У них разный функционал. Да, похожий, но совершенно разный. И диспетчер ЦУС с ходу не разберется с аварией в городской сети, а диспетчер ОДГ только глазами будет хлопать при словах "просчитать режимы сети". Плюс диспетчер сельского РЭС и диспетчер городского РЭС - это две колоссальные разницы в силу специфики и там и здесь. Плюс потеря качества как первое время, так и в последующем. Просто потому, что в ОДС всегда брали лучших из РЭС. А в ЦУС брали лучших из ОДС. Уровень и подготовки и качества людей совершенно разный. То есть, для реализации этого перехода переводимых диспетчеров надо очень серьезно готовить, как и очень серьезно готовить придется персонал ЦУС, потому как они получат новую, непривычную для себя нагрузку и функционал. Это решаемо. Но есть риски и очень большие. Подозреваю, первое время после перевода ЦУСы будут за один день косячить больше, чем за всё время своего существования. Незавидно, в общем.


Но с этим нам придется как-то жить. Так что, "держитесь, братья".


Ладно, чёт много писанины. Если интересно - напишу про цифровизацию, как я её вижу (по тем скромным обрывкам информации, которые до меня долетают).

Лига электриков

4.7K постов24.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещён оффтоп, нарушение основных правил пикабу

9
Автор поста оценил этот комментарий
Диспетчерам РЭС только в кайф теперь. Отсутствие взаимодействия с потребителями это огонь. А цифровивизация на наш лад это что-то. SK-11 вечно не работает, цифровые приборы учёта вечно создают вызов пожарной, постоянно отваливается связь от реклоузеров. Да чего там, наш цифровой мать его РЭС даже генератора не имеет и в случае чего всё идёт по пизде...
раскрыть ветку
11
Автор поста оценил этот комментарий

может хватить сравнивать нас с западом, бесит прям пиз...ец как? для начала положим монтёру ОВБ аналогичную з/п и начнём с него требовать по тб, качеству и времени реагирования, проведём отбор. я думаю - за 200 тр в любую деревню сорвётся достойный спец. по сути: за аналогичную з/п у нас работают 5 монтёров "какие есть, лишь бы по русски говорили и на шины не бросались". бывают ситуации - деревенская ПС, монтра нет - выгнали за пьянку или нарушения тб, в итоге из РЭС, километров за 50-70 выезжает дежурка на включение АВ 0,4. сумбурно, но наболело очень.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Прочуял я, так сказать, все прелести реформы от и до. Работал в сетях, потом переманили зарплатой в энергобаланс, когда он рухнул опять вернулся в сети, потом первая реформа, потом ещё одна, потом присоединение наших сетей к другому району с понижением до РЭС=сокращением всех и вся, и снижением зарплат... Короче, жопа полная. Вовремя я оттуда свалил, благо место хорошее подвернулось.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Сам работаю в ТСО. ОВБ и ОДС "на дом" пересилить нереально. Переносной лестницей дефекты и аварии на ВЛ-6-10кВ не устранишь . Дежурство на дому у нас только в затяжные праздники.
Считаю , что не всё западное надо тянуть в наш дом.