Выход из опасной игры

Давний случай. Произошел лет, наверное, десять или даже пятнадцать назад.


Женщина заходит в кабинет одна. Девочка, бледная и скучная, остается в коридоре.


Я ожидаю обычных жалоб на подростков: не учится, не читает, огрызается, смотрит телевизор или играет в компьютер, может, какие-то «неподходящие» подружки или «неподходящая», по мнению семьи, первая любовь.


Готовлюсь к скучному разговору, решаю, что при первой же возможности выпровожу мать и приглашу в кабинет саму девочку.


— Асе пятнадцать лет, — говорит мать (навскидку я дала бы ей никак не больше тринадцати-четырнадцати). — У нее было 12 попыток суицида.


— Сколько?! — я ошеломленно вскидываю взгляд и читаю повторный ответ по губам, подсознательно надеясь, что ослышалась.


— Две-над-цать, — по слогам повторяет женщина.


Я беру небольшой таймаут и думаю. Нельзя сказать, что додумываюсь до чего-то конструктивного, но понимаю, что время истекло.


— Раз попыток было так много и Ася до сих пор жива, значит, все они демонстративные? — вслух предполагаю я.


— Несомненно, — кивает женщина. — Но психиатр говорит, что рано или поздно она все-таки себя убьет. Логика развития событий…


Я тоже киваю, потому что моя логика в этом вопросе совпадает с логикой незнакомого мне психиатра.


Однако в трех метрах от меня, на банкетке в коридоре сидит бледненькая, худая девочка в кедах и свободном свитере, и она пока вполне себе жива.


— Рассказывайте, — велю я женщине. — Все, что сочтете важным.


Все, ну просто абсолютно все в ее рассказе оказывается простым и почти прозрачным. Никаких сложных драм, никаких скелетов в шкафу, никаких психологических вывертов. Хрестоматия как она есть.


Ася — средняя из трех детей моей посетительницы по имени Вера и ее мужа Андрея. Еще в семье есть сын Валерий, на четыре года старше Аси, и дочка Маша, на два года ее младше.


Валерий — спортсмен высокого класса, учится (практически заочно) в физкультурном колледже, участвует в соревнованиях мирового уровня по толканию ядра. Спортом — разными видами — занимался всегда, с четырех лет, и всегда были успехи. Он не особенно умен, но упорен, сконцентрирован на достижении спортивных целей, его карьера спланирована им вместе с тренером на десяток лет вперед. Впоследствии он собирается стать тренером сам, и даже сейчас ему нравится возиться с околоспортивными детьми, наставлять их. Обеих младших сестер Валерий обожает, хотя видит нечасто: значительную часть времени он проводит на сборах и соревнованиях. Происходящее с Асей совершенно выбивает его из колеи, говоря об этом, он может даже расплакаться.


Маша — классическая «младшенькая», любимица отца и старшего брата. Обворожительная внешность, губки бантиком, золотые кудри, легкий характер, смешливая фантазерка, всегда готовая на шалость и на компромисс. Легко извиняется, прекрасно чувствует цвет, свет и форму, рисует орнаменты и интерьеры, ходит в архитектурную студию и мечтает стать дизайнером общественных помещений, предназначенных для красивого и интересного досуга. Один из ее архитектурных проектов — подводный сад для медицинской релаксации — занял третье место на всероссийском детском конкурсе.


Старшую сестру Маша по-своему любит, но побаивается. Говорит, что совсем не понимает, как та устроена, все время боится ее расстроить или обидеть (а все давно знают, что делает расстроенная или обиженная Ася) и поэтому старается поменьше с ней общаться.


У Аси отдельная комната. Маша и Валерий живут вместе. Это нелогично, все-таки брат и сестра разнополые и разновозрастные подростки, но они сами так захотели.


— Асе хочется побыть одной, а я ей мешаю, — сказала Маша.


— А мне она вообще не мешает, — сказал Валерий про младшую сестру. — Да меня и дома-то почти не бывает.


— А переодеться, если что, и за шкафом можно, — вторит брату Маша.


Теперь они живут вместе, и регулярно из-за двери несется их дружный смех. Иногда Валерий, на что-то разозлившись, сажает девочку на шкаф, и она, не умея и боясь слезать, там визжит. Иногда Маша, возмущенно фыркая и очаровательно сморщив носик, демонстративно несет в ванну по коридору зажатые пинцетом носки Валерия. Но все понимают: это игра, на самом деле им хорошо вместе и, как ни странно, всегда есть о чем поговорить. Маша, несмотря на показное легкомыслие, хорошо учится и довольно развита для своего возраста. А Валерий, наоборот, никогда не был интеллектуалом.


