О массовых увольнениях пожарных

Начал было писать комментарий к этому посту https://pikabu.ru/story/obvinyaemyiy_po_delu_o_chp_v_quotzim..., точнее, к некоторым комментариям, но получилась простыня, поэтому решил заодно запилить первый пост.

Ситуация в пожарной охране России под эгидой МЧС на удивление очень хорошо показана в программе "Бесогон" Михалкова. Как прослуживший в пожарной охране более 20-ти лет подтверждаю каждое слово, повторяться смысла нет. Ситуация в Кемерово, как с пожаром, так и с массовыми увольнениями пожарных - прямое тому подтверждение.

Сейчас будет небольшой ликбез, но без этого никак (((.

В 2008 году был принят Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, в статусе Федерального закона. В нем (ст. 5), в частности, определено, что система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Итак, в каждом здании должны быть три системы, обеспечивающие его пожарную безопасность.

Система предотвращения пожара - это (своими словами) мероприятия, направленные на то, чтобы пожар не возник, то есть, применение соответствующих строительных материалов, подбор электрооборудования соответствующей степени защиты, ограничение пожарной (горючей) нагрузки в здании, устройство молниезащиты и т. п.

От умышленных поджогов, долбоебов (которые "неосторожное обращение с огнем") и других случайностей, в результате которых пожар все-таки возникнуть может, эта система защитить не в состоянии, поэтому в действие вступает вторая система - система противопожарной защиты. Это деление здания на пожарные отсеки противопожарными стенами, перекрытиями и перегородками, когда пожар, возникший в одной части здания не переходит на другую его часть (на старых зданиях еще можно увидеть так называемые брандмауэры - стены, возвышающиеся над кровлей, предназначенные как раз для этих целей), наружный пожарный водопровод с гидрантами, подъезды к зданию для пожарной техники, внутренний противопожарный водопровод, системы автоматического пожаротушения, сигнализации, оповещения, дымоудаления, аварийное освещение и соответствующее объемно-планировочное исполнение путей эвакуации, достаточное количество выходов и многие другие мероприятия, обеспечивающие, прежде всего, безопасную эвакуацию людей из здания в условиях уже возникшего пожара и минимизацию его последствий.

Эти две системы рождаются на этапе проектирования и строительства здания. Отвечают за создание этих систем проектировщик, строитель и собственно, заказчик здания. Именно эти люди несут полную ответственность за то, чтобы здание к моменту сдачи его в эксплуатацию, имело эти системы, а не "МЧС, которое за взятки подписывает все, что попало", просто потому, что к этапу проектирования и строительства здания пожарный надзор с 2007 года никакого отношения не имеет. Так получилось. Это был первый этап программы: "Хватит кошмарить бизнес". 

Ну и третья система - комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Если вкратце - это мероприятия, направленные на поддержание в процессе эксплуатации здания исправности и работоспособности двух первых систем, эксплуатация здания в соответствии с проектом, плюс обучение и инструктаж персонала (несработавшая сигнализация и оповещение в Кемерово, плюс беспомощность персонала при организации эвакуации – это оттуда). Создание на эксплуатируемом объекте такой системы - это обязанность и полная ответственность прежде всего того, кто это здание эксплуатирует. А вот контроль за этой системой должен осуществлять уже пожарный инспектор. Но есть нюанс (с).

После окончания строительства здание нужно ввести в эксплуатацию. Собирается комиссия из уважаемых людей, среди которых, опять-таки отсутствует представитель пожарного надзора, и подписывается акт ввода здания в эксплуатацию. Согласно Технического регламента (ст. 144), данный документ является одной из форм подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. То есть, согласно закона, инспектор пожарного надзора не имеет права в течении определенного периода появиться на этом объекте, так как принятый в эксплуатацию объект уже соответствует всем требованиям и повода для проверки просто нет. В зависимости от назначения здания, пожарный инспектор, фактически, не имеет права проводить плановую проверку сданных в эксплуатацию зданий начиная от 3 и до 10 лет. Риск-ориентированный подход, слышали? Это второй этап программы "Хватит кошмарить бизнес". Потому что бизнес у нас добросовестный и кошмарить его - нехорошо. За нарушения, связанные с организацией проведения проверок бизнеса различными контролирующими органами, кстати, дяденька прокурор может очень сильно надавать по попе. Что за это время может произойти на объекте - одному богу известно.

И знаете, я, как специалист в этой области, очень даже не против такого подхода. Пусть до появления на объекте в установленные законом сроки инспектора полную ответственность за него несет собственник. И те, кто этот объект проектировал, строил и принимал в эксплуатацию. И после появления - тоже. Собственно, что и предусмотрено законом. Для инспектора же лучше: леди с дилижанса - пони легче, как говорят англичане. Ведь задача инспектора - не формирование системы обеспечения пожарной безопасности объекта, а контроль ее наличия и дееспособности.

Но владельцы ТЦ в Кемерово обошлись даже без этих глупостей. Тупо открылись и работали безо всяких разрешений и вводов в эксплуатацию. И никто в городе об этом не подозревал, да. Оно само. То есть, все построено на принципе безусловной добросовестности бизнеса. Как только с этим возникает проблема - все задуманное добрыми законодателями моментально рушится.

Система обеспечения пожарной безопасности здания направлена, прежде всего, на то, чтобы люди в случае возникновения пожара покинули горящее здание максимально быстро, еще до прибытия подразделений пожарной охраны. Если пожарным приходится заниматься спасанием людей из горящего здания – это означает, что все три составляющие этой системы не сработали.  В результате несработки первой - пожар, собственно, возник, не сработали вторая и третья - люди не успели вовремя или не смогли эвакуироваться и (или) погибли. Иными словами - какие-то нехорошие люди нарушили закон, что и привело к гибели людей. Какие именно люди - см. выше. Ответите на вопросы, почему эти системы не сработали и были ли они вообще предусмотрены на данном объекте - найдете виновника. Или виновников. И вряд ли это пожарный Генин с двумя бойцами и запасом воздуха на 30 минут работы, отработавший в здании 8(!!!) часов, меняя баллоны.  Генин в данном случае, скорее врач-реаниматолог, которому просто не удалось спасти пациента из-за критических, несовместимых с жизнью травм. Тем более, что он даже не являлся руководителем тушения пожара.

Теперь попробуйте представить себя сначала на месте пожарных, которые, с риском для жизни, разгребая чужое, в общем-то, говно, рискуют отныне оказаться за решеткой.

А затем, на месте инспектора, которого  вначале ставят перед фактом существования такого вот, прикрывшегося справками, "объекта малого бизнеса", потом, на совершенно законных основаниях, не дают его проверить (дяденька прокурор Кемерово не даст соврать, скорее всего именно это и спасло пока, во всяком случае, девчонку-инспектора), а в итоге, виноват во всем все равно инспектор. Он же пожарный инспектор? А у нас же пожар произошел? Ну фсё, преступление раскрыто!

Представили? Согласны работать в такой системе при таких условиях?

Почему раньше работали и не вякали? Читайте выше. Задумано-то было прекрасно.

Я, кстати, в 2006 году добился каким-то чудом в суде приостановки точно такого же торгового центра в моем городе, наспех переделанного из фабрики без всяких проектов, разрешений и прочих глупостей, на 90 суток. Тогда еще инспектор обладал кое-какими полномочиями. Знаете, сколько простоял объект? 0 суток. В суде кассационной инстанции, который состоялся чуть ли не на следующий день (!) приостановка была заменена на штраф 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Максимальный, правда, на то время. И нарушения им пришлось исправить впоследствии, уж больно большой шум в городе стоял. А в отношении меня была проведена прокурорская проверка))). И больше в моем городе, вплоть до пожара в "Хромой лошади" ни один объект не был приостановлен за нарушения требований ПБ. Зато потоооом...А уж после "Зимней вишни" в моем городе приостановили с десяток ТЦ.

И откуда что взялось, правда?

Так что поверьте, я очень хорошо знаю, о чем говорю.


Пост создан в защиту сотрудников, работающих на "земле", не ради рейтинга.

53
Автор поста оценил этот комментарий

Люди пишущие - раз увольняются значит чувствуют вину несут полную херню просто потому что не понимают о чем говорят.

Скажу как пожарный с 17 летним стажем- ГЗДСник. Вот вы приходите в торговый центр и идёте в кинотеатр который как правило находится на верхнем этаже с кучей перегородок. Вам на это требуется даже при условии идеального освещения и знания дороги минимум 5-10 минут.

А теперь представьте вы идёте в полной темноте из за дыма не видно дальше полуметра, вы идёте в звене с рукавом длинна которого 20м ( вот и посчитайте сколько их надо нести с собой а ещё лом, фонарь..) либо по путевому тросу. Вам ещё нужно следить за обстановкой и давлением, двигаться крайне осторожно.Как думаете сколько времени потребуется что бы в таких условиях дойти до удаленного объекта при отсутствия видимости в здании со сложной планировкой? Не говоря уже о поиске пострадавших, ( попробуйте хотя бы в своей квартирке попросить ребёнка спрятаться а потом завяжите себе глаза и ищите , сколько времени у вас на это уйдёт?  И это  бе аппарата 12кг за спиной, не в боевке и в спокойной обстановке.А ТЦ это не квартирка которую вы наизусть знаете)

Так вот возвращаемся к началу у пожарного за спиной только 40 минут жизни и он такой же как и вы слепой котёнок там. Из этих 40 минут в зданиях со сложной планировкой на обратный путь необходимо оставлять двойной запас воздуха потраченного на путь до очага. Вот и получается что что бы дойти в таких условиях у пожарных есть 13 минут не говоря уже о поиске.

И в заключение- мы пожарные обычные люди правда в среднем более физически здоровые и я уверен когда ребята приехали на вызов и узнали что внутри остались дети они сделали все что только могли и возможное и не возможное. Выходили обессилившие меняли баллоны или аппараты и снова туда в попытке хоть что то сделать, даже нарушая технику безопасности оставляя себе в баллоне меньше чем положено на обратный путь.

раскрыть ветку
28
Автор поста оценил этот комментарий

Чего и сколько надо выкурить, чтобы обвинить в халатности ГЗДС-ника пошедшего в поиск? Не на улицу! В дым!

Тема близкая даже для тех, кто этого не понимает - это тема справедливости и разума, совести в конце концов. Отвечать в первую очередь должен тот, кто из эксплуатации здания больше всех извлёк прибыли.

44
Автор поста оценил этот комментарий

А ты видел как ГПН церкви принимает? А никак)) Ни один нормальный инспектор не подпишет разрешение ни одной церкви(ладно, может быть где-то и есть такое чудо, но я не знаю). Для несведующих - там нет эвакуационных выходов, открытый огонь и хранение легковоспламеняющихся жидкостей. Так же большинство церквей это древние здания, построенные явно не в соответствии с сегодняшними нормативами, эвакуационных выходов там нет. А если вы думаете что новые церкви строят с учётом всех этих норм, то Вы очень наивный человек, тем более загородить единственный выход коробом с мощами или свечами это норма. В случае чего, будет как в "Хромой лошади", инфа сотка

раскрыть ветку
212
Автор поста оценил этот комментарий

Автору: Подпишусь под каждым словом. Как человек, некоторое (небольшое) время занимавшийся ОТ и пожарной безопасностью. Меня тоже крайне возмущает судилище, затеянное властями над Гениным. Нашли, блядь, крайнего. Губернатор и два мэра в упор не видели ТЦ, построенный без всяких разрешений и без всяких мер безопасности - в двух-трёх кварталах от мэрии и канцелярии губернатора. Теперь делают козла отпущения из человека, который рискуя жизнью исправлял их весьма странную слепоту.

раскрыть ветку
13
Автор поста оценил этот комментарий

Большое спасибо автору за пост! Очень информативно и доходчиво.

Единственное, с чем я не согласен, так это с поиском правых и виноватых в данной ситуации, потому что, давайте будем честными, с пожарной безопасностью в нашей стране, простите, хуёво все!

Начиная от нормативной документации, которая избыточна и, зачастую, противоречащая сама себе. Извечная борьба МинСтроя и МЧС - по чьим бумажкам работать.

Повальной некомпетентностью должностных лиц - сам лично видел предписания, нарушения в которых обосновывались нормами, которые не действовали вот уже несколько лет.

Некомпетентностью заказчика, который вместо того, чтобы за условные 100 тысяч рублей привести с порядок пожарную сигнализацию, лучше умаслит ими инспектора.

Кучей бесполезных, а зачастую вредительских организаций (независимая оценка пожарного риска, ага), которые расплодились как раз после вступления в силу 123-ФЗ. Почитать судебную практику - каждое второе "заключение о соответствии" можно обоссать и сжечь! К сожалению это никому не нужно, потому что за каждой такой писулькой стоит куча финансово заинтересованных лиц.

Тушил, сдающих нормативы за бутылку коньяка и продолжающих работать даже тогда, когда работать невозможно. Вы удивитесь, но пожарный автомобиль без двигателя - это норма в отдаленных уголках нашей Родины. Главное, чтобы колеса покрашены были. И получается как в том анекдоте: "как пожар - хоть увольняйся!".

Поэтому три года назад я для себя решил, что не хочу во всем этом участвовать и сменил сферу деятельности. Без кардинальных структурных изменений, вплоть до ликвидации отдельных министерств и ведомств, ничего не изменится. Но, чтобы это провернуть, нужен управленец с огнестойкими яйцами!

А пока: "В случае пожара - горите!"

раскрыть ветку