С горки не спускать.
Эта предупреждающая надпись стоит на всех железнодорожных цистернах, перевозящих горючие вещества. Но ровно 38 лет назад, 20 сентября 1980 года, около часа сорок ночи, такую цистерну спустили с горки, и в результате, под Сызранью Куйбышевской области с лица земли исчез поселок Машинистов.
Железнодорожные составы на станциях формируются с помощью сортировочной горки. Вагоны загоняются на ее верх, и при спуске направляются на те или иные пути. А надпись «С горки не спускать» означает, что при формировании таких составов, эта цистерна должна перемещаться только маневровым тепловозом. Но в ночь на 20 сентября, дежурный диспетчер сортировочной станции Сызрань-1 Воронцов, дал команду: «Спустить цистерну самоходом». Такую команду дежурные отдавали и раньше, и все всегда сходило с рук, но не в этот раз.
Помощник составителя поездов Фуражкин, команду выполнил, и скатил с горки цистерну с 36 тоннами сжатого пропана, предназначавшегося для перевозки в Польшу. Рабочий горки Поднебесов, в обязанности которого входило торможение вагонов с помощью специального башмака, упустил нужный момент, и цистерна на полной скорости врезалась в сцепку стоявшего внизу вагона-цементовоза. В цистерне образовалось пробоина размером около одного квадратного метра, из которой начал выходить газ. По инструкции, Поднебесов был обязан немедленно сообщить об аварии дежурному и в пожарку. Однако, испуганный башмачник сбежал, и спящему поселку Машинистов, который находился в 20 метрах от горки и представлял собой частный сектор, оставалось жить меньше часа.
Сжиженный газ под давлением в 8 атмосфер начал выходить из цистерны и ветром накрыл площадь в 26 тысяч квадратных метров. Отчего вспыхнул газ, точно неизвестно - может кто-то из местных просто включил в доме свет, и около 2 часов 15 минут ночи по поселку прокатился первый смертоносный огненный вал. А всего их было три: когда газ выгорал, ветер приносил в поселок из пробитой цистерны новую волну летучего топлива.
После взрыва многие из жильцов поселка начали выскакивать на улицу, и там их накрывала новая волна огня. Возле одного из домов нашли обгоревший труп женщины в остатках ночной сорочки, а под ним тело грудного ребенка - она погибла именно так, выскочив с младенцем в окно.
От жара в домах взрывались газовые баллоны, кто-то решил что началась война и лез в погреба и подвалы, а тяжелый газ в первую очередь стекал именно туда. Так погиб один китаец с женой и четырмя детьми - он перебрался в Союз, тут женился, и тут погиб.
Многие люди задохнулись от нестерпимого жара прямо в своих постелях, так до конца и не проснувшись. Пожарных потрясли откопанные из под обломков тела молодоженов - они лежали крепко обнявшись друг с другом.
Официально в ту ночь в поселке Машинистов сгорело в общей сложности 44 дома и погибло 12 человек. Однако, фактическое число погибших составило как минимум 41 человек и еще около двухсот получили тяжелые ожоги.
Через девять месяцев после трагедии, на закрытом выездном заседании Куйбышевского областного суда под председательством судьи Пахомова, судили трех работников станции Сызрань-1: всего два года как закончившего институт дежурного диспечера 27-летнего Валерия Воронцова и 28-летнего помощника составителя поездов Леонида Фуражкина приговорили к шести годам лишения свободы. 31-летний сбежавший рабочий горки Александр Поднебесов получил три года колонии.
На пепелище поселка Машинистов посадили березовую рощу: по нормам техники безопасности, на 200 метров в округе от сортировочной станции не должно быть жилых домов. Но в большинстве городов эти двести метров давно застроены, и кто даст гарантию что цистерны с надписью «С горки не спускать» не продолжают и дальше скатывать самоходом?
У нас в Екб(тогда еще Свердловске) в 88 году такой же взрыв был. Я тогда лежал в детской больнице, как раз недалеко(ну условно недалеко) от места взрыва. До сих пор помню как проснулся за секунду до взрыва и видел как вылетает стекло и сыпется на соседа по палате у которого кровать под окном стояла. Стела вынесло все, даже рифленые в дверях.
Такое ощущение, что в 80-х годах на железных дорогах СССР был повальный бардак.
1980
-20 сентября — Поселок Машинистов, город Сызрань, Самарская область, авария с железнодорожной цистерной со сжиженным газом, когда после неправильного спуска с горки произошла утечка газа с последующей детонацией и мощным пожаром, уничтожившим поселок. Было разрушено 44 дома, погиб 41 человек, а пострадало более 200 жителей.
-4 октября — на Балтийском вокзале (Таллин) пригородный электропоезд отправился под запрещающее показание светофора и через несколько сотен метров лоб в лоб столкнулся с прибывающим электропоездом. Погибли 9 человек, ранены 46.
1986
-12 марта — крушение в результате столкновения грузового поезда с почтово-багажным на станции Судженка Кемеровской железной дороги. Погибли 19 человек
-6 ноября — крушение в результате лобового столкновения двух пассажирских поездов на станции Користовка. Погибли 44 человека, около 100 ранены.
1987
-7 августа — крупное крушение с тяжелейшими последствиями в городе Каменск-Шахтинский (Ростовская область) на перегоне Лихая — Каменская: грузовой поезд из-за отказа тормозов на крутом уклоне потерял управление и на большой скорости въехал на станцию Каменская, где врезался в пассажирский поезд № 335 «Ростов-на-Дону — Москва». Погибли 106 человек, ранены 114
-20 ноября — на перегоне Гардабани — Беюк-Кясик (Квемо-Картли, Грузинская ССР) из-за уснувшей локомотивной бригады (машинист Джиоев и помощник Блуашвили) грузовой поезд № 2005 на скорости около 50 км/ч врезался в почтово-багажный поезд № 905 «Тбилиси — Баку» , который стоял на перегоне следом за грузовым № 2001. Погибли 32 человека
1988
-4 июня — взрыв в Арзамасе 3 вагонов, перевозивших гексоген, в результате чего погиб 91 человек
-16 августа — крушение скоростного поезда № 159 «Аврора» (Ленинград — Москва) на перегоне Березайка — Поплавенец Бологовского отделения Октябрьской железной дороги, в результате чего погиб 31 человек, более 100 были ранены.
1989
-4 июня — взрыв облака углеводородов на границе Башкирской АССР и Челябинской области, на перегоне Аша — Улу-Теляк, в котором в этот момент оказались пассажирские поезда «Адлер — Новосибирск» и «Новосибирск — Адлер». Погибли 575 человек, более 600 ранены. Крупнейшая на территории России и СССР железнодорожная катастрофа.
- не спускай с горки цистерну
- да херня я сто раз так делал и ничего не было, все это враки про взрывы...