Ася не отличается никакими талантами. У нее заурядная внешность. В школе в основном «тройки». Есть подружки, которые смотрят на нее с опасливым любопытством. Все, в том числе и сама Ася, понимают, что их в ней привлекает и интригует.


Первая попытка суицида была в одиннадцать лет. Маша тогда тяжело болела бронхитом, а потом воспалением легких. Долго восстанавливалась, скучала, очаровательно капризничала, все с ней носились, Валерий сажал большеглазую сестренку в пижаме с зайчиками и толстых шерстяных носках себе на загривок и бегал с ней по коридору, изображая лошадь.


Ася пришла с двумя подружками, одна из них все время чихала. Мать вызверилась на старшую дочь:


— Ты что, хочешь, чтоб Машенька, и так ослабленная, опять заразилась?! Вечно только о себе думаешь!


Вечером Ася съела все таблетки, которые прописали сестре, оставила записку: «Раз я вам не нужна, так пусть меня и не будет», — и легла спать. Маша ночью полезла в таблетницу за мятным противокашлевым леденцом, нашла там два пустых флакона и, ничего не понимая, прибежала к родителям.


Скорая, больница, врачи, консультация психиатра.


Впервые с Асей серьезно и внимательно разговаривали о ней самой, о ее чувствах, мыслях, желаниях. Они были кому-то важны. Ее увидели. Ей это понравилось. Родителям психиатр сказал:


— Вы же все сами понимаете. Два ярких успешных ребенка — старший и младшая. Надо уделять средней больше внимания.


Стали уделять внимание. В основном оно выражалось в дурацких вопросах типа «Как ты сегодня себя чувствуешь?» (Ася соматически абсолютно здоровый подросток) или не менее дурацких предложениях: «Может, в зоопарк сходим?» (Ася не любит животных), «Хочешь еще пирожок?» (Ася — худенькая малоежка), «Если тебе надо о чем-то поговорить, то я могу» (у Аси плохо развита речь). Через некоторое время все это, естественно, сошло на нет.


Тогда попытка повторилась. В этот раз Ася расцарапала себе запястья и пришла в кухню к отцу «попить чаю» с заляпанными кровью рукавами.


* * *


Постепенно девочка стала достопримечательностью в школе. Одноклассники с придыханием и интересом наблюдали за происходящим: когда в следующий раз и как это будет? Учителя боялись сказать Асе лишнее слово. Кому оно надо? В семье — так же. Отец часто обрывал уже начатую фразу на середине («А вдруг она что-нибудь такое подумает и…»). Маша и Валерий ходили мимо Аси на цыпочках и прятались повозиться, пошутить и посмеяться в свою общую комнату.


Районный психиатр в ПНД и детский на улице Чапыгина согласно и тяжело вздыхали, в очередной раз услышав Асину фамилию.


Все понимали, что происходит, но никто не понимал, как разорвать все туже затягивающуюся петлю.


Было две госпитализации. Прямо в больнице было три новых попытки.


Тяжелые препараты на какое-то время сделали из Аси почти овощ. Она не могла учиться, ухаживать за собой.


Мать, рыдая, отказалась от них. Районный психиатр ее поддержал: это очевидно не выход.


Что же дальше?


Я говорила с Асей. Она физически и интеллектуально казалась младше своего возраста, держалась отчужденно и высокомерно, потому что я изначально не собиралась ее «понимать» и «жалеть», резонно полагая, что этого в ее жизни было уже предостаточно. Потом Ася сказала матери, что больше она к этому психологу не пойдет, потому что «эта тетка какая-то злая».


— Нужен ресурс, — сказала я матери. — Еще до всего — что у нее было?


— Да она такая веселая раньше была! — всхлипнула мать. — Играла всегда с Машей в магазин, в столовку, цветы любила, букетики мне собирала. Мы к моей матери на лето на Кубань ездили, так она там у девчонок в игре всегда была заводила.


— Ваша мать жива?


— Да, тьфу-тьфу-тьфу! У нее там хозяйство, и отчим мой — хороший человек, своих детей у него нет, так он и ко мне, и к моим детям всегда по-доброму…


— Это станица? Там есть школа?


