ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПАРУСНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

На сегодняшний день ведутся работы над несколькими проектами парусного вооружения для коммерческих судов. В данной статье я буду рассматривать только один вид такого парусного вооружения - DynaRig. Однако помимо него существуют также жёсткие телескопические паруса, роторные паруса, паруса в виде кайта (воздушного змея). Их я рассмотрю немного позже. Однако могу сказать, что на мой взгляд DynaRig наиболее удачное и перспективное решение. И хотя на некоторые суда уже начали устанавливать роторные паруса в качестве эксперимента, по своим характеристикам они несколько проигрывают "классическим" паруса.

И так, проблемы.


Проблема 1:

Сложная система такелажа, мешающая проведение грузовых операций.


Если посмотреть на классический парусник, то помимо всего прочего внимание привлекает огромное количество различных тросов и канатов, опутывающих судно сверху донизу. Естественно, вся эта паутина будет сильно ограничивать возможности погрузки и выгрузки. Правда не стоит забывать, что несколько столетий такие парусники были единственными морскими перевозчиками, но и грузооборот 150 лет назад был в несколько десятков раз меньше.


Сегодня важна скорость и минимальные затраты энергии. В среднем на грузовые операции отводится от 12 до 24 часов. Если парусники хотят влиться в современную транспортную систему, им придётся подстраиваться под эти скоростные стандарты нашего мира.

Так как же решить этот вопрос? Есть несколько ответов. И один из них - парусная система DynaRig.


Эта система была разработана в 50-х годах прошлого века немецким инженером Вильгельмом Прёльссом. В те годы его разработка не нашла какого-либо применения в силу отсутствия технологий, необходимых для управления такими парусами, а также отсутствия лёгких, но прочных материалов для мачт и парусов. Но вот прошло почти 60 лет и в 2006 году этот проект получил вторую жизнь. Было завершено строительство 88-метровой трёхмачтовой яхты Maltese Falcon (Мальтийский сокол), оборудованной парусной системой DynaRig. Позже была построена ещё одна такая яхта, а в СМИ начали проскальзывать новости о том, что очередная компания заинтересовалась возможностью установки DynaRig на коммерческие суда.


В чём же особенность этой парусной систему?

Она не имеет такелажа. От мачт не идёт ни вант, ни штагов, ни бакштагов, ни фордунов. У парусов нет шкотов, у рей нет брасов. Паруса убираются внутрь мачты, накручиваясь на специальный барабан. Ничего не мешает погрузке и выгрузке.


Реи жёстко закреплены на мачте, имеют выгнутую форму и не могут поворачиваться, как это происходит на классических парусниках. Вместо этого поворачивается вся мачта. Она имеет специальные подшипники, расположенные в месте крепления мачты к корпусу. Благодаря этому мачта может совершать поворот на 180 градусов вокруг своей оси. Это значит, что DynaRig будет эффективна на всех курса относительно ветра, ведь по сути она совмещает в себе свойства парусников как с прямым парусным вооружением, так и с косым. В дополнении к этому мачты можно использовать в качестве грузовых стрел.


Проблема 2:

Сложное управление парусами, требующее большого количества людей и риски, связанные с необходимостью подниматься на мачту для работы с парусами


Решение:

Всё управление парусами проходит под руководством специальной программы, которая рассчитывает оптимальный угол поворота рей к ветру, предупреждает судоводителей о критических нагрузках в мачты, даёт рекомендации по добавлению или уменьшению площади парусов. Убираются паруса по нажатию нескольких кнопок, а сам процесс уборки занимает не больше 5 минут. Это значит, что в экстренной ситуации все паруса могут быть убраны в самые кратчайшие сроки. Для сравнения полная уборка парусов на классическом трёхмачтовом паруснике с командой более 100 человек занимает от 15 до 30 минут.

DynaRig не требует дополнительных членов экипажа, каких-то специализированных знаний по работе и настройке парусов. Людям не нужно подниматься на верх и убирать или ставить паруса вручную.


