Работа матросом-рыбообработчиком в море.

Всем привет!


Что-то подобное вроде уже было, но я попробую рассказать на своем примере о нелегком труде матросов на промысле рыбы в Охотском (и не только) море.


Для начала всем, кто живет НЕ в Дальневосточном федеральном округе стоит знать: Дальний Восток Дальнему Востоку - рознь.

Обычно, когда говорят "ДВ" - имеют в виду Владивосток. Потом идет Сахалин, Хабаровский край, Амурская область и Еврейская АО.


Так вот, настоящий Дальний Восток (а точнее Дальний Северо-Восток) - это Якутия, Чукотка, Магаданская область (более известная как Колыма :)) и Камчатка.


Из перечисленных дорога и железка есть только в Якутии (до Якутска). В Магадан - есть только дорога. А Чукотка и Камчатка - фактически острова, связь только по воздуху (пассажирского водного транспорта нет).


Разница между этими регионами в плане погодных условий и транспортной доступности - коллосальная. Так что запомните и расскажите другим москвичам и им подобным)))


Более подробно - подскажет Гугл, а я продолжу.


Рыбодобыча - одна из основных отраслей во всем регионе. Правда рынок делает своё дело, и теперь, насколько мне известно, в команду матросов-работяг набирают всяких филлипинцев и остальных гуков, ибо платить им гораздо меньше.


Моя история началась в 2006 году, на БМРТ "Сиглан" - это такая старая посудина, позволяющая добывать и замораживать различные виды рыбы и других морепродуктов, таких как краб, трубач и того, что ловится в прибрежных водах.

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Судно уже в 2006 году было старым (вроде 82 года постройки), и, возможно, оно уже распилено на металлолом в Китае, точно не знаю.

А на сегодняшний день используются уже более современные суда, вроде как норвежской постройки. Они обладают еще большей производительностью, но меньшим размером.

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Итак, Я участвовал в двух путинах...


ВНИМАНИЕ! Владимир Владимирович тут не при чем! =)

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

ПутИна (ударение на И) - сезон, в течение которого проводится интенсивный лов рыбы.

Так вот, две путИны - минтаевая и сельдевая. Соответственно - зимой и весной. Есть еще осенняя селедка, она более жирная и вкусная.


То, что ловили.


Вот такой минтай мы добывали, его каждый может найти в магазине:

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Огромное количество минтая идет в Китай на переработку. Что-то идет в Корею и Японию.


Кстати, всем известные крабовые палочки для салата не имеют к крабу никакого отношения. Они сделаны именно из мяса минтая.

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Но это еще не всё!


Раньше, когда это было выгодно, перерабатывали так же и печень минтая (при мне ее просто вместе с кишками выбрасывали за борт), а так же, в небольших количествах, делали костную муку в качестве удобрения.


Поэтому кто хотел, делали себе печень в собственном соку на водяной бане.

Вот так она выглядит:

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Как видно на фото, на печени всегда есть паразиты, которых обычно предварительно вырезают ножницами.


Вторым по важности после самой тушки рыбы идет её икра. При этом мы делали не просто икру, а в строгом соответствии с хотелками старого японца, чья должность была - внимательно бдить за процессом.

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост
Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Икра минтая у них ценится именно в ястыках, а у нас продают просто в банках, в "жидком" виде.


При этом разница в этих ястыках у япошек - не менее 10 видов!

Отличаются по размеру, по целостности внешней оболочки, по наличию недозрелых икринок, и у всех свои названия (и их помнил, но забыл...). Японцы, что с них взять...


Матросы на подобном судне делятся на две категории: палубная команда и рыбообработчики.


Работу палубной команды отлично показывает этот ролик (не мой). Народ тянет трал (такая здоровенная авоська с рыбой) почти в любую погоду. Жуткая работенка...

Видео не моё, но снято именно с Сиглана:

Наша же работа была проще: принять рыбу в накопитель, разделать/заморозить в цеху обработки и перегрузить на рефрижиратор, который и отвезет готовый продукт покупателю.


