Первый антарктический рейс китобоя "Слава-3".Ч.2.

Начало :https://pikabu.ru/story/pervyiy_antarkticheskiy_reyskitoboya...

Первый антарктический рейс китобоя "Слава-3".Ч.2. Китобой, СССР, Первый рейс, Длиннопост

Первый кит

27 января радиолокатор «Славы» отметил далеко на горизонте приближение первою айсберга. Айсберги — эта гигантские льды, обламывающиеся у крутых побережий Антарктиды.
Они, постепенно устремляясь по радиальным линиям от южного полюса в теплые воды, способствуют образованию местных течений и являются вестниками вступления в Антарктику — суровую область, прилегающую к собственно Южному полюсу — Антарктиде — материку размером в 14 миллионов кв. километров.
Материк вечно закрыт гигантским ледником толщиной до 2—3-х километров.
С течением времени кромка их обламывается у океанов, образуя плавающие айсберги. К Антарктиде прилегают Тихий, Атлантический и Индийский океаны. Лето в Антарктике суровое.

Она открыта со всех сторон для ветров, заставляющих ее гигантскую акваторию постоянно пениться в океанских штормах. Даже в летнее время температура здесь не превышает нуля.

Итак, температура значительно понизилась. На палубах судов люди уже были не в трусиках, а в морских теплых робах. С южной стороны к нам пришли прохладные ветры. И хотя декабрь, январь и февраль в Антарктике — самые теплые летние месяцы, мы ощущали такое «лето», которое можно сравнить с суровой осенью в Финском заливе.

Команды теперь жили в судовых помещениях, кое-кто облачился даже в ватные костюмы. 28 января на горизонте показалось много гигантских плавучих льдов — айсбергов. Появилась масса пернатых Антарктики: голубей, чаек, на кромках айсбергов восседали жирные пингвины. Далеко на горизонте вооруженному глазу уже виднелись, хотя и еще редкие, но большие фонтаны водяных столбов — верная примета китовых стай.

В этот день китобоец «Слава-5» на 58 градусе южной широты и 11 градусе западной долготы обнаружил и удачно убил первого кита финвала, весом в 130 тонн. По сему поводу состоялись торжественные радиопередачи, митинги, выпущен специальный номер печатной газеты, получены поздравительные телеграммы и взяты новые социалистические обязательства на весь период китобойного промысла.

Прохладные ветры, штормовая погода, наличие плавающих айсбергов, появление то тут, то там целого леса водяных фонтанов — Все это становилось теперь обычным и не вызывало особого удивления. С Антарктикой экипажи осваивались быстро.
Приняв запасы горючего и продовольствия, а также соответствующие указания со «Славы», китобойцы вышли на промысел, рассредоточившись на 100—200 миль друг от друга. База «Слава» держала постоянную связь с китобойцами и лежала в дрейфе.

В Антарктике стояло лето южного полюса,29 января на рассвете, на большом расстоянии от китобойцев, показалось значительное количество фонтанов. По величине их можно было судить о размерах китов. Отдельные из них достигали высоты до 12—15 метров.

В 8 часов утра китобоец «Слава-3» вышел в преследование китовой стаи. Он настиг ее и стал преследовать, включив машины на полные обороты. Машинисты-стахановцы Ляпин и Гузеев в течение всего преследования кита держали пар строго на марке. О начавшемся преследовании китов капитан решил немедленно сообщить на матку «Слава».

Тут произошло недоразумение, насмешившее всех. Мартинсен, узнав о намерении капитана, немедленно выбежал ему навстречу и начал уговаривать «не делать неразумного шага...»

— Мы убьем больше китов, будет больше прибыли, а китобои получат больше крон. Из опыта знаю, не делайте этого, нам лучше будет, - настаивал он.
На палубе раздался хохот. Наблюдатель Лустов, громко смеясь, подбежал к норвежцу.— Эх ты, конкуренция, какие кроны, какие прибыли... Ведь у нас нет компаний, говорили же тебе, ну и непонятливый.

Затем все снова, стали рассказывать норвежцу, почему все советские китобои заинтересованы в том, чтобы убить больше китов.

Скорость китобойца доходила до 14,5 узлов. Такая скорость судна удерживалась в течение всех полутора часов преследования стаи. Сперва судно отставало, так как кит, выбранный экипажем как цель, развивал скорость 19 миль в час.
Но затем кит начал уставать и судно все приближалось к гигантскому животному, то погружавшемуся в воду, то всплывавшему, чтобы вдохнуть воздух. Животное обнаруживало себя огромными столбами фонтанирующей воды.

Перед китобойцем возникли три огромных кита. Заметив опасность, они также стали часто нырять, меняя направления своего бегства. Мы переключились на них. Наблюдатель, находившийся на мачте все время, указывал путь преследования. Погоня продолжалась долго. Наконец, нам удалось приблизиться к стае китов на расстояние 120 метров. Но и сейчас все три кита держались стадности, не покидая друг друга. Стадность их — единственное средство защиты от страшной для них касатки...

Киты, видно, сильно устали. Они чаще стали фонтанировать и значительно сбавили ход. При скорости 15 узлов нам, наконец, удалось на курсовом углу левого борта подойти к одному из китов на расстояние 45 метров. Вся команда была на своих местах, и четко несла вахту Старый, опытный гарпунер находился у своей пушки, готовый при первом же появлении животного на поверхности океана, послать в него смертоносный гарпун.

Стрельба из гарпунной пушки — большое искусство. О сложности работы стрелка-гарпунера говорят простые факты: только на четыре-пять секунд появлялся кит на поверхности океана, чтобы вдохнуть свежего воздуха, затем снова уйти на глубину, спасаясь от опасности.Как только кит показал свою гигантскую спину, гарпунер дал выстрел, и огромный гарпун, за которым потянулся длинный хамплин, через мгновенье врезался в правый бок, животного...

Глухой отдаленный гул, судорожные рывки троса и огромное животное уходит на глубину, натягивая удерживающий его трос, животное напрягает все усилия, чтобы вырваться, но это оказывается уже невозможным. Мощные стальные лапы гарпуна после взрыва снаряда удерживали его изнутри, причиняя страшную боль. Кит натягивает трос с такой силой, что даже буксирует за собой судно, но, однако, ему не удается вырваться.

Китобои в этот момент травят свой трос на расстоянии 500—600 метров, а судно, с помощью «буксирной тяги» — кита и собственных винтов медленно идет за смертельно раненым животным.

Но вот наблюдатель с мачты показал, что кит нырнул влево. Еще через несколько минут слева по борту показались огромные кровяные столбы — раненое животное выдыхало кровяной столб высотой до 10 метров.
Теперь не уйдет! — кричал гарпунер. Не уйдет! — вторили голоса на палубе.

Моряки начали выбирать хамплинь, видя усталость раненого животного. Кит делает все чаще кровяные фонтаны, но все медленнее натягивает крепкий хамплинь. Снова рывок, судорожное натяжение хамплиня, и снова киту дают возможность «уйти», кажется, в последний раз на расстояние 100—150 метров.

В сознании опасности животное бросается в последнее бегство. Кит ныряет в глубину, при появлении на поверхности старается ударом хвоста оборвать хамплинь, ныряет под судно, но оборвать, удерживающие его «вожжи» ему не удается. Усталость смертельно раненого кита все явственнее — теперь кровяные фонтаны показываются все чаще и чаще, они встают над океаном, как красные гейзеры.

Измученное и обессиленное животное теряло последние силы. Сейчас оно было от китобойца на расстоянии 20 метров. Так как первый выстрел был не совсем удачным, гарпунер делает следующий, последний выстрел. Огромный финвал выбрасывается на поверхность океана, а затем с перевернутой вверх брюшиной недвижно плюхается в воду.

Кит мертв.
Его буксируют к борту, в хвостовой части прорезают два отверстия и берут на стропы. Обрезаются части хвоста и выбрасываются за борт — дань морю.

Теперь морское животное у борта китобойца. Моряки пробивают огромным пустотелым копьем тело кита и с помощью судового компрессора накачивают его воздухом. Туловище кита теперь совсем поднялось из воды, оно похоже на бочку. Его берут на стальные тросы и буксируют к базе «Слава», которая примет кита на борт. Здесь начнется обработка туши, из которой китобои натопят много тонн пищевого жира, выработают высококачественные консервы, из костей кита изготовят кормовую муку, будет также извлечен ценный китовый ус.

Богат и почти неиссякаем район Антарктики этим высокопродуктивным океанским животным. Китовые стаи приходят в прохладные воды Антарктики в летний период — с декабря по март. Влечет сюда китов из умеренных поясов наличие богатейшего планктона — основного питания китов. Планктон в Антарктике — это концентрированная масса мелких океанских мягкотелых рачков, длиною в 2—3 сантиметра.

Огромные площади океана усеяны планктоном, заставляющим светло-голубые воды океана менять даже свой цвет. Если зачерпнуть обыкновенной кружкой забортной воды, то в ней оказывается таких рачков до 10 штук — так много их здесь. Вот киты и приходят сюда, как говорится, на кормежку.

Кит — древний житель морей и океанов. Он является сейчас самым большим животным на нашей планете.
Распространение влияния человека и перемена в миллионолетиях геологической карты мира заставили этого исполина перебазироваться в Антарктику и районы, прилегающие к Северному Ледовитому океану.

В доисторические времена киты водились там, где сейчас тянутся Кавказские горы, долины и равнины благодатного края, где зреют виноградники, фруктовые сады, раскинулись бескрайние пшеничные поля. Пятнадцать миллионов лет назад здесь бушевали штормы безбрежного Сарматского моря. В его водах жили бесчисленные китовые стаи, которым тогда не угрожала гарпунная пушка.

Недавно советские геологи в Кабристанской низменности на Кавказе обнаружили в отложениях Сарматского моря близ горного селения Кабулы полный скелет ископаемого кита.Прошли миллионы лет. Изменился мир, изменилась и жизнь китов.
Теперь на китовый промысел китобои ходят в высокие широты южного полюса и в районы, прилегающие к Ледовитому океану.

Интересна жизнь кита. Она уже достаточно изучена китобоями Европы и Америки. Норвежские китобои рассказывают, что им удалось проследить период рождения молодых китов.

В теплых водах Австралии, когда самка рожает детеныша, китенок, уже будучи в воде, находится еще «связанным» с матерью через пуповину, питавшую его в утробе матери. Простой обрыв ее мог бы привести к болезни и даже к смерти молодого животного, поскольку внутрь немедленно попала бы соленая океанская вода. Но природа наделила животное защитительными качествами: самка обучает «малютку» сложному плаванию и заставляет ее сделать «петлю» в воде таким образом, чтобы при последующем натяжении «жизненной артерии» образовался бы крепко затянутый узел. Тогда кит-самец своим плавником перерезает нить и китенок начинает самостоятельное существование. Родившийся «китенок» имеет длину до 12 метров, а вес до 7 тонн.

Как известно, кит млекопитающееся животное. Китобои до сих пор расходятся во мнениях о способах кормления самкой своего ребенка. Одни говорят, что самка кормит детеныша во время своего плавания. В таком состоянии «китенок» прицепляется своей пастью к соскам и тянется за матерью. Другие отвергают это и утверждают, что китиха во время кормления своего детеныша лежит спокойно на воде, приподняв над поверхностью воды всю хвостовую часть своего туловища. В таком положении китенок под водой сосет грудь матери.

Все китобои подтверждают необычайно нежную заботливость самки о своем детеныше. В этот период китиха пренебрегает всеми опасностями ради жизни своего детеныша.

Самка рожает один раз в два года и кормит детеныша молоком 8—10 месяцев. За это время он достигает большой величины, так как растет очень быстро.

Китобойный промысел — давняя профессия многих народов, проживающих у берегов морей и океанов. Баскам (народность, проживающая на севере Испании) приписывается честь первого промысла, который произошел в XIV столетии.

В океанах и морях водятся множество различных пород китов. В настоящее время количество их намного сократилось, и они обитают, главным образом, в холодных и умеренных поясах.В районах Антарктики водятся самые продуктивные виды.
В числе их — блювал или голубой кит и финвал. Киты бывают здесь длиною до 40 метров и весом до 200 тонн. Из такого кита добывается до 25 тонн высококачественного жира. О размерах морского животного говорят такие данные.
Размер его хвоста в поперечнике доходит до шести — семи метров, а в пасти одного из китов, убитого нашим китобойцем, свободно разместились 15 человек.

Кроме всех своих продуктивных качеств, организм кита выделяет густую, воскообразную массу, приятного, после обработки, запаха, так называемую амбру. Китобои говорят, что в болезненном состоянии кит отправляется в еще мало изученные места океанов и питается там глубинными водорослями.
В организме животного при этой болезни, как говорят китобои, происходят процессы, подобные явлениям рака При долгом питании водорослями, кит начинает выздоравливать и с выделением выбрасывает амбру на поверхность океана. Иногда кит выделяет амбры от 10 до 100 килограммов.

