Как добывают нефть за Полярным кругом (часть 2)
Начало здесь: Как добывают нефть за Полярным кругом (часть 1)
Также важно отметить, тем более в год экологии, что наши нефтяники всё больше думают об экологии, чем о своём счастье. Так, например, нефтепроводы были спроектированы так, чтоб даже для оленей они были совсем не препятствием. Именно поэтому они расположены на высоте 5 метров, а ширина перехода составляет около 150‑200 метров.
После того, как мы осмотрели буровую установку, нам показали Центральный пункт сбора нефти (ЦПС), резервуарный парк и операторскую.
1я очередь ЦПС мощностью по нефти 0,4 млн тонн и Приемо-сдаточный пункт (ПСП) на Новопортовском месторождении были построены в 2012 году. В 2016 году им в компанию были построены 2я очередь ЦПС и ПСП. Кстати, до конца этого года будет запущена Установка комплексной подготовки газа (УКПГ). Она позволит подготавливать попутный нефтяной газ (ПНГ) для использования в качестве топлива на ГТЭС. Проектная производительность УКПГ составит более 7 млрд м3 газа в год, общая мощность - 256 МВт.
Насосная станция пожаротушения
Резервуары для хранения нефти объёмом 5 000 м3 каждый
Нефть мы добыли, а что дальше? Что касается дальнейшей отгрузки нефти отсюда была выбрана история с отгрузкой её по морю через Мыс Каменный, так как ближайший трубопровод был расположен в 700 километрах от месторождения, а это сильно далеко, но тянуть свой до него экономически было не выгодно.
До побережья нефть с месторождения доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км. Первая попытка отправки нефти морским путём зимой (ведь важно, чтоб эта тема была круглогодичная) была успешно апробирована ещё 2011 году с помощью проводки атомного ледокола из порта Сабетта до Мыса Каменного. На основании этого было принято решение построить в этих краях в акватории Обской губы единственный в мире терминал, расположенный в пресных водах за Полярным кругом - нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Первая же отгрузка с него состоялась 25 мая 2016 года. Между прочим, команду на запуск терминала дал Президент РФ Владимир Путин. На данный момент, созданная на месторождении и на берегу Обской губы инфраструктура позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год. Более подробно про это уникальное сооружение я расскажу в следующий раз.
Что с экологией тут всё в порядке видно невооруженным взглядом. Вот птички, например, здесь устроили себе семейное гнёздышко.
Продуктом труда этой станции является подготовленная обводненная нефтегазовая эмульсия. Сырьё сюда приходит с температурой около 19 °С, плотностью 800 кг/м3 и средней обводненностью (или отсутствием воды) 9,2 %. Здесь эту жидкость доводят до товарной кондиции, т.е. она уже соответствует следующим параметрам: по обводненности - 0,03 %, плотностью - 832 кг/м3 и температурой - 40-45 °С. После соответствующей подготовке наша нефть по системе трубопроводов отправляется на ПСП мыс. Каменный, где уже далее грузится на танкера.
А вот и та самая строящаяся Газотурбинная электростанция Новопортовского месторождения, гроза всех факелов Нового Порта! Её мощность будет составлять 96 МВт и она станет одной из крупнейших на полуострове Ямал. Её энергии хватит, как удовлетворить потребности самого месторождения, а также ПСП на Каменном мысе, инфраструктуру терминала «Ворота Арктики», так и близлежащие поселки. Новая ГТЭС (вместе с запущенной установкой комплексной подготовки газа (УКПГ)) сможет полезно утилизировать более 98 % всего сжигаемого сейчас в факелах попутного нефтяного газа (ПНГ). Ай, да молодцы, опять один позитив про нашу промышленность! Сырьем для будущей электростанции будет, как природный, так и попутный нефтяной газ, добываемый на месторождении.
В настоящее время электроснабжение проекта осуществляется с помощью газопоршневых и дизельных генераторов.
Насосная внешней перекачки нефти
Оперативный узел учёта нефти. Здёсь замеряется её количество и качество перед отправкой на ПСП.
Что касается нефти, которая здесь добывается, то и она сама по себе уникальна. Причём новопортовская нефть даже выделена в отдельный сорт - Novy Port. Эта нефть относится к категории легких, серы в ней меньше, всего около 0,1 %, что её и выгодно отличает от более известных, таких эталонных марок, как Brent или наша Urals. Кроме того, нефть Novy Port практически безводная и отличается низким содержанием всяких примесей, а это значит, что она практически не требует дополнительной подготовки, в этом и весь секрет почему она так желанна для нефтеперерабатывающих заводов. Вот и мы не удержались и отлили себе чуть-чуть :).
Большое спасибо всей пресс-службе ПАО «Газпром нефть» за столь увлекательное и познавательное путешествие!
Ваш Промблогер №1 в России Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу