Корпоративный Das Experiment часть 1

16.01


— Коллеги, у нас серьезные проблемы с управляемостью. – с серьезным видом сказала Светлана Владимировна. – Если так пойдет дальше, компанию можно закрывать.


— Что вы имеете в виду, Светлана Владимировна? – спросила Марина, директор по качеству.


— А вы не знаете, Марина? – удивилась директор.


— Ну, я догадываюсь, конечно. – не захотела выглядеть глупо Марина.


— Исполнительская дисциплина – вот ключевая проблема. – не стала развивать тему Светлана Владимировна. – Пока сотрудники не делают то, что им велено, в срок, который им указан, мы – в огромной опасности.


— Тогда нам нужна система! – восторженно сказала Марина.


Остальные понуро молчали.


18.01


— Я думаю, дело не в технике. – продолжал Сергей. – Систем управления задачами – полно, выбирай любую. В чем-то другом дело.


— В чем еще, Сергей? – устало спросила Светлана Владимировна. – Люди у нас есть, процессы – тоже. Я уверена, нам просто не хватает системы.


— Ну как… — замялся Сергей. – Я работал в нескольких компаниях, везде была какая-то система управления задачами, но результат…


— А у нас нет никакой системы! – вдруг вступила Марина. – Мы, как пещерные люди, до сих пор таскаемся с бумажными служебными записками!


— Ну, а что не так? – нахмурился Сергей. – Причем тут вообще форма? Бумага, или электронное письмо – какая разница?


— Огромная разница! Ты в свой стол загляни! – повысила тон Марина.


— А что там у меня?


— Он еще и не знает… — ухмыльнулась Марина. – У тебя там лежат служебные записки! Согласованные директором! Но ты их не исполняешь!


— Так, стоп… — Сергей хлопнул рукой по столу. – Ты что, рылась в моем столе?


— Господи, тайны мадридского двора! – всплеснула руками Марина. – Пришлось! На субботнике, если помнишь, моему отделу досталась уборка в твоем кабинете! Вот и поглядела, как господин ИТ-директор исполняет задачи!


— Ну… — сконфузился Сергей. – Есть некоторые служебки, которые можно и не делать…


— Вот, и все так думают! – продолжала Марина. – Можно делать, можно не делать. Под стол, под стул, в стол, в туалет – куча вариантов, куда девать эти бумажки! Ничего ни от кого не добьешься!


— Марина права, Сергей. – прищурилась Светлана Владимировна. – Если уж менеджеры прячут служебные записки, что говорить о линейном персонале. Так что, систему придется сделать и внедрить.


— Ладно, как скажете. – пожал плечами Сергей. – Надо, так надо.


31.01


— Итак, заходим в систему, тут у нас три окна – поручения мне, поручения от меня, поручения моему отделу. – Сергей показывал свежеиспеченную систему на компьютере директора. – И одна большая кнопка – поставить поручение.


— Так, давай поподробнее… — придвинулась Светлана Владимировна.


— Тут все просто, и сделано, в первую очередь, для постановщика задач. – продолжил Сергей. – Мы знаем, по опыту, что главная проблема внедрения систем управления задачами – затащить в них руководителей, т.е. основных постановщиков задач.


— Почему? – удивилась Светлана Владимировна.


— Потому что они любят управлять по старинке, втихаря. – терпеливо объяснял Сергей. – Устно задачи ставить, максимум – через электронную почту. Во-первых, им нравится скрывать задачи, которые они ставят, от коллег.


— Как так? Почему? – продолжала удивляться директор.


— Ну как… — пожал плечами Сергей. – Потому что не все руководители чувствуют себя уверенно. Ладно подчиненные – они не будут спрашивать «что за говно он тут придумал?», а если задачу увидят вышестоящие, или параллельные руководители, то такой вопрос вполне может появиться. Знаете древнюю японскую поговорку?


— Какую?


— Точно не помню, но смысл такой: в слишком прозрачной воде рыбы не живут. – умничал Сергей. – Нужно, чтобы плавала ряска – это водоросли такие, мелкие, которые затягивают поверхность мелких прудиков. Тогда рыбы чувствуют себя комфортно.


— Хм, ну ладно. – пожала плечами Светлана Владимировна. – Теперь-то, с системой, у них другого выбора не останется. Придется ставить задачи здесь, и выходить в прозрачную плоскость.


— Ок. Во-вторых, руководителей часто пугают системы постановки задач, из-за сложности оформления поручений. – продолжал Сергей. – Особенно наших, деревенских менеджеров, не привыкших работать с компьютером в принципе.


— Пусть привыкают. – серьезно сказала директор. – Мы не можем идти на поводу у стереотипов.


— Ладно, я не против. Так вот, у нас с этим очень просто. Выбрал исполнителя, написал, что надо сделать, и отправил. Все.


— Все? – удивилась Светлана Владимировна. – И задача появится у исполнителя?


— Да, в тот же миг. И ему придет уведомление о поставленной задаче.


— Прекрасно! – улыбнулась директор. – Я хочу попробовать!


07.02


— Ну что за хрень, Сергей? – возмущалась Марина. – Что значит «не нужен срок»?


— То и значит – не нужен. – устало сказал Сергей. – Нафига задаче нужен срок?


— Ты… Ты идиот? – вежливым тоном спросила Марина. – Ты давно руководителем работаешь? Знаешь, что будет, если у задачи не будет срока?


— Ну-ка расскажи мне…


— Она не будет исполнена!


— А знаешь, что будет, если у задачи будет срок? – улыбнулся Сергей.


— Ну-ка просвети, умник херов.


— Ты никогда не получишь результата раньше срока. – сказал Сергей. – Это психология, элементарная. Все современные концепции говорят, что сроков ставить не надо. К тому же, ты запаришься этими сроками управлять. Есть такая методика планирования – ASAP, as soon as possible, или по-русски – как можно быстрее. Объясни своим подчиненным, что задачи надо исполнять как можно быстрее. Тогда ты удивишься, насколько быстро и четко они будут работать.


— Да пошел ты в жопу. – устало пробормотала Марина. – Я же говорила, надо взять готовую систему, а не выдумывать ничего. Во всех системах у задач есть срок.


— И все системы – говно на палочке. – кивнул Сергей. – Ну то есть выглядят-то они отлично, диаграммы там красивые, но толку от них – ровно ноль.


— Ой, тебя забыли спросить. – язвительно сказала Марина. – Ты, по сути своей, программист. Понимаешь? Просто программист. Ты понятия не имеешь, что такое управление. Нельзя, чтобы программисты делали системы управления задачами. Нужно техническое задание, разработанное руководителями. А ты его исполнишь.


— У меня есть лучшее применение для твоего технического задания. – улыбнулся Сергей. – Хочешь, научу, как из офисной бумаги А4 сделать удобную туалетную бумажку? Мягкую, приятную для… тела. Берешь ее, короче (Сергей взял из стопки на столе чистый лист), и вот так вот жулькаешь (Сергей начал тереть бумажку, как будто занимался ручной стиркой), жулькаешь, и… Смотри! Нет, на, пощупай.


— Дебил, прости Господи… — закатила глаза Марина.


— Да ты не тушуйся, на, бери, я еще сделаю. – с серьезным видом сказал Сергей.


— Так, прекратите паясничать! – хлопнула по столу рукой Светлана Владимировна. – Сергей, я согласна с Мариной. Сроки нужны. Если тебе удобнее ставить задачи без сроков, ставь на конец года.


— Светлана Владимировна, я… — начал Сергей.


— Все, прекратили базар!


12.03


— Нет, ты посмотри, что он мне тут написал! – возмущалась Марина. – Обеспечить своевременную проверку деталей на ОТК! И это – задача от главного инженера!


— Мда… — задумчиво проговорила Светлана Владимировна. – Задача несколько странная.


— Странная? – возмутилась Марина. – Да это дебилизм какой-то! И я должна ее исполнять!


— Почему? – удивилась директор.


— Потому что наш умник так сделал систему! – Марина показала пальцем на Сергея. – Когда задача ставится, она сразу попадает в исполнение!


— Так сходи к нему, поговори. – неуверенно сказал Сергей. – Скажи, чтобы отменил задачу.


— Не хочу я ни к кому ходить! – Марина перешла на крик. – Нахрена нам такая система, которая заставляет куда-то ходить?


— А ходить вообще полезно. – улыбнулся Сергей. – И с людьми общаться – тоже. Может, относиться к тебе нормально начнут.


— Да пошел ты в жопу! – кричала Марина. – Сделал говно какое-то, и ухмыляется сидит!


— Марина, давайте поспокойнее. – сказала Светлана Владимировна. – Я понимаю твое возмущение. Сергей что-нибудь придумает…


— Опять говно какое-нибудь? Советы свои тупорылые давать начнет? О том, как мне управлением заниматься.


— Нет. – серьезно сказала Светлана Владимировна. – Сергей, что предложишь?


— Ну, я уже предложил, пусть пешком сходит. – так же серьезно сказал Сергей. – Система не заменит человеческого общения. Тем более, что мы загоняем в нее людей насильно. Они сопротивляются. Вы же от них требуете – ставьте задачи! Вот они и ставят. Не поставил задачу – плохой руководитель. Поставил – хороший. Ну, вон как наша Мариночка.


— Так, ты опять начинаешь, Сергей? – нахмурилась Светлана Владимировна. – В общем, так. Добавь возможность отклонения поручений.


— Как скажете.


02.04


— Ну что вы за люди, а? – кричала Марина. – Почему отклоняете мои поручения?

Руководители молчали.


— Мне тоже интересно. – улыбнулась Светлана Владимировна. – Мои-то поручения никто не отклоняет.


— Может, потому что ты говно всякое пишешь в задачах? – улыбнулся Сергей. – Ну и, вообще, ты сама просила добавить возможность отклонения задачи. Вот и отклоняют. Можно же?


— Да как можно! – не унималась Марина. – Я – руководитель, топ-менеджер! Если я ставлю задачу, ее надо исполнять!


— Ну ты же отклоняешь задачи главного инженера. – пожал плечами Сергей. – И не объясняешь причин.


— Потому что он ерунду какую-то пишет! А я ерунды не пишу! Только задачи, которые согласуются с процессами по стандарту ИСО!


— Да какая разница, кто что пишет… — повысил тон Сергей. – Ты пойми. Раз есть возможность отклонить поручение, люди будут его отклонять. Особенно – твои говенные, никому не нужные задачи.


— Так, стоп! – прикрикнула Светлана Владимировна. – Сергей, надо добавить… Так, что добавить…


— Пусть причину отклонения пишут! – встряла Марина.


— Да, точно! – обрадовалась подсказке директор. – Только – в обязательном порядке!


15.05


— Алексей, вы что себе позволяете? – кричала Марина. – Разве такое допустимо?


— А что не так? – спокойно спросил главный инженер. – Вы поставили задачу, я ее выполнил.


— Ни хрена вы не выполнили! – начала краснеть Марина. – Я просила… Нет, я требовала предоставить на согласование процесс управления технологической оснасткой! А вы прислали мне прошлогодний, без единой правки!


— Марина, не вводите всех в заблуждение. – Алексей был спокоен, как удав. – Правки были.


— Это если считать правкой изменение даты разработки документа на первой странице! – продолжала Марина. – И все! Я умею пользоваться функцией сравнения документов в текстовом редакторе! Я снова поставлю вам поручение!


— Хм, ставьте. – пожал плечами Алексей. – Получите тот же документ.


— Алексей, в чем дело? – устало спросила Светлана Владимировна. – Почему такое отношение?


— Нормальное отношение. – сказал Алексей. – Какая задача, такое и отношение. Это же для сертификации по ИСО.


— И что? – удивилась Светлана Владимировна.


— Я не против сертификации, но почему я должен эти бумажки писать? У нас есть служба качества, во главе с Мариной. На всех заводах бумажки пишет отдел качества, а руководители просто их подписывают.


— У нас не так! – внезапно возмутилась Светлана Владимировна. – Мы не для галочки стандарт ИСО получаем! Мы сами разрабатываем процессы, а не скачиваем их из интернета! И работаем по этим процессам! Если помните, инициатором сертификации была я, а не Марина!


— Да, помню. – все-таки сконфузился Алексей. – Сделаю.


— В какой вы сказке живете, Светлана Владимировна. – улыбнулся Сергей. – Процессы наши – говно собачье, уж простите. Ровно такое же, как у всех. А мозгое… геморроя с ними – в разы больше. Я согласен с Алексеем. Если наши процессы разрабатывают руководители, и получается – как у всех, то зачем нам так делать? Давайте скачаем из интернета, подпишем и пусть лежат. А работать будет так, как надо, а не так, как положено.


— Мы и будем работать так, как положено! – продолжала директор на повышенных тонах. – А вы добавьте в систему функцию, чтобы инициатор задачи мог отклонить результат выполнения, с объяснением причины!


10.06


— Ну а чего вы тогда стояли и гривой махали, а? – перешла на жаргон Светлана Владимировна. — Это вам не рядовые задачи! Вы все присутствовали на совещании, когда я перечисляла поручения для каждого!


— А что не так? – спросил Сергей, опоздавший к началу встречи.


— Детский сад, вот что не так! – крикнула Светлана Владимировна. – И это – руководители! Цвет компании!


— Что случилось-то? – осторожно спросил Сергей.


— Я поставила поручения на совещании…


— Ну, я помню. – кивнул Сергей. – Ксения их аккуратно записала в протокол и, наверное, внесла в систему.


— А они их дружно отклонили!


— Кто?


— Вот эти добрые люди! – Светлана Владимировна обвела рукой собравшихся топ-менеджеров. – Честно нажали кнопку, написали какой-то комментарий, причину отклонения, и успокоились!


— Серьезно? – улыбнулся Сергей.


— А что, похоже, что я шучу? – недобро улыбнулась директор.


— Нет, конечно… — сконфузился Сергей.


— И ведь ни один, ни один ничего не сказал на совещании! – продолжила Светлана Владимировна. – Стояли, как говорили у нас в общаге, язык в жопу засунули, смелости не хватает, что ли? Через систему-то все смелые, а? А в лицо мне сказать – слабо?


Руководители сидели, глядя в разные стороны. Кто – в окно, кто – на стол. С языком в жопе, выражаясь терминами директора.


— Так, надо что-то менять. – подытожила Светлана Владимировна. – Сергей, я хочу, чтобы мои поручения, поставленные на совещании, никто не мог отклонить. Точнее, не так… Чтобы те, кто присутствовал на совещании, не мог отклонить.


— Ок, сделаем.


23.07


— Борщ – так они это называют. – с усталой улыбкой сказал Сергей.


— Чего? – не поняла Светлана Владимировна.


— Ну, у нас как система называется? Система управления поручениями. – начал объяснять Сергей. – Сокращенно – СУП.


— Ну…


— А когда у задачи вышел срок исполнения, она становится красной…


— И?…


— Красный СУП. Борщ. Любимая шутка теперь у нас. У тебя борщ? Нет, пока щи. А у меня уже – борщ.


— Твою мать… Что такое с людьми, а? – покачала головой Светлана Владимировна. – Ничего их не прошибает. Прекрасную систему сделали, пользуйся и радуйся… А они – борщ…


— Чего ж в ней прекрасного, Светлана Владимировна? – пожал плечами Сергей. – Загнали людей в стойла какие-то, заставляем ходить по дорожкам, как в дурдоме. Это люди, а не роботы. Они не хотят быть тупыми исполнителями. Особенно зная, какие задачи ставят руководители. Особенно некоторые.


— Ты про кого? Про меня?


— Нет, вы не много задач ставите, и в основном – руководителям. Я про остальных топ-менеджеров. У меня же права админские, я все задачи вижу. Какого только говна не напишут…


— Блин, как я устала уже… — вздохнула Светлана Владимировна. – Хочешь как лучше, а выходит как всегда… Что делать, Сергей?


— Отменить… — пожал плечами Сергей. – Точнее, откатить систему, к ее изначальному варианту. Ну, когда не было бюрократии, красных борщей, всех этих «принять», «отклонить», «написать обязательный комментарий». Пусть люди общаются, говорят, работают творчески. Это люди, такие же, как мы с вами.


— Не знаю, Сергей… — задумчиво сказала Светлана Владимировна. – Как ты гонишь стадо, так оно и идет…


— Это из MBA? – улыбнулся Сергей.


— Ну да…


— Хорошо, что я отказался на него идти.

Часть вторая

ещё комментарий