Первым делом самолёты. А теперь - горбатый!

Просьба: если размер поста Вас не устраивает, хочется больше/меньше, отписывайтесь в комментариях. Ну а я начну свой второй "нелинейный" пост про отдельный самолёт.

2 декабря 1939 года лётчик-испытатель Владимир Коккинаки поднял в воздух очередной новый самолёт. Для обывателя он ни чем не отличался от десятка других опытных машин, поднимающихся в небо над его головой. Но так уж сложилось в нашем грешном мире, что какие-то перспективные проекты незаслуженно отправляются на свалку истории, а какие-то становятся именем нарицательным. Судьба уготовила этой машине, названной БШ-2 (что значило - бронированный штурмовик, вторая модель) второй вариант...

Первым делом самолёты. А теперь - горбатый! Длиннопост, Советское, Авиация, Сергей Ильюшин, Ил-2

Задача авиационной поддержки наступающих войск стояла перед советским командованием давно и остро. Времена пехотных сражений в чистом поле давно прошли, и Первая Мировая - война позиционная - была тому подтверждением. А ещё на полях Первой Мировой появились танки. РПГ тогда не существовало в принципе, так что вид бронированной туши, надвигающейся на окоп, приводил солдат, мягко говоря, в страх. Так что учитывая то, что кроме как противотанковых пушек и ружей, других нетанковых средств борьбы с танками не существовало, и то, что могли натворить несколько танков, ворвавшись в тыл, стало ясно, что без авиации не обойтись. Почему же только не артиллерия? Да потому, что иначе, как прямой наводкой, по движущемуся танку или другой подобной цели не попадёшь. А даже 45-мм противотанковая пушка весит в боевом положении 560 килограмм. А ещё ей нужны снаряды. А ещё она имеет свойство вязнуть в грязи и не умеет прыгать через окопы. Так что даже натренированные артиллеристы не могли быстро перебросить орудия с одной позиции на другую. И это натренированный, слаженный в своих действиях расчёт. Ваш покорный слуга и ещё двое идиотов интересующихся, покатав реплику 45-ки по песочку и грязи 20 минут чувствовали себя "лягу и умру" от слова "совсем". А ведь помимо танков были ещё ДОТы, ДЗОТы, эшелоны, автоколонны. Так что самолёт, способный уничтожить всю эту гадость, нужен был позарез. Обычный бомбардировщик для этой цели не годился - слишком велик был разброс бомб с большой высоты. А на малую высоту опуститься он не мог из-за зенитного огня, который фактически разносил самолёт на кусочки, да и "ответку" можно было получить от своих же бомб. Пикировщики же, в свою очередь, кроме бомб ничего не несли.

А новый самолёт должен был нести несколько видов вооружения. В идеале и в перспективе это должны были быть бомбы, реактивные снаряды, пушки, пулемёты. Разработкой нового самолёта занялся Сергей Владимирович Ильюшин.

Первым делом самолёты. А теперь - горбатый! Длиннопост, Советское, Авиация, Сергей Ильюшин, Ил-2

Тёмное пятно над бровью, кстати, результат неудачной аварийной посадки. После неё ему был дан запрет на самостоятельные полёты. Но вернёмся к теме. Вскорости стало ясно, что плотность огня, направленного на новый самолёт, будет не велика, а очень и очень велика. А значит будут большие потери. Конечно, самолёт можно было обвешать бронёй по самое не хочу, например как это частично сделано здесь (смотрим на листы под боковыми окнами кабины):

Первым делом самолёты. А теперь - горбатый! Длиннопост, Советское, Авиация, Сергей Ильюшин, Ил-2

Но это очень утяжеляло самолёт. И тогда-то Ильюшин и предложил не обвешивать самолёт бронёй, а обвешать броню самолётом. В буквальном смысле. Был сделан бронекорпус, а к нему прикрепили крыло, хвостовую часть,, двигатель. Вот так:

Первым делом самолёты. А теперь - горбатый! Длиннопост, Советское, Авиация, Сергей Ильюшин, Ил-2

Все части корпуса л-# - броня.

