«Смерть скупца» картина - Иероним Босх

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

В Национальной галерее искусств в Вашингтоне хранится картина «Смерть скупца» Иеронимуса Босха, не очень типичная для его творчества.

Дело в том, что Босх любил природу, свежий воздух, высокие небеса, и действие большинства его картин происходит под открытым небом. А вот на этой картине — комната.


Впрочем, все остальные странные вещи, типичные для Босха — в наличии. Главные действующие лица картины — умирающий скупец в своей кровати, и пришедший за ним Смерть-скелет.

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

Приветики! — говорит Смерть. — Не ждали?


Умирающего скупца поддерживает Ангел-Хранитель, положенный ему, как всякому крещеному человеку. Обратите внимание, что Ангел указывает вверх, будто говоря скупцу: Подними голову!


Это потому что вверху висит Распятие с образом Господа Иисуса Христа, от которого исходит символический луч света: прямо на умирающего. Именно о Христе, собственно и надо задумываться в свой смертный час.

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

Но умирающий не в силах этого сделать. Его взор, как загипнотизированный, прикован к Смерти (что вполне обьяснимо, состояние шока). А вот рука все также продолжает тянуться к мешку с деньгами, который ему ловко подсовывает антагонист Ангела, мерзкий бес с фирменной босховской уродливостью.

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

Другое чудище сидит на пологе кровати. Обратите внимание, луч божественного света исходит слева вниз, прямо на скупца. А этот бес держит палку, которая справа вниз указывает на него же. Две эти диагонали будто скрещиваются.

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

Это, конечно, не просто палка. "Просто" ничего в подобной живописи не бывает. Бес держит фонарь Ада, с адским огнем.

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

Кстати, продолжая разговор о символической композиции: огромная стрела в руках Смерти тоже указывает прямо на умирающего, правда, под другим углом.

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

Нюанс: Смерть на этой картине, как и на многих других позднесредневековых религиозных работах — это не голые, тщательно очищенные кости, а полуразложившийся труп с останками плоти.

Дело в том, что в промышленных масштабах делать скелеты, с которых художники могли бы срисовывать, медики навострились только в Новое время, когда научились легко и быстро очищать кости. А в позднее Средневековье гниющие трупаки были подоступней в качестве натурщиков.


В среднем ярусе картины происходит что-то другое. (Кстати, у нее такой необычный, очень длинный формат, так как это, видимо, створка разрозненного алтаря).

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

Ученые предполагают, что дядя в зеленом у сундука — это тот же самый скупец, только на предыдущей стадии своего бытия, когда был еще здоровый и бодро бегал.


А еще он тогда бодро и алчно собирал свои денежки в сундук, что демоны всецело одобряли.

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

Другой рукой этот лицемер перебирает четки, типа пытаясь изобразить перед Богом, что на самом деле он настоящий христианин, несмотря на свой грех алчности и стяжательства.

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

Но одновременно служить Богу и Маммоне нельзя, что подтверждают многочисленные демоны, которых Босх поселяет в картине.


Впрочем, почему одного из них придавило сундуком — совершенно не ясно.

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

Наконец, остался нижний ярус картины. Он чисто символический. Доспехи, копье и меч в левом нижнем углу, возможно, принадлежат скупцу, но скорей всего нет. Возможно, они обозначают мирское могущество и власть, которую скупец потеряет, перейдя в иной мир.

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

Наконец, остается бес в монашеском облачении и с фантазийными, эксклюзивно босховскими крыльями.

«Смерть скупца» картина - Иероним Босх Картина, Иероним Босх, Длиннопост, Из сети, Честно украдено, Смерть

По-моему, у него просто выходной, и он отдыхает, наблюдая за всем этим балаганом...

Источник

100
Автор поста оценил этот комментарий

Ебать, что происходит.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
271
Автор поста оценил этот комментарий

Я проанализировал картину получше и пришёл к выводу, что вообще никто на ней не умирает. Про "смерть скупца" это наверное Гугл коряво перевёл.


На картине изображён человек среднего возраста, который, очевидно, следит за своим весом. Рядом с ним и над ним рабочие, которых он вызвал, потому что по утрам ему из окна солнце бьёт в глаза и не даёт понежиться в кроватке. Вызвал он их, явно, во второй раз, потому что в первый раз они повесили крестик на окно, но, как мы видим, это проблему не решило и он недоволен. Человек в белом рядом с ним - прораб. Он персонально наблюдает проблему с лучом, а наверху - рабочий, который смотрит может навес там какой-нибудь построить и делает замеры.


Одновременно, человек передаёт аванс работнику санэпидемслужбы, которого он вызвал чтобы решить проблему с грызунами: крысы видны повсюду. Санэпидемслужба долго динамила главного героя и в отместку он платит аванс мешком монет, что, как нам очевидно, не нравится работнику санэпидемслужбы (который страдает дварфизмом), что заметно по недовольному выражнению его лица.


Пожилой человек на переднем плане - отец жены главного героя. Он ходил в магазин за помидорами и принёс сдачу и теперь кладёт её в сундук. У тестя плохой вкус в моде, так как одет он в шлёпанцы с носкам, что является моветоном.


В сундуке сидит мышь, которая следит за бюджетом. Это подтверждает теорию о том, что санэпидемслужба долго не реагировала на жалобы человека о грызунах, раз он успел выдрессировать мышь на бухгалтера.


Из ванной выглядывает голая, завёрнутая в полотенце, жена главного героя. Она не накрашена, из-за чего страшна, как смерть. Художник этим показывает нам, что главный герой женился на ней, скорее всего, из-за денег. Увидев выходящую жену, он открыл рот в немом вопросе: "Куда ты прёшся, дура? У нас же люди!". Она явно не в восторге от такого тона и мечет в него молнии, которые художник изобразил в виде стрелы.


На переднем плане, статуэтка умершей тёщи, которая при жизни была прекрасным человеком (отсюда крылья), тёща-ангел. Хотя она была весьма непривлекательна, что передалось по наследству жене главного героя.

раскрыть ветку
32
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
154
Автор поста оценил этот комментарий

Наконец, остается бес в монашеском облачении и с фантазийными, эксклюзивно босховскими крыльями.

По-моему, у него просто выходной, и он отдыхает, наблюдая за всем этим балаганом...


Не, это бес, который прилагается к мирским славе и власти, то есть на картине лежит на богатой одежде.


А которого типа "придавило", скорее всего, держит долговую расписку, которая потом будет тыкаться душе грешника, чтобы забрать эту самую душу.

раскрыть ветку
20
Автор поста оценил этот комментарий

а по центру потолка тянутся датчики дыма, которые не сработали