Башни проспекта Мира. Часть 2.

В продолжении  темы

Стоит отметить, что ширина улицы изначально была достаточной даже для советских планов, однако она, по свидетельствам современников, использовалась не самым лучшим образом. По центру были трамвайные рельсы и опоры контактной сети, а по краям вдоль тротуаров тянулись узкие газоны. Оставшаяся часть улицы была покрыта грубым булыжником.

Вид с Мещанской на Сухареву башню:

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

Многие из особняков на фото сохранились до наших дней:

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост
Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

Интересно, что в 30-е годы XX века американцы из компании "Сибрук" положили асфальт на этой улице прямо на булыги. Предполагалось, что проблем это не вызовет, так как слой был приличный, а для обретения прочности дорогу полностью перекрыли на две недели.

Каток американской компании Buffalo Springfield, много они укатали асфальта в Москве в то время:

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

Один из первых гудронаторов, на ручной тяге и открытом огне. Как латали дыры 100 лет назад, так и сегодня латают:

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

В итоге уже через два года историческая мостовая взяла верх над заокеанскими хвалеными технологиями. Проблемой, как ни удивительно, стала разница климатических условий Вашингтона и Москвы. В 1935 уже своими силами удалось привести улицу в порядок. Ее разровняли – срезали горки, засыпали впадины. Да так, что в некоторых местах тротуары опустились на целый метр, превратив полуподвальные этажи в полноценные первые. Кроме этого, трамвайная ветка была перенесена на 2-ю Мещанскую улицу – ныне улица Гиляровского.

Мещанская улица уже ближе к Виндавскому (Рижскому) вокзалу:

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост
Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

Уже в следующем году 1936 стартовала крупная реконструкция, потому как было принято окончательное решение о том, что Всесоюзная Сельскохозяйственная выставка пройдет не в Коптеве, а в Останкине. Этот объект станет главным советским вектором развития магистрали. Многое тут будет связано с сельскохозяйственной деятельностью. К примеру, Сухаревские площади — Малая и Большая – будут переименованы в Колхозные, а вскоре неподалеку выстроится здание министерства сельского хозяйства.

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост
Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

Станция метро проспект Мира открыта в 1952:

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

О значимой роли ВСХВ в формировании будущей магистрали говорит еще один интересный объект. Проспект начинался с двух откровенно декоративных башен, открывающих застройку по обеим сторонам. В 1938 году эти башни пристроили к углам старых домов. В то время их украшала дата 1939 – год открытия выставки. Возобновление работы ВСХВ после войны повлекло за собой перестройку башен и замену даты открытия на 1954 год. К сожалению, одна из них была уничтожена в 1997 году при реконструкции здания.

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

Еще в 1995 году башни были в полном составе:

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост
Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

Сегодня только одна:

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

Изначально грандиозная выставка должна была открыться в 1937 году, для реконструкции магистрали был всего год. И если участок 1-й Мещанской улицы еще более-менее был приведен в должный вид, то Ярославское шоссе никак не соответствовало парадному и торжественному облику выставки. Асфальт 1-й Мещанской сменялся здесь грунтовкой, кое-где имевшей булыжное или щебеночное покрытие. Об инженерных сетях, освещении шоссе и прочих городских удобствах даже речи быть не могло. Но была проблема и посерьезнее: прежде чем взобраться на мост через Николаевскую железную дорогу, необходимо было протиснуться между двух водонапорных башен. Расстояние между ними — около 15 метров.


Крестовские водонапорные башни были построены в конце XIX века для первого в Москве (и в России) водопровода. До постройки канала имени Москвы в 1937 году он был главным источником питьевой воды для москвичей.

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост
Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

Площадь Виндавского вокзала:

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

На момент их постройки вода была гораздо нужнее городу, чем какая-то пропускная способность. А вот уже в 30-х годах XX века воду можно было брать из канала имени Москвы, а направление, ведущее на главную выставку страны, не могло проходить через такие "песочные часы".

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

Кстати, очень интересен автомобиль, как сегодня скажут, коммунальных служб на переднем плане. Это знаменитая "полуторка" ГАЗ ММ в модификации ПУ — подметатель улиц, надо полагать)

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

Башни снесли, и путь был открыт. Почти. Оставалось только перебраться через Николаевскую железную дорогу.

Башни проспекта Мира. Часть 2. Москва, История, Проспект мира, Мещанская, Башни, Длиннопост

Таким образом, Ярославское направление похоронило под собой четыре исторические башни, одна осталась жива и выглядит сегодня несуразно. Вскоре появится еще одна, но это уже совсем другая история.


Автор: Александр Капков

ВМоскве

2.8K постов4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Не нарушать основные правила Пикабу

2. Ненормативная лексика не воспрещается, однако и не поощряется.

3. Оскорбления людей запрещены в любой форме.

4. Яростное обсуждение политики возбраняется. Для этого есть тэг "политика".

Автор поста оценил этот комментарий

Башни чем то похожи на Гродненские  Башни "Кася" и "Бася"