БЕСКУНАК

Живу и работаю я в Казахстане. Здесь когда-то с моими друзьями мы выпустились из школы и разъехались по всему Союзу. Но связь поддерживаем. Вот и в этот апрель навестил меня бывший одноклассник со своим сыном. Отец охотой не увлекался, а вот Дмитрий прямо горел от желания побывать со мной на вечерней зорьке. Время было подходящее, охота разрешена, а ехать до разливов надо было не более 30-35 километров. Собрались мы с парнем быстро, вывели из гаража мотоцикл, и в дорогу. Для машины дорога была более чем неподходящая, а вот на двухколёсном добрались до места где-то за час. Уже когда мы выезжали, начал подниматься сильный ветер, но мы в азарте сборов внимания на него не обратили. На скорую руку соорудили себе два «скрадка» и стали ждать. А ветер становился всё сильнее и сильнее, и достиг такой силы, что когда полетели утки, то против ветра они двигались еле-еле. Нам это было на руку – можно было спокойно соблюдать охотничий закон и стрелять только селезней. К моему удивлению парнишка стрелял прилично, и вскоре нашими трофеями стали с десяток «крякашей» и чирков. Злоупотреблять мы не стали, да и темнеть стало быстро. На юге ведь как: сейчас светло, а через десять минут тьма непролазная. Собрались, сложились и.… А мотоцикл не заводится. Сначала подумали на аккумулятор, попробовали завести с хода, но опять облом. Решили проверить карбюратор, а как тут проверять, когда уже полная темнота. Оставалось проситься на ночлег к аборигенам. Километра полтора толкали мотоцикл, чуть не проскочили мимо, но всё-таки на юрты вышли. Приняли нас радушно, с общением проблем не возникло: хозяин прилично говорил по-русски, да и мои шесть лет изучения языка в школе не пропали бесследно. Хозяйка сразу же разожгла самовар, нарвала на скатерть лепёшек, в блюдечке выставила варёный сахар. Хозяин, довольно пожилой аксакал, сел вместе с нами почаёвничать. Сели мы, поджав под себя ноги. Мне-то это без проблем, а вот спутник мой бедный просто замучился.

Хозяйка залила большой заварной чайник, предварительно обдав его кипятком и насыпав туда с полпачки чая, выждала немного, а потом плеснула чуть-чуть в пиалу, вылила из неё в чайник, а уж потом налила в пиалу чая и топлёного молока и протянула мне. А вот моему юному другу она налила сразу, что его очень расстроило. «Геннадий Петрович! Это что, вам из уважения пиалу сполоснули, а я молодой, и так обойдётся?!». Пришлось объяснить ему суть процедуры. Просто хозяйка перемешала содержимое чайника, ведь казахи кипяток в пиалу не доливают! Успокоился парень. Спросил я у аксакала, - «Это что, Бескунак начался?». «Он самый. Дней пять теперь дуть будет». Прихлебнул из пиалы и спросил: « А хотите, я расскажу вам о происхождении этой непогоды? Почему это происходит почти в одно и то же время?» Мы пили чай, грелись, ну и как нам было не послушать. И вот рассказ старика.