Самолёт начали готовить к вводу в серию. НО. Было произведено существенное изменение. В связи с определёнными трудностями (слишком большой взлётный вес, трудности с материалами) вместо двух человек - пилота и стрелка, оставили одного - пилота. Некоторые товарищи из известных кругов, любят говорить. что это заставил сделать кровавый диктатор Сталин. Не вопрос: вот как выглядела уже более поздняя двухместная схема:

Первым делом самолёты. А теперь - горбатый! Длиннопост, Советское, Авиация, Сергей Ильюшин, Ил-2

А так не было и задней плиты. Под таким огнём незащищённый стрелок вскорости отправлялся к праотцам. Ну-сс, товарищи с "Дождя" и "Эха", всё ещё хотите сзади посидеть на брезентовой лямке?

Первая партия одноместных Ил-2 с дополнительными баками поступила в войска. вооружены они были 2-мя пушками 20/23 мм, 2 пулемёта, 8 ракет, 400 или 600 кг бомб.

Первым делом самолёты. А теперь - горбатый! Длиннопост, Советское, Авиация, Сергей Ильюшин, Ил-2

И тут началась война. Самолёты начали делать на эвакуированных заводах, делая небронированные части из фанеры и полотна. В первые же дни эти самолёты начали наносить удары по позициям противника. Правда, бой вёлся фактически интуитивно и точность сильно хромала, но пока с этим ничего поделать не было.

Самолёт демонстрировал феноменальную живучесть, мог уничтожать как танки, так и прочие мелкие укреплённые цели. Прозвали машину "летающим танком" и "горбатым". Последнее прозвище приклеилось к самолёту за "горб" в виде кабины.

Первым делом самолёты. А теперь - горбатый! Длиннопост, Советское, Авиация, Сергей Ильюшин, Ил-2

С августа 1941 г. для повышения эффективности бомбоштурмовых ударов Ил-2 в штурмовых авиачастях стали практиковать вывод ударной группы штурмовиков лидером (как правило, Су-2, Пе-2 или истребитель), летящим впереди значительно выше наводимой им группы. Обнаружив цель, лидер обозначал ее пикированием или сбрасывал бомбы (иногда ампулы АЖ-2 с огнесмесью "КС"), по разрывам которых ориентировались штурмовики. По сигналу лидера Ил-2 делали "горку" и, набрав высоту, сбрасывали авиабомбы и обстреливали цель из PC, а затем открывали огонь из стрелково-пушечного вооружения. Но самолёты несли потери. И не сколько от огня зениток, сколько от истребителей. И поэтому с 42/43 годов начали сначала "на коленке", а потом уже и на заводе, делать двухместные модификации. Стрелки защищали заднюю полусферу, хотя сами нередко гибли из-за отсутствия брони.

Первым делом самолёты. А теперь - горбатый! Длиннопост, Советское, Авиация, Сергей Ильюшин, Ил-2

Про бой на Ил-2 пусть расскажет лучше его участник:

Первый вылет проходил как во сне. Я летел на одноместном штурмовике. Летишь, следишь за группой. Ведущий, командир эскадрильи, - опытный боевой летчик, он ведет группу. Ты стараешься держаться в строю, чтобы тебя не зацепило в воздухе винтом или крылом. Только вижу, что ведущий в пике пошел, делаю то же самое. Посмотрел - бомбы пошли, рвутся, стреляют, - а куда, что, непонятно!

Потом меня пересадили на двухместный штурмовик, со стрелком. В четвертом или пятом вылете со мной произошел такой казус. Погода была хорошая - июль месяц и по температуре, и по боевому накалу был жарким. Мы шли на высоте полторы или тысяча триста метров. Мы ходили на нечётных высотах, но не выше двух тысяч, потому что были уверены, что у немцев зенитки пристрелены на четные высоты. Так вот мы уже возвращались обратно после выполнения задания, и вдруг мне показалось, что меня атакует немецкий самолет! Я даю газ, ручку от себя и пикирую почти отвесно. Скорость большая, самолет трясет, мне бы скорее до земли и уйти! Потом, уже когда мы прилетели на аэродром, стрелок сказал мне: «Немецкого самолета я не видел. Но ты так пикировал, что у меня в глазах было темно». Стрелок был уже опытный, и я ему поверил. Потом летчик-истребитель, из тех, что нас прикрывали (они на том же аэродроме базировались, что и мы) сказал мне, что это я его принял за немца. Он потом смеялся: «Ты так пикировал, что мне страшно было! Я думаю, - уйду подальше от тебя!

Самолёт Ил-2 прошёл всю войну и получил продолжение - Ил-10. На базе Ил-2 делали торпедоносцы, пусть и не очень успешные. Штурмовики несли ощутимые потери, но продолжали бить фашистов. Всего было построено 36 183 машины - это абсолютный рекорд. Про этот самолёт можно рассказывать вечно, но, как сказал герой советского фильма, "я должен быть кратким". Примером работы Илов я и закончу свой рассказ.

Первым делом самолёты. А теперь - горбатый! Длиннопост, Советское, Авиация, Сергей Ильюшин, Ил-2

Вторая Мировая

4.1K поста8.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.


Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.


Запрещено:

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

- Использование идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либерaст").

- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.


За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.


Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.


Помимо этого:

- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

- Публикация постов не по тематике сообщества.

- Провокации пользователей на срач.


Ну и всё, что запрещено правилами сайта.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Пост годный, но упустил несколько важных моментов про этот летающий танк. По поводу Сталина: я слышал, что Ильюшин был приглашен к нему на дачу и там была поставлена задача разработать принципиально новую машину в кратчайшие сроки. Ильюшин ответственно подошел к процессу, говорят 2-3 дня не спал и не ел, чертил, добивался отличной аэродинамики при таких габаритах и весе самолета. Собственно аэродинамика сохраняет Ил-2 не меньше чем броня. Машины возвращались без плоскостей, даже без части хвоста. А количество пробоин зашкаливало.

Про немецкое прозвище Илюшки забыл написать. "Шварце тод" Черная смерть.Увидев силуэт Ил-2 на фоне неба, немцы выпрыгивали из танков. Правда это было после 43 года. Когда Илюшки стали возить ПТАБы. Про ПТАБы, кстати, тоже написал бы. Именно им Ил-2 обязан такому кол-ву сожженых танков. Начиная с курской битвы Ил-2 начал реально жечь =))

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
Очень интересно, спасибо!
Автор поста оценил этот комментарий

На базе Ил-2 делали торпедоносцы, пусть и не очень успешные.

Бааальшой вопрос до сих пор - "а был ли мальчик?". Тот же "Уголок неба" приводит два противоположных мнения по этому поводу.

Рискну высказать свое. Думаю, что Ил-2Т в природе все-таки не существовало. В качестве торпедоносцев довольно успешно использовались Ил-4 и "бостоны". Торпеда весила под тонну. Даже со снятыми пушками Ил-2 если и поднял бы её, то смог бы лететь только по прямой, ни малейшего маневра он бы не сделал.

ЗЫ А в игре "Ил-2 штурмовик" неточностей, увы, хватает. На мой взгляд самый крупный косяк - пушки НС-37 несет модификация КСС. Уже писал раньше, что эти пушки несла только прямокрылая модификация. Ну, и с вариантами окраски косяков хватает.

Автор поста оценил этот комментарий

Докину еще две копейки про этот легендарный самолет.

Помимо штурмовых модификаций было разработано две модификации истребителя - Ил-2И и Ил-1.

Правда, ничего особо путного из этого не получилось. Ил-2И вообще мог атаковать только некоторые типы бомбардировщиков и на высотах только до 4 км. Против истребителей был бессилен. Ил-1 получился удачнее, но к середине 1944 года необходимости в таком самолете уже не было. Подробнее можно почитать здесь:

http://airwar.ru/enc/fww2/il2i.html

http://airwar.ru/enc/fww2/il1.html

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий
Отличный пост. Единственное что хочу отметить, возможно, такой объём информации многие местные читатели не осилят.
раскрыть ветку