Про Кулибиных и не только

Прочитал статью про Якутского учёного и комментарии к ней (https://pikabu.ru/story/_5977218)... И просто расскажу про печальный опыт в сфере инноваций в России.


Первое о чём почти никто не подозревает - это то, что от физического закона или химической реакции до товара в магазине продукт проходит ряд стадий:

1. Конструкторская - это когда изобретатель применяет закон по новому. В 999 случаях из 1000 по тем или иным причинам это применение так или иначе не обосновано. Причём почти в большинстве своём по экономическим причинам - т.е. работать будет, но эффект дороже, чем существующие аналоги.

2. Инженерная - это когда идея просчитывается и получается проект устройства для решения задачи. Здесь проблемы возникают, но их обычно гораздо меньше.

3. Технологическая - когда формируется производственная линия с технологиями изготовления компонентов, сборкой и т.д. Тоже очень проблемная стадия т.к. оборудование может просто не обеспечивать нужные параметры обработки.

Сбой на любом этапе - деньги потрачены, а товар и прибыль не получены.


Второе - исследования в инженерных областях, это очень дорого. Просто очень дорого. Причём стадия 1 самая дешевая, а 3 - самая дорогая.


Третье - запредельная конкуренция и ЧСВ всех участников процесса. На поле новых технологий на каждого настоящего изобретателя приходится небольшое стадо тех, кто хочет поживиться на его интеллектуальной собственности ради славы или денег, но кто недостаточно умён для того, чтобы сделать что-то сам. Поэтому "головастиков" травят нещадно. Практика, когда предложившего концепцию изобретателя травят и высмеивают, а через N-лет это появляется как изобретение совершенно другого человека (чья заслуга исключительно в том, что он красиво спиздил идею) - это правило и обычная практика.


Четвёртое - реклама и безграмотность потребителей. Очень много реально классных и нужных вещей "утонули" в рекламе всякой херни и безграмотности. Когда человек или наслушавшись рекламы всякой фигни принципиально берёт только "старое и проверенное" или восприняв бред рекламщиков просто не понимает, что ему предлагают.


Ну и последнее - люди которые понимают в инженерии и люди отвечающие и способные на финансирование - это практически не пересекающиеся группы людей. И в товары воплощается то, на что дали денег. Поскольку мозг финансистов в НТ-сфере очень примитивен, то получить денег на "новый Айфон" несоизмеримо проще, чем, например, на новое средство борьбы с раком.


Описанное выше - мировая практика, не надо говорить, что "только в России". Обычный путь изобретения - Вася придумал, Петя высмеял Васю, что тот не только забыл идею, но и вообще бросил интеллектуальный труд, потом через 3-5 лет красиво оформил идею Васи, попил коньячку с Колей у которого есть деньги на НИОКР. В итоге Коля заработал, Петя вошел в историю как изобретатель, а про Васю в лучшем случае кто-то будет знать и помнить...


До эпидемии наркомании у сценаристов фантастики почти все "фантастические" устройства брались из проектов на 1-2 стадии. Уже давно изобретены и в той или иной степени работают лазерные и плазменные пушки, анабиоз, звездолёты (досветовые), изобретены (и даже прошли испытания) материалы и технологии намного превосходящие современные по эксплуатационным характеристикам... Вот только они в своей массе так и остаются идеями и концепциями, пока выделенные на НИОКР деньги тратят на реально никому не нужные вещи.


Приведу примеры того, что лично я видел (всем пунктам больше 5 лет):

1. Технологию легирования поверхностного слоя металла. Чтозанах? Всё просто - обычная сталь не слишком хороша по отдельным параметрам, а специальные сорта очень дорогие. Модифицировав поверхностный слой металла мы получаем металл со свойствами специального сорта стали, но по цене обычной. В итоге вообще не проблема делать двигатели для авто с ресурсом на десятки миллионов км.

2. Лопатка воздушной турбины широкого диапазона. Коротко - ветряк, который будет крутиться от лёгкого дыхания и который не порвёт ураган. Генератор с такими лопатками в условиях Краснодарского края окупается за 10 месяцев.

3. Автоматический механический дифференциал с обратной связью. Ставим 3 шт. на авто и тяга всегда сама распределяется на колесо имеющее наиболее жесткое сцепление с поверхностью. То есть пока хотя бы 1 колесо цепляет грунт - машина едет.

4. Компактный трансформатор. Содержимое трансформаторной будки в блоке размером чуть больше системного блока и стоимостью в 20-30 раз ниже.

5. Пассажирский мультикоптер. Как квадрокоптер, только на 32 винта (отказоустойчивость) 4 места и немного багажа.


Всё указанное выше уже 5-10 лет назад было "в метале", 1-4 прошли независимые экспертизы с полным подтверждением заявленных характеристик. 2 - 4 были изготовлены на частные деньги (штучные экземпляры) и отработаны на практике в течении нескольких лет. На испытания п. 5 (лицензируемый вид деятельности) не было денег.


Когда начинают "опускать" изобретателей забывают, что ВСЁ, что нас окружает, когда-то тоже было "невозможно", пока одна светлая голова не пробилась через толпу баранов.

42
Автор поста оценил этот комментарий

Как человек, работающий конструктором, хочу сказать, что у подобных изобретений, как правило, совершенное неимоверное количество минусов и подводных камней. И типичный путь изобретения достаточно часто выглядит так:

"Ваня придумал офигенную пепяку, которую на производство никак не поставить. Ее посмотрели и забыли. Через пять лет Петя придумал, как ее довести до ума (зачастую с кардинальным изменением конструкции), и пульнул в серию. Ваня стал везде орать, что Петя пидорас, и интеллектуально обокрал ее"

раскрыть ветку
14
Автор поста оценил этот комментарий
У меня вопрос про дифференциал, какбэ у него немножко обратная функция, чтобы в поворотах не заносило.
А для говен есть диффы с блокировкой.

И про поверхностное легирование - крошка керамическая с нейтрализатора в горшок попала и пизда твоему блоку. Чугуниевые гильзы - вот это вот как раз из разряда «старое доброе» при желании могут миллион проходить. При пробеге 50 в год - это 20 лет. Нахуй твоё легирование нужнО?
раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

Всё потому, что изобретатели ждут, что кто-то за них раскрутит и продаст их продукцию. А нужно всё лично делать. У меня дядя как раз такой, ещё в советском союзе придумал автоматические блинницу и пончиковый аппарат, создал кружок технарей при вузе, им выдедели подсобку в промзоне с парой станков, в 90 он приватизирует всю промку, продает заграницу готовые образцы, докупает станки, материалы, и вот он уже в топе производителей пищевого оборудования. Потом он это дело забросил, и сейчас просто существуют, без раскрутки.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Есть одна американская пословица, тот кто придумал получает доллар, кто сделал получает 10, кто продал получает 1000

13
Автор поста оценил этот комментарий

Так сами производители тех же автомобилей не заинтересованы в миллионных движках. Им выгоднее потребителю ещё 2 продать!

раскрыть ветку