По поводу сценария

Наткнулся на одну любопытную статью, где рассказывается о том, как вообще создаются истории, и почему же сценарий 8-ого сезона выглядит таким чуждым по сравнению с первыми сезонами.
Ниже будет мой весьма вольный перевод статьи, и, возможно, ее содержание несколько реабилитирует сценаристов в ваших глазах.

Статья на английском

На прошлой неделе я писал про то, как надругались над Дейенерис и Джейме. Если интересно, то вот:
https://pikabu.ru/story/po_povodu_deyeneris_6707053
https://pikabu.ru/story/po_povodu_dzheyme_6708173

Сегодня я хотел написать, как и почему угробили Тириона, но эта статья в куда более четких формулировках объяснит, почему он так отупел.


Уже только ленивый не проехался по тому, чем плох сценарий последнего сезона, но, возможно, всю проблему нельзя просто так сводить к "плохой сценарий против хорошего". Вместо этого, всё сводится к вопросу: а как вообще создаются истории?

Авторов можно условно поделить на два типа:

1) "Архитекторы"

2) "Садовники"

Первый тип писателей не приступает к написанию истории, пока не воссоздаст детальную линию повествования. Садовники же предпочитают воссоздавать историю по мере того, как пишут ее.  В каждом из вариантов есть как плюсы, так и минусы.
Архитекторам, знающим наперед, куда их ведёт сценарий, проще создать четкую историю с удовлетворительным финалом. Но злоупотребление таким подходом может превратить персонажей истории в бездушные винтики, на которых держится сюжет. Садовникам же проще создавать живых, дышащих персонажей. Они бросают персонажа с его нуждами и желаниями в жерло трагических событий, а затем записывают результат, таким образом генерируя сюжет. Но с персонажами во главе угла садовники рискуют потерять нить повествования и заиметь проблемы с увязыванием всех концов в финале.
Для ясности: всё это не означает, что архитекторы не умеют создавать живых персонажей, а садовники не могут создать целостную историю. Разницы в подходах обычно сглаживаются последовательным созданием черновиков.

Мартин является ярко выраженным садовником: он с любовью засеял семена своих персонажей в первых книгах, аккуратно и неспешно сопровождая их развитие, и до тех пор, пока сериал был близок к книгам, этот подход с лихвой окупался. Именно поэтому все сюрпризы и несчастья, происходящие с персонажами, падали на зрителя с таким оглушительным грохотом, ведь они были последствиями решений самих персонажей. Все эти расцветающие истории стали настоящим подарком для шоураннеров, но они же стали и причиной замедления темпа повествования.

После первой части, завершившейся в третьей книге (3 и 4 сезон сериалов), Мартин планировал перенести историю на 5 лет вперед. Но на деле этот временной зазор показался ему нечестным по отношению к созданным персонажам и миру в целом, и он решил всё это расписать. Зная, что этот "соединительный" материал не будет столь же захватывающим как центральный конфликт, Мартин посеял еще больше "семян", то есть еще больше персонажей, в уже и без того довольно сложный мир. И, в конечном счете, это еще больше отдалило его от развязки. Сад разросся, а вся эпопея, изначально планируемая как трилогия, продолжила увеличиваться в масштабах, пока книги не перестали выходить.

Следующие пару сезонов шоураннеры с переменным успехом подрезали весь этот цветник до тех пор, пока в 7 сезоне не решились перейти от рассказывания истории целого мира к завершению конкретной истории внутри этого мира. Они заручились у Мартина черновым вариантом окончания истории, назначив себе дэдлайн в виде 13 эпизодов на всё про всё.


И для этого шоураннеры понесли историю вперед так быстро, как только могли. Они не пытались разрешить максимального эффективно арку каждого персонажа и обыграть каждый кирпичик воссозданного мира. Они знали, куда целится Мартин, они понимали какие точечки им надо соединить, чтобы добраться туда, и при этом хотели сделать этот путь как можно более зрелищным. Вероятно, они задавались вопросами: что является наиболее важным? какие сюрпризы они могут преподнести, чтобы как-то соперничать с тем, что уже было на шоу? Какие из оставшихся конфликтов породят наибольшую драму? Что аудитория захочет увидеть больше всего? Они составили список, и дальше им потребовалось расставить каждого персонажа по местам.


Поэтому ИП в последних сезонах вызывает такие странные ощущения. Шоу о том, как люди не могут убежать от прошлых ошибок, превратилось в спектакль настоящего. Персонажи невероятной глубины и силы воли были принесены в жертву текущим обстоятельствам. Они совершали нереалистичные поступки и делали глупые выборы, чтобы требуемые события могли идти по намеченному плану. Персонажи обрастали сюжетной броней, потому что требовалось их участие в других сценах. Пропал конфликт между сложными людьми с несовместимыми целями. Серая мораль уступила место черному и белому. Персонажи помчались через свои арки, следуя намёкам, разложенным в прошлых сезонах, а иногда и совершенно в разрез с аркой. Персонажи больше не были во главе повествования, их место заняла концовка.


И серьезно, кого в этом винить? Вращать одновременно миллионом хрупких тарелочек, как это делает Мартин, очень тяжело. И разложить их по местам, не разбив половину по дороге, тоже тяжело. Рассказывать историю вообще очень тяжело. Особенно, когда миллионы людей на тебя смотрят.

Тем не менее, в третьем акте подход к рассказу истории поменялся. Мы влюбились в одно шоу, а оно стало другим. И получить удовлетворение от этой кучи фансервиса можно только закрыв глаза на то, как персонажи добрались до финала. Бережное отношение к пути не менее важно, чем конечная цель пути. И именно благодаря этому подходу персонажи остаются живыми даже после того, как встречают свою судьбу.
*тут конец статьи


Если честно, мне стало даже немного жаль сценаристов. Они попытались, но увы не вышло. И на рассвете их казнят.

По поводу сценария Игра престолов, Спойлер, Длиннопост

С другой стороны не понятно, почему нельзя было просто вместо 13 серий снять 4 нормальных сезона, но видимо авторы уже просто задолбались. Как и Мартин.

Лига Престолов

7K поста18.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

За неадекватное поведение, спам, прямые оскорбления автора, рекламу (вотемарки не считаются рекламой) сжигают в тронном зале (бан). Посты, не несущие никакого смысла, удаляются на усмотрение модераторов. Спойлерами считаются: события не вышедших серий и книг, события вышедших недавно серий и книг (менее месяца с выхода официального перевода), менее недели с выхода сезона полностью. Публикация ссылок на нелегальный контент запрещена правилами Пикабу.

68
Автор поста оценил этот комментарий

Я, в целом, готов понять и простить тот факт, что сценаристам надо было закончить сериал одним сезоном. Чего меня выбесило - это наплевательское отношение к деталям, маленьким и большим: скудоумные постановки боев, косяки со стаканчиками/бутылочками, откровенно нераскрытая местами мотивация персонажей. Да даже то, что у них королевская гавань последнего сезона не похожа на саму себя из прошлых серий - ну как так? Они не видели, что сами снимали раньше? Все это вызывает ощущение, что решили снять «на отъ#бись», все равно схавают.

раскрыть ветку
15
Автор поста оценил этот комментарий
Ой, да, тяжело писать нормальный сценарий и придумывать концовку, особенно когда уже заплатили. Тяжело писать достойно? Не берись, блядь, писать концовку к самому крупному шоу десятилетия.
раскрыть ветку
12
Автор поста оценил этот комментарий
Финал хороший как альтернативный конец. Но я еще три года спокойно провела бы в ожидании финала в духе первых сезонов, как режисерских так и сюжетных.
раскрыть ветку
18
Автор поста оценил этот комментарий

Если Мартин и садовник, то очень регулярного сада. У него все лужайки, клумбы и лабиринты размечены заранее. Всюду раскиданы семена и саженцы, которые прорастают и расцветают в своё время.

Впрочем, если сравнить первую книгу с пятой, газон засеян гораздо гуще, да.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Именно поэтому Half Life 3 никогда не выйдет. Слишком сильно сами себе задрали планку, слишком взвинтили градус. Концовка, которая понравилась бы всем слишком утопична. А так получили открытый финал.