Проблема 3:

Зависимость от погоды


Парус полностью зависит от погоды. В случае штиля он не будет работать вообще, а в шторм идти под парусами не безопасно. Именно по этому речь идёт об установке паруса, как дополнения к стационарному двигателю. В таком случае возможно 3 варианта работы - работают только паруса (при условии подходящих ветровых условий), работают и паруса, и двигатель (при слабом или наоборот, слишком сильном ветре), работает только двигатель (при отсутствии ветра, в шторм, а также при заходах в порт, швартовках и других манёврах)


Современные метеорологические технологии дают возможность с большой вероятностью предугадать погоду на несколько дней вперёд. Благодаря этому судоводители могут заранее просчитывать подходящий маршрут, чтобы максимально использовать силу ветра. А если этот процесс автоматизировать, то вероятность энергоэффективного рейса возрастает в несколько раз.


Конечно, для использования парусов на коммерческом флоте необходимо провести ещё очень много исследований, усовершенствовать системы управления парусами, написать не один десяток программ. Но всё это в наших руках.


Когда то люди считали, что автомобили никогда не станут массовым средством передвижения. Они были неудобны и малоэффективны. Однако благодаря энтузиастам, людям, верящим в своё дело и усердной работе, человечество уже не может представить себя без железных карет на колёсах, едущих без лошадей.


Считается, что времена парусников закончились. Но кто мешает нам попробовать воскресить этих крылатых морских перевозчиков? Зачем это нужно? Об этом мы подробно поговорим в одной из следующих статей.


Как сказал Марк Твен: «Через двадцать лет вы будете более сожалеть о том, чего не сделали, чем о том, что вы сделали. Поэтому, отбросьте сомнения. Уплывайте прочь от безопасной гавани. Поймайте попутный ветер своими парусами. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте.»

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПАРУСНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Море, Парусник, Транспорт, Технологии, Длиннопост
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПАРУСНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Море, Парусник, Транспорт, Технологии, Длиннопост
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПАРУСНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Море, Парусник, Транспорт, Технологии, Длиннопост
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПАРУСНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Море, Парусник, Транспорт, Технологии, Длиннопост
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПАРУСНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Море, Парусник, Транспорт, Технологии, Длиннопост
13
Автор поста оценил этот комментарий

Проблема 4. Масштаб.

Я бы посмотрел на парусник с дедвейтом ~20000 тонн полной загрузки на ходах 15-20 узлов. Зрелище обещает быть хтоническим.

А ведь морские перевозки с таких цифр только начинаются...

12
Автор поста оценил этот комментарий

Это всё очень интересно в теории, но на практике любой механизм нужно обслуживать, так что лезть на мачту всё равно придется. Автоматизация это конечно хорошо, но опять же чем сложнее механизм, тем чаще он выходит из строя. Можно даже провести параллель с переходом судовых дизелей на электронно управляемый впрыск. Появилось очень много проблем именно с электронникой, система же с распредвалом отточена десятилетиями эксплуатации. Короче ещё одна головная боль для механика. Конечно  некоторых специфических условиях от паруса будет толк, но универсальности, которую имеют современные суда ждать не приходится. Если необходимо идти против ветра, то парусность рангоута быстро сведет на нет всю экономию. В шторм будет сильнее качать, если идти под большим углом к ветру крен будет постоянно, что неприятно и усложняет работу на судне. Вы сами в море ходили? А то похоже на мнение человека не работавшего на судне.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это рерайт для сбора плюсов, или автору реально интересна данная тема? Если интересна, то начать надо с анализа, сколько выгоды мог бы дать идеальный парус на типичном маршруте грузового судна. Прикинуть сценарий использования, а исходя из этого подбирать конструкцию. Во времена парусных кораблей маршруты подгоняли под пассаты и муссоны. Типичные океанские ветра знал ещё Колумб. Сейчас корабли плавают без оглядки метеорологию, не факт, что парус вообще что-то даст в современных условиях.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Благодаря вашему посту заинтересовала меня тема судовых энергетических установок.  На сегодняшний день, оказывается, самые эффективные это двухтактные дизели. Двухтактные, интересно). Читаю).

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

А если на поверхности парусов расположить фотоэлементы, то они ещё и электричество будут генерить). Бесплатная идея.

раскрыть ветку