Посмертная фотография. Часть 1. Краткая история жанра

Внимание! Увага! Тыңдаңыздар! Attention! Ahtung! Atención! Attenzione! Pozor!


В данном посте речь идёт о смерти и мертвецах, а также есть фотографии умерших людей и котика! Если вы крайне впечатлительный человек и/или считаете подобные темы невыносимыми и возмутительными, милости прошу к столу покиньте, пожалуйста, эту страницу! На Пикабу для вас созданы более приятные и милые уголки. Тег "жесть" мне не хочется ставить, ибо цель поста сугубо просветительская, а в содержании нет ничего шокирующего. Поэтому тем, кто приходит на Пикабушечку деградировать, тоже настоятельно рекомендую пойти почитать что-нибудь более разжижающее мозг :) Спасибо.


Приветствую всех моих читателей и прошу прощения у всех моих подписчиков за долгое отсутствие — с момента публикации моего первого и последнего поста про смерть прошло аж 60 дней! Сначала было дел невпроворот, потом меня справедливо забанили за несдержанность в споре с одним мозгоклюем, потом снова навалились дела, поэтому время я находил только для залипания в чужие посты и их комментирование. Ну, да, лентяй, ничего не попишешь.


Тема сегодняшнего опуса родилась из обсуждения под постом, который посвящён — внезапно — художнику в метро. Мы тогда довольно мило поболтали о портретах, писюнах, трудностях рисования в метро, любимых сериалах и много о чём ещё. Слово за слово, и народ попросил запилить пост о посмертной фотографии, начав вдруг массово на меня подписываться. На Пикабу об этом писали довольно много и часто, например, здесь: клик, клик, клик, клик, клик и клик. Насколько эта тема любима пикабутянами, можно судить по комментариям в этих постах:

> охренительная новость для развлекательного ресурса
> Было много раз
> Каждый год, какой-нибудь школьник открывает для себя эту тему и решает выложить это на пикабу. А это, самая заезженная, да ещё и урезанная копипаста в интернете.
> Очень рад, что все больше людей в нашей стране подключаются к интернету.
> Вот почему никто не пишет "Баян!!" или "Было уже пару дней назад практически тоже самое!"?
> Офигел вообще, стырил фотки по ссылке из моего недавнего коммента

...ну, и всё в таком духе. Тенденция, думаю, ясна :)


К сожалению, почти все посты грешат недостоверностью, потому что авторы-бедолаги купились на многочисленные утки в сети, посвящённые этому искусству. Например, это фото — откровенно тупой вброс. ТС, кстати, в качестве защиты ссылается на ЖЖ Бориса Акунина, которого, видимо, тоже не сильно интересует правдивость размещаемой у себя в бложике инфы ¯\_(ツ)_/¯ 


Справедливости ради стоит отметить, что пикабутяне в этом не одиноки — распространением подобной лжи грешат многие издания и ресурсы, среди которых есть очень громкие имена. Их список я приведу в конце сего поста.


Исходя из всего вышесказанного, я решил сразу начать с разоблачений, но, вспомнив про адептов Лиги Лени, изменил свой план. Итак, трактат был разделён на две части (это сделано лишь из соображений удобства, ибо простыня вышла бы огромной, сложной для восприятия и тупо нечитаемой):


1. Краткий экскурс в историю развития посмертной фотографии и самые важные факты о ней (постараюсь не сильно повторять своих предшественников).

2. Разоблачение укоренившихся мифов о посмертной фотографии.


Краткая история посмертной фотографии


Что такое "посмертная фотография"?

Посмертная фотография или постмортем фотография (от лат. post mortem — после смерти) — фотография человека или животного, сделанная непосредственно после его смерти.


Например:

Посмертная фотография. Часть 1. Краткая история жанра Смерть, Постмортем, Post mortem, Длиннопост, Покойник, Мертвецы, Фотография, Викторианская эпоха

Как люди до такого дошли?

7 января 1839 года французский физик Франсуа Араго изобрёл фотографию на основе дагеротипии. Его открытие взбудоражило весь мир, а особо предприимчивые люди быстро разглядели в новой технологии путь к обогащению — получение портретов стало главной сферой коммерческого применения дагеротипии. В викторианской Англии почти сразу появляется мода фотографировать покойников, похороны и скорбящих, поэтому жанр постмортем так же стар, как и сама фотография (впрочем, порнография тоже — так уж устроен человек). Почему именно Англия? В крупных городах Британской империи того времени царили чудовищная антисанитария и не менее ужасная экология, уровень смертности простого населения был очень высоким из-за болезней, особенно часто умирали дети (честно сказать, так было почти везде в то время). И люди, для которых смерть стала обыденностью, пытались продлить жизнь родственников хотя бы символически, для чего придумали сложные скорбные ритуалы, частью которых стала посмертная фотография. Этот культ смерти всячески поддерживала сама королева Виктория, которая после ранней смерти любимого мужа велела повесить его постмортем изображение над своей кроватью, чтобы предаваться печали и сорок лет носить траур до самой своей кончины в 1901 году.


