Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает: как знаменитой игре удалось освежить жанр. Часть 2
Новые старые люди
Human Revolution начинается воодушевлённо. Забудьте об упадке и безысходности старых произведений, мир игры очень напоминает наш, точно так же в воздухе витает напряжение и беспокойство перед научными открытиями. Не без причины — события игры происходят в 2027 году, и уже больше двадцати лет в мире существуют аугментации.
Так называются биомеханические улучшения, а их носителей прозвали «Аугами». Импланты можно встретить повсеместно, будь то безобидный инфолинк для выхода в сеть, протез руки с ручной гравировкой или массивные улучшения военного образца.
Игра заявляет, что старые, примитивные, гротескные протезы должны уйти в прошлое. Светодиодам вместо глаз и гигантским, грубо сваренным трубкам места больше нет. В Human Revolution аугментации — не просто утилитарное устройство для нуждающихся, их производят и продают как произведения искусства.
Взгляните на рекламный ролик Sarif Industries, в нём вы не увидите и тени стыда, скованности или смущения. Быть обладателем аугментации престижно.
Дизайн протезов впечатляет не только своей изысканностью и утончённостью, он эргономичен и создан как естественное продолжение современных технологий.
Например, искусственные ступни не похожи на человеческие, но только потому, что более острая форма делает их удобнее. Разработчики подсмотрели её у ныне существующих моделей, известных тем, что их обладатели устают медленней и бегают быстрее обычных людей.
Есть и другой интересный случай: Дэну Мелвилу в рамках благотворительной акции собрали на 3D-принтере протез, основываясь на разработках игры. Аугменты в игре плотно связаны с реальными разработками.
Так, на сегодняшний день изобрели чувствительную киберкожу, колени на микропроцессорах, сверхпрочное углеволокно, электронную сетчатку, в разработке устройство, позволяющие вернуть зрение.
На гифке сверху Лес Бах демонстрирует свой новый протез. Мистер Бах потерял в молодости обе руки, и учёные университета имени Джона Хопкинса разработали для него устройство, непосредственно принимающие электрические импульсы мозга.
Другой интересный пример — проект Braingate. Пока он ещё на раннем этапе, но уже позволяет людям, утратившим способность самостоятельно двигаться, управлять манипуляторами удалённо, с помощью мысли.
Множество талантливых учёных работает сейчас в этой отрасли, и их достижения сильно отличаются от того, что было ещё лет 10 назад.
В будущем 2027 году, по версии Eidos Montreal, человек сможет иметь сверхъестественную силу, скорость и реакцию, его кожа, усиленная карбоновым волокном, будет твёрже стали, устойчивая к высоким температурам и электрическому напряжению, искусственная печень будет способна переработать большинство смертельных токсинов, не говоря уже о неограниченном количестве алкоголя, а лёгкие позволят задержать дыхание значительно дольше обычного.
Социальный адаптер сможет выпускать феромоны, позволяющие убедить собеседника в своей правоте, улучшения глаз позволят замечать детали, недоступные обычному человеку, а система Sentinel будет в реальном времени мониторить состояние здоровья носителя, автоматически корректируя опасные для жизни показатели. Сейчас это выдумки, но сколько из этого останется фантастикой лет через 20?
Эпоха Кибервозрождения
Несомненно, аугментации — основной элемент истории Deus Ex, но и помимо них в мире много интересного. Вечно мрачные, вечно грязные мегаполисы остались в восьмидесятых. Специально для игры дизайнеры Eidos придумали визуальное направление, получившее название «Киберренессанс».
Пыльный, апокалиптичный город — один из самых запоминающихся образов, но он слишком далёк от современных реалий, поэтому от него пришлось отказаться
Эпоха Возрождения выбрана не случайно, она ознаменовала поворотный момент в нашей истории. После десяти веков мрака тьма отступила, и начали заново развиваться различные науки, медицина, искусство. Деятели этого времени унаследовали достижения античности, но пересмотрели их, практически каждое направление было открыто заново. Разработчики увидели подобную преемственность и в XXI веке, когда научные достижения позволили узнать много нового о мире и человеке.
Как и во времена Ренессанса, мы сейчас изучаем с невиданной детальностью всё, от тайн космоса до человеческой психики. Кажется, что не существует вещей, которые нельзя изучить, объяснить, разобрать на составные детали.
Это первая игра, в которую я мог внести немного творческого безумия, мне дали карт-бланш. Нео-Ренессанс возник из центральной темы игры — трансгуманизма. На определённом этапе я изучал скетчи Леонардо да Винчи, и это стало связующим звеном, так как это было основой концепции человека как машины. Именно во время Ренессанса люди начали понимать, как работает тело. Трансгуманизм — это улучшения человеческой механики.
Джонатан Жак-Беллетет
ведущий художник
Пышность, размах Барокко, изящный сплав современного дизайна и классицизма — всё это сформировало стиль, ставший визитной карточкой нового Deus Ex. Виден он во всём: в архитектуре зданий (штаб-квартира Sarif Industries напоминает католический собор вместо привычных киберпанковских пирамид), в скульптуре и интерьерах, в дизайне одежды и афишах театральных представлений.
В театре собирает полный зал опера «Il Metamorfoso», чья афиша одновременно напоминает «Призрака оперы» и отсылает к Shodan из System Shock
Стиль особенно сильно отразился на одежде людей, и бывает сложно найти знакомый покрой, будь то строгий деловой костюм, вечернее платье или повседневные вещи
Кажется, художники сделали не так уж и много — просто разбавили современные тенденции образами старинного времени, но в итоге получился стиль, который воспринимается свежо и неповторимо.
Третий скриншот из cyberpunk 2077, а не DX
Трансгуманизм наше всё!