Первым делом самолёты. А теперь - горбатый!
Просьба: если размер поста Вас не устраивает, хочется больше/меньше, отписывайтесь в комментариях. Ну а я начну свой второй "нелинейный" пост про отдельный самолёт.
2 декабря 1939 года лётчик-испытатель Владимир Коккинаки поднял в воздух очередной новый самолёт. Для обывателя он ни чем не отличался от десятка других опытных машин, поднимающихся в небо над его головой. Но так уж сложилось в нашем грешном мире, что какие-то перспективные проекты незаслуженно отправляются на свалку истории, а какие-то становятся именем нарицательным. Судьба уготовила этой машине, названной БШ-2 (что значило - бронированный штурмовик, вторая модель) второй вариант...
Задача авиационной поддержки наступающих войск стояла перед советским командованием давно и остро. Времена пехотных сражений в чистом поле давно прошли, и Первая Мировая - война позиционная - была тому подтверждением. А ещё на полях Первой Мировой появились танки. РПГ тогда не существовало в принципе, так что вид бронированной туши, надвигающейся на окоп, приводил солдат, мягко говоря, в страх. Так что учитывая то, что кроме как противотанковых пушек и ружей, других нетанковых средств борьбы с танками не существовало, и то, что могли натворить несколько танков, ворвавшись в тыл, стало ясно, что без авиации не обойтись. Почему же только не артиллерия? Да потому, что иначе, как прямой наводкой, по движущемуся танку или другой подобной цели не попадёшь. А даже 45-мм противотанковая пушка весит в боевом положении 560 килограмм. А ещё ей нужны снаряды. А ещё она имеет свойство вязнуть в грязи и не умеет прыгать через окопы. Так что даже натренированные артиллеристы не могли быстро перебросить орудия с одной позиции на другую. И это натренированный, слаженный в своих действиях расчёт. Ваш покорный слуга и ещё двое идиотов интересующихся, покатав реплику 45-ки по песочку и грязи 20 минут чувствовали себя "лягу и умру" от слова "совсем". А ведь помимо танков были ещё ДОТы, ДЗОТы, эшелоны, автоколонны. Так что самолёт, способный уничтожить всю эту гадость, нужен был позарез. Обычный бомбардировщик для этой цели не годился - слишком велик был разброс бомб с большой высоты. А на малую высоту опуститься он не мог из-за зенитного огня, который фактически разносил самолёт на кусочки, да и "ответку" можно было получить от своих же бомб. Пикировщики же, в свою очередь, кроме бомб ничего не несли.
А новый самолёт должен был нести несколько видов вооружения. В идеале и в перспективе это должны были быть бомбы, реактивные снаряды, пушки, пулемёты. Разработкой нового самолёта занялся Сергей Владимирович Ильюшин.
Тёмное пятно над бровью, кстати, результат неудачной аварийной посадки. После неё ему был дан запрет на самостоятельные полёты. Но вернёмся к теме. Вскорости стало ясно, что плотность огня, направленного на новый самолёт, будет не велика, а очень и очень велика. А значит будут большие потери. Конечно, самолёт можно было обвешать бронёй по самое не хочу, например как это частично сделано здесь (смотрим на листы под боковыми окнами кабины):
Но это очень утяжеляло самолёт. И тогда-то Ильюшин и предложил не обвешивать самолёт бронёй, а обвешать броню самолётом. В буквальном смысле. Был сделан бронекорпус, а к нему прикрепили крыло, хвостовую часть,, двигатель. Вот так:
Все части корпуса л-# - броня.
Самолёт начали готовить к вводу в серию. НО. Было произведено существенное изменение. В связи с определёнными трудностями (слишком большой взлётный вес, трудности с материалами) вместо двух человек - пилота и стрелка, оставили одного - пилота. Некоторые товарищи из известных кругов, любят говорить. что это заставил сделать кровавый диктатор Сталин. Не вопрос: вот как выглядела уже более поздняя двухместная схема:
А так не было и задней плиты. Под таким огнём незащищённый стрелок вскорости отправлялся к праотцам. Ну-сс, товарищи с "Дождя" и "Эха", всё ещё хотите сзади посидеть на брезентовой лямке?
Первая партия одноместных Ил-2 с дополнительными баками поступила в войска. вооружены они были 2-мя пушками 20/23 мм, 2 пулемёта, 8 ракет, 400 или 600 кг бомб.
И тут началась война. Самолёты начали делать на эвакуированных заводах, делая небронированные части из фанеры и полотна. В первые же дни эти самолёты начали наносить удары по позициям противника. Правда, бой вёлся фактически интуитивно и точность сильно хромала, но пока с этим ничего поделать не было.
Самолёт демонстрировал феноменальную живучесть, мог уничтожать как танки, так и прочие мелкие укреплённые цели. Прозвали машину "летающим танком" и "горбатым". Последнее прозвище приклеилось к самолёту за "горб" в виде кабины.
С августа 1941 г. для повышения эффективности бомбоштурмовых ударов Ил-2 в штурмовых авиачастях стали практиковать вывод ударной группы штурмовиков лидером (как правило, Су-2, Пе-2 или истребитель), летящим впереди значительно выше наводимой им группы. Обнаружив цель, лидер обозначал ее пикированием или сбрасывал бомбы (иногда ампулы АЖ-2 с огнесмесью "КС"), по разрывам которых ориентировались штурмовики. По сигналу лидера Ил-2 делали "горку" и, набрав высоту, сбрасывали авиабомбы и обстреливали цель из PC, а затем открывали огонь из стрелково-пушечного вооружения. Но самолёты несли потери. И не сколько от огня зениток, сколько от истребителей. И поэтому с 42/43 годов начали сначала "на коленке", а потом уже и на заводе, делать двухместные модификации. Стрелки защищали заднюю полусферу, хотя сами нередко гибли из-за отсутствия брони.
Про бой на Ил-2 пусть расскажет лучше его участник:
Первый вылет проходил как во сне. Я летел на одноместном штурмовике. Летишь, следишь за группой. Ведущий, командир эскадрильи, - опытный боевой летчик, он ведет группу. Ты стараешься держаться в строю, чтобы тебя не зацепило в воздухе винтом или крылом. Только вижу, что ведущий в пике пошел, делаю то же самое. Посмотрел - бомбы пошли, рвутся, стреляют, - а куда, что, непонятно!
Потом меня пересадили на двухместный штурмовик, со стрелком. В четвертом или пятом вылете со мной произошел такой казус. Погода была хорошая - июль месяц и по температуре, и по боевому накалу был жарким. Мы шли на высоте полторы или тысяча триста метров. Мы ходили на нечётных высотах, но не выше двух тысяч, потому что были уверены, что у немцев зенитки пристрелены на четные высоты. Так вот мы уже возвращались обратно после выполнения задания, и вдруг мне показалось, что меня атакует немецкий самолет! Я даю газ, ручку от себя и пикирую почти отвесно. Скорость большая, самолет трясет, мне бы скорее до земли и уйти! Потом, уже когда мы прилетели на аэродром, стрелок сказал мне: «Немецкого самолета я не видел. Но ты так пикировал, что у меня в глазах было темно». Стрелок был уже опытный, и я ему поверил. Потом летчик-истребитель, из тех, что нас прикрывали (они на том же аэродроме базировались, что и мы) сказал мне, что это я его принял за немца. Он потом смеялся: «Ты так пикировал, что мне страшно было! Я думаю, - уйду подальше от тебя!
Самолёт Ил-2 прошёл всю войну и получил продолжение - Ил-10. На базе Ил-2 делали торпедоносцы, пусть и не очень успешные. Штурмовики несли ощутимые потери, но продолжали бить фашистов. Всего было построено 36 183 машины - это абсолютный рекорд. Про этот самолёт можно рассказывать вечно, но, как сказал герой советского фильма, "я должен быть кратким". Примером работы Илов я и закончу свой рассказ.
Пост годный, но упустил несколько важных моментов про этот летающий танк. По поводу Сталина: я слышал, что Ильюшин был приглашен к нему на дачу и там была поставлена задача разработать принципиально новую машину в кратчайшие сроки. Ильюшин ответственно подошел к процессу, говорят 2-3 дня не спал и не ел, чертил, добивался отличной аэродинамики при таких габаритах и весе самолета. Собственно аэродинамика сохраняет Ил-2 не меньше чем броня. Машины возвращались без плоскостей, даже без части хвоста. А количество пробоин зашкаливало.
Про немецкое прозвище Илюшки забыл написать. "Шварце тод" Черная смерть.Увидев силуэт Ил-2 на фоне неба, немцы выпрыгивали из танков. Правда это было после 43 года. Когда Илюшки стали возить ПТАБы. Про ПТАБы, кстати, тоже написал бы. Именно им Ил-2 обязан такому кол-ву сожженых танков. Начиная с курской битвы Ил-2 начал реально жечь =))
Бааальшой вопрос до сих пор - "а был ли мальчик?". Тот же "Уголок неба" приводит два противоположных мнения по этому поводу.
Рискну высказать свое. Думаю, что Ил-2Т в природе все-таки не существовало. В качестве торпедоносцев довольно успешно использовались Ил-4 и "бостоны". Торпеда весила под тонну. Даже со снятыми пушками Ил-2 если и поднял бы её, то смог бы лететь только по прямой, ни малейшего маневра он бы не сделал.
ЗЫ А в игре "Ил-2 штурмовик" неточностей, увы, хватает. На мой взгляд самый крупный косяк - пушки НС-37 несет модификация КСС. Уже писал раньше, что эти пушки несла только прямокрылая модификация. Ну, и с вариантами окраски косяков хватает.
Докину еще две копейки про этот легендарный самолет.
Помимо штурмовых модификаций было разработано две модификации истребителя - Ил-2И и Ил-1.
Правда, ничего особо путного из этого не получилось. Ил-2И вообще мог атаковать только некоторые типы бомбардировщиков и на высотах только до 4 км. Против истребителей был бессилен. Ил-1 получился удачнее, но к середине 1944 года необходимости в таком самолете уже не было. Подробнее можно почитать здесь:
http://airwar.ru/enc/fww2/il2i.html
http://airwar.ru/enc/fww2/il1.html