Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает: как знаменитой игре удалось освежить жанр. Часть 1
Киберпанк снова в моде. Истории про безрадостное технологическое будущее встречаются в поп-культуре всё чаще: на экранах совсем недавно отгремели «Призрак в доспехах», «Бегущий по лезвию 2049», «Немой» и несколько менее известных картин, из сериалов можно вспомнить хотя бы «Видоизменённый углерод», «Мир Дикого Запада» или «Чёрное зеркало». Ну, а в мире видеоигр последние месяцы только и разговоров что про Cyberpunk 2077.
И тем обиднее наблюдать, как некогда передовое, контркультурное направление теряет свою злободневность: его пессимистичные прогнозы превратились в тропы и условности сеттинга, а мрачные тона, сформированные разочарованием в будущем, стали простой стилизацией. Ярким примером служит недавняя демонстрация Cyberpunk 2077 — о самой игре, конечно, говорить ещё рано, а вот трейлер показал практически все штампы, приходящие на ум при слове «киберпанк», хоть большинство из них потеряло свою актуальность.
Электроды, спадающие локонами с головы, киберпротезированые тела, лежащие на полу, «паучьи» импланты вместо глаз — все эти атрибуты сейчас нужны, в первую очередь, чтобы впечатлить игрока, а не создать правдоподобную картину следующих лет.
Можно сказать, что жанр остановился в развитии, повторяя одни и те же образы вновь и вновь, хотя многие из них уже устарели. Его герои остались в прошлой эпохе, а в ночном городе больше ничего не происходит. Подобная судьба постигла до этого космовестерн, атомпанк и другие старые направления — перестав отражать нашу действительность, они превратились в просто красивые сеттинги. Мы всё ещё любим эти истории, их романтику и настроение, но вряд ли воспринимаем их серьёзно.
Сейчас мы видим поучительную притчу или страшную сказку в том, что задумывалось как предсказание будущего. И всё же есть исключения. Современные части Deus Ex — один из самых ярких примеров. Deus Ex: Human Revolution отказалась играть по старым правилам. Вобрав в себя опыт предыдущих произведений, она переосмыслила особенности киберпанка и вновь сделала его современным. Разберёмся, как ей это удалось.
Общие корни
Начинать рассказ о чём-либо лучше с истоков, но в случае игр Deus Ex это всегда было непросто. Динамичная детективная история серии тесно переплеталась с интерпретациями древних мифов и городских легенд, а под ней скрывались довольно серьёзные вопросы о будущем человека и общества.
Не стала исключением и Human Revolution — сквозь неё красной нитью проходит миф об Икаре, древнегреческом герое, подлетевшем чересчур близко к Солнцу. Красивая аллегория предостерегает от неправильного использования технологий, однако речь идёт не просто об оружии или предприятиях, губящих наш мир. Под угрозой оказался человек как таковой, ведь центральная тема всей серии — трансгуманизм.
Это международное движение, целью которого является улучшение физических и умственных способностей человека, продление жизни, уменьшение страданий, предотвращение старения и, в конечном счёте, смерти — всё благодаря научным открытиям и использованию современных технологий. Сторонники концепции считают, что благодаря разуму люди смогут избавиться от ограничений, навязанных природой, и достичь новых высот.
Сейчас в мире действуют многочисленные трансгуманистические организации и сообщества
Человечество уже очень долго грезит трансгуманизмом. Идея искусственного улучшения человека старше не только Deus Ex, но и «Призрака в доспехах», «Нейроманта», да и самого киберпанка в целом. Её корни уходят глубоко в историю, но будет достаточно вспомнить начало XX века.
В то время люди тоже мечтали, не меньше чем мы, и причин для этого было предостаточно. Наступил переходный период между эпохами, и за короткое время люди совершили множество научных открытий: в обиход входило электричество, Чарльз Дарвин развенчал предыдущие представления о живом, а многие мыслители положили конец неоспоримому правлению религии.
Вера в Бога уступила главенствующие позиции, а вперёд вырвалась вера в Человека и в Прогресс. Фридрих Ницше предвещал приход сверхчеловека с принципиально иным мышлением. Джон Холдейн, основоположник генетики, предлагал улучшить человека, создавая следующие поколения искусственно. Пьер Тейяр де Шарден объединил религию и науку, утверждая, что Бог — финальный этап развития всего живого и разумного.
Широкое распространение получили также идеи Николая Фёдорова, основателя космизма. Философ верил в творчество и разум человека, считал, что главной задачей науки стала победа над смертью: «Смерть от старости — символ господства природы над человеком. Поэтому преодоление смерти приведёт к появлению нового человека, с изменённым мышлением, человека, полноценно верящего в свои силы по регуляции, разумному управлению природой». Из предтеч трансгуманизма в те времена можно вспомнить ещё Константина Циолковского, Фрэнсиса Вилларда и многих других.
К сожалению, «золотой век» продлился не долго. Нашлись люди, обратившие эти достижения против человечества, ввиду своей глупости, жестокости и собственных амбиций.
Бедный Ницше, в первую очередь, мечтал о духовном совершенствовании человека. Нацисты присвоили его идеи, вывернув наизнанку
Достижения в технике использовали, в первую очередь, в военном деле. По приблизительным оценкам, 92 миллиона человек стали жертвами Первой и Второй мировых войн, начатых во имя Справедливости, Прогресса и Порядка. Ещё больше остались искалеченными и обездоленными.
Мечты о сверхчеловеке привели к возникновению страшнейшего из тоталитарных режимов, а проводившиеся под предлогом улучшения человечества эксперименты были настолько жестоки, что до сих пор евгеника как наука под международным запретом.
Именно эти трагические события, разрушение надежд и разочарование в наступившем будущем вдохновили основателей киберпанка написать первые произведения. На смену надеждам и непоколебимой вере в человека пришли цинизм, недоверие ко всему и тревожные мысли о настоящем и будущем. Поэтому киберпанк имеет много общего с антиутопией, а человек в нём зачастую показан в негативном свете.
Однако есть и другая сторона медали. Спустя много лет, научные достижения всё же принесли пользу людям. На сегодняшний день генетические исследования помогают в предотвращении многих наследственных заболеваний; выводятся новые агрокультуры, способные выстоять в тяжёлых условиях; киберпротезирование ощутимо улучшило жизнь многих, получивших инвалидность по различным причинам.
Первая миоэлектрическая рука была создана в 1958 году в Советском Союзе
И речь идёт не только о протезировании конечностей — можно вспомнить, например, о водителях ритма, спасающих сердце, о кохлеарных имплантах, сохраняющих слух. То же можно сказать и о других технологиях: ядерная энергетика сейчас питает электричеством целые страны, сохраняя природные ресурсы и климат, современные достижения уже дали первые ростки в предотвращении голода и недостатке жилья, и это только начало.
Однако человечество заплатило за это высокую цену. Вопросы о том, были ли виновны сами идеи, или их извратила человеческая природа, и можно ли было этого избежать — сложные, и вряд ли мы в ближайшем будущем сможем найти ответы.
Может показаться странным начинать рассказ о Deus Ex с подобных тем, казалось бы, не имеющих отношения к игровой индустрии. Отчасти это верно, Human Revolution — видеоигра, созданная, в первую очередь, для развлечения. В то же время, она поднимает серьёзные вопросы, учитывая не только каноны жанра, но весь многовековой опыт человеческой истории.
В этом проявляется первое заметное отличие Human Revolution от классического киберпанка — вместо бездумного цитирования «Бегущего по Лезвию» или книг Гибсона разработчики из Eidos Montreal отходят от атмосферы 80-х и предсказывают будущее на основе мира, какой он есть сейчас.
Почему в посте про "Deus Ex" нет тега "Deus Ex", зато есть тег "Cyberpunk 2077", который упоминается лишь вскользь?
Меня вообще веселит тот факт, что киберпанк - это жанр-предостережение, демонстрация пути по которому нельзя идти. Но человечество уверенно по нему шагает.
Была бы возможность, заменил бы все на импланты кроме мозгов.
Иначе не буду творить дичь.Из к/ф стоило упомянуть "апгрейд".https://kinogo.by/11630-apgreyd-2018.html
Лол, а давайте все смешаем в кучу и будем называть все кибер панком где есть аугметика.
Киберпанк это именно явление основанно на, как выразились, своих "штампах". Киберпанк это НЕ пример того каким будет/должно будущее, иначе тогда и Fallout отнесем туда же.
Киберпанк это фрики аугментированные по самое нимагу, корпорации, роматизмрованная сеть, атмосфера.
И имхо большинство моральных дилемм в таких произведениях притянуто за уши. Человечество в любом случае будет искусственно самоэволюционировать, думаете киберхер на лбу это из ряда вон? Представьте что будет после того как научимся полностью изменять ДНК. А ещё веселей будет когда начнем осваивать космос и поймём что комки грязи в гравияме нахрен не упали...