«Смерть скупца» картина - Иероним Босх
В Национальной галерее искусств в Вашингтоне хранится картина «Смерть скупца» Иеронимуса Босха, не очень типичная для его творчества.
Дело в том, что Босх любил природу, свежий воздух, высокие небеса, и действие большинства его картин происходит под открытым небом. А вот на этой картине — комната.
Впрочем, все остальные странные вещи, типичные для Босха — в наличии. Главные действующие лица картины — умирающий скупец в своей кровати, и пришедший за ним Смерть-скелет.
Приветики! — говорит Смерть. — Не ждали?
Умирающего скупца поддерживает Ангел-Хранитель, положенный ему, как всякому крещеному человеку. Обратите внимание, что Ангел указывает вверх, будто говоря скупцу: Подними голову!
Это потому что вверху висит Распятие с образом Господа Иисуса Христа, от которого исходит символический луч света: прямо на умирающего. Именно о Христе, собственно и надо задумываться в свой смертный час.
Но умирающий не в силах этого сделать. Его взор, как загипнотизированный, прикован к Смерти (что вполне обьяснимо, состояние шока). А вот рука все также продолжает тянуться к мешку с деньгами, который ему ловко подсовывает антагонист Ангела, мерзкий бес с фирменной босховской уродливостью.
Другое чудище сидит на пологе кровати. Обратите внимание, луч божественного света исходит слева вниз, прямо на скупца. А этот бес держит палку, которая справа вниз указывает на него же. Две эти диагонали будто скрещиваются.
Это, конечно, не просто палка. "Просто" ничего в подобной живописи не бывает. Бес держит фонарь Ада, с адским огнем.
Кстати, продолжая разговор о символической композиции: огромная стрела в руках Смерти тоже указывает прямо на умирающего, правда, под другим углом.
Нюанс: Смерть на этой картине, как и на многих других позднесредневековых религиозных работах — это не голые, тщательно очищенные кости, а полуразложившийся труп с останками плоти.
Дело в том, что в промышленных масштабах делать скелеты, с которых художники могли бы срисовывать, медики навострились только в Новое время, когда научились легко и быстро очищать кости. А в позднее Средневековье гниющие трупаки были подоступней в качестве натурщиков.
В среднем ярусе картины происходит что-то другое. (Кстати, у нее такой необычный, очень длинный формат, так как это, видимо, створка разрозненного алтаря).
Ученые предполагают, что дядя в зеленом у сундука — это тот же самый скупец, только на предыдущей стадии своего бытия, когда был еще здоровый и бодро бегал.
А еще он тогда бодро и алчно собирал свои денежки в сундук, что демоны всецело одобряли.
Другой рукой этот лицемер перебирает четки, типа пытаясь изобразить перед Богом, что на самом деле он настоящий христианин, несмотря на свой грех алчности и стяжательства.
Но одновременно служить Богу и Маммоне нельзя, что подтверждают многочисленные демоны, которых Босх поселяет в картине.
Впрочем, почему одного из них придавило сундуком — совершенно не ясно.
Наконец, остался нижний ярус картины. Он чисто символический. Доспехи, копье и меч в левом нижнем углу, возможно, принадлежат скупцу, но скорей всего нет. Возможно, они обозначают мирское могущество и власть, которую скупец потеряет, перейдя в иной мир.
Наконец, остается бес в монашеском облачении и с фантазийными, эксклюзивно босховскими крыльями.
По-моему, у него просто выходной, и он отдыхает, наблюдая за всем этим балаганом...
Ебать, что происходит.
Я проанализировал картину получше и пришёл к выводу, что вообще никто на ней не умирает. Про "смерть скупца" это наверное Гугл коряво перевёл.
На картине изображён человек среднего возраста, который, очевидно, следит за своим весом. Рядом с ним и над ним рабочие, которых он вызвал, потому что по утрам ему из окна солнце бьёт в глаза и не даёт понежиться в кроватке. Вызвал он их, явно, во второй раз, потому что в первый раз они повесили крестик на окно, но, как мы видим, это проблему не решило и он недоволен. Человек в белом рядом с ним - прораб. Он персонально наблюдает проблему с лучом, а наверху - рабочий, который смотрит может навес там какой-нибудь построить и делает замеры.
Одновременно, человек передаёт аванс работнику санэпидемслужбы, которого он вызвал чтобы решить проблему с грызунами: крысы видны повсюду. Санэпидемслужба долго динамила главного героя и в отместку он платит аванс мешком монет, что, как нам очевидно, не нравится работнику санэпидемслужбы (который страдает дварфизмом), что заметно по недовольному выражнению его лица.
Пожилой человек на переднем плане - отец жены главного героя. Он ходил в магазин за помидорами и принёс сдачу и теперь кладёт её в сундук. У тестя плохой вкус в моде, так как одет он в шлёпанцы с носкам, что является моветоном.
В сундуке сидит мышь, которая следит за бюджетом. Это подтверждает теорию о том, что санэпидемслужба долго не реагировала на жалобы человека о грызунах, раз он успел выдрессировать мышь на бухгалтера.
Из ванной выглядывает голая, завёрнутая в полотенце, жена главного героя. Она не накрашена, из-за чего страшна, как смерть. Художник этим показывает нам, что главный герой женился на ней, скорее всего, из-за денег. Увидев выходящую жену, он открыл рот в немом вопросе: "Куда ты прёшся, дура? У нас же люди!". Она явно не в восторге от такого тона и мечет в него молнии, которые художник изобразил в виде стрелы.
На переднем плане, статуэтка умершей тёщи, которая при жизни была прекрасным человеком (отсюда крылья), тёща-ангел. Хотя она была весьма непривлекательна, что передалось по наследству жене главного героя.
Наконец, остается бес в монашеском облачении и с фантазийными, эксклюзивно босховскими крыльями.
По-моему, у него просто выходной, и он отдыхает, наблюдая за всем этим балаганом...
Не, это бес, который прилагается к мирским славе и власти, то есть на картине лежит на богатой одежде.
А которого типа "придавило", скорее всего, держит долговую расписку, которая потом будет тыкаться душе грешника, чтобы забрать эту самую душу.
а по центру потолка тянутся датчики дыма, которые не сработали