Единственная известная в истории женщина – командир бронепоезда

Единственная известная в истории женщина – командир бронепоезда Гражданская война, Девушки и армия, Длиннопост

Людмила Наумовна Мокиевская-Зубок (на фото она в черкеске, стоит слева) была незаконнорожденной дочерью дворянки Глафиры Тимофеевной Мокиевской-Зубок, проживавшей в Чернигове, и Наума Яковлевича Быховского, известного публициста-революционера, вначале народника, а потом члена ЦК ПСР.


Училась в частной гимназии (в казённую гимназию её отказались принять как «незаконнорожденную»), где была одной из лучших учениц. В 1912 году поступила в Психоневрологический институт Петербурга, где уже тогда проявилась её откровенная нелюбовь к существующим в России порядкам. Вскоре она заинтересовалась революционной работой и вступила в партию Эсеров-максималистов.


Из воспоминаний Е.И.Гутман, опубликованных в книге «Без них мы не победили бы»:

Революционная борьба сразу захватывает ее. В октябрьские дни 1917 года она отправляется в штаб революции – Смольный, где организуется оборона только что родившейся Советской республики. Мокиевская вступает в отряд Красной гвардии и снова учится – теперь уже военному делу.


В трудные дни декабря 1917 года народный комиссар по военным делам Николай Ильич Подвойский вручает Мокиевской мандат как комиссару по продовольствию, направлявшемуся в Екатеринослав. Работа очень важная и ответственная.


В январе 1918 года рабочие Брянского завода начали строить бронепоезд. Энергичная и решительная девушка, комиссар по продовольствию Мокиевская стала одним из организаторов этой работы. И когда бронепоезд был готов, Людмилу назначили его командиром.


С 25 февраля 1918 года она – командир красного украинского бронепоезда «3-й Брянский» и одновременно комиссар Брянского боевого отряда рабочих Екатеринославщины. Ее бронепоезд сражается с немецкими войсками и гайдамаками Центральной Рады, с белоказаками-красновцами под Царицыном.  


Антонов-Овсеенко, вспоминая этот период, писал: «С февраля 1918 года Мокиевская командир бронепоезда. Ее бронепоезд в течении всего лета 1918 года не выходил из боев. Он участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Ярославле, в обороне Царицына, в боях против гайдамаков, немецких оккупантов и петлюровцев на Украине».


В районе Гадяч-Ромны, а затем у Ромодана бронепоезд Мокиевской прикрывал отход наших частей под давлением наступавших войск германских империалистов на Полтаву. В.А.Антонов-Овсеенко писал об этих боях: «Во время эвакуации ст. Ромодан штабной поезд двинулся по направлению Миргорода под прикрытием бронепоезда доблестной т. Мокиевской, до последнего момента задерживавшей натиск германцев.

Наши части, успешно сражавшиеся на харьковском направлении, оказались отрезанными от основных сил Красной Армии. Тогда бронепоезд Мокиевской прорвался к Харькову и вывел из окружения штаб и оборонявшие город советские войска.

Людмила отличалась хладнокровием в боях, самоотверженностью и героизмом. Она была прекрасным примером для всей команды бронепоезда. Она умела находить верные пути к сердцам бойцов. Ее выступления перед ними всегда отличались революционной страстностью и убежденностью. Слова Людмилы Мокиевской были искренни, правдивы, и потому бойцы так были преданы ей, революционному делу, за которое они боролись, и потому так высока была дисциплина на бронепоезде».


К осени 1918 года бронепоезд "3-й Брянский" оказался настолько потрепан в боевых схватках, что его пришлось отправить на ремонт в Нижний Новгород, на Сормовский завод. Ремонт затянулся, и Мокиевская настояла, чтобы ей дали другой бронепоезд. По данным, сохранившимся в Центральном архиве Советской Армии, 22 ноября 1918 года она стала командиром бронепоезда №3 «Власть советам». В.А.Антонов-Овсеенко писал в Центробронь об этом периоде работы Людмилы Наумовны: «Тов. Мокиевская, командуя бронепоездом №3, проявила выдающиеся боевые качества, постоянно держала команду в строгом порядке, все боевые распоряжения выполняла неукоснительно с полным самообладанием».


В феврале 1919 года  Мокиевская одновременно стала ещё и комиссаром. Нужно учесть, что само сочетание должности командира и комиссара было тогда явлением редким и потому свидетельствует о большом политическом доверии, оказываемом бывшей эсерке.



Командир бронепоезда "Власть Советам" в феврале 1919 года.

Единственная известная в истории женщина – командир бронепоезда Гражданская война, Девушки и армия, Длиннопост

По прибытию в начале 1919 года бронепоезд был придан в оперативное подчинение 13-й армии и вёл бои в Донбассе. Деникинская армия рвалась к Луганску. Обстановка была весьма напряженная, требовала сосредоточения всех сил. Туда и был переброшен бронепоезд №3 «Власть Советов».


Особенно жестокие бои разгорелись за узловую станцию Дебальцево, которая несколько раз переходила из рук в руки. 23-летняя Людмила Мокиевская погибла 9 марта 1919 года в бою под Дебальцево. В один из боев из замаскированного укрытия был выпущен вражеский снаряд. Он ударил в будку машиниста, где в это время была Людмила. Её похоронили в Купянске при большом скоплении народа. После прихода белых в Купянск труп Людмилы Мокиевской был вырыт и выброшен на свалку в овраг. Захоронили её заново лишь после возвращения красных.


http://picturehistory.livejournal.com/217240.html

Лига историков

13.5K поста50.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

8
Автор поста оценил этот комментарий
Что вы за люди блять такие??? Один вдул бы, второму пососать..
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это всё правда круто, но название круче всего. Единственная в истории женщина, и та машинист. Да что ж ты будешь делать...

Автор поста оценил этот комментарий
правила приема в казенные и частные гимназии были одинаковыми, незаконнорожденных брали и туда, и сюда, никаких ограничений не было. Незаконнорожденные дети любых городских сословий были, по своему сословному статусу, просто мещанами - то есть им можно было учиться где угодно.
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Интересная статья, спасибо. Впрочем, конец, закономерный, кто на передовой, рано или поздно попадает в пекло из которого не вылезти.
ещё комментарий