Боевая "Машка".

Боевая "Машка". Железная дорога, Тепловоз, М62, Длиннопост
Боевая "Машка". Железная дорога, Тепловоз, М62, Длиннопост

М62 (венг. motormozdony — тепловоз, локомотив, 6-осный, 2-го типа) — советский грузо-пассажирский тепловоз, выпускавшийся на Луганском тепловозостроительном заводе с 1965 года.

В 1961 году Венгерские железные дороги закупили у шведской фирмы  20 тепловозов мощностью 1950 л. с., которым дали обозначение M61. Советское руководство было очень недовольно, когда узнало об этой покупке.

На Луганский тепловозостроительный завод был отправлен приказ разработать тепловоз в габарите европейских ЖД для колеи 1435 мм с мощностью силовой установки 2000 л. с.

В Венгрии тепловоз получил обозначение серии М62, которое стало применяться и в Советском Союзе вместо запланированного ТЭ112 (что нетипично для наших железных дорог).

В результате, исходя из перечисленных требований, был спроектирован односекционный, двухкабинный, шестиосный, фактически - грузопассажирский тепловоз, который в целом получился несколько более лёгким (нагрузка на ось 19,4 тс), чем основная продукция завода того времени - тепловозы серии ТЭ3. Кузов тепловоза был выполнен в габарите европейских железных дорог 02-ВМ. Ширина кузова 2950 мм.

К концу 1963 г. чертежи были разработаны и выданы в производство. В апреле-мае 1964 г. были построены два опытных образца - тепловозы М62-1 и М62-2.


Первые опытные тепловозы М62 №№1, 2 предназначались для испытаний и эксплуатационной проверки в СССР. Они имели колёсные пары колеи 1524 мм, были оборудованы автосцепками СА-3 и т.д. Эти два тепловоза по своей конструкции несколько отличались от строившихся впоследствии серийных М62 (даже по внешнему виду - форма лобовой части кузова похожа скорее на 2ТЭ10Л).

Боевая "Машка". Железная дорога, Тепловоз, М62, Длиннопост

На тепловозе установили дизель 14Д40, который ранее на луганских машинах практически не применялся. Дизель 14Д40 (12ДН23/30) производства Коломенского тепловозостроительного завода - двухтактный, 12-цилиндровый, с двухрядным V-образным расположением цилиндров, прямоточной клапанно-щелевой продувкой и комбинированной двухступенчатой системой наддува. При номинальной частоте вращения вала 750 об/мин развивает мощность 2000 л.с. (1470 кВт). Имея такую же мощность, как и дизель 2Д100 тепловоза ТЭ3, 14Д40 был значительно легче и компактней последнего.

Тяговый генератор - ГП-312, постоянного тока, с независимым возбуждением и принудительной вентиляцией. Вместе с дизелем образует дизель-генераторный агрегат 14ДГ, смонтированный на главной раме. Передача мощности - постоянного тока.

Боевая "Машка". Железная дорога, Тепловоз, М62, Длиннопост
Боевая "Машка". Железная дорога, Тепловоз, М62, Длиннопост

Большинство остальных узлов, агрегатов и вообще конструкционных решений нового тепловоза (тяговые электродвигатели ЭД-107, вспомогательные электрические машины, электрическая аппаратура, компрессор КТ-7, секции холодильника, аккумуляторные батареи и многое другое оборудование) были перенесены на М62 с тепловозов ТЭ3, которые в тот период в больших количествах производились на Луганском заводе, и 2ТЭ10Л, серийное производство которых здесь только что началось.


Экипажная часть с трёхосными челюстными тележками и опорно-осевым подвешиванием ТЭД также, в целом, мало чем отличалась от ТЭ3 последних выпусков и 2ТЭ10Л, однако здесь были внесены некоторые изменения, чтобы обеспечить возможность работы на колее как 1435, так и 1524 мм. Кроме того, тележки экспортных М62 были выполнены с четырьмя тормозными цилиндрами и двухсторонним нажатием колодок. Конструкционная скорость - 100 км/ч.

Боевая "Машка". Железная дорога, Тепловоз, М62, Длиннопост

В Польше он получил индекс ST44, в ГДР V 200(BR 220) , в ЧССР Т679.1 (781), в КНДР — К62, на Кубе — 61.6. Тепловоз также поставлялся в МНР в двухсекционной модификации под индексом 2М62М.


С 1970 года тепловозы этой серии (с номера 1003) стали строиться для эксплуатации на железных дорогах колеи 1520 мм Советского Союза. Часть локомотивов, построенных для Советских ЖД, предназначались для эксплуатации на колее 1435 мм в приграничных районах.

Боевая "Машка". Железная дорога, Тепловоз, М62, Длиннопост

ДМ62 - специальная модификация тепловоза М62, изначально предназначенная для работы в составе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).


Ещё в начале работ по созданию БЖРК встал вопрос о выборе типа автономного локомотива для тяги спецпоездов.

В 1982 г. специально для этих целей на заводе был создан односекционный тепловоз на базе М62. Он получил заводское обозначение ДМ62, однако на самих тепловозах на номерной табличке буква "Д" не ставилась. Номерной ряд локомотивов продолжил нумерацию М62 (с №1724). С 1982 г. начался выпуск тепловозов ДМ62 небольшими партиями.


На тепловозах ДМ62 установлен дизель-генератор 3-14ДГУ2.

Применено многое из того, что впоследствии появилось на М62У: бесчелюстные тележки, автоматический пуск дизеля, главные резервуары объёмом 250 л, увеличен запас песка с 600 до 700 кг (но топливный бак остался объёмом 3900 л) и др.

По внешнему виду ДМ62 легко отличить от обычных М62 выпуска 1970-1976 г.г. также по унифицированным ("квадратным") буферным фонарям (на большинстве машин) и регулируемому путеочистителю.

Но главное - ДМ62 значительно отличаются от других "Машек" исполнением электрической схемы, кроме того, в связи со специфическим назначением локомотива, на нём был установлен ряд специального оборудования.

Боевая "Машка". Железная дорога, Тепловоз, М62, Длиннопост

В частности, тепловозы ДМ62 оборудовались системой, позволявшей управлять с одного поста несколькими локомотивами, распределёнными по длине состава (по схемам "тепловоз-тепловоз" или "тепловоз-вагоны-тепловоз"). Была предусмотрена возможность работы в 2, 3 или 4 тяговых единицы, при этом запуск дизеля и контроль за его работой на ведомых тепловозах осуществляют наблюдатели, находящиеся на каждом из них, а на пульте управления расположены сигнальные лампы работы дизеля и контроля нагрузки тягового генератора 2, 3, 4-го тепловозов. Данная система (фактически - СМЕ, только более сложная) функционирует с помощью кабельных соединений, розетки которых смонтированы в торцевой плате панели ПССУ (панель секционирования, связи и управления). Такие панели установлены на лобовой части кузова тепловоза ("коробки" под номерной табличкой), аналогичные торцевые платы имеются на вагонах спецпоезда.

В кабине управления тепловоза в отсеке рабочего стола устанавливалась фильтро-вентиляционная установка (ФВУ), предназначенная для снабжения 3-х членов лок.бригады очищенным воздухом (к ней подсоединяется патрубок с клапанами для подключения противогазов). В кузове, в районе шахты холодильника был установлен электрический котёл обогрева и циркуляционный водяной насос с электродвигателем. Для закрытия окон в дизельном помещении и тамбурах предусматривались светомаскировочные щиты. Всё электрооборудование было выполнено с учётом требований повышенной надёжности.


В общей сложности, в период 1982-1994 г.г. на заводе было изготовлено 154 тепловоза серии ДМ62 (№№1724-1877). Поступали они в ведение Министерства Обороны.

Боевая "Машка". Железная дорога, Тепловоз, М62, Длиннопост

Как известно, БЖРК базировались на территории СССР в трёх местах: ст. Дровинки (под Костромой), пос. Бершеть (Пермская обл.) и пос. Гладкое (Красноярский край). В зависимости от места службы, тепловозы носили на себе трафареты "СЕВ ж.д.", "СВЕРД ж.д." и "КРАС ж.д." Кроме того, по некоторым данным, свои ДМ62 имелись в Плесецке, а также на некоторых учебных полигонах РВСН...

В 1980-е г.г. практиковалось следующее: тепловозы ДМ62, отработав в частях с БЖРК около трёх лет, передавались из ведения Министерства Обороны в "народное хозяйство", как правило - на железные дороги общего пользования МПС.

Поскольку "Военные Машки" являются сравнительно новыми, а значит, надёжными локомотивами, большинство из них эксплуатируется в пассажирском движении.

Известны также факты продажи тепловозов ДМ62 крупным промышленным предприятиям и частным перевозочным компаниям.

15 августа 2005 г. в России был снят с боевого дежурства последний БЖРК, в связи с чем к настоящему времени практически все "военные" тепловозы ДМ62 уже сменили своих хозяев...

Боевая "Машка". Железная дорога, Тепловоз, М62, Длиннопост

В 1990-е годы, когда поставка новых тепловозов из Луганска на железные дороги России практически прекратилась, появились проекты модернизации существующего парка дизельных локомотивов РЖД. В 1994-1995 г.г. ВНИИЖТом совместно с ВНИТИ и Коломенским заводом был разработан проект комплексной модернизации двух основных типов тепловозов РЖД - ТЭ10 и М62. Базовой идеей модернизации стала замена на этих локомотивах штатных двухтактных дизелей, соответственно 10Д100 и 14Д40, которые морально устарели и не отвечали (уже давно) требованиям по экономичности, надёжности и ремонтопригодности, на четырёхтактные коломенские дизеля типа Д49, которые, в свою очередь, пройдя длительный и болезненный процесс доводки, уже имели высокий уровень надёжности и широко применялись на железнодорожном транспорте.

Модернизированный тепловоз, получивший обозначение 2М62К, подвергся всесторонним испытаниям, в ходе которых каких-либо органических недостатков выявлено не было (хотя, конечно же, просторней в тепловозе не стало).

В течении следующих нескольких лет аналогичной модернизации подверглись несколько тепловозов 2М62У Октябрьской дороги: №№0141, 0147, 0150, 0154, 0192, 0201 (получили обозначение 2М62УК). Но дальше этого дело не пошло...

В Венгрии, Латвии и Литве некоторые тепловозы при капитальном ремонте (КР) и модернизации получили дизели «Caterpillar», более мощные, чем стоявшие ранее 14Д40. Таким тепловозам присвоены новые серии 2М62УС и 2М62УМ (Латвия) или 2М62М (Литва).

В Северной Корее часть тепловозов серии М62 была переделана в электровозы. Также в Азербайджане 2М62У-0168 был переделан в электровоз с использованием электрооборудования от электровозов серии ВЛ8М.

Боевая "Машка". Железная дорога, Тепловоз, М62, Длиннопост

Уже более трёх десятилетий тепловозы семейства М62, что называется, верой и правдой служат отечественным железным дорогам, перевезя за это время бессчётное количество грузов и пассажиров. Несмотря на то, что большинство из них уже выработало свой ресурс, эти достаточно простые, надёжные и неприхотливые машины продолжают бегать. Так что ещё не один год можно будет встретить столь узнаваемый силуэт "Машки" на железных дорогах России, а также Белоруссии, Украины, Литвы и Латвии...

Боевая "Машка". Железная дорога, Тепловоз, М62, Длиннопост

Источник-в основном,

википедия.

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчиков

Добавить пост
1
Автор поста оценил этот комментарий

Как же я кайфовал от того, как эта дура заводилась !!!

Автор поста оценил этот комментарий

Странно, у венгров и в музее Машка с одним номером... Кто-то из них врёт. Полагаю, что врут венгры, откуда бы они могли взять предпромышленный образец)

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Принимал участие в съёмках фильма "Вне расписания"
Автор поста оценил этот комментарий
У нас в Латвии почти все 2м62у модернизировали в 2м62ум. Сегодня на ТО как раз пришла одна из нескольких оставшихся У-шек, и "помидор" УМ тоже тут стоит.
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий
У всех своя "Машка"
Иллюстрация к комментарию