Как я работала в детском саду #2

Доброй ночи тем, у кого сейчас ночь.

В продолжении первой своей истории про работу в детском саду хочу написать еще небольшой (да нет – большой, бегите, длиннопостохейтеры) рассказ. Все события реальные, не вымышленные, и мои.

Я не гонюсь за плюсами, и не хочу себя торопить, поэтому почти месяц «молчала» (спасибо появившимся после прошлой истории подписчикам). Я собиралась с мыслями, чтобы написать самое интересное, как мне кажется.

Итак, я несколько лет (в смысле, летних периодов) работала в детском саду няней и иногда воспитательницей (условия и причины есть в моём предыдущем посте). Было много разных случаев и историй, постараюсь подобрать самые читабельные.

Вспомнила на днях о так называемой «социальной нагрузке». Это те случаи, когда в каждую группу распределяли по 1-2 ребенка с «небольшими психическими\психологическими отклонениями» + просто немного замерших в развитии. В первый раз это был сын одной из воспиталок, гиперактивный и немного агрессивный. Его не помещали в одну группу с мамой, потому что он при ней вёл себя очень неадекватно (да и без нее тоже): истерики, припадки «вредности» с катанием по полу, драки, укусы, внезапные слезы и т.п.

При нас, «чужих тётях» он немного всё же себя контролировал. Но приходилось уделять ему чуть больше внимания. Постоянно приходилось нивелировать его поведение и не давать другим детям его троллить. Я в какой-то момент поняла, что ему просто нужно чуть больше внимания, чуть меньше реагировать на выпады, но при этом достаточно жёстко придерживаться правил. И, вы знаете, чем меньше он видел маму, чем больше общался с ребятами без угроз и дразнилок (надо отдать должное детям подготовительной группы, они как-то меня поняли и приняли мои пояснения, что его не надо обижать), тем больше он открывался. Он начал есть вилкой (до этого это был прямо запретный плод, опасное оружие), начал заводить дружбу, общаться, делиться. Заведующая только удивлялась и всё настойчивее предлагала мне идти в педагогический. Но стоило ему увидеть в поле зрения маму, как начинался ад, кромешный ад. Было ощущение, что он «играл на публику», искал ее внимания, реакции.

В какой-то момент я нашла в себе силы поговорить с ней. Но из нашего разговора я поняла одно – я тупая малолетка, не имеющая своих детей и не умеющая (!) с ними работать.

После нескольких бесплодных попыток я оставила эту затею. Я с этим мальчиком работала только сезон (2.5 месяца), и очень надеюсь, что он всё же смог найти в себе силы (или ему встретились понимающие воспитатели\учителя) социализироваться. Хотя… кого я обманываю….

Вторым в свете этой истории был трудный мальчик, которому в 6 лет было сложно не только с вилкой, но и с туалетом. Он был похож на аутиста (я не спец, я так об этой ситуации думала тогда и думаю сейчас). Был замкнут и необщителен. А каждую ночь он писался в постель. Каждую ночь. Представьте, каково это было мне, тогда нянечке, стирать белье вручную, чтобы на следующую ночь всё повторилось. Я заметила, что он не столько неконтактный, сколько непривычный к вниманию. Я никогда не общалась с такими, но интуитивно решила ему помочь. Каждый вечер я, читая книжку всей группе перед сном, садилась на край его постели и немного вовлекала его в чтение, поглаживала по спине, подбадривала, мол, это не я, а мы с ним читаем другим детям книгу. Я ждала, когда именно он уснет, расслабится, уделяла ему незаметно чуть больше внимания.

И, вы знаете, он перестал. Перестал писаться. Он даже начал ночью вставать в таких случаях (когда хотел писать) и ходил сам в туалет.

Хочу добавить, что его родителей я не видела за лето ни разу. И не буду судить, не буду делать выводы. Я просто рассказываю, как это было.

Я не ставлю себе целью рассказать, какой крутой воспиталкой и няней я была. Мне очень помог описанный в предыдущем посте опыт воспитания брата и сестры. Для меня не было плохих детей, были проблемы, которые я могла попытаться решить.

И в заключение, расскажу о самом больном моем воспоминании.

На прогулке мы видели все группы, общались с коллегами и знали, какие у кого дети. И в ясельной (или младшей, уже не помню) группе была у нас тройня. Скорее, всё же в младшей. Родители их привезли раньше всех и ни разу не приезжали (!). У них была задержка развития. Не психологическая, а приобретенная. Родителям было нас..ать. И я не приукрашиваю. Про них знала и соцзащита. Дети не умели держать ложку, не знали почти не слова. Не умели ходить на горшок. Но ни один воспитатель, ни одна няня (даже не из этой группы) не позволяли себе судить. Мы по очереди брали этих детишек (две сестры и брат), учили, развивали, объясняли, помогали. Реально, слезы наворачивались на глаза, и до сих пор тяжело вспоминать о них. Прошло уже 15 лет, и я очень надеюсь, что они не пропали, не канули в лету, а живы, здоровы и развиты.

Вот как бы я не говорила в прошлом посте про запившую воспиталку, как бы не хотела сказать плохое, а коллектив в том садике был ответственный, может быть, и с исключениями. Мы каждый вечер собирались вечером и делились новостями, менялись группами на пару дней, чтобы поучаствовать в жизни таких детей. А таких было процентов 30 из всего сада. Их родители сдавали детей в летний лагерь, чтобы просто иметь возможность отдохнуть от них, нагуляться, и ни разу за 80 дней не приезжали. Да, были и те, у кого была сложная ситуация, люди зарабатывали деньги на школу или просто на жизнь, работая на трёх работах, выбирались со дна, рвали жилы. Но такие звонили по три раза в неделю и спрашивали, беспокоились, переживали.

А иные просто сдавали, не заботясь ни о чем. Мы с поварами пекли десерты, устраивали дни рождения, праздники всем детям без исключения. Для меня не было разницы, мои ли это брат с сестрой, или не мои. Мне было больно от того, что есть такие родители.

Я пишу это не для того, чтобы «выбить слезу» или «разжалобить», и уж точно не для похвастаться. Я просто рассказываю о своём опыте, делюсь впечатлениями. Это реальность, какая она есть.

И для меня самым большим признанием и смущением был один из финальных эпизодов. Я работала в летнем выездном садике с 9 по 11 класс на каникулах. Но район выездного сада был один, Московский район СПб. И когда я на линейке пошла в 11 класс, на меня напали три первых=)) С криками «Тётя Лена!!!», они меня обступили и начали рассказывать, как готовились к школе и как хотят учиться. Это было непередаваемо. Да, мне было немного стрёмно из-за одноклассников (они, в большинстве своём, не подрабатывали на каникулах, были обеспеченные родители), но глаза учителей и родителей, которые (каждый из них) знали меня в лицо – это бесценно.

Еще полгода я опасалась заходить на этаж младших классов, но иногда всё же заходила. Меня обступали дети и рассказывали о том, как у них дела, какие достижения и разочарования.

Я не стала воспитательницей в прямом смысле, я руковожу подразделением одной крупной компании, но я до сих пор вспоминаю с теплотой те годы.

Заканчивая пост, скажу, что есть еще на третью часть историй о том садике, больше о взрослых, страшных и веселых. А есть и истории из моей жизни после этого опыта.

По традиции, за грамотность пинайте, ибо я трепетно к ней отношусь, где пропустила ошибку – говорите. Русский язык – моё всё.

Спасибо тем, кто дочитал. И благодарю за абсолютно любые отзывы, для меня нет плохих, каждый сделает меня лучше или сильнее.

11
Автор поста оценил этот комментарий
Не нужно оправдываться, годный рассказ)
раскрыть ветку
9
Автор поста оценил этот комментарий

Прекрасно, вот все бы так излагали мысли как вы. Спасибо за рассказ, я жду продолжения.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

"Дети не умели держать ложку, не знали почти не слова." НИ слова. (Никогда не исправляю чужие ошибки, но вы сами попросили.)

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Да, читать очень легко. Такие посты сразу заходят. Тема лично для меня не особо интересная, но вы как-то смогли увлечь.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Какая вы молодец! Желаю вам сил и вдохновения в вашей работе!