Нелепые авиакатастрофы, часть 17: О том как не стоит доводить экипаж! Катастрофа Ил-18 под Минеральными Водами (31.12.1961г.)

Сразу отпишусь, что не всегда сохраняются фото ТЕХ самых бортов, поэтому публикую фото их тогда "коллег", скорее всего уже сейчас списанных и уничтоженных по состоянию здоровья. Фото борта - 75757 в архивах не сохранилось.

Нелепые авиакатастрофы, часть 17: О том как не стоит доводить экипаж! Катастрофа Ил-18 под Минеральными Водами (31.12.1961г.) Авиакатастрофа, СССР, Минеральные воды, Длиннопост

Прогнозы погоды, на конец 1961 года стояли не самые лучшие, точнее хуже некуда.... людям нужно было уехать по домам и семьям, но к сожалению небесная канцелярия распорядилась иначе.

Началось всё с того, что 29 декабря 1961 года на Кавказе установились ужасные метеоусловия. Кто не представляет, в этом регионе зимой – это плотный туман с мелким и мокрым снегом. А так как подобная погода совершенно не способствует выполнению авиарейсов, в местных нескольких аэропортах настала погодная жопа, и были отменены или отложены несколько десятков рейсов.

Подобная погода продлилась и весь день 30 декабря. К этому времени в аэропортах по всему Кавказу своего вылета ожидали несколько сотен человек. Пока на Юге решали кто виноват и что делать, из московского аэропорта «Внуково» в Ереван вылетел пассажирский самолёт Ил-18 с бортовым номером СССР- 75757, приписанный к ереванскому объединённому авиаотряду. Однако при подлёте к столице Армянской ССР выяснилось, что ереванский аэропорт не принимает воздушные суда из-за сложных метеоусловий. Московский рейс был направлен на запасной аэродром – в Тбилиси.

Новый год приближался, а улучшения погоды не ожидалось, и аэропорт в Ереване оставался закрытым. Потеряв надежду добраться в Армению по воздуху, пассажиры московского рейса начали сдавать билеты.

Тбилисский аэропорт, тем временем, продолжал оставаться запасным для бортов, которые не смогли совершить посадку в других аэропортах Кавказа. В залах ожидания скопилось большое количество пассажиров, ожидающих вылета в другие города, и руководство аэропорта рвали волосы на голове, и остальных густоволосатых частях тела, пытаясь как можно быстрее сбагрить эту толпу куда подальше.

Тем временем, во второй половине дня 31 декабря открылся аэропорт в Минеральных Водах. Поняв, что это их шанс, руководство аэропорта решило отправить часть пассажиров на Ставрополье. Однако тут возникла новая проблема – не было свободных самолётов. Тогда грузины обратили внимание на два армянских Ил-18, одним из которых и был тот самый борт 75757.

Обратившись в Армянскую отдельную авиагруппу с просьбой позаимствовать один из самолётов, раз уж те всё равно стояли без дела, грузины получили отказ. В Ереване надеялись на скорое улучшение погоды и последующий перегон бортов в базовый аэропорт. Однако, узнав, что в ближайшее время погодные условия останутся прежними, руководство Армянской ОАГ дало добро на использование своих Ил-18 для выполнения дополнительных рейсов из Тбилиси.

Для вылета в Минеральные Воды был выбран борт СССР-75757. Несмотря на то, что рейс выполнялся вне расписания и на табло аэропорта никак не обозначался, пассажиры каким-то образом поняли, что пахнет жареным и они должны улететь прямо сейчас. После установки трапа, люди толпой начали врываться в самолёт. О проверке билетов и паспортном контроле не было и речи. Когда места в салоне закончились, трап с ещё стоявшими на нём людьми отогнали от самолёта. И тут выяснилось, что в суматохе на борт не успели попасть стюардесса и бортмеханик. Не желая пускать в забитый людьми самолёт "безбилетников",

Женщины кричали, "Я СТОЯЛА!!!!", а экипаж не стал вызывать трап и выкинул из люка приставную лестницу. Ну, конечно самые ушлые по этой же лестнице забрались вслед за экипажем, и странно, но их никто не остановил.

В конечном итоге, на борту Ил-18, рассчитанного на 84 места, оказалось 110 человек. 26 человек, которым не досталось места, разместили на чемоданах в проходе между рядами, в гардеробе и буфете. Но и это, до конца не решило проблему переизбытка людей на борту и кому-то из пассажиров пришлось стоять в проходе. Подобный бардак на борту не мог не сказаться на центровке самолёта. Центр тяжести самолёта сместился ближе к хвосту, данное соотношение на 1% превышало предельно допустимые значения этого показателя. Несмотря на подобные нарушения, экипаж принял решение взлетать. Правило ТБ "Любой самолет, поднявшийся в воздух, кроме высоких летно-тактических данных должен быть хорошо уравновешен, быть устойчивым и одновременно хорошо управляемым".


В 16:55 Ил-18 с бортовым номером СССР-75757 оторвался от ВПП тбилисского аэропорта и взял курс на Минеральные Воды. Расстояние от Тбилиси до Минеральных Вод (около 350 километров по прямой) самолёт преодолел менее чем за час и в районе 17:50 начал заходить на посадку курсом 117 градусов, со стороны села Канглы. Выйдя из четвёртого разворота в 20 километрах от взлётно-посадочной полосы 12, Ил-18 оказался на 800-900 метров правее посадочного курса, однако эта погрешность вскоре была исправлена диспетчером. На расстоянии 3850 метров от ВПП борт снизился до 250 метров.


Погода в Минеральных Водах тем временем оставляла желать лучшего. В районе аэропорта стояла 10-бальная облачность с нижней кромкой облаков на высоте 120 метров, шёл слабый снег. Всё это снижало видимость до 2 километров, и когда диспетчер спросил экипаж, видят ли они огни полосы, те ответили отрицательно. Не сумев установить визуальный контакт с ВПП, пилоты приняли решение уходить на второй круг. Самолёт в этот момент шёл на высоте 90 метров.

Уход на второй круг подразумевает под собой увеличение тяги двигателей и энергичный набор высоты. Однако вместо того, чтобы набирать высоту, Ил-18 продолжил полёт на высоте 90 метров, постепенно уклоняясь вправо. Находясь на курсе 188 градусов, борт оказался в районе возвышенности, однако даже после этого пилоты не увеличили высоту полёта. В 17:58 самолёт врезался в землю в 3 километрах юго-западнее аэропорта. Разваливаясь на части, Ил-18 проехал по земле 280 метров, после чего его развернуло влево. После того, как разрушенный фюзеляж остановился, на месте крушения вспыхнул пожар.

Согласно отчётам, из 110 пассажиров, находившихся на борту, в момент крушения погибли 30, из 9 членов экипажа жертвами катастрофы стали двое. Таким образом, общее количество погибших составило 32 человека. Жертв могло быть меньше, если бы все пассажиры находились на своих местах и были пристёгнуты ремнями безопасности. Однако тот факт, что почти три десятка пассажиров сидели как попало (а некоторые и вовсе стояли), свело к нулю их шансы на спасение.

Что касается виновников авиакатастрофы, то в их числе оказались и члены экипажа, и диспетчер аэропорта Минеральных Вод. Посадка в плохую погоду, наличие на борту неучтённых пассажиров и долгое ожидание вылета привело к повышенной нервозности членов экипажа. Всё это помешало им в момент ухода на второй круг максимально сконцентрироваться и заметить, что самолёт летит на опасно малой высоте.


Причиной катастрофы явилось нарушение экипажем требований инструкции по взаимодействию между членами экипажа при заходе на посадку ночью в неблагоприятных условиях.

Также, безобразная организация посадки пассажиров в Тбилиси, которые врывались на борт толпой. В результате на борту оказались пассажиры, не имевшие билетов, а их общее число превышало максимальное на 26 человек. Наличие не имевших мест пассажиров создало дополнительные трудности при их спасении и увеличило количество жертв. Это обстоятельство, а также длительное ожидание вылета привело к возбужденному состоянию членов экипажа.

Фотографий не будет, надеюсь вы понимаете какой это год, и что они где в далеком архиве КГБ

26
Автор поста оценил этот комментарий
Люди сами торопились на свои похороны
43
Автор поста оценил этот комментарий

к месту - не к месту, но вспомнился анекдот от летчиков


47 год... Пассажирский Ли-2... Пассажиры перед вылетом заняли свои места,ждут командира...

Командир быстрой походкой идёт через салон в кабину, его хватает за рукав древняя старушенция лет за 90 и дрожащим старческим голосом спрашивает:

-Сынок, а ты струбцины с елеронов и стабилизатора - то снял!!!???

Лётчик с офигевшим видом:

- Бабуля, ты чё!!!???

- Так прошлый - то полёт. струбцины - то со стабилизатора и элеронов - то и не сняли, забыли!!! Так мы потом все вместе весь полёт... взад-вперёд-взад-вперёд от 12го до 37го шпангоута бегали - ЦЕНТРОВКУ МЕНЯЛИ!!!!!!!!!!!!!!!!

раскрыть ветку
19
Автор поста оценил этот комментарий

Ибо нехер из самолета маршрутку делать

70
Автор поста оценил этот комментарий

А, Пы.Сы. кого не устраивает моя пунктуация, положите меня в игнор, или читайте как есть, ибо я заебался вспоминать школьные курсы, мне почти 40 лет, я честно все помнить уже не могу.

Заранее спасибо, за понимание!!!

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
В Минеральных Водах было 2 авиакатастрофы. Обе с Ил-18. Обе при уходе на второй круг.
раскрыть ветку