В Британии викторианской эпохи секс процветал не меньше, чем смерть. Причём всё, что касалось плотских утех, находилось под строжайшим запретом, но это не мешало Англии иметь репутацию одной из самых распущенных стран Европы. И смерть, и секс стали одними из первых объектов изображения после открытия фотографии.

Посмертная фотография. Часть 1. Краткая история жанра Смерть, Постмортем, Post mortem, Длиннопост, Покойник, Мертвецы, Фотография, Викторианская эпоха

Насколько ценными были посмертные фотографии для семьи умершего?

Посмертная фотография помогала скорбящим сгладить утрату и облегчить горе. Такие снимки воспринимались как яркое светлое воспоминание о почившем, поэтому они сразу стали считаться настоящим достоянием каждой семьи, которая могла позволить себе нанять фотографа. С середины XIX века смерть в Англии стала воспеваться и восприниматься как "вечный сон", а всё, связанное с утратой и скорбью, было доведено до показной сентиментальности. Поэтому посмертные фотографии занимали в домах самое почётное и видное место, чтобы подчеркнуть приверженность хозяев правилам викторианского этикета. Часто такие снимки помещались в амулеты и медальоны и носились в знак памяти у самого сердца, дабы скорбящий мог в любое время взглянуть на усопшего и умилиться.

Посмертная фотография. Часть 1. Краткая история жанра Смерть, Постмортем, Post mortem, Длиннопост, Покойник, Мертвецы, Фотография, Викторианская эпоха

Что такое «маленькие ангелы» / "little angels"?

Как уже отмечалось, дети в XIX веке умирали намного чаще взрослых, поэтому в большинстве случаев на посмертной фотографии изображались именно они. Выглядеть ребёнок должен был "по-ангельски": мирно спящим, с безмятежным выражением лица, тело обычно помещалось в маленькие кроватки или гробики в окружении цветов и игрушек. Такие снимки получили название «маленькие ангелы» и были особенно распространены в Латинской Америке. Посмертные фотографии с детьми были настолько популярны, что каждый фотограф считал своим долгом выработать свой неповторимый стиль в этом жанре (кто-то выбирал для съёмки конкретные игрушки или цветы, кто-то заострял внимание на позе малыша, кто-то делал фото матери с мёртвым ребёнком на руках и т.д.)


Сейчас это выражение используется разве что учёными и коллекционерами.

Посмертная фотография. Часть 1. Краткая история жанра Смерть, Постмортем, Post mortem, Длиннопост, Покойник, Мертвецы, Фотография, Викторианская эпоха

Как фотографы управлялись с окоченевшим телом и придавали ему позу живого человека?

Пожалуй, это самый распространённый и устойчивый миф о постмортем фотографии, который копируется из статьи в статью, расползаясь по сети. Мы к нему ещё вернёмся во второй части и разберём подробно. Ответ на вопрос звучит так: никак. Человек на посмертной фотографии XIX века выглядит живым по одной причине — на момент съёмки он был жив, а фотография вовсе не посмертная. Нет ни одного документа того времени, в котором бы описывалось нечто подобное, ни один из серьёзных исследователей не упоминает в своих трудах о стоящих телах и специальных изощрённых способах, которые помогали "оживить" труп (речь идёт в том числе о подрезании век, вшивании в тело стальных прутьев, подрисовывании на закрытых веках глаз (не путать с ретушью и монтажом), использовании булавок для придания улыбки и т.д.). Но самое главное — у профессиональных антикваров и коллекционеров нет ни одной достоверной фотографии, которая бы подтвердила эти утверждения (на самом деле есть, но как бы нет — об этом дальше). О тумбах, держателях, стендах и прочих атрибутах фотографа XIX века мы с вами тоже поговорим в заключительной части поста.


В сети весьма распространены шутки на тему: "Угадай, кто на фотке живой?" Тоже так делали?Чаще всего на присланных шутниками фотографиях живы все. Вот некоторые из уток, которые в сети пользуются особой популярностью:

Посмертная фотография. Часть 1. Краткая история жанра Смерть, Постмортем, Post mortem, Длиннопост, Покойник, Мертвецы, Фотография, Викторианская эпоха

Получается, посмертная фотография — это бизнес?

Несомненно. Профессиональные фотографы того времени очень неплохо зарабатывали, но стоит отметить, что работа отнимала огромное количество времени в силу своей специфики и трудоёмкой технологии. Причём чаще всего запечатлевали всё-таки живых особ. Люди викторианской эпохи любили фотографироваться и фотографировать: они охотно позировали, наряжались в свои лучшие наряды и устраивали фотосессии, будучи очарованными процессом и результатом. Развитие фотографии не стояло на месте — после 1850 года технологии постоянно улучшались, а стоимость фотографирования становилась всё ниже и ниже. Естественно, что спрос на живые портреты было гораздо выше, чем на посмертные. По примерным подсчётам, на одну посмертную фотографию приходилось около двухсот живых портретов. Из этого следует закономерный вывод: настоящих постмортем фотографий, дошедших до нас, сравнительно немного, не стоит искать их в каждом попавшемся на глаза старинном снимке.

