He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха.

He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост

Возможно наиболее захватывающей историей создания какого-либо боевого самолета будет рассказ о так называемом "фольксягере" - "народном истребителе" - самолете задуманном, спроектированном и построенным всего за 90 дней! Идея "фольксягера" родилась в уме начальника "истребительного штаба" Отто Заура - протеже министра вооружений Альберта Шпеера. Предусматривалось создание простого, дешевого истребителя, пригодного для массового производства из дешевых материалов и при использовании низкоквалифицированной рабочей силы.

Типа: рабы из концлагерей быстренько сваяют  в соляных шахтах сотни тысяч дешевых перехватчиков из дерева,а  одноразовые летчики из фолькштурма на фиг посбивают все  бомберы союзников!

Требования были разосланы ведущим авиафирмам 8 сентября 1944 г. Они предусматривали создание одномоторного самолета массой не более 2000 кг с ТРД BMW 003, вооружением из 1-2 30-мм пушек, скоростью 745 км/ч и продолжительностью полета 30 мин. Истребитель предполагалось подготовить к серийному производству до 1 января 1945 г.

He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост
He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост
He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост
He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост
He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост

30 сентября 1944 г. был определен победитель — проект Р. 1073 фирмы «Хейнкель». Самолет представлял собой высокоплан смешанной конструкции (фюзеляж из легкого сплава с деревянным носовым конусом, крыло деревянное с фанерной обшивкой и металлическими законцовками) с двухкилевым оперением. Двигатель устанавливался на фюзеляже за кабиной пилота. К 29 октября была готова конструкторская документация и началась постройка прототипов. Одновременно велась подготовка сборочных линий на заводах «Хейнкель-Норд» в Мариэне, «Юнкерс-Миттельверке» в Нордхаузене, а также предприятии в Хинтербрюле. Предполагалось к апрелю 1945 г. построить 1000 «народных истребителей», а с мая ежемесячно выпускать 2000 машин. Первый опытный He-162V1 вышел на испытания 6 декабря 1944 г.

He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост
He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост

He-162А-1 — небольшая серия (фактически, прототипы) с ТРД BMW 003А-1 и вооружением из двух 30-мм пушек МК 108 (боекомплект 50 снарядов на ствол).


Heinkel He-162А-2 — основной серийный вариант с ТРД BMW 003Е-1. Из-за слишком большой для столь легкого самолета отдачи 30-мм пушки заменены парой 20-мм MG 151/20 (боекомплект 120 снарядов на ствол).


В начале 1945 г. испытывалось несколько прототипов He-162 с другими типами двигателей и измененным вооружением, но ввиду поражения Германии в производство они не попали.

He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост
He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост

Турбореактивный осевой двигатель BMW ООЗЕ-1/Е-2 (на прототипах и первых серийных машинах - BMW 003A-1, на прототипах Не-162М11 и М12 - Jumo 004D) размещался в мотогондоле над фюзеляжем. Он имел семиступенчатый компрессор, 16 камер сгорания с форсунками и одноступенчатую осевую турбину, охлаждаемую воздухом. Впрыск топлива регулировался механически в зависимости от высоты и скорости полета. Режим А - свободные обороты двигателя, S - взлетный, F - полет на высоте до 8000 м, режим М - полет на высоте выше 8000 м. Двигатель развивал тягу 800 кг на взлете и 920 кг на форсаже в течение 30 с.  Для быстрого взлета могли использоваться ракетные ускорители Walter Ri 502, которые крепились на фюзеляже за нишами шасси.

He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост

Вооружение и бронирование. Состояло из двух пушек, размещенных по бокам фюзеляжа. В модификации Не-162А-1 это были 30-мм пушки Rheinmetall-Borsig MK 108 с боезапасом 50 снарядов на ствол, а в модификации Не-162 А-2 - 20-мм пушки Mauser MG 151/20E с боезапасом 120 снарядов на ствол. Гильзы и звенья выбрасывались через отверстия в нижней части фюзеляжа. Перезарядка и спуск у пушек МК 108 электропневматический, у MG 151/20 - электрический.


Планировалась установка и других вариантов вооружения, в том числе неуправляемых ракет 55-мм R4M и 80-мм Panzerblitz. Интересной системой вооружения была SG 118 Rohbloktrommel, состоявшая из трех пусковых установок, каждая из которых представляла пакет из семи стволов с 30-мм снарядами с электрозапалами.

He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост
He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост

Известны лишь единичные случаи, когда реактивные "хейнкели" вступали в бой с самолетами союзников. Первый такой случай был отмечен 15 апреля, когда во время перелета из Людвиглюста в Лекк лейтенант Рудольф Шмитт (Rudolf Schmitt), исполнявший обязанности командира I/JG1, встретился с несколькими английскими "Спитфайрами". 19 апреля несколько Не-162А-2 из I/JG1 поднялись с аэродрома Лекк, чтобы перехватить истребители-бомбардировщики союзников, появившиеся над Шлезвиг-Гольштейном. Вероятно, именно во время этого вылета была одержана первая победа на Не-162, когда фельдфебель Гюнтер Кирхнер (Gunter Kirchner) сообщил по радио, что сбил английский истребитель. Во всяком случае, один из английских пилотов, сбитых и попавших в плен в тот день, утверждал, что был сбит небольшим реактивным истребителем. Сам Кирхнер уточнить обстоятельства своей победы не смог, поскольку уже через несколько минут сам был сбит американским Р-47 и погиб. Он стал единственным пилотом JG1, погибшим в бою на Не-162. На следующий день в ходе боевого вылета был потерян еще один самолет, но произошло это по вине пилота, когда лейтенант Шмитт случайно катапультировался из своего Не-162. 23 апреля тот же Шмитт пытался атаковать английский "Москито", но не смог добиться успеха. 2 мая унтер-офицер Рейхбергер (Reichberger) сбил американский Р-47, а два дня спустя победу, наконец, удалось одержать и лейтенанту Шмитту. 4 мая он на Не-162А-2

He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост

Боевая карьера "народного истребителя" завершилась 8 мая 1945 г., когда английские танки заняли аэродром Лекк. Они обнаружили выстроенные, словно на парад, тридцать один Не-162А-1/А-2 с абсолютно пустыми баками. Еще около десятка "Хейнкелей" находились в ремонте или процессе сборки. Из них британцам досталось одиннадцать Не-162, американцам - четыре машины, французам - семь. В Советский Союз попало две машины из Ростока.

He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост

В Советский Союз пара "сто шестьдесят вторых" была доставлена из Германии во второй половине 1945 года. Следом поступила многочисленная техническая и конструкторская документация. Интересовались Не-162 серьезно и обстоятельно, в России всегда любили дешевую и несложную технику. Присутствие дерева в конструкции самолета такой интерес усиливало, факт запуска реактивного "Хейнкеля" в производство на советских авиазаводах был вполне вероятен.


Как оказалось, последнее предположение было весьма преждевременным. Практически ни один немецкий реактивный самолет не соответствовал основным требованиям, предъявляемым к полноценным боевым машинам. Не был исключением и Не-162. Выяснилось данное обстоятельство после детального конструктивного и летного исследования самолета.

He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост

"Не-162 обладает неудовлетворительными пилотажными качествами, неустойчив в путевом отношении, имеет малый запас продольной устойчивость и поперечную устойчивость, близкую к нейтральной. С аэродинамической точки зрения самолет также оказался не на высоте. Высокая скорость отрыва (230 км/ч против заявляемой фирмой 190 км/ч), большая длина разбега (1350 метров). малая скороподъемность, быстрая потеря скорости при снижении оборотов двигателя. "Фактически все испытательные полеты предпринимались с уменьшенным полетным весом, не превышающим 2750 кг, в то время как нормальный полетный вес для полноценного боевого вылета составлял 2773 кг.


Все выше перечисленные недостатки привели к общему мнению, что полеты на Не-162 следует прекратить. Основной причиной была названа "ненормально большая длина разбега". Один из самолетов передали для проведения аэродинамических исследований в аэродинамическую трубу ЦАГИ Т-101, другой разобрали "по клочкам" в БНТ (Бюро новой техники) ЦАГИ. Абсолютным откровением для советских конструкторов явилась катапульта летчика, действующая от пиропатрона. Отмечалось большое количество порисных конструктивных решений в планере самолета и продуманность технологии, позволяющей изготовлять отдельные агрегаты на заводах- смежниках. В центральной части деревянного крыла, отсек покрытый изнутри специальным клеем являлся баком для горючего. Уборка шасси и закрылков при помощи мощных пружин была признана весьма остроумной.

He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост
He-162  Salamander. Народный истребитель для рейха. Реактивный самолет, Германия, Вторая мировая война, He-162, Длиннопост

Отмечены были и недостатки, например открытие фонаря назад, при котором невозможно было осуществлять запуск и опробование двигателя.


В целом самолет оценивался с конструкторской точки зрения достаточно высоко. Ряд элементов вне всякого сомнения был использован советскими разработчиками реактивных самолетов. Копировать Не-162 однако никто не собирался, ибо еще до окончательной летной оценки "Хейнкеля" советскими летчиками начались успешные полеты реактивных истребителей конструкции Микояна, Лавочкина и Яковлева.

Авиация и Техника

9.3K поста17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

9
Автор поста оценил этот комментарий

Если бы Гитлер из за своей упоротости не гнобил отечественных учёных , исход войны был бы полной жопой для остальных участников .

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

" два дня спустя победу, наконец, удалось одержать и лейтенанту Шмитту. 4 мая он на Не-162А-2.............." - на самом интересном месте! Чем кончилось то? Кто победил, наши?

Автор поста оценил этот комментарий

Сама по себе концепция такого пепелаца интересна.

Пересоьрать бы его на современных рельсах