«Давно это было. Тогда ещё наша степь на жузы делилась. Большой жуз, средний и малый. Сильно враждовали жузы между собой. Да и в самих жузах между родами единства не было. Боялись люди друг друга, не доверяли. В любом пришельце врага подозревали. И вот однажды, в такой вот весенний день, ветер застал в пути пять очень бедных казахов. Они были настолько бедны, что ни у одного из них не было даже лошади. А ветер был как и сегодня с севера, но со снегом и песком. Валить стал людей с ног, кружить. Сбились они с пути, погибать стали. И тут к их радости сквозь метель разглядели впереди юрты. Проситься стали к людям, в тепло. Но отказали им во всех четырёх юртах. А ветер всё крепчал, да и мороз не отставал от него. Попытались путники прибиться в кошару к скоту, но вышел чабан с ружьём и прогнал. Сбились бедняги в тесный кружок, прижались друг к другу, да и затихли. Так их утром и увидели кочевники. По мусульманскому обычаю похоронили несчастных в тот же день, и в тот же день откочевали с этого проклятого места. Но не было этому роду удачи ни на новом месте, ни на каком другом. До седьмого колена висела над ними вина за содеянное. А в назидание другим родам Аллах повелел ветрам пять дней каждую весну напоминать людям об обязанности быть людьми. И нет в степи ни одной юрты, ни одного дома, где бы ни приютили запоздавшего путника». Аксакал замолчал и протянул жене пустую пиалу. Я тоже молчал, покорённый напевным говором старика. А Дима, убаюканный рассказом, утомлённый трудным днём, уже давно сладко посапывал.

Как мы и предполагали, засорился жиклёр. Ветер стихать и не думал, разве что немного повысилась температура. Но ехать нам было практически по ветру, так что он нам даже в помощь. Распрощались с гостеприимными хозяевами, оставили им селезня и чирка, а с собой забрали эту историю.

А «бес кунак» переводится с казахского как «пять гостей»!


Честно стырено отсюда: https://www.proza.ru/2015/05/17/1757

Пикабушники Казахстана

7.3K постов9.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Пост должен иметь хоть какое то отношение к Казахстану!



За что у нас банят:

Неадекватное поведение

Необоснованный мат

Оскорбления

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
10
Автор поста оценил этот комментарий

ТС лукавит:

1) Степь и сейчас на Жузы (сотня, режущее остриё, лицо, крыло войска) поделена, никуда это не ушло и не уйдет. Не потому что это плохо и пережитки прошлого и т.д. как думают не понимающие сути явления люди. А в первую очередь, это родословная и таким образом исстари казахи стараются избегать близкородственного скрещивания.

2) Жузы между собой не воевали, не доверяли друг другу, соперничали, не приходили на помощь - это да. Вооруженных столкновений не было. Стычки были между родами внутри жуза за пастбища.

3) Бесқонақ длиться 10 дней (8-18 апреля). По 2 дня на гостя.

раскрыть ветку (12)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Я извиняюсь, но история не моя, о чем я в конце и написал, дав ссылку. Просто начаться должен на днях, я информацию об этом искал и наткнулся. Стало интересно - решил опубликовать

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Жузы не были дружелюбны друг к другу, читала что средний и младший порубились из-за башкиров. Младшие напали на башкиров и гнали их до средних. Башкиры попросили защиты и средние защитили их. Как видите средний жуз даже не подумал что казахи друг другу ближе чем башкиры. И до сих пор нет единства у казахов. Да во всем тюркском мире, если уж на то пошло.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

да что говорить. Единства нет у многих народов.

Автор поста оценил этот комментарий
И опубликовано на Пикабу было ранее.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Где?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Просто поверь на слово.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ссылку в студию. А то пиздежом попахивает

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Хм... Это я по второму разу на этот пост пришел) Думал в горячем читаю. Пардоньте.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну и плюс допустим что по началу так и было что жузы враждовали, но это было бы в те времена когда ни чабанов с ружьём ни аллаха в наших степях не было )
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
по началу так и было что жузы враждовали
Вражды между Жузами не было никогда, иначе бы это сохранилось в словесной истории казахов которая очень древняя, а такого там нет. Есть многие другие вещи, например стычки между родами внутри одного Жуза за скот и пастбища. Но вот чтобы Жуз воевал с Жузом и вырезали друг друга, там такого нигде нет. Ибо было нельзя вообще, категорически. Любые непонятки решались сходкой Бийев вышеупомянутых Жузов на вербальной основе - договорняке.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да я в курсе, я же пишу допустим) я сам казах
1
Автор поста оценил этот комментарий
Зашла, думала , напишу. Опередил. Но всё верно.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку