Как вырастить самостоятельных детей
Основано на личном опыте.
Я простая мама четырех детей, но дома не сижу, работаю (об этом тоже есть посты на Пикабу). Так как разница между детьми по 1,5-2 года, то режим и четкое расписание жизни - наше кредо вот уже 15 лет. Младшему сейчас 8 лет.
Четкий режим. Ужин всегда начинается в 20-20.30. Отбой в 22.00. Подъем исходя из начала занятий. Летом может быть чуть позже, особенно у сплюшек. Сейчас дети уже большие, а до 6 лет обязательно был сончас.
Четкие и понятные расписания. В дошкольный период, у нас было много дополнительных активностей - логопед, развивай-ка, танцы. Все это было составлено в удобные недельные графики и висело на холодильнике. Для младших - были большие буквы типа Л - логопед, Б - бассейн. Чтобы они могли посмотреть, а что у них завтра в жизни. Таким образом, мы не пропускали занятия и знали когда куда ехать и с чем. Сейчас большинство активностей в школе, и стало легче. Но дети все равно ведут такие графики для себя - чтобы успеть в кружки или на доп.занятия. И не забыть вещи для бассейна)
Четкие списки дел. С определенного возраста - каждый включался в Домашний клуб. С 5-6 лет - можешь поставить грязную посуду в посудомойку, с 6-7 лет - разгружать вилки-ложки, загружать простое. С 7-7,5 лет - полноценная загрузка/разгрузка посуды.
Сейчас у нас каждые выходные проходит беспроигрышная лотерея основных домашних дел. В типографии напечатала на значках без крепежей списки, неодимовые магниты - и вуаля. Справа - маленькие цифры, их кладем в шапку, и тянут по очереди.
Таким образом, каждый в итоге пробует все основные домашние дела.
Самое сложное в большой семье - уборка мусора и поддержание порядка в холодильнике.
Еще у нас отдельно четкое расписание уборки на кухне каждый день, попарно. Чтобы учились общаться и договариваться друг с другом. И каждую неделю меняется дежурный у кошачьего туалета - по часовой стрелке.
Подготовка к ужину также проходит по очереди попарно: разогревание еды, напитки, нарезка овощей. Сначала девочки заботятся о мальчиках, потом наоборот. Вот кому-то с мужем повезет в будущем ;)
4. Порядок в вещах. Все ящики у всех детей функционально одинаковые. Внизу нижнее белье, выше - шорты и футболки, еще выше штаны. На штангах слева - всегда школьное. Сначала даже подписывали полки - с помощью ручного принтера (дети сами печатали слова, что впрочем заметно на фото).
Таким образом, при необходимости, каждый легко найдет у другого в шкафу нужную вещь. Потому что знает на какой полке она лежит. Младшие тоже быстро находят нужную одежду.
Аналогично с постельным бельем и полотенцами - у всех свое место. Всегда.
Пежама? Сойдёт, главное что написал сам в 6 лет! А в морозильнике у нас Гребы. Гребы отсюда, лингвист!
5. Личные вещи. Это очень важно - у каждого есть свое место и пространство, в которое можно попасть только с разрешения «хозяина». Просто так взять чужую вещь с чужой полки - нельзя. Если ты оставил игрушки на полу в большой комнате - ими могут играть все. Хочешь, чтобы их не трогали - убери в свою коробку.
Подписаны все полотенца, и крючки :)
На всех полотенцах вышита первая буква имени на двух противоположных правых углах.
И крючки:
У нас вообще максимально все подписано. Никто не спорит за полку или тряпку - зачем, если она подписана?
6. Готовить помогают все. В силу возраста добавляем функции постепенно. Основные рецепты записаны в книгу, и дети научились их читать. Недавно сами нашли рецепт картошки в инете и сделали какую-то запеканку. Пережаренная, несоленая, но ведь сами! Похвалили, сколько смогли - съели ;) Главное - это воодушевить, что ты молодец. А то, что часть продуктов перевели… ну и ладно. Ведь если поругать - больше даже пытаться не будут.
Кстати, даже в 5 лет ты можешь чистить яица и резать колбасу в салат. Пусть медленно и криво - но ты вместе со всеми. А в 10 лет уже прекрасно режется и курица, и жарится простая яичница.
Где что на кухне - все всё знают. Ведь у каждой вещи свое место. Всегда. Хотя две огромные сковородки и пятилитровую кастрюлю сложно потерять :)
Но будьте готовы к потерям. Я набрала в последний раз разные веселые тарелки на Озоне. Все равно же разобьют, зато кушать интереснее :)
Отбил сына курицу, ай молодец!
Думаю всем понятно, что ругать за это не стоит? Убрали вместе, в душе погоревали, достали новую тарелку.
7. Уборка, кровать. Тут думаю понятен принцип :) Каждый ухаживает сам. Везде, где нужна особенная уборка - есть дежурные. Плюс каждые три месяца большая уборка в общих пространствах. Чтобы это не напрягало, то обычно это в выходные с утра, одна точка. Допустим в эти выходные будет разбор в шкафах с консервами и приправами. Повторная уборка в этих шкафах будет через три месяца - как раз за это время там все передвинут по-всякому, и нужно будет вновь уложить все правильно и перепроверить сроки, пересыпать пустые и проч. На прошлой неделе была уборка в ванной среди шампуней, зубных паст и повторим через 2 месяца и 3 недели. Естественно, если вдруг прошелся ураган - бывает и внеочередная уборка (привет, жучки из Пятёрочки).
8. Творчество. Твори что хочешь. Смешать пластилин 10 цветов в серое Г? Ну ок, давай только из этого слепим серого динозавра потом. Степлером сцепить фетр и бумагу в трехметровое платье? Ну ок, но потом остатки я соберу, разрежу и используем для других поделок. Очень многое пробовали с детьми, в том числе ходим на всякие обучающие мастер-классы. Из последнего - плели корзинки со старшей.
Что-то обязательно получится!
9. Вечер настольных игр. Стараюсь раз в неделю устраивать вечер современных настольных игр: колонизаторы, каркасон, зельеваренье, номы, билет в Европу и проч.
Всегда было сложно собрать компанию, чтобы поиграть в настолки. Поэтому я просто родила себе большую команду ;)
Стараюсь подбирать игры по возрасту и чтобы в них надо было думать. Конечно, игры на везение тоже есть: начинаем всегда с ходилок. Но все же давайте лучше в поезда :)
10. Свобода выбора. И голос большинства.
Поедем в выходные парк? Голосуем, 3 против 1 - значит едем в парк!
2 на 2? Давайте перечислим плюсы парка. Голосуем повторно! Снова 2 на 2? Давайте еще накидаем варианты, за которые будет большинство.
Хочешь футболку с черепами? Пожалуйста.
И носки тоже обязательно с черепами! А все почему? А потому что будущий врач!
Я составляю список нужных вещей, а дизайны одобряют уже дети. Даже если поход по магазинам займёт полдня или больше. «Эти джинсы недостаточно синие, а эти слишком широкие». По магазинам езжу не со всей бригадой, а с 1-2 детьми, иначе нервов и сил не хватит. Но зато вещь будет нравиться и носиться с удовольствием и долго.
11. Лекарства. Держу под контролем, но приучаю к порядку. Допустим, врач прописал что-то. Составляем таблицу, нужные кладу в коробку в зоне доступа больного, и он принимает по списку. Старшие - уже сами могут взять из блистера и отмечаются. Младшие - пьют со мной вместе, и отмечаются.
Лекарства только по назначению врача!
12. Списки, списки…
Собираемся куда-то? Составляем список, все его фоткают и идут собирать. Потом приносят вещи ко мне и идет сверка. Я сама за вещами не пойду ;) Пусть ребенок сам решает, какие шорты взять и носки. Сейчас чуть подрастут - и старшие будут проверять младших. А я так, одним глазком. Но пытаюсь подсказать замены, когда берут красные шорты и зеленые носки ;)
В магазин? Ты идешь за молочкой, ты за хлебом, ты за макаронами. Хотя в последнее время Сбермаркет избаловал. Но сидят, составляют заказ вместе сами ;)
13. Подарки
Каждый обязательно должен сам придумать, что подарить другому на ДР и НГ. Ставим бюджет-ограничение, хочешь дороже - вкладывай свои. При этом подарок должен быть «в тему» увлечений и тд.
14. Свои деньги.
Каждый месяц выдаем на карманные расходы плюс бывают подарки на праздники от друзей-родственников. Это личные деньги, и их можно потратить на любую фигню. Мы, конечно, пытаемся подсказать-направить. Но в целом: захотел шоколадку - пожалуйста. Копишь на телефон? Поможем найти вариант выгоднее и надежнее.
15. Свободное время или скучная жизнь у скучных людей.
У каждого есть свободное время, которое можно потратить так, как хочешь. Я клоуном не нанималась, и у меня вообще сончас в выходной по расписанию ;) Если тебе скучно - иди и развлеки себя сам. Вот там книжки, тут фетр, вон там игрушки. Привлекай остальных ребят. Когда они были младше - вообще чудесно играли. Сейчас конечно старшие все чаще в телефонах, младших контролируем пока. Но все равно есть обязательно свободное время «без техники». И тут они и в настолки играют, и что-то шьют, и читают.
И я знаю, что вдруг я заболею - дома не случится хаос. И когда я помогаю кому-то с проектом (но пассивно, так как принцип аналогичный - самостоятельность), то все остальные все равно справятся - и поужинают, и наведут порядок. Ну а сборы к бабушке в гости на выходные занимают 30 минут. Хотя напомню, детей у меня четверо :)
Сейчас дописываю эти строки, а мальчишки уже прибрались на кухне. Да, где-то пятна остались. Забыли поставить одну кружку в посудомойку. Но я им про это расскажу и в следующий раз они сделают все получше. Сами.
Блин, ну не могу пройти мимо, у самой четверо и все мальчишки.
Пост прочитала, прям какой то недоматерью себя почувствовала…У нас и полотенца не подписаны, и кружки они себе выбирают по симпатии и могут вообще не ходить, и кошки-собаки-хомяки у нас по желанию(благо свой дом позволяет) без голосования, но с четким условием:ухаживаешь за животным сам.Итого в доме :одна собака, кошка и кот, хомяк.
А бывает, что и внеплановый выходной от школы можем устроить, если вижу что дети задолбались,взять и прогулять или в аквапарк рвануть.Я вообще с их учебой не заморачиваюсь, уроки проверяла до третьего класса, сейчас нет необходимости, сами без троек учатся.За двойки не ругаю, знаю что исправляют потом бегают.
В своих комнатах прибираются сами, на кухне мне помогают, мы с мужем оба работаем, могут завтрак себе сообразить и мелкого покормить в выходной ( если мы на работе, а он не в садике)
Из кружков единогласно выбрали самбо и с удовольствием ходят, средний ходил на шахматы, но что то не зашло, бросил, я не возражала.
Как то я тут написала, что вечером они после душа, могут простирнуть свои носки, так меня тут ссаными тряпками закидали, что это неправильно в век стиралок автомат.Но между тем, видимо выработалась у детей привычка и вечером в ванной у нас сушится отряд носков, трусов.
Так же как и многие ежемесячно выделяем деньги на карманные расходы, крупные покупки( телефоны, велики,крадрациклы) обсуждаем всей семьей, обновляем по необходимости.В том году взяли два квадрика, ездим исключительно по полям и лесам, старшие просили мотоциклы, но им всего 12, мы побоялись, решили ограничится квадроциклами.С мужем с удовольствием делают им т/о, чинят свои велосипеды, крутятся рядом когда он машины ремонтирует, подают инструменты, что то поддержать, зажать, побрызгать…
И как то всё у нас само собой происходит, нет необходимости составлять графики, дети и сами знают когда и во сколько им в школу, я работаю сутки через трое, прихожу и отсыпаюсь, дети в школу уходят сами и мелкого по пути до садика подкидывают, если например муж не может.
Порой я вообще не замечаю, что их четверо, только когда пытаюсь всех обнять, рук не хватает, ну и подурачиться и поваляться всем вместе на кровати места мало)
К этому посту уже многие написали, что это излишний контроль и распорядок, может оно так выглядит в описании, а в реальности там больше жизни. Но вот не могу не вспомнить собственное детство. Это о другом, меня просто затриггерило описанием контроля. И мою маму тоже крайне напрягал беспорядок. Всё должно было быть на своих местах, и это касалось не только вещей. Даже эмоций. Если вдруг у ребёнка появилась некая эмоция, не подходящая по её мнению к ситуации - срочно уничтожить и вправить мозги на место. Сказано радуемся - значит радуемся. Ну и в целом вся жизнь была по расписанию. В детский сад мы не ходили, дома постоянно всё было расписано по минутам. Если игры, то поучающие, и множество занятий, учиться читать-писать-считать мы начинали с 2-3 лет, в 5 уже знали многое из программы начальной школы. Ничего при этом не зная об общении с другими детьми. Повезло, что мама пошла работать, когда мне было 7, и появились фрагменты свободного времени. Хотя параллельно мне нужно было смотреть за младшей сестрой и постоянно отчитываться по телефону о том, что мы делаем, но всё же без прямого надзора это было намного легче. Зато время, когда родители приходили с работы, ту свободу компенсировало. К их приходу нужно было продукты к ужину помыть-порезать, с возрастом начать собственно готовить. Дома чтоб ни пылинки, уроки чтоб выучены, погулять с сестрой схожено. Если она дуется или жалуется (на что угодно, в том числе на то, что ей приснилось-придумалось), моя попа здоровается с тапком или ремнём. И начинаем дополнительные занятия. Висел план по чтению в страницах, переписыванию текста с книг, всякой математики, позже и других предметов, это всё помимо школьных уроков. Получение плохой оценки приводило к увеличению этих доп.занятий в геометрической прогрессии, приправленному наказанием в виде вышеописанных попных друзей, игнорирования и невыдачи карманных денег. Это что касалось учёбы, а вообще у нас распорядки и контроль были просто везде. И что надеть, и что поесть. Еды к слову было мало, я постоянно была голодной, даже тошнило, но это объективная реальность, т.к. были 90-е, и я тырила хлеб из школы домой. Но даже если дома было что-нибудь вкусненькое, мне в голову не приходило это просить и тем более брать самой, и если другие дети где-то так делали, я охреневала от их наглости. У нас нельзя было съесть больше одного крекера днём, пока родители на работе. Всё было посчитано, так что не осталось бы незамеченным. Исчезновение крекера приводило к клейму "вор" и игнору на несколько дней. То есть, если требовалось позвать по имени, то имя заменялось словом "воровка". Представьте мой ужас, когда зашедшая в гости одноклассница залезла в наш холодильник и поугощалась там чем нашла.
И вот родители всегда считали, что у нас идеальная семья. Дети улыбаются всегда, делать всё стараются, порядок поддерживается как будто сам собой. Со взрослыми мы вежливы, учителя нас хвалят, на собраниях ставят в пример. Но просто стоило хоть на полшажочка отойти от этой идеальности, и результат был крайне жёстким. Я панически боялась хоть чем-то, даже интонацией голоса, жестом, позой, скоростью реакции расстроить родителей. А для них в любой этой мелочи содержалась якобы попытка не следовать заданному порядку. Это чувство, что я вечно под микроскопом, и даже за моим дыханием следят, потом серьёзно сводило меня с ума. Собственно много лет борьбы с распадающейся психикой, которая продолжается и сейчас и вряд ли когда-то закончится. Весь подростковый период и начало юности я тупо пыталась не сдохнуть. А для родителей у нас до сих пор идеальная семья.