Амбра имеет исключительную ценность и один килограмм ее стоит десятки тысяч рублей золотом. Амбра применяется, главным образом, как исключительно стойкое вещество при производстве высоких сортов духов, в медицине, а в восточных странах — в душистых курениях.Наша охота в Антарктике, несмотря на позднее открытие промысла, продолжалась успешно. Первые дни база «Слава» принимала до четырех китов в сутки. Но потом темпы боя кита и обработка китовых туш возросли.

Здесь, в далекой Антарктике, сказались методы социалистического труда — соревнования. С двух-четырех китов экипажи довели обработку до 12 китов в сутки, а завод добился суточной выработки жира до 200 тонн.

Китобойная флотилия продолжала расширять район промысла. Впервые в истории советского государства наша китобойная флотилия во главе с базой «Слава» достигла района антарктических вод, отстоявшего от материка Южного полюса всего на 450 миль.

Квадрат Атлантического океана, в котором промышляли китобои, в феврале достиг размеров, значительно превышающих карту Черного моря. Почти открытый со всех сторон для ветров, район представлял здесь плавание рискованным и опасным.
Часто жестокие ветры, зарождавшиеся в верхних широтах Северного полушария, гнали мощные морские Валы от берегов Гренландии по 20 меридиану западной долготы до районов Антарктики. Огромные штормовые волны докатывались до широты плавания гигантских айсбергов и создавали серьезное препятствие для китобойных судов.

Китобои мужественно работали в новых и сложных метеорологических условиях, а когда охота на кита в шторм оказывалась невозможной, суда ложились в дрейф и искали временного укрытия под стенами айсбергов. Эти ледяные гиганты достигали высоты до 200 метров над уровнем океана.
Ветры и штормовые волны, приходившие, из районов экватора в Антарктику, расплавляли ледяные утесы айсбергов, придавая им самые причудливые формы. Отдельные из айсбергов рассвечивались на южном солнце как стеклянные дворцы, на которых оседали сотни и тысячи полярных пернатых.

Трудность работы экипажей китобойной флотилии заключалась еще и в том, что в районе промысла имелась большая глубина. В течение всего периода промысла не было случая, чтобы одно из судов китобойной флотилии могло стать на якорь. Но особую трудность испытывали наши штурманы. В результате исключительно сильных влияний у Южного полюса, магнитные компасы выходили из строя, и тогда мог действовать только гирокомпас, находившийся на базе «Слава», с которой китобойцы связывались при помощи радиопеленга.

К концу февраля китобойная флотилия добыла много десятков китов. Отдельные китобойцы успели к этому времени убить от 30 до 45 штук. При более раннем открытии китобойного промысла, флотилия, безусловно, могла бы добиться гораздо больших успехов.

Но и за этот период мы сделали много.
— Ваша соревновательная конкуренция приносит много большие результаты, чем наша конкуренция, — говорил Мартинсен. Он очень удивился, когда мы, давая наилучшую оценку тому или иному работнику, моряку, китобою, называли его стахановцем. И сколько он с трудом усваивал объяснения, что труженики в нашей стране окружены почетом и уважением, что труд у нас — дело чести, доблести и геройства.

— У нас трудятся потому, что нужны деньги, вот и все, а у вас, оказывается, не то, — говорил он.Почти неиссякаемые запасы китовых косяков нам представляли воды Антарктики, постоянно украшавшиеся на горизонте лесом гейзеров — водяных фонтанов.

В конце марта и в начале апреля Антарктика дышала приближением зимы Южного полюса. Температура наружного воздуха с каждым днем понижалась - на горизонте увеличивалось количество айсбергов и блинчатых льдов, а суда начали подвергаться быстрому обледенению. Экипажи китобойцев одевались в меховые одежды.

В отдельные дни площадь океана покрывалась сплошным полем плавающего льда, смерзавшегося в общую массу. Снег с холодным дождем опускались на палубы судов. Наступила суровая зима Антарктики. На горизонте стало все меньше китовых фонтанов. Основная масса китов направлялась теперь на свою родину — в теплые воды Австралии. Пора уходить, кончать промысел!