— Ну конечно, я сама там училась.


— Вы отправите туда Асю. Насовсем. Переведете в ту школу. Объясните вашей матери, что это вопрос жизни и смерти.


— Но Ася же решит, что мы от нее хотим избавиться.


— Да ведь так оно и есть. И ей больше нечего будет бояться. И нечем козырять. Все точки над «и» расставлены, можно начинать с чистого листа.


— А вы можете сами поговорить с моей мамой? Она сейчас как раз у нас гостит.


— Могу. Это удачно.


— И еще я должна проконсультироваться с нашим психиатром.


— Разумеется.


Психиатр все одобрил и, надо думать, вздохнул с облегчением. С бабушкой я поговорила. Она оказалась очень здравомыслящей и уже сама не раз обдумывала то, что предложила я.


* * *


— Вы хотите от меня избавиться! — сказала Ася.


— Да, мы бесконечно устали, — согласились родители.


— Тогда я здесь умру, и вам сразу станет легче.


— Не успеешь, ночью мы тебя покараулим, а утром поезд и вы с бабушкой уезжаете.


— Если по дороге надумаешь в Анну Каренину сыграть, — погрозила пальцем бабушка, — я тебя вагонным веником отхожу, он там всегда в уголочке стоит.


* * *


В станице Ася сначала вела себя байронически. Лежала на диване и глядела в потолок.


— Может, у нее с желудком чего неладно? — спросил дед жену.


— Я никому не нужна, от меня отказались родители, у них осталось два нормальных ребенка, и теперь я у вас умру, — сообщила старикам Ася.


— Да, — вздохнула бабушка. — Меня та докторша предупреждала. Ну что ж, умрешь, тогда похороним. У нас кладбище утешное, солнечное, на взгорке. Будешь со всем родом лежать. Там ведь и мои родители похоронены, твои прадед с прабабкой, и первый муж, дед твой. Можем вот хоть завтра сходить, я тебе свое заготовленное место покажу, и ты посмотришь, себе место выберешь, раз уж вскорости собираешься…


Ася смотрела, вытаращив глаза.


— Только вот сначала в школу зайдем, — продолжала бабка. — Там девчонки уж меня спрашивали: правда ли, что ваша внучка из Питера будет у нас учиться? Которые из них ведь и помнят тебя, как вы маленькие-то играли и ты все придумывала.


Потом Ася пошла в школу.


Бабка пригрозила:


— Ты уж им про свою дурь-то не рассказывай, а не то подумают сразу, что психическая, не отмоешься потом. И мы с дедом никому не расскажем. Чего позориться-то?


Станичные девочки смотрели на столичную с интересом и ожиданием. Но это было совсем другое ожидание, не то, к которому она привыкла за последние годы. Девочки ожидали рассказов про «другую» «столичную» жизнь. Ася приободрилась. Вспомнила былые навыки, начала что-то придумывать. Общаться ей всегда нравилось, она это умела и любила. К тому же ей нравилось и возиться в земле, выращивать цветы и всякое другое. Жизнь в станице давала для этого все возможности.


Почти через год Ася под огромным секретом призналась вновь приобретенной подружке в своих «самоубийственных» подвигах.


— Ох и дурная ж ты тогда была! — ахнула та, испуганно прижав ладони к щекам.


— Дурная, точно, — подумав, кивнула Ася.


(с) Катерина Мурашова, snob.ru

72
Автор поста оценил этот комментарий

А всего-то и надо было свалить с Питера

раскрыть ветку
372
Автор поста оценил этот комментарий

Мне вот видится противоречие между "у Аси плохо развита речь" -  "Общаться ей всегда нравилось, она это умела и любила".

Рассказ, конечно, приятный, и читается легко, но вот этот момент вызывает недоумение.

раскрыть ветку
101
Автор поста оценил этот комментарий
Хорошо, когда грустная история заканчивается на позитиве, мир становится чуть светлее. Спасибо.
раскрыть ветку
43
Автор поста оценил этот комментарий
Была у нас в школе истеричка, повисла на лестнице на крышу с воплями сейчас залезу и спрыгну, школа 3 этажа. Всё разрулила старушка вахтёрша принеся ей ключи от люка и сказав чтобы на клумбы не прыгала. Итог: истеричка в слёзы и про замысел забыла.
раскрыть ветку
103
Автор поста оценил этот комментарий
Главное чтоб в доку 2 не играла
раскрыть ветку