Но при этом дополнительно, примерно 5 человек из обработчиков, набираются в швартовую команду - выполнять операции типа приема и выборки каната от другого судна/ от причала, и некоторые другие. Я в этом участвовал, пришлось поморозить сопли на палубе)) Но в отличие основной палубной команды - это только на некоторое время.


Зимой, например, мы обкалывали лед топорами и ломами, ибо это очень опасная штука (судно может перевернуться и затонуть) и тема отдельной статьи.

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Цех - это куча нержавейки, транспортёрных лент и прочих чудо-устройств.


Например одним из первых в цикле выступает процессинговая машина от компании Baader (вроде немцы) типа такой:

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

В оную машину закладывается рыба, причем головой вниз, брюхом вправо. Из машины она выходит уже без головы и кишок.


Кишки идут отдельной линией на стол икрянщиков, где икру отделяют от остальной требухи.


Далее, пунктом два, идет развесовка и заморозка рыбы.


Эти операции идут параллельно двумя путями: на автоматизированной линии, и на ручной.


Обе состоят из электронных весов под небольшими накопителями, на которые ставится металлическая форма и засыпается рыба, и морозильных установок.

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Ручной вариант предполагает перенос лотков с развешенной рыбой в морозильный шкаф, а оттуда потом, на процедуру "выбивки": форма обдается горячей водой, после чего оператор снимает крышку, переворачивает форму и выбивает брикет с рыбой, которая улетает на упаковку.

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост
Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Автоматизированную линию можно представить гусеницу трактора, где вместо трака - кассета с формой, в которую насыпана рыба.


Вся эта "гусеница" заключена в большую морозильную установку, и работает постоянно: пока вы насыпаете порцию свежей рыбы, более ранняя порция уже заморозилась.


Операторы стоят рядом и синхронно работают.

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Металлическая крыловидная хрень на переднем плане - это чаша весов, котороая может переворачиваться, и рыба насыпается в кассету, которая видна левее. После чего крышка закрывается, нажимается кнопка и кассета отправляется в чрево холодильника.


А это разномастные транспортеры, регулирующие потоки рыбы.

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост
Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост
Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Более подробно процесс виден этом ролике (не мой).

Обратите внимание как работает оператор на Баадере - его голова упирается в дощечку.


Когда я был на этой шайтан машине - долго меня не хватило, ибо стойка предполагает немного наклониться вперед, и спина буквально через час напрочь отваливается.


Третья стадия: упаковка (два брикета) в мешок и складирование в трюме.

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Работа трюмщика очень жесткая: 20и киллограмовые мешки надо забрасывать на высоту метра четыре, и следить чтобы все это не рухнуло, особенно во время шторма! При этом доплата у него мизерная.


И наконец встреча судна-рефрижиратора, вот такого:

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

И процедура перегруза из трюма судна в трюм транспорта.

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

На мой взгляд самая жопная часть работы. Так как работа уже не просто тяжелая, о очень тяжелая и без отдыха. Ночью часто просыпался и не мог понять - сплю я, или еще в трюме))


Кстати, работали мы 6 через 6. То есть 6 часов работы, 6 отдыха.


Без выходных, 5 месяцев за первую путину.


Минус час до работы, минус час после работы (помыться и поесть) - итого на сон только 4 часа.


При этом в сутках спим все 8 часов, то есть получается полифазный сон. =))


В моменты перехода из одного района в другой - никакого отдыха, все моют цех:

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Интернациональная команда: чеченец Хусейн, азербайджанец и таджик по имени Ибодулло (который с рыбой).

Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост
Работа матросом-рыбообработчиком в море. Море, Рыба, Работа, Матрос, Сиглан, Видео, Длиннопост

Хотел еще добавить фоточек заката и еще всякого, но Пикабу больше надет загружать =(

В общем было весело, мне потом море снилось года три)) Деньги платили неплохие, даже для матросов (а у них самая низкая оплата после уборщицы и прачки). Но сейчас туда есть смысл идти только если вы один (без семьи) и на должности комсостава.