Задание Родины советские китобои выполнили с честью. Флотилия «Слава» одержала замечательные победы: убито 386 китов. В трюмах базы «Слава» и китобойных судов находилось 350 тысяч пудов кормовой муки, много китового уса.

О количестве и ценности добытой продукции можно судить по простым цифрам: чтобы перевезти ее по железной дороге, потребовалось бы свыше четырехсот вагонов. Флотилия добыла такое количество жира, Которое может дать убой хорошо откормленного стада крупного рогатого скота в количестве не менее 340.000 голов!

Моряки китобойной флотилии «Слава» дали возможность советским колхозникам — не производить такого убоя скота и продолжать увеличивать поголовье социалистического животноводства.

Замечательная экспедиция в далекие воды Антарктики, где когда-то побывал знаменитый русский мореплаватель Беллинсгаузен, закончилась победой советских китобоев.

Итак, мы уходили на Родину, чтобы рапортовать ей о своих успехах.


До следующей встречи, Антарктика!

С богатейшим уловом флотилия покидала Антарктику, беря курс на Аркнейские острова. Лишь на подступах к ним вся эскадра вышла из ледяного плена. Март и первые дни, апреля флотилия использовала на преследование и охоту за отдельными задержавшимися здесь китами.

26 апреля мы достигли острова Статен, отделенного огромным проливом от южной оконечности Огненной Земли.

Необитаемый остров, покрытый скудной тундровой растительностью, представлял собою фактически остров птиц, крик которых был слышен за много миль на подходе. После короткой стоянки и приемки горючего с базы мы направились к восточному входу Магелланова пролива, куда и прибыли 28 апреля. От Магелланова пролива флотилия повернула под прямым углом на восток, взяв курс на Фалклендские острова.

Еще будучи в пути к проливу Магеллана, мы установили двухстороннюю связь с советским танкером «Кремль», вышедшим навстречу возвращавшейся флотилии. Как было условленно, танкер «Кремль» должен был в районе Фалклендских островов встретить нас, снабдить горючим, продовольствием и почтой с Родины.

Фалклендские острова (или остров Мальвины) расположены в районе южной оконечности южно-американского материка. Острова носят на себе отпечаток суровой природы. Всюду виднеется типичная тундра, какую советский человек может видеть где-либо в районе Мурманска или моря Лаптевых. Здесь даже самые морозоустойчивые зерновые культуры не вызревают. Берега изрезаны фиордами.
Самая высокая гора Адама имеет высоту 700 метров над уровнем моря. Значительно здесь развито только скотоводство, зверобойство.

На острове растут обильные многолетние травы «тусок» — злак, являющийся основным кормом местного рогатого скота. Фалкленды — один из опорных пунктов британского империализма. Он сторожит морские проходы вокруг Южной Америки

Стратегическое значение островов очевидно. Сейчас между Англией и более мелкими хищниками Южной Америки происходит тяжба за владение этими островами.

В самый канун первомайских праздников 1947 года здесь состоялась незабываемая встреча с танкером «Кремль». На базе «Слава» состоялся митинг по случаю первомайского праздника. Все радиоприемники были настроены на московскую волну, откуда Родина нам посылала слова привета и лучших пожеланий.
Далекие Фалклендские острова впервые из рупоров на судах слышали народные мелодии из Великого Советского Союза, мелодии народного счастья, радости и свободного труда.

Участникам китобойного промысла были розданы письма от родных, газеты и журналы за декабрь 1946 года — это была самая «свежая» почта, но и ей мы были очень рады. Пополнив запасы и передохнув от постоянной морской качки, от которой сейчас нас спасал архипелаг Фалклендских островов, мы готовились к возвращению на Родину курсом восточного побережья Южной Америки.

Простившись с экипажем советского танкера «Кремль», флагман отдал приказание о снятии с якорей.

Перед началом экспедиции, когда флотилия стояла в Ливерпуле и мы принимали срочные меры по снабжению судов хамплинем — специальным тросом, к которому крепится гарпун, англичане подсунули нашей флотилии сотни метров недоброкачественного троса.

Это подлая проделка английских промышленников, которым мы честно платили деньги, имела свои пагубные последствия. Во время промысла в Антарктике мы имели свыше пятнадцати случаев обрыва гнилого хамплиня, в результате чего около пятнадцати тяжело раненых китов ушло в океан.