Посмертная фотография. Часть 1. Краткая история жанра Смерть, Постмортем, Post mortem, Длиннопост, Покойник, Мертвецы, Фотография, Викторианская эпоха

Какие виды посмертной фотографии бывают?

Джей Руби, профессор Темпльского университета (США) и признанный авторитет в области визуальной антропологии (его книга "Secure the Shadow: Death and Photography in America" легла в основу этого поста), описал три вида посмертной фотографии, которые сформировались с 1840 по 1880 год (приведены в порядке появления):

а. "Вечный сон" — покойного обычно фотографировали в кровати, чтобы его нельзя было отличить от спящего человека.

b. "Мёртвый, но живой" (“dead, but alive”) — мертвец на фотографии мог принимать вертикальное положение (чаще всего сидячее), глаза могли быть как открытыми, так и закрытыми. Но никогда он не изображался в случайной сложной позе или свободно стоящим аки живой.

c. Фотографии-траурные сцены — фотограф запечатлевал покойника на смертном одре, в гробу на похоронах или на кладбище, часто в окружении семьи. Этот вариант в несколько изменённой форме дошёл до наших дней.


Первые два вида посмертной фотографии основаны на идее отрицания смерти через иллюзию того, что усопший жив, а третий — на реалистичном изображении смерти (на таких снимках акцент со временем переместился с покойного на скорбящих).

Посмертная фотография. Часть 1. Краткая история жанра Смерть, Постмортем, Post mortem, Длиннопост, Покойник, Мертвецы, Фотография, Викторианская эпоха

Почему практика фотографирования мёртвых ушла в прошлое?

Раньше в Европе о смерти говорили гораздо охотнее и относились к ней совсем иначе, чем сейчас — серьёзнее и спокойнее. Разговоры на эту тему не только не возбранялись, но даже подразумевались этикетом, нравами, самим ходом жизни. С развитием медицины и технологий человек всё дальше отдалялся от смерти, мало-помалу совершенно отвыкая от неё. Поэтому и посмертная фотография со временем становилась редкой и непопулярной — никто больше не желал запечатлевать саму смерть и хранить эти воспоминания, которые человеку XX века  представлялись всё более печальными и нежеланными. Ещё одной причиной отказа от постмортем фотографии стало повсеместное распространение фотосъёмки, когда человек без помощи специалиста смог самостоятельно ловить мгновение. Сейчас, когда мы фотографируем всё вокруг в любое время дня и ночи, этот обычай викторианской эпохи выглядит абсолютно непонятно, странно и даже устрашающе, хотя в некоторых частях света остаётся традицией, а единично встречается повсеместно (наряду с видеосъёмкой). Кроме того, посмертная фотография регулярно используется в работе полиции, криминалистике и патологической анатомии.


И напоследок наш образец. Владимира Ильича трогать уж не буду, приведу другой, самый свежий, российский пример постмортем фотографии.


Похороны Евгения Осина. Москва. 20 ноября 2018 год.

Посмертная фотография. Часть 1. Краткая история жанра Смерть, Постмортем, Post mortem, Длиннопост, Покойник, Мертвецы, Фотография, Викторианская эпоха

Источники:


Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять + книга Джея Руби "Secure the Shadow: Death and Photography in America", на которую ссылаются все авторы, пишущие о посмертной фотографии в европейской и латиноамериканской культуре.


Берегите себя. И помните о смерти, но не забывайте жить.


Перевёл и дописал, скомпоновал и досочинял я специально для Пикабу. Картинки взяты из открытых источников. При цитировании материалов ссылка на pikabu.ru обязательна. 

6
Автор поста оценил этот комментарий

Только сейчас из этого поста узнал, что Осин помер таки О_О

5
Автор поста оценил этот комментарий
Как то раз мне, семилетней советской первоклашке, приснилось, что я фотограф этого жанра. Во сне я мучилась, натурально усаживая мёртвую модель, ставя подпорки, нанося бог знает какой слой грима, но в кадре она все равно выглядела не живой. Проснулась в диком ужасе, сон запомнился досконально. Вплоть до прически и одежды покойницы.
О том, что такой жанр действительно существовал узнала уже взрослой из фильма "Другие".
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
тот случай, когда реальность превзошла ожидания. думала, будет похожий на все чужие подобные посты. но нет)чувствуется, что заинтересованность была не на 5 минут погуглить. спасибо, было очень увлекательно)
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нижняя фотография репортажная. Там акцент сделан не на покойном.

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Как это практика ушла!? Я протестую!!!

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку