Как мне клиент ножом угрожал
Обещала написать пост о самом жутком моменте из моего опыта работы в турагентстве.
Случилось это 5 лет назад.
Был октябрь.
Позвонил клиент - хочу в Индию.
Нет проблем. Сделан подбор, договорились о встрече. Клиент пришел.
До заключения договора ( договор заключали мы с его спутницей, она все время молчала), на этапе подбора отеля предупредила - отель под запрос, может быть отказ. И в таком случае тогда будем смотреть альтернативы либо вернем деньги, если ни один из вариантов вам не понравится - но деньги возвращаются согласно договору - в течении трех рабочих дней ( на тот момент мы не соприкасались с наличными. Все клиенты оплачивали сами в терминал по номеру договора. В случае возврата наличными все клиенты ехали в центральный офис в кассу - такая была политика той компании.
Сейчас компания, в которой я работаю, действует полностью в белую - все деньги клиентов берем в руки мы и инкассируем через банк, чеки проводятся через онлайн кассу и все операции автоматом летят в налоговую. То есть и клиенты, принося деньги, могут быть уверены, что всё до копейки идет на их тур и они могут не ждать в случае отказа 3 рабочих дня, а сразу получают возврат из нашей кассы).
Надо было еще на том этапе слать его в лес, потому что клиент уже тогда не совсем адекватно и слишком агрессивно отреагировал. Но, я тогда не умела отказывать людям и еще не научилась чувствовать своей пятой точкой грядущие проблемы.
Пришел отказ по отелю на следующий день, я сообщила об этом клиенту и начался ад.
Он орал в телефонную трубку так, что дрожали стены в офисе.
Никогда! Слышите? Никогда не заключайте с клиентом договор, если внутренний голос вам говорит: сплавь его, а то огребёшь проблемы.
Я сейчас всегда прислушиваюсь к себе.
Он поорал на меня в трубку, крикнул, что сейчас он придет и нам всем кранты.
Я думаю : вай, какой нервный - тогда я еще не знала, что он подразумевал "кранты" в прямом смысле.
Он пришел через полчаса и начал требовать деньги за тур и свои документы.
В офисе кроме меня была моя коллега, которая общалась с клиентом.
****
Чтобы вы представили себе всю картину, опишу помещение: квадратный офис. Если вы стоите спиной к входной двери: Прямо от входа- мой стол, сразу за мной стена, справа от моего стола тумба с принтером и шкаф. Если у меня клиент, то из-за стола я не могу выйти в сторону входа, т.к. клиент загораживает мне проход. Сразу слева от моего стола стена от подсобного помещения - то есть я закрыта от мгновенного побега из офиса от неадекватного клиента.
Стол коллеги от входа слева. Ей обзор на мой стол немного загораживает стена от подсобки. От входа справа полка с памятными сувенирами из разных стран от наших туристов, стол с угощениями клиентам и кулер с водой.
****
Клиент говорит: аннулируемся. Я-ок.
Даю документы на аннуляцию подписать и заявление на возврат. Это была пятница и свои деньги он получил бы только в понедельник в лучшем случае (согласна, это очень не удобно и странно с точки зрения клиента: я заплатил за услугу. В услуге отказали - верните деньги. Какие 3 дня?! Я бы тоже возмущалась. НО. Это - политика компании (ЕЕ КСТАТИ БОЛЬШЕ НЕТ). И я клиентов ВСЕХ, ВКЛЮЧАЯ ЭТОГО, всегда предупреждала об этом нюансе. Я ему об этом сообщила. И тут происходит то, что длилось для меня вечность, а по факту 7 минут максимум со слов моей коллеги.
Он встает, опирается руками на стол и склоняет голову надо мной.
Глаза смотрят с такой злобой и агрессией - как у бешеной собаки перед нападением.
Он, шипя: встала из-за стола, пошла за деньгами и отдала мне мои 50 000.
Я: дело в том, что мы с наличными не работаем, все деньги клиенты опускают сами в терминал. Мне негде взять вам ваши 50 000. Вы их сможете получить в лучшем случае в понедельник, когда будет работать касса.
Он, махая перед моим лицом правой рукой: ты не понимаешь? Мне деньги нужны сейчас. Я никуда не поеду, ни в какую вашу центральную кассу. Их отдашь мне ты. Сейчас.
И тут я замечаю, как что-то блестит у него между пальцами. С ужасом понимаю, что в руке у него нож. Маленький такой. Типа походного (нет.мне не показалось). Он его держал в рукаве наверное, а потом пропустил к ладони и лезвие держит между пальцами. И со стороны не заметно его.
В это время коллега моя с туристом сидит и активно обсуждает отели. Монитор у нее стоит справа у стены, то есть к нам они сидят чуть спиной. Да даже , если бы они лицом сидели - не заметно этот нож никак!
В том офисе стояли камеры. Они работали постоянно. Но на них не было ничего видно. Служба безопасности не отреагировала никак. Да и, судя по всему, от службы безопасности в той компании было лишь название.
Короче в тот момент я понимаю, что сейчас меня могут полоснуть по лицу и с этим я один на один.
Я до сих пор не помню точно , что именно я ему в тот момент сказала.
Помню свои мысли - что могло бы успокоить меня в такой ситуации?
Я поставила себя на его место. Меня успокоило бы, если бы в ситуации, когда я не получила то, что хотела, да к тому же и деньги мне мои не отдают, если бы менеджер сказал мне, что сейчас мне все отдадут и извинятся передо мной тысячу раз.
Я ему сказала, что понимаю его негодование, 1000 раз извинилась и сказала, что сделаю все, чтобы он получил свои деньги сегодня. Попросила присесть и дать мне возможность позвонить директору розничной сети, потому что только она сможет ускорить этот процесс.
Когда он услышал слова: директор розничной сети, то он успокоился и опустился на стул.
Я позвонила при нем в центральный офис директору розничной сети, попутно написав ей в коммуникаторе, что у меня проблемный клиент и деньги ему нужно вернуть сегодня. Она попросила позвать его к телефону. Сказала, что он может прямо сейчас подъехать в центральный офис. Он взял свои документы и уехал. В центральный офис за возвратом поехала его (как позднее выяснилось) любовница.
Вся ситуация длилась минут 5-7 от силы.
Как позже оказалось, когда я эту ситуацию рассказывала нашему директору, клиент в черном списке сети, поэтому и договор заключался не на него, а на его спутницу. Клиент женат, а ехать собирался не с женой. В черный список был занесен он, после этой истории и его любовница и жена.
Ну вот почему, если ты вежливо просишь войти в положение, постараться побыстрее, тебе рассказывают про политику компании и до понедельника. А если ты ножом машешь, то пожалуйста и возврат денег сегодня, и политика компании оказывается не обязательная вещь... Как так то???
но своего-то он добился и деньги получил в этот день.