Почему без семьи? Потому что развод наступает очень быстро, если человек решает связать свою жизнь с морем. По полгода за один рейс - это не всякая жена вытерпит...


В общем работать и жить в море можно, но только при наличии компьютера, ибо очень скучно)

И только непродолжительное время, например для цели заработать на учебу, жильё.


А еще довольно быстро, в условиях замкнутого общества начинаются склоки и интриги, и отношения можно быстро испортить.

Вот такие дела.

30
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

6 через 6- самая жопа! Уж лучше 12/12 с перерывами на обед и чай/ ночной обед и чай. А вообще, я бы в промтолпу не пошел. Я помню, на плавбазе пойдешь набрать с конвейера вкусняшек к ночному чаю (в прилове чего только не попадается, кальмар, например. один раз бутылка шампанского попалась, говорят) так вот, пособираешь кальмарчика 5 минут, отводишь глаза от ленты- а рыбинсы под ногами едут)) Это 5 минут, а они часами стоят. Не, ну нафиг, я лучше к теплому дизелю под бочек))

На перегрузы я всегда ходил, за перегруз платили 7,5 $ за тонну на один борт и 15 на 2 борта. На 1 борт- это когда мы грузим на парашют или строп-сетку, (как у ТС) в своем трюме. На 2 борта- мы еще укладываем продукцию в трюме транспортного рефрижератора.

Кстати, в мое время на минтае блоки по 11 кг упаковывались в гофтару по 3 шт, и перегружали именно парашютом, а не сеткой.

Самый жопный перегруз- это 2-й борт на тунце. На своем борту нет проблем, цепляй крючком из горловины морозильного танка на транспортерную ленту- и все, навалили сетку- вира и грузим вторую.

Я был на рефе в трюме. Хорошо, лебедчик наш раскачивал сетку и рассыпал по углам)). А ты берешь стропиком за хвост 60-киллограмовую тушку и прешь её по горке из таких же тушек, что бы забить трюм до уровня твиндека. Когда по всем 4-м сторонам трюма горки сформированы, уже проще, сыпем в центр и немного ровняем. Потом команда рефа накрывает досками твиндек и все повторяется)) Ноги в синяках, несмотря на кирзачи (попробуйте по этим мороженым бревнам пошагать).

Самый легкий перегруз (в плане физических усилий)- на крабе варено-мороженом. Коробочки с лапами стригуна- 7 кг. Но! Во- первых, это стекло, потому как заморожено до -40. Во- вторых, за процессом перегруза следит такой же Акада-сан, как у ТС на фото. В третьих, на борту рефа- это тетрис! Надо уложить и сепарировать эти коробочки так, чтобы, не дай бог ничего не упало и не разбилось во время неспокойного пути перегрузчика из Охотского моря в порт деревни Отаровки)) У нас этим тетрисом владел только рефмеханик, потому, до окончания перегруза водку, намененную на мясо краба от него прятали))

Приношу извинения перед автором поста за многословный комментарий, но тема зацепила и нахлынули воспоминания))

За пост спасибо!

раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

Как ты туда попал? Сколько в среднем зарабатывал за пол года? Какие вообще требования?)

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
"Разница между этими регионами в плане погодных условий и транспортной доступности - коллосальная. Так что запомните и расскажите другим москвичам им подобным)))"
Ещё им следует рассказать о часовых поясах, чтоб не звонили в 3 ночи ("...а чё такова? спишь?!...).
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Автор, спасибо, однако прочитав всё пришёл к выводу,  практически ничего не изменилось по сравнению с рыбопромыслом в СССР. В своё время много читал старых производственных очерков в газетах,  а лет 20 назад попалась мне вот такая книга Владимова https://www.litmir.me/bd/?b=129949 Весьма интересное произведение.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

У В.Санина есть книга про рыбаков "Кому улыбается океан". Там, конечно, всё оптимистичнее описано.

Автор, спасибо за пост! Пишите ещё и подробнее.