В пути об этом немного забыли, но сейчас, когда мы стояли на рейде Гибралтара, о коварстве англичан все снова заговорили. Даже норвежец сказал «Янки нечестны, вы их мало знаете...»Нет, после этого мы не хотели гостить у англичан. Их развевающийся над стенами Гибралтара флаг вызывал у нас презрение.

Выйдя в Средиземное море, флотилия 24 июня 1947 года взяла курс на Константинополь.На пути к турецкому порту мы должны были проститься с нашим новым другом Мартинсеном. Несколько месяцев мы пробыли с ним вместе на китобойном промысле. Можно смело сказать, что за это время Мартинсен как бы переродился заново. Из Англии к Южному полюсу он шел, почти ничего не зная о жизни советских людей. Даже самые простые вещи, какие знают все советские дети, ему казались сказкой.

Вспоминая о том, как ему наши китобои говорили «Передашь нам, Мартинсен, свой опыт, поучишься и у нас кое-чему», он говорил: — Нет, передать мне вам нечего было, а вот учиться пришлось многому.

Это верно. Норвежец бывал на судовых собраниях, видел, как после удачной охоты в каюте подводились итоги, как посвящалась удачному бою стенная газета. Знал он теперь, что такое стахановец и как это слово гордо звучит в речи советских людей.
Норвежец к концу китобойного промысла хорошо усвоил и разницу между конкуренцией норвежской и «конкуренцией» советской — социалистическим соревнованием.

Когда мы подходили к Мальте, норвежец собрал свои вещи и приготовился сходить, чтобы отсюда попутным кораблем идти к себе, на родину — в Норвегию. Житель Осло обошел еще раз кубрики, поговорил с каждым китобоем судна. Он обещался когда-либо обязательно посетить Советский Союз. Покидая судно, он благодарил китобоев за совместную работу.

— В Норвегии я обязательно расскажу, какая у вас хорошая «соревновательная конкуренция»... У нас такой нет, а хорошо бы, чтоб была... Да, многого у нас нет...

Он долго махал рукой с берега Мальты вслед уходящей флотилии...


Здравствуй, Родина!

Длинные пенистые полосы тянутся за кормой. Суда флотилий приближаются к Одессе. Спокойствие Черного моря и прекрасная погода располагали к отдыху и мечтаниям.Родина! Одесса! Город моряков, город солнца и фруктов. Сейчас на твоих набережных мы уже видим тысячи одесситов. Здесь жены, дети, родители славных китобоев, приплывающих к берегам Родины с небывалым уловом из далекой Антарктики.

Еще далеко на подходе в порт мы увидели десятки белых полосок, устремлявшихся вверх и таявших в небе. Это стоявшие на рейде советские суда приветствовали длинными гудками прибывающую в порт первую антарктическую советскую флотилию.

Позади осталось 54 тысячи километров пути, пройденного морями и океанами.

— Слава великому Сталину, воспитавшему смелых советских моряков! — раздаются возгласы из массы встречавших. И раскатистое ура звучно разносилось над черноморской бухтой среди десятков пароходных гудков.

Крепкие рукопожатия, горячие поцелуи, затем цветы, цветы, цветы...

Встреча в Одессе вылилась в демонстрацию любви и преданности моряков своей Родине и вождю народов товарищу Сталину. Флотилия «Слава» прибыла с замечательными победами на море: она включила неиссякаемые богатства вод Антарктики в плановое социалистическое хозяйство нашей любимой Родины!
П. С. Рожков

Газета «Советская Клайпеда» №№ 149-151, 153-154, 156-162 (июнь-июль 1948 г.).


https://www.infoflotforum.ru/topic/14025-60-let-sovetskim-ki...

3
Автор поста оценил этот комментарий

прочитал первую часть вчера, сегодня вторую, интересно, особенно если не заостряться на пропаганде. Китов жалко.

Богат и почти неиссякаем район Антарктики этим высокопродуктивным океанским животным.

оказалось, что "почти" - тут главное слово

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
ТС, спасибо тебе за этот цикл статей.
Да, китов жалко, но это в статье не главное
Главное то, что там показан человек таким, каким он должен быть. Мы об этом стали забывать.
2
Автор поста оценил этот комментарий
Вот бы за людьми так можно было охотиться
